Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время вредит здоровью. Он влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Цельмоей работы: исследовать влияние компьютера на здоровье школьника, и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komputer_5_kl.doc | 177.5 КБ |
kompyuter2.ppt | 267.5 КБ |
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ
(Тюменская область)
город окружного значения Сургут
администрация города
Департамент Образования и Администрации города Сургута
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Исследовательский проект
Тема: «Компьютер и здоровье школьника»
Автор: Хайбуллина Анастасия, ученица 5 «В»
Руководитель проекта: Яковлева Татьяна Александровна
Сургут
2012
Содержание
2.2.. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером …………………. 5
3. Практическая часть …………………………………………………………………… 6
3.1. Анкетирование …………………………………………………………………… 6
3.2. Анализ результатов …………………………………………………………………. 7
3.3. Реализация профилактических мероприятий …………………………………….. 9
4. Заключение ……………………………………………………………………………. 9
5. Литература …………………………………………………………………………….. 11
6. Приложение …………………………………………………………………………… 12
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде компьютера много споров. К сожалению, компьютер порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу...
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время вредит здоровью. Он влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Гипотеза: я предполагаю, что школьники, соблюдающие нормы работы за компьютером дома и в школе, могут сохранить свое здоровье.
Объект исследования: здоровье школьника.
Предмет исследования: влияние компьютера на здоровье школьника.
Цель моей работы: исследовать влияние компьютера на здоровье школьника, и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Анкетирование, математическая обработка данных.
2. Теоретическая часть
Я постаралась показать негативное влияние компьютера на здоровье подростка и дать полезные советы по безопасной работе на компьютере.
2.1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение в течение длительного времени;
Воздействие электромагнитного излучения монитора;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов кистей;
Стресс при потере информации.
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз и другие болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Длительная работа за компьютером негативно влияет, прежде всего, на позвоночник. Ощущение боли в спине знакомо многим пользователям. Долгое нахождение в одной позе приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и ее отсутствию на другие. Неправильная осанка вызывает сильное растяжение мышц, поддерживающих позвоночник. В результате у школьников диагностируется искривление позвоночника и разрушение межпозвонковых дисков (остеохондроз).
В сидячем положении нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Это может привести к появлению грыжи межпозвонковых дисков. Позвоночник – это основа организма, и проблема с ним может привести к нарушению деятельности различных органов и систем. Возможно расстройство нервной системы и двигательного аппарата, головные боли, снижение аппетита, ухудшение деятельности органов дыхания, замедление кровообращения, проблемы с пищеварением, а также болезни вен и суставов.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека до конца не изучен. Результаты исследований противоречивы, но то, что монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации), общеизвестно. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не могут. Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у подростка, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.
Воздействие на зрение
Ухудшение зрения – проблема многих людей, а особенно тех, кто много времени проводит за компьютером. Мы постоянно смотрим картинки, видео, читаем тексты разного шрифта. Глаза мгновенно реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. А это огромная нагрузка на глаза. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, чрезмерно большая яркость его) усугубляют ситуацию.
Основные жалобы при длительной работе за компьютером: усталость глаз, краснота, слезотечение, жжение, скребучесть, чувство, что что-то попало в глаз. Обычно мы моргаем двадцать раз в минуту, слезоточивые железы при этом увлажняют роговицу. Неподвижно глядя на экран, мы моргаем в три раза реже. Глаз становится «сухим», что ведет к снижению остроты. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет соблюдение основных правил гигиены зрения.
Перегрузка суставов кистей рук
Неправильное положение руки при работе за компьютером приводит к онемению, слабости, в подушечках пальцев «бегают мурашки». Это приводит к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Данное заболевание характерно для людей таких профессий, как чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств. Сто-двести лет назад это было профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к перегрузке суставов кистей рук, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски даже самых лучших фирм могут сломаться, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку – и в результате – потеря информации, что может привести к стрессу.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в эндокринной, иммунной системах организма
2.2.. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
Основные правила гигиены зрения
Комфортное рабочее место
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Гимнастика для глаз
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
3. Практическая часть
3.1. Анкетирование
Я проводила анкетирование среди учеников 8 классов. Опрошено учеников. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику.
Анкета
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 часов и более
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет;
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2 часа; в) 4 часа и более
2.Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
3.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
3.2. Анализ результатов
Я провела анкетирование среди учащихся 8 классов. Всего было опрошено 53 человека. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:
Время работы за компьютером
Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что от 1-2 часа сидят за компьютером 16 человек (30,2% ), от 2 до 4 часов – 20 человек (37,7%), от 6 часов и более -17 человек (32%).
Психологические симптомы
В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер?
38 детей() пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 15 детей (%) - не испытывают зависимости.
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером – 18 детей (33,9%)ответили, что можно сидеть за компьютером до 1-го часа, до 2-х часов -31 человек 58,4(%) и 4 человека (7,5%) от 2 часов и более.
Гимнастику для глаз делают 15 человек(28,3%) из числа опрошенных, 11 человек(20,7%) – иногда, 27 человек (50,9%) ответили отрицательно.
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 7 человек (13,2% )ответили, что знают, 41 человек (73,2%)ответили – нет, 5-ти (9,4%) все равно, какое влияние оказывает компьютер на здоровье.
Устают глаза при работе с компьютером у 6 человек (11,3%), у 45 человек 84,9(%) глаза не устают, а 4 человека (7,5% )не придают значения этому.
Мониторинг заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров
По данным медосмотра наблюдается тенденция снижения роста заболеваемости органа зрения, опорно-двигательной системы.
год | Заболеваемость детей | |||
Нарушение осанки | Снижение зрения | |||
2010 2011 | По ОУ | В 8-х кл. | По ОУ | В 8-х кл. |
183 (26,9%) | 21 (28,4%) | 180 (26,5%) | 22 (31,8%) | |
148 (21,6%) | 19 (27,5%) | 169 (24,6%) | 21 (30,4%) |
3. 3. Реализация профилактических мероприятий
Была проведена лекция «Вред и польза компьютера» с приглашением специалиста Бюджетного учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Юнона», розданы классным руководителям рекомендации при работе за компьютером и комплекс упражнений для глаз, позвоночника, кисти рук.
Оформлен общешкольный стенд «Компьютер. «За» и «против».
4. Заключение
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может привести к ухудшению здоровья.
Компьютер - не средство для развлечения, а помощник в обучении.
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
1. 28,4% учеников заботятся о здоровье своих глаз систематически, делая зарядку.
2. 20,7% учеников делают зарядку для глаз не систематически.
3. 92% учащихся знают нормы работы за компьютером, но из них 32% не соблюдают их.
4. 13,2% учащихся знают, какую угрозу представляет компьютер здоровью.
5. 9,4% учащихся не задумываются о вреде компьютера на здоровье подростка.
Почти у каждого школьника есть дома компьютер, но не все знают, какой вред наносит компьютер здоровью подростка, поэтому перед родителями и школой стоит задача: усилить разъяснительную работу по здоровьесберегающим технологиям при работе с компьютером.
Гипотеза подтвердилась – школьники, соблюдающие нормы работы за компьютером дома и в школе, сохраняют и укрепляют свое здоровья, но, к сожалению, 52 процента обучающихся не заботятся о своем здоровье.
Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и приводит к нарушению деятельности различных органов и систем. Возможно расстройство нервной системы и двигательного аппарата, головные боли, снижение аппетита, ухудшение деятельности органов дыхания, замедление кровообращения, проблемы с пищеварением, а также болезни вен и суставов.
Проводя исследования я выяснила, что у 15,1% опрошенных проявляются подобные симптомы, а 7,5% не придают значение этому. По данным медосмотра у учащихся школы не наблюдается рост заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы. Я могу предположить, что это связано с тем, что
- учащиеся знают и соблюдают нормы работы за компьютером;
- в школе уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям.
В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В рамках работы я подготовила рекомендации для учащихся при работе на компьютере, комплекс упражнений для глаз, позвоночника, кистей рук.
Я получила новые знания при изучении литературы.
Литература
1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г.
2. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.
3. Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22
4. Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г.
5. WWW.Mednovosti. ru
6. WWW.Inopressa. ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации при работе на компьютере
Гимнастика для глаз
(комплекс упражнений профессора Э. Аветисова)
Упражнение № 1
Смотрите на конец пальца вытянутой вперед руки, расположенной по линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не станет «двоиться». Повторите 6-8 раз.
Упражнение № 2
Отведите правую руку в сторону. Не поворачивая головы, следите глазами за перемещением пальца слева направо. Выполните то же с левой рукой. Повторите 5-6 раз.
Упражнение № 3
Плотно закройте и откройте глаза. Повторить 5- 6 раз с интервалом 30 секунд.
Упражнение № 4
Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. Повторить 3-4 раза с небольшим интервалом.
Упражнение № 5
Энергично моргать в течение 1- 2 минут.
Упражнение № 6
Выставить руку на расстояние 25-30 сантиметров от глаз, перевести взор на кончик пальца этой руки и смотреть на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.
Примечание: Тем, кто пользуется очками, нужно выполнять упражнения, не снимая их.
Упражнения для пальцев рук
Упражнения для позвоночника
Любимое яичко
10 осенних мастер-классов для детей
Тигрёнок на подсолнухе
Хитрость Дидоны
Белый лист