В своей работе я рассматриваю ряд таких задач, причём в первоначальном варианте их было всего два типа, та, что я привела выше, и аналогичная, но в ней цена товара уменьшалась на n% и ещё раз на n%. Затем мною были разобраны ещё три типа задач. В каждой из них было доказано, что итоговое изменение цены не находится обычным суммированием. Кроме того были выведены формулы для нахождения такого изменения. Эти формулы позволяют находить итоговое изменение цены в задачах такого рода, не выполняя подробного решения, ускоряя таким образам решение. А в заключительной части работы приведена сводная таблица, позволяющая определять итоговое изменение цены товара в задачах такого рода.
Вложение | Размер |
---|---|
vandyak_anastasiya_issledovatelskaya_rabota.docx | 61.72 КБ |
prezentaciya.pptx | 686.59 КБ |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЁЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
IX ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: информационные технологии, математика
Тема: ««Хитрые» задачи на проценты»
Автор: Вандяк Анастасия Ивановна
Научный руководитель: Столбова Фаина Витальевна
Место выполнения работы: МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой
2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………….………...……..3
Раздел 1. Методика проведения исследования………………………………….……..…4
Раздел 2. Результаты исследования…………………..……………………….………….13
Раздел 3. Выводы и рекомендации …………………………………...............................14
Литература………………………………………………………………………….……...… 14
Приложение 1…………………………………………………………………………………15
Приложение 2…………………………………………………………………………………16
Введение
Одно из самых замечательных изобретений человечества – проценты. Тема «Проценты» весьма актуальна. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Слово «процент» происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает «со ста». Проценты дают возможность легко сравнить между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому очень распространены и не только в математике.
Очень широко начали использовать проценты ещё в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше – уже вавилонские ростовщики умели находить проценты (но они считали не «со ста», а «шестидесяти», так как в Вавилоне пользовались шестидесятеричными дробями).
Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом «cento» (сто) и писали его сокращенно – сtо. В 1685 году в Париже была напечатана книга – «Руководство по коммерческой арифметике», где по ошибке наборщик вместо сtо набрал %. Вот после этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание. Иногда применяют и более мелкие доли целого – тысячные, то есть десятые части процента. Их называют промилле (от латинского «с тысячи») и обозначают ‰.
Идея провести исследование возникла у меня на индивидуально – групповых занятиях «Развитие математических способностей» при решении задачи, аналогичной задаче 11. Мне показалось интересным выяснить, а есть ли ещё задачи, в которых так же на первый взгляд ответ кажется очевидным, но неверным? И после некоторых размышлений такие задачи нашлись. Вероятно, при некотором желании, можно найти ещё ряд таких задач, но я остановилась на выбранных.
Чтобы убедиться в своей правоте, я провела небольшой опрос среди учащихся 6-х, 7-х, 8-х классов МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой и среди родителей своих одноклассников, предложив им ряд задач и получила такую картину.
Ответы учащихся
Ответили верно | Ошиблись | Не знаю | |
Задача 11 | 10 уч.-ся (25%) | 22 уч.-ся (55%) | 8 уч.-ся (20%) |
Задача 14 | 12 уч.-ся (30 %) | 20 уч.-ся (50%) | 8 уч.-ся (20%) |
Задача 21 | 10 уч.-ся (25%) | 22 уч.-ся (55%) | 8 уч.-ся (20%) |
Всего | 32 уч.-ся (27%) | 64 уч-ся (53%) | 24 уч.-ся (20%) |
Ответы родителей одноклассников
Ответили верно | Ошиблись | Не знаю | |
Задача 11 | 20 чел. (57%) | 11 чел. (32%) | 4 чел. (11%) |
Задача 14 | 19 чел. (55%) | 12 чел. (34%) | 4 чел. (11%) |
Задача 21 | 18 чел. (52%) | 13 чел. (37%) | 4 чел. (11%) |
Всего | 57 чел. (54%) | 36 чел. (35%) | 12 чел. (11%) |
Итак:
Тема работы: «хитрые» задачи на проценты.
Объект исследования: проценты и итоговое изменение цены товара в «хитрых» задачах
на проценты.
Предмет исследования: зависимость итогового изменения цены от её последовательного повышения или понижения на некоторое число процентов.
Гипотеза исследования: итоговое изменение цена товара не находится простым суммированием.
Цель исследования: установить, как именно находится итоговое изменение цены, если её несколько раз повысить или же несколько раз понизить.
Задачи исследования:
- изучить научно-популярную литературу по данной теме;
- рассмотреть решение 28 «хитрых» задач на проценты;
- сравнить и проанализировать полученные результаты;
- оформить результаты в виде таблицы;
- сделать выводы.
Методика проведения исследования
При проведении исследования было рассмотрено решение 28 однотипных задач на проценты, которые я разбила на пять частей, в них я привела и разбор конкретных задач и решение в общем виде. Хочу подчеркнуть, что итоговое изменение цены во всех задачах я нахожу в процентах. Кроме того проанализировав решение и, сравнив полученные ответы, сделала некоторые выводы. Причём в работе рассмотрела для простоты случаи, когда цена товара выражалась круглым числом, что для исследования не существенно, так как далее проводились вычисления в общем виде.
Итак, рассмотрим часть 1.
Часть1, задача 11.
Цена товара сначала повысилась на 10 %, а потом понизилась на 10 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 100 рублей?
Если цена товара повысилась сначала на 10%, то товар стал стоить 100+100:100*10=110(р.)
А так как затем цена понизилась на 10%, то цена стала 110-110:100*10=99(р.)
Итак, мы видим, что первоначальная цена уменьшилась на 1 рубль, то есть на 1 % по сравнению с первоначальной.
Задача 12.
Цена товара сначала повысилась на 10 %, а потом понизилась на 10 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 200 рублей?
Если цена товара повысилась сначала на 10%, то товар стал стоить 200+200:100*10=220(р.)
А так как затем цена понизилась на 10 %, то цена стала 220-220:100*10=198(р.)
А значит, мы видим, что первоначальная цена уменьшилась на 2 рубля, но 2 рубля это 1 % от первоначальной цены товара.
Задача 13.
Цена товара сначала повысилась на 10 %, а потом понизилась на 10 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 300 рублей?
Если цена товара увеличилась сначала на 10%, то товар стал стоить 300+300:100*10=330(р.)
А так как затем цена понизилась на 10%, то цена стала 330-330:100*10=297(р.)
И в этой задаче, мы видим, что первоначальная цена уменьшилась, но на 3 рубля, а это составляет 1 % от первоначальной.
Задача 14.
Цена товара сначала повысилась на 10 %, а потом понизилась на 10 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 400 рублей?
Если цена товара повысилась сначала на 10%, то товар стал стоить 400+400:100*10=440(р.)
А так как затем цена понизилась на 10%, то цена стала 440-440:100*10=396(р.)
И опять, первоначальная цена уменьшилась, теперь на 4 рубля, то есть на 1 % от первоначальной.
Таким образом, анализируя решение и ответы к этим пяти задачам мы видим, что цена товара, если её вначале повысить на 10%, а потом понизить на 10%, уменьшается в итоге на 1% по сравнению с первоначальной.
Теперь проведем вычисления в общем виде, пусть Х р. - первоначальная цена товара. Тогда Х+Х:100*10= Х+0,1Х=1,1Х (р.)- цена товара после повышения на 10 %.
А 1,1Х -1,1Х:100*10=1,1Х - 0,11Х =0,99Х (р.)- цена товара после понижения на 10 %.
Но Х> 0,99Х, значит, цена товара понизилась, причем Х-0,99Х=0,01Х, то есть на 1 %.
Посмотрим, что получится, если цена товара будет меняться на 20%.
Задача 15.
Цена товара сначала повысилась на 20%, а потом понизилась на 20%. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 100 руб.?
Если цена товара повысилась сначала на 20%, то товар стал стоить 100+100:100*20=120(р.)
А так как затем цена понизилась на 20%, то цена стала 120-120:100*20=96(р.)
Итак, мы видим, что первоначальная цена уменьшилась на 4 рубля, то есть на 4%.
Задача 16.
Цена товара сначала повысилась на 20 %, а потом понизилась на 20 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 200 руб.?
Если цена товара повысилась сначала на 20 %, то товар стал стоить 200+200:100*20=240(р.)
А так как затем цена опустилась на 20 %, то цена стала 240-240:100*20=192(р.)
А это значит, что первоначальная цена уменьшилась на 8 рублей, то есть на 4 %.
Задача 17.
Цена товара сначала повысилась на 20%, а потом понизилась на 20%. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 300 руб.?
Если цена товара повысилась сначала на 20%, то товар стал стоить 300+300:100*20=360(р.)
А так как затем цена опустилась на 20%, то цена стала 360-360:100*20=288(р.)
И в этой задаче, мы видим, что первоначальная цена уменьшилась на 12 рублей, т. е. на 4%.
Таким образом, сравнивая решения и ответы уже к этим трём задачам, мы видим, что цена товара, если её вначале повысить, а потом понизить на 20 % уменьшается в итоге на 4 %.
А теперь проведём вычисления в общем виде. Пусть Х р. - первоначальная цена на товар.
Получим Х+Х:100*20= Х+0,2Х=1,2Х (р.)- цена товара после повышения на 20 %.
И 1,2Х -1,2Х:100*20=1,2Х - 0,24Х =0,96Х (р.)- цена товара после понижения на 20 %.
Но Х> 0,96Х, значит, цена товара понизилась, причем Х-0,96Х=0,04Х, то есть на 4 %.
Рассмотрим задачу, в которой изменение цены происходит на 30 %
Задача 18.
Цена товара сначала повысилась на 30 %, а потом понизилась на 30 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной, если она была 100 руб.?
Если цена товара повысилась сначала на 30%, то товар стал стоить 100+100:100*30=130(р.)
А так как затем цена опустилась на 30%, то цена стала 130-130:100*30=91(р.)
Итак, мы видим, что первоначальная цена уменьшилась на 9 рублей, то есть на 9 %.
А теперь проведём вычисления в общем виде. Пусть Х р. - первоначальная цена на товар.
Тогда Х+Х:100*30= Х+0,3Х=1,3Х (р.)- цена товара после повышения на 30 %.
А 1,3Х -1,3Х:100*30=1,3Х - 0,39Х =0,91Х (р.)- цена товара после понижения на 30 %.
Но Х> 0,91Х, значит, цена товара понизилась, причем Х-0,91Х=0,09Х, то есть на 9 %.
Эти задачи объединяет то, что цена на некоторый товар вначале повышается, а затем понижается.
Во второй части работы рассмотрим измениться или нет, и если изменится, то как, цена товара если сначала она будет понижаться, а потом повышаться на одно и то же число процентов.
Проведём вычисления сразу в общем виде.
Часть2, задача 21.
Сначала цена на товар понизилась на 10 %, а через год новая цена повысилась на 10 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной?
Пусть Х р.- первоначальная цена товара.
Тогда Х-0,1Х=0,9Х (руб.)- цена после понижения на 10 %.
А 0,9Х+0,1*0,9Х=0,9Х+0,09Х=0,99Х(руб.)-цена после повышения на 10 %.
Но 0,99Х < Х на 0,01Х, то есть цена уменьшилась на 1 %.
Задача 22.
Сначала цена на товар понизилась на 20 %, а через год новая цена повысилась на 20 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной?
Итак Х-0,2Х=0,8Х (руб.)-цена после понижения на 20 %.
А 0,8Х+0,2*0,8Х=0,8Х+0,16Х=0,96Х(руб.) - цена после повышения на 20 %.
И так как 0,96Х < Х, то мы видим, что цена изменилась (уменьшилась) на 4 %.
Задача 23.
Сначала цена на товар понизилась на 30 %, а через год новая цена повысилась на 30 %. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной?
Х-0,3Х=0,7Х (руб.)
0,7Х+0,3*0,7Х=0,7Х+0,21Х=0,91Х(руб.)
0,91Х < Х на 0,09Х, т. е. цена уменьшилась на 9 %.
Итак, мы видим, что неважно «повысилась-понизилась» или «понизилась-повысилась» цена, результат оказывается одним и тем же, цена товара в итоге уменьшается. Найдём формулу для вычисления изменения цены товара в таких задачах.
А для этого проведём вычисление итогового изменения цены товара в процентах в общем виде.
Пусть Х(р)-первоначальная цена товара, n%-изменение цены, тогда Х+Х:100*n=Х+0,01Хn (руб.)- цена после повышения на n %.
(Х+0,01Хn) –(Х+0,01Хn)*0,01n =Х+0,01Хn-0,01Хn- (0,01n)2 Х=Х-(0,01n)2 Х (руб.)-цена после понижения на n %.
Х- (Х-(0,01n)2 Х)= Х- Х+(0,01n)2 Х= (0,01n)2 Х (руб.)- изменение цены в рублях.
[(0,01n)2 Х]*100:Х=(0,01n)2 *100=0,01n2 =(0,1n)2 –изменение цены в процентах.
То есть, мы получили формулу N=(0,1n)2 для вычисления изменения цены товара в процентах, а А=(0,01n)2 Х - формула для вычисления изменения цены в рублях.
В задачах 11-14 видим N=(0,1*10)2 %=1 % - итоговое изменение цены.
А в задачах 15-17 видим N=(0,1*20)2 %=4 % - итоговое изменение цены.
И, наконец, в задаче 18 получаем N= (0,1*30)2 %=9 % -итоговое изменение цены.
Полученные нами выводы можно применить и проверить их справедливость на примере такой задачи.
Задача 23
Цена на товар вначале была повышена на 15 %, а затем снижена на 15 %. Найти, как изменилась она по сравнению с первоначальной, если товар стоил 120 рублей?
Согласно полученным нами формулам цена изменится на А=(0,01n)2 Х рублей.
В нашем случае А=(0,01*15)2*120=2,7(руб.)
Или 120*0,15=18(руб.)-повысилась цена,
120+18=138(руб.)-стала цена,
138*0,15=20,7(руб.)-понизилась цена,
138-20,7=117,3(руб.)- стала цена,
120-117,3=2,7(руб.) – изменилась цена.
И N=(0,1n)2 %-изменение цены в процентах. В нашей задаче N =(0.1*15)2 =2,25 (%).
Или 2,7:120*100=2,25 (%).
Мы видим, что наши формулы справедливы, прекрасно работают и дают возможность быстро получить нужный результат.
А теперь проведём вычисления в общем виде для случая, когда цена «понизилась- повысилась».
Пусть Х (р)-первоначальная цена товара, n %-изменение цены, тогда Х-0,01Хn (руб.)- цена после понижения на n %.
(Х-0,01Хn)+(Х-0,01Хn)*0,01n =Х-0,01Хn+0,01Хn- (0,01n)2 Х=Х-(0,01n)2 Х (руб.)-цена после повышения на n%.
Х- (Х-(0,01n)2 Х)= Х- Х+(0,01n)2 Х= (0,01n)2 Х (руб.)- изменение цены в рублях.
[(0,01n)2 Х]*100:Х=(0,01n)2 *100=0,01n2 =(0,1n)2 –изменение цены в процентах.
То есть, мы опять получили ту же формулу N=(0,1n)2 для вычисления изменения цены товара в процентах, а А=(0,01n)2 Х - формула для вычисления изменения цены в рублях.
Часть3, задача 31.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 10 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар стоил 100 р.?
100+0,1*100=110(р.)-стоил товар после 1-го повышения
110 +0,1*110=121(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
121-100=21(р.) –повысилась цена товара, но 21р. составляют 21 % от 100 рублей
Задача 32.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 10 %, затем ещё на 10%. На сколько процентов она повысилась всего, если товар этот стоил 200 р.?
200+0,1*200=220(р.)-стоил товар после 1-го повышения
220 +0,1*220=242(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
242 -200=42(р.) –повысилась цена товара, но 42 р. составляют 21 % от 200 рублей
Задача 33.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 10 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар этот стоил 300 р.?
300+0,1*300=330(р.)-стоил товар после 1-го повышения
330 +0,1*330=363(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
363 -300=63(р.) –повысилась цена товара, но 63 р. составляют 21 % от 300 рублей
Мы видим, что при повышении цены дважды на 10 % итоговое повышение составит 21 %.
Задача 34.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 20 %, затем ещё на 20 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар стоил 100 р.?
100+0,2*100=120(р.)-стоил товар после 1-го повышения
120 +0,2*120=144(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
144 -100=44(р.) –повысилась цена товара, но 44 р. составляют 44 % от 100 рублей
Задача 35.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 20 %, затем ещё на 20 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар этот стоил 200 р.?
200+0,2*200=240(р.)-стоил товар после 1-го повышения
240 +0,2*240=288(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
288 -200=88(р.) –повысилась цена товара, но 88 р. составляют 44 % от 200 рублей
Задача 36.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 20 %, затем ещё на 20 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар этот стоил 500 р.?
500+0,2*500=600(р.)-стоил товар после 1-го повышения
600 +0,2*600=720(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
720 -500=220(р.) –повысилась цена товара, но 220р. составляют 44 % от 500 рублей
Мы видим, что при повышении цены дважды на 20 % итоговое повышение составит 44 %.
Посмотрим, как изменится цена товара, если она повысится сначала на 30 %, затем ещё на 30%? Для этого решим ещё одну задачу.
Задача 37.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 30 %, затем ещё на 30 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар стоил 100 р.?
100+0,3*100=130(р.)-стоил товар после 1-го повышения
130 +0,3*130=169(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
169 -100=69(р.) –повысилась цена товара, но 69 р. составляют 69 % от 100 рублей.
Занесём полученные данные в таблицу.
10% | 2*10%+(0.1*10)2%= 21% |
20% | 2*20%+(0,1*20)2%=44% |
30% | 2*30%+(0,1 *30)2%=69% |
Можно предположить, что при повышении цены 2 раза на одну и ту же процентную ставку итоговое повышение составит 2n+(0,1n)2 % .
Проверим наше предположение, решив ещё одну задачу, в которой цена будет повышаться на 50%.
Задача 38.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 50 %, затем ещё на 50 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар стоил 100 р.?
100+0,5*100=150(р.)-стоил товар после 1-го повышения
150 +0,5*150=225(р.) – стал стоить товар после 2-го повышения
225 -100=125(р.) –повысилась цена товара, но 125 р. составляют 125 % от 100 рублей. Из нашего предположения вытекает, что при повышении цены дважды на 50 %, итоговое повышение должно составить 2n+(0,1n)2 , т.е. 2*50+(0,1*50)2=125 %. Наше предположение подтвердилось.
Проведём вычисления в общем виде.
Итак, x р. – была цена товара, на n % -она повысилась дважды. Найдём итоговое повышение.
X+0,01nx=x(1+0,01n)(р.) -стоил товар после 1-го повышения x(1+0,01n)+0,01nx(1+0,01n)=x+0.01nx+0,01nx+(0,01n)2x=x+2*0,01nx+(0,01n)2x(р.) -стал стоить товар после 2-го повышения
x+2*0,01nx+(0,01n)2x-x=2*0,01nx+(0,01n)2x(р.) - повысилась цена товара (итоговое повышение в рублях)
(2*0,01nx+(0,01n)2x):x *100=2n+(0,1n)2 (%) -итоговое повышение в процентах.
Часть 4, задача 41.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 10 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?
100-0,1*100=90(р.)-стоил товар после 1-го понижения
90 -0,1*90=81(р.) – стал стоить товар после 2-го понижения
100-81=19(р.) –понизилась цена товара, но 19 р. составляют 19 % от 100 рублей
Задача 42.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 10 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар этот стоил 200 р.?
200-0,1*200=180(р.)-стоил товар после 1-го понижения
180 -0,1*180=162(р.) – стал стоить товар после 2-го понижения
200-162=38(р.) –понизилась цена товара, но 38 р. составляют 19 % от 200 рублей.
Задача 43.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 20 %, затем ещё на 20 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?
100-0,2*100=80(р.)-стоил товар после 1-го понижения
80 -0,2*80=64(р.) – стал стоить товар после 2-го понижения
100-64=36(р.) –понизилась цена товара, но 36 р. составляют 36 % от 100 рублей
Задача 44.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 20 %, затем ещё на 20 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар этот стоил 200 р.?
200-0,2*200=160(р.)-стоил товар после 1-го понижения
160 -0,2*160=128(р.) – стал стоить товар после 2-го понижения
200-128=72(р.) –понизилась цена товара, но 72 р. составляют 36 % от 200 рублей
Задача 45.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 30 %, затем ещё на 30 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?
100-0,3*100=70(р.)-стоил товар после 1-го понижения
70 -0,3*70=49(р.) – стал стоить товар после 2-го понижения
100-49=51(р.) –понизилась цена товара, но 51 р. составляют 51 % от 100 рублей.
Полученные результаты занесём в таблицу.
10% | 2*10%-(0.1*10)2%= 19% |
20% | 2*20%- (0,1*20)2%=36% |
30% | 2*30%- (0,1 *30)2%=51% |
Можно предположить, что при понижении цены 2 раза на одну и ту же процентную ставку итоговое понижение составит 2n-(0,1n)2% .
Проверим наше предположение, решив ещё одну задачу.
Задача 46.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 50 %, затем ещё на 50 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?
100-0,5*100=50(р.)-стоил товар после 1-го понижения
50 -0,5*50=25(р.) – стал стоить товар после 2-го понижения
100-25=75(р.) –понизилась цена товара, но 75 р. составляют 75 % от 100 рублей. Из нашего предположения следует, что при понижении цены дважды на 50 %, итоговое понижение должно составить 2n- (0,1n)2 , т.е. 2*50-(0,1*50)2=75 %. Наше предположение подтвердилось.
Проведём вычисления в общем виде.
Итак, x р. – была цена товара, на n % -она понизилась дважды. Найдём итоговое понижение.
X-0,01nx=x(1-0,01n)(р.) -стоил товар после 1-го понижения
x(1-0,01n)-0,01nx(1-0,01n)=x-0.01nx-0,01nx+(0,01n)2x=x-2*0,01nx+(0,01n)2x(р.) -стал стоить товар после 2-го понижения
x-(x-2*0,01nx+(0,01n)2x)=2*0,01nx-(0,01n)2x (р.) - понизилась цена товара (итоговое понижение в рублях)
(2*0,01nx-(0,01n)2x):x *100=2n- (0,1n)2 (%) -итоговое понижение в процентах.
Конечно, провести исследование и найти итоговое изменение цены товара в процентах можно и для случая, когда изменение происходит на разное число процентов. Но проделав такие вычисления на черновике, я не получила «красивых» формул, а потому и не привожу их в своей работе.
Но мне бы хотелось рассмотреть ещё одну группу задач, так как она заинтересовала меня, это задачи, в которых цена меняется на 10 % и 20 %, а затем на 20 % и на10 %, т.е. повышение или понижение идёт на разное число процентов, но меняется их последователь-ость в их изменении. Одинаковым ли будет итоговое изменение? Когда я задала такой вопрос нескольким своим одноклассникам, они разделились во мнении.
Итак, часть5, задача 51.
Цена на некоторый товар сначала повысилась на 10 %, затем ещё на 20 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар стоил 100 р.?
100+0,1*100=110(р.)- стоит после 1-го повышения
110+0,2*110=132(р.)-стоит после 2-го повышения
132-100=32(р.) – повысилась цена, но 32 р. составляют 32 % от 100 р.
Задача 52.
Цена на некоторый товар сначала понизилась на 20 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?
100+0,2 *100=120(р.)- стоит после 1-го повышения
120+0,1*120=132(р.)-стоит после 2-го повышения
132-100=32(р.) – повысилась цена, но 32 р. составляют 32 % от 100 р.
Мы видим, что итоговое повышение одинаково.
Докажем это, проведя рассуждения в общем виде. Итак, x р. – была цена товара, на n % -она повысилась в первый раз и на m % во второй. Найдём итоговое повышение.
X+0,01nx=x(1+0,01n)(р.) -стоил товар после 1-го повышения
x(1+0,01n)+0,01mx(1+0,01n)=x+0.01nx+0,01mx+0,01n*0,01mx=x+0,01(n+m)x+0,01n*0,01mx
(р.) -стал стоить товар после 2-го повышения
x+(0,01n+0,01m)x+0,01n*0,01mx -x=0,01nx+0,01mx+0,01n*0,01mx(р.) - повысилась цена товара ( в рублях)
(0,01nx+0,01mx+0,01n*0,01mx ) :x*100=(n+m)+0,01n*m(%.) - повысилась цена товара (итоговое повышение в процентах). Но от перестановки слагаемых сумма, а от перестановки сомножителей произведение не меняются. Т. е. порядок изменения цены роли не играет.
А теперь докажем, что и при понижении цены порядок не играет роли. Проведём рассуждения в общем виде. Итак, x р. – была цена товара, на n % -она понизилась в первый раз и на m% во второй. Найдём итоговое понижение.
x-0,01nx=x(1-0,01n)(р.) -стоил товар после 1-го понижения
x(1-0,01n)-0,01mx(1-0,01n)=x-0.01nx-0,01mx+0,01n*0,01mx (р.) -стал стоить товар после 2-го понижения
x-(x-0,01nx-0,01mx+0,01n*0,01mx)=0,01nx+0,01mx-0,01n*0,01mx( р.) - понизилась цена товара (итоговое понижение в рублях)
(0,01nx+0,01mx-0,01n*0,01mx):x *100=(n+m)- 0,01nm (%) -итоговое понижение в процентах.
Результаты исследования
Итак, наша гипотеза о том, что итоговое изменение цены товара при последовательном увеличении её или при последовательном уменьшении на одно и то же число процентов не находится простым суммированием, подтвердилась.
В задачах первой и второй частях работы мы доказали, что неважно «повышается-понижается» или «понижается-повышается» цена товара, в итоге она всё равно понижается на (0,1n)2 процентов и (0,01n)2 Х рублей.
В задачах третьей части, в которых повышение цены происходило дважды на n%, она повысилась в итоге на 2n+(0,1n)2 % , т.е. итоговое изменение цены в процентах можно вычислить по формуле N=2n+(0,1n)2 % .
В задачах четвертой части, в которых цена уменьшалась на n%, суммарное уменьшение составило в итоге 2n- (0,1n)2 % , т.е. итоговое изменение цены в процентах можно вычислить по формуле N=2n- (0,1n)2 %.
Кроме того, в пятой части работы мы установили, что неважно в какой именно последовательности меняется цена, итоговое изменение оказывается одним и тем же.
Выводы и рекомендации
Эта работа интересна как иллюстрация пословицы «поспешишь - людей насмешишь», как одно из подтверждений того, что не всё очевидное на первый взгляд верно, особенно в математике. И в некотором смысле она сродни математическим софизмам.
Результаты работы могут быть использованы на занятиях математического кружка, предметной школы и факультативах в 5-9 классах для развития интереса к математике у учащихся, а так же для индивидуальной работы с теми учениками, кто интересуется математикой. А полученные формулы позволят найти изменение цены в процентах, не выполняя полного решения таких задач.
Полученные формулы имеют широкое применение не только в математике. Процентные расчеты прочно вошли в жизнь современного человека, например, в экономике: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Литература
1. «Все задачи «Кенгуру» 1994-2005- Санкт-Петербург, 2005.
2. «Задачи для подготовки к олимпиадам. Математика 5-8 классы» сост. Н.В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2007.- 99с.
3. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы) Оформление С. Григорьева - СПб.: Лань, МИК, 1996.- 125с.
4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1990.- 224 с.: ил.
5. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады: методическое пособие. 5-6 кл./ П.В. Чулков.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.- 88с. (Портфель учителя).
6. Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике: Книга для учителя. - 2-е изд.-
М.: Просвещение, 1995.- 22с.
Приложение 1
Таблица
итогового изменения цены в процентах
Первоначальная цена | Увеличилась | Уменьшилась | Стала | Изменение | ||
в рублях | в % | |||||
1 | 100р | 10% | 10% | 99р | Уменьшилась на 1р | -1% |
2 | 200р | 10% | 10% | 198р | Уменьшилась на 2р | -1% |
3 | 300р | 10% | 10% | 297р | Уменьшилась на 3р | -1% |
4 | 400р | 10% | 10% | 396р | Уменьшилась на 4р | -1% |
5 | 100р | 20% | 20% | 96р | Уменьшилась на 4р | -4% |
6 | 200р | 20% | 20% | 192р | Уменьшилась на 8р | -4% |
7 | 300р | 20% | 20% | 288р | Уменьшилась на 12р | -4% |
8 | 100р | 30% | 30% | 91р | Уменьшилась на 9р | -9% |
9 | 120р | 15% | 15% | 117,3р | Уменьшилась на 2,7р | - 2,25% |
X | n% | n% | Уменьшилась на (0,01n)2Xр | -(0,1n)2% | ||
10 | 100р | 10%, 10% | ---- | 121р | Увеличилась на 21р | +21% |
11 | 200р | 10%,10% | ---- | 242р | Увеличилась на 42р | +21% |
12 | 300р | 10%,10% | ---- | 363р | Увеличилась на 63р | +21% |
13 | 100р | 20%,20% | ---- | 144р | Увеличилась на 44р | +44% |
14 | 200р | 20%,20% | ---- | 288р | Увеличилась на 88р | +44% |
15 | 500р | 20%,20% | ---- | 720р | Увеличилась на 220р | +44% |
16 | 100р | 30%,30% | ---- | 169р | Увеличилась на 69р | +69% |
17 | 100р | 50%,50% | ---- | 225р | Увеличилась на 125р | +125% |
X | n%,n% | ---- | ---- | Увеличилась | 2n+(0,1n)2 | |
18 | 100р | ---- | 10%,10% | 81р | Уменьшилась на 19р | -19% |
19 | 200р | ---- | 10%,10% | 162р | Уменьшилась на 38р | -19% |
20 | 100р | ---- | 20%,20% | 64р | Уменьшилась на 36р | -36% |
21 | 200р | ---- | 20%,20% | 128р | Уменьшилась на 72р | -36% |
22 | 100р | ---- | 30%,30% | 49р | Уменьшилась на 49р | -49% |
23 | 100р | ---- | 50%,50% | 25р | Уменьшилась на 75р | -75% |
X | ---- | n%,n% | ---- | Уменьшилась | -2n-(0,1n)2 | |
24 | 100р | 10%,20% | ---- | 132р | Увеличилась на 32р | +32% |
25 | 100р | 20%,10% | ---- | 132р | Увеличилась на 32р | +32% |
Приложение 2
Результаты опроса среди учащихся 6-х, 7-х, 8-х классов МАОУ СОШ «Земля родная»
г. Новый Уренгой по изменению цены товара в процентах
Результаты опроса среди родителей одноклассников
по изменению цены товара в процентах
Слайд 1
2012 IX ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ» Секция: информационные технологии, математика. Автор: Вандяк Анастасия Ивановна Научный руководитель: Столбова Фаина Витальевна Место выполнения работы: МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой «Хитрые» задачи на процентыСлайд 2
«Хитрая» задача Цена на некоторый товар вначале повысилась на 10%, а потом понизилась на 10%. Изменилась ли цена товара по сравнению с первоначальной? Если да, то, что именно с ней произошло, повысилась или понизилась она?
Слайд 3
Результаты опроса среди учащихся 6-х, 7-х, 8-х классов МАОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой по изменению цены товара в процентах
Слайд 4
Результаты опроса среди родителей одноклассников по изменению цены товара в процентах
Слайд 5
«Хитрая» задача 1 части работы Цена на некоторый товар вначале повысилась на 10%, а потом понизилась на 10%. Изменилась ли цена товара по сравнению с первоначальной? Если да, то, что именно с ней произошло, повысилась или понизилась она?
Слайд 6
«Хитрая» задача 2 части работы Сначала цена на товар понизилась на 30 %, а через год новая цена повысилась на 30%. Как изменилась цена по сравнению с первоначальной?» . N =(0,1 n ) 2 % A =(0,01 n ) 2 Х
Слайд 7
«Хитрая» задача 3 части работы Цена на некоторый товар сначала повысилась на 10 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она повысилась всего, если товар этот стоил 300 р.? » . N =2 n +(0,1 n ) 2 %
Слайд 8
«Хитрая» задача 4 части работы Цена на некоторый товар сначала понизилась на 50 %, затем ещё на 50 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?». N =2 n - (0,1 n ) 2 %.
Слайд 9
«Хитрая» задача 5 части работы Цена на некоторый товар сначала понизилась на 20 %, затем ещё на 10 %. На сколько процентов она понизилась всего, если товар стоил 100 р.?».
Слайд 10
Первоначальная цена Увеличилась Уменьшилась Стала Изменение в рублях в процентах 1часть 1 100р 10%, 10% ---- 121р Увеличилась на 21р 21% 2 200р 10%, 10% ---- 242р Увеличилась на 42р 21% 3 300р 10%, 10% ---- 363р Увеличилась на 63р 21% 4 100р 20%, 20% ---- 144р Увеличилась на 44р 44% 5 200р 20%, 20% ---- 288р Увеличилась на 88р 44% 6 500р 20%, 20% ---- 720р Увеличилась на 220р 44% 7 100р 30%, 30% ---- 169р Увеличилась на 69р 69% 8 100р 50%, 50% ---- 225р Увеличилась на 125р 125% 2часть9 100р ---- 10%, 10% 81р Уменьшилась на 19р 19% 10 200р ---- 10%, 10% 162р Уменьшилась на 38р 19% 11 100р ---- 20%, 20% 64р Уменьшилась на 36р 36% 12 200р ---- 20%, 20% 128р Уменьшилась на 72р 36% 13 100р ---- 30%, 30% 49р Уменьшилась на 51р 51% 14 100р ---- 50%, 50% 25р Уменьшилась на 75р 75% 3часть15 100р 10 %, 20 % ---- 132р Увеличилась на 32р 32% 16 100р 20 % , 10 % ---- 132р Увеличилась на 32р 32% Таблица итогового изменения цены в процентах
Слайд 11
Литература 1. «Все задачи «Кенгуру» 1994-2005- Санкт-Петербург, 2005. 2. «Задачи для подготовки к олимпиадам. Математика 5-8 классы» сост. Н.В. Заболотнева . – Волгоград: Учитель, 2007.- 99с. 3. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы) Оформление С. Григорьева - СПб.: Лань, МИК, 1996.- 125с. 4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 кл . средней школы - М.: Просвещение, 1990.- 224 с.: ил. 5. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады: методическое пособие. 5-6 кл ./ П.В. Чулков.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.- 88с. (Портфель учителя). 6. Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике: Книга для учителя. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 1995.- 22с.
Слайд 12
« Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение » . Г. Гессе
Слайд 13
Спасибо за внимание !
Простые летающие модели из бумаги
Тупое - острое
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Рождественские подарки от Метелицы