Представляю вам работу Наумова Данила учащегося 11а класса “Платоновы тела”.В работе раскрывается интереснейшая тема геометрии – правильные многогранники, которые мало изучаются в школьной геометрии.
В работе тема проанализирована в нескольких аспектах: математическом, историческом и философском. Рассмотрено её отражение в различных областях искусства.
Как удачу исследователя следует отметить междисциплинарный подход, который делает эту работу интересной не только математику. В исследованиях перекликаются верные и ошибочные философские точки зрения на геометрию многогранников, с математической стороны изложена замечательная теорема Л. Эйлера, в историческом плане представлен взгляд на данную тему Архимеда, Евклида, Платона.
Хочется отметить удачный поиск изображения правильных многогранников в искусстве и архитектуре. Представлены работы художников различных времен от эпохи возрождения до современной европейской живописи.
Работа отличается высокой степенью самостоятельности, что проявилось в поисках материала, подборе задач, создании слайдов для презентации.
Оригинальные задачи с интересными решениями еще одна изюминка работы.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya.ppt | 2.26 МБ |
proekt.docx | 24.22 КБ |
Слайд 1
Правильные выпуклые многогранники Платоновы телаСлайд 2
Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук. Л. Кэрролл
Слайд 3
Правильный тетраэдр Рис. 1 Рис. 2 Куб (гексаэдр)
Слайд 4
Правильный икосаэдр Рис. 3 Рис. 4 Правильный октаэдр
Слайд 5
Правильный додекаэдр Рис. 5
Слайд 6
пришли из Древней Греции, в них указывается число граней: «эдра» грань; «тетра» 4; «гекса» 6; «окта» 8; «икоса» 20; «додека» 12. Названия многогранников
Слайд 7
Правильные многогранники в философской картине мира Платона
Слайд 8
«Космический кубок» Кеплера Модель Солнечной системы И. Кеплера Рис. 6
Слайд 9
Икосаэдро-додекаэдровая структура Земли Икосаэдро-додекаэдровая структура Земли Рис. 7
Слайд 10
Правильный многогранник Число граней вершин рёбер Тетраэдр 4 4 6 Куб 6 8 12 Октаэдр 8 6 12 Додекаэдр 12 20 30 Икосаэдр 20 12 30 Таблица № 1
Слайд 11
Правильный многогранник Число граней и вершин (Г + В) рёбер (Р) Тетраэдр 4 + 4 = 8 6 Куб 6 + 8 = 14 12 Октаэдр 8 + 6 = 14 12 Додекаэдр 12 + 20 = 32 30 Икосаэдр 20 + 12 = 32 30 Таблица № 2
Слайд 12
Сумма числа граней и вершин любого многогранника равна числу рёбер, увеличенному на 2. Г + В = Р + 2 Формула Эйлера Число граней плюс число вершин минус число рёбер в любом многограннике равно 2. Г + В Р = 2
Слайд 13
Сальвадор Дали «Тайная вечеря»
Слайд 14
Правильные многогранники и природа Феодария ( Circjgjnia icosahtdra ) Рис. 8
Слайд 15
Геометрия в жизни (многогранники)
Слайд 16
Александрийский маяк
Слайд 17
Висячие сады Семирамиды
Слайд 18
Галикарнасский мавзолей
Слайд 19
Египетские пирамиды
Слайд 20
Храм Артемиды Эфесской
Слайд 21
Башня Сююмбике
Слайд 22
Корпус физического факультета КГУ
Слайд 23
Мечеть Кул-Шариф
Слайд 24
Никольский собор
Слайд 25
Спасская башня Кремля
Слайд 26
Геометрия в Благодарном Благодарненский элеватор
Слайд 27
Храм Александра Невского
Слайд 28
МБОУ «СОШ №1»
Пример коллективного проекта учащихся 11 класса:
“Влияние математики на формирование личности”.
Проект информационный. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации, её анализ и обобщение фактов. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательские и становиться их частью. Проект осуществлялся в три этапа:
1 этап – изучение литературы, использование поисковых систем Интернет по проблеме исследования;
2 этап – разработка анкет, проведение опросов. Использование компьютерных программ для создания и тиражирования информации.
3 этап – сбор и обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение теоретических и практических материалов исследования. Работа с компьютерными программами обработки информации, создание презентации.
Паспорт проекта
1. Название: “Влияние математики на формирование личности”.
2. Руководитель проекта: Тибайкина Н.А
3.Авторы: учащиеся 11 класса
4. Проект выполняется в рамках предметного элективного курса “Решение задач повышенной сложности по алгебре и геометрии”.
5. Проект затрагивает вопросы истории математики, психологии, философии, социологии.
6. Рассчитан на 14–15 лет, 9–11 класс.
7. Тип проекта: исследовательский и информационный. Внутри классный, краткосрочный.
8. Цель проекта: Изучить значение математики в жизни человека, её влиянии на качества человека, повысить интерес к математике и её изучению. Развить общие учебные навыки.
9. Задачи проекта:
1. Изучить цели математического образования.
2. Познакомиться с основами математического образования.
3. Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности?
4. Изучить высказывания учёных, политиков, философов о значении математики.
5. Развить навыки самостоятельной работы с текстом, с анкетой, навыков общения, умения анализировать и систематизировать полученные данные.
6. Сформировать приёмы критического мышления, умения проводить оценку и самооценку делать выводы.
10. Предполагаемые продукты проекта: социологические опросы, письмо школьникам, презентация.
11. Этапы работы:
1. Определение целей работы и путей их достижения, форм и методов работы.
2. Сбор информации по теме.
3. Работа в творческих группах, обработка результатов, промежуточные итоги.
4. Подготовка и проведение круглого стола.
5. Обсуждение результатов, подготовка презентации.
12. Распределение ролей:
1. Фотосъёмка: Блохин В.
2. Компьютерная обработка данных опроса: Наумов Д., Субботин Д.
3. Обработка опросов, составление статистических таблиц, предварительные итоги.
Творческие группы:
1. Рукосуева М., Василенко А., Матвеева Ю.
2. Дервяга Е., Рыженков А.
3. Мнение великих людей о математике: Сасин А.
4. Художники: Звездилина И., Лагунова Ю.
5. Анализ статей периодической печати: Макаренко О., Сычев И., Фараджев О.
6. Опрос учителей: Рукосуева М., Миронов Н.
7. Составление опросных листов, личное мнение по теме и опрос родителей: каждый ученик 11а класса.
8. Опрос учащихся 10-го класса: Тибайкина Н.А.
9. Представление проекта: Наумов Д.
13. Необходимое оборудование:
1. Компьютер. Программа Microsoft Word, Рower Point.
2. Ксерокс.
Методы сбора информации по проекту:
Методы обработки информации:
Изучение опросных листов.
Аннотация проекта.
Древнегреческий философ Платон сказал, обращаясь к своему ученику: “Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен ко всем наукам в природе?”
Он же заметил: “Было бы не плохо, если бы лиц, занимающих высшие государственные должности, приучали заниматься математикой и в нужных случаях к ней обращаться”
Ему вторил через много веков М.И. Калинин (с 1938–1945 председатель Президиума Верховного Совета СССР): “Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”.
Наверное, хотя бы один раз в своей жизни каждый ученик задавал себе вопрос: зачем мне изучать математику? Научился считать и достаточно!
В своей исследовательской работе наша группа попыталась ответить на этот вечный вопрос всех учеников.
50 лет тому назад в 1956 году состоялась в Женеве международная конференция по математическому образованию, на которой была принята Рекомендация конференции министрам народного просвещения.
В ней сказано: “Математическое образование есть благо, на которое имеет право каждое человеческое существо, каковы бы ни были его национальность, пол, положение и деятельность”.
Цель нашего проекта: Понять назначение математики в жизни человека, её влияние на качества человека. Повышение интереса к математике и её изучению. Развитие общих учебных навыков.
Достигая эту цель, мы решали следующие задачи:
1. Изучили цели математического образования.
2. Изучили высказывания великих людей о значение математики, их мнение о влиянии её на человека.
3. Провели и проанализировали опрос родителей, учителей, учащихся других классов
4. Проанализировали собственные мнения
Провели круглый стол с обсуждением данного вопроса, и написали письмо ученикам, идущим за нами.
Как это получилось, судить вам по данному проекту.
Итоговое занятие (круглый стол) представляет третий этап работы над проектом
(Методическая разработка)
Основная дидактическая цель:
Ответить на вопрос: Каково значение математики для каждого отдельно взятого человека?
Обучающие цели:
1. Исследовать, обобщить и систематизировать представления о значении математики, о её влиянии на личные качества человека.
2. Пополнить запас исторических научных знаний учащихся, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.
Развивающие цели:
1. Развитие навыков поиска, обработки и представления информации; коммуникативных умений.
2. Формирование аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции.
Воспитательные цели:
1. Формирование целостной картины знаний, путем использования межпредметных связей по математике, информатике, философии и искусству.
2. Способствовать выявлению личностных качеств учащихся, реалистичной самооценки своих возможностей.
3. Формирование значимости коллективной и индивидуальной работы;
Занятие начинается: используется мультимедийный проектор. Тема на экране.
Смена слайдов по управляющей кнопке.
На 1 этапе – мотивации, идет эмоциональный настрой: На экране слова великих людей о математике.
Вопрос: А что для вас математика? Просят ответить на этот вопрос на заранее подготовленных анкетных листах. (По первым буквам слова МАТЕМАТИКА)
2 этап занятия – обработка информации. Работа в группах.
Домашние задание спросить у родителей, учителей, знакомых: что они помнят из математики, чем помогла им математика. Найти заметки на эту тему. Опрос 10-го класса. На этом этапе необходимы инструментальные программы ИКТ:Microsoft Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Word.
Обработанные материалы представлены в виде диаграмм.
Начинается следующий этап занятия представление и обсуждение результатов. Почему так получилось?
На этом можно подвести итоги. Выполнить задуманный приём рефлексии, но элективный курс позволил нам продолжить работу над данной темой ещё 1 урок. Так как была постоянная смена видов деятельности усталости не было никакой.
Представляю вам работу Наумова Данила учащегося 11а класса “Платоновы тела”. В работе раскрывается интереснейшая тема геометрии – правильные многогранники, которые мало изучаются в школьной геометрии.
В работе тема проанализирована в нескольких аспектах: математическом, историческом и философском. Рассмотрено её отражение в различных областях искусства.
Как удачу исследователя следует отметить междисциплинарный подход, который делает эту работу интересной не только математику. В исследованиях перекликаются верные и ошибочные философские точки зрения на геометрию многогранников, с математической стороны изложена замечательная теорема Л. Эйлера, в историческом плане представлен взгляд на данную тему Архимеда, Евклида, Платона.
Хочется отметить удачный поиск изображения правильных многогранников в искусстве и архитектуре. Представлены работы художников различных времен от эпохи возрождения до современной европейской живописи.
Работа отличается высокой степенью самостоятельности, что проявилось в поисках материала, подборе задач, создании слайдов для презентации.
Оригинальные задачи с интересными решениями еще одна изюминка работы.
Данная работа имеет не только учебную-познавательную ценность, но и учит анализировать, систематизировать, обобщать материал. Она может служить пособием на уроках геометрии, МХК, истории.
Исследовательская работа “Платоновы тела” ученика 11а класса Наумова Данила продолжила развивать тему математики как части общечеловеческой культуры.
Далее ребята задавали Данила вопросы, и перешли к следующей части занятия.
Этап рефлексии: Чем помог данный проект его участникам?
Напишите письмо к учащимся других классов.
Эффектная точка была поставлена ребятами, работающими над презентацией. Они представили на экране много высказываний о математике. Занятие закончилось.
Мы представляли проект на 1 научно-практической конференции в школе, где он занял 1 место.
Главные итоги работы я увидела на экзамене по геометрии, который сдавали 18 человек из 22. Не было страха, есть уверенность, умение аргументировать и логически выстроить рассказ.
Предлагаемый мною опыт актуален по следующим причинам:
Приложение 1
Циклограмма учебного процесса
Этапы деятельности уч-ся | Постановка проблемы | Выдвижение гипотез - путей решения. Деление на группы | Планирование деят-ти. Выбор форм продукта | Подготовка продукта | Выбор формы презентации | Подготовка презентации | Презенация | Самооценка и само анализ | ||||
Сбор информации | Структурирование информации | Изготовление продукта | Оформление продукта | |||||||||
Долгосрочный (год) проект | Сентябрь - октябрь Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы | Октябрь Составление развернутого плана работы | Ноябрь - декабрь | Декабрь - февраль Проведение исследования | Март Подготовка чистового варианта | Апрель Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада | Май Защита | |||||
В течение проектной недели | До начала проектной недели | 1-ый день | 2-3-й дни | 3-4-й дни | 5-й день | |||||||
Проект, выполняемый на уроках | 1-ый урок | Неделя между 1-м и 2-м уроками | 2-й урок | Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками | 3-4-й уроки (спарен-ные) | - | ||||||
Мини-проект | 1-й урок (в числе двух спаренных) 0 - 20-я минуты | 1 - 2-й уроки 20 - 50-я минуты | 2-й урок (в числе 2-х спаренных) | |||||||||
50-70-я минуты | 70-80-я минуты |
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Воздух - музыкант
Рисуем домики зимой
"Разделите так, как делили работу..."