Работа выполнена учеником 5 "А" класса ГБОУ СОШ № 294 Корженевским Романом. В данной работе отражена история возникновения дробей. Публичная защита работы состоялась 14.04.2012 г.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_voznikli_drobi.ppt | 1.61 МБ |
Слайд 1
КАК ВОЗНИКЛИ ДРОБИ…Слайд 2
Слыхали ли Вы о том, как ломают числа? А ведь ломаными числами пользуются и теперь, только называют их иначе. Попробуйте из торта получить четвертинку! Для этого надо разломить или разрезать весь торт на четыре равные части. Так и с числами: чтобы из одного получить половину, надо разделить или «разломить» единицу на два. Вот отсюда и пошло название ломаные числа . Теперь их называют дробями . Если единицу «разломим» на две части, получим дробь ½ . Если разделим единицу на три, то получим дробь ⅓ . И так далее…
Слайд 3
И в «Арифметике» преподавателя навигацкой школы Леонтия Филипповича Магницкого были изложены сведения о дробях как о ломаных числах. Вот что там можно прочесть: « Число ломаное… есть токмо часть вещи, числом объявленная, сиречь полтина есть половина рубля, а пишется ещё ½ рубля …» Магницкий первым среди русских математиков рассказал, как производить действия с дробями и обыкновенными, и десятичными.
Слайд 4
Существовало понятие «ломаное число» и в других странах. Оно ведёт своё начало от арабов. А в Европе это название распространилось благодаря работам Фибоначчи.
Слайд 5
Дроби появились в то время, когда человек стал измерять различные величины – длину, массу, площадь… Ведь часто было недостаточно использовать единицу меры длины целое число раз: приходится учитывать доли или части единицы. Самая первая дробь, введенная раньше других, была половина. Даже ребёнку ясно, что такое половина яблока или булочки, и как сделать такое деление пополам на самом предмете. Похожие ситуации помогли и нашим далёким предкам понять, что такое половина. «Как будем делить бизона???»
Слайд 6
За половиной последовало знакомство с половиной половины или 1/4 , затем с половиной четверти - 1/8 ,.. а затем появились и 1/3 , 1/6, 1/9… … это были так называемые единичные дроби: их числитель всегда выражен единицей. Вот и поделили!
Слайд 7
Первые упоминания о дробях найдены на глиняных табличках Древнего Вавилона. Так как сама система исчисления в Вавилоне была шестидесятеричная, то вавилоняне предпочитали постоянный знаменатель « 60 ». Но через шестидесятеричные дроби было довольно сложно точно выразить такие дроби, как 1/7 , и их выражали приближенно.
Слайд 8
1/7 ≈ 1/60 +1/60 +1/60 +1/60 +1/60 +1/60 +1/60 +1/60 +1/120 Да-а-а-а, дело небыстрое, но, похоже, нашим предкам суета была неведома…
Слайд 9
Вавилонские мудрецы додумались разделить сутки на 24 часа. А затем час разделили на 60 минут и значительно позже минуту – на 60 секунд. Так же они разделили свою меру весов талант на 60 мин, а мину – на 60 шекелей. Соотношение часов, минут и секунд, принятое в Вавилоне, впоследствии перешло в Индию и в страны Европы и сохранилось в первоначальном виде до наших дней!
Слайд 10
Древние египтяне тоже умели считать единичные дроби. Но они уже знали и дроби ⅔ и ¾ . Египтяне пользовались единичными дробями даже тогда, когда имели дело с бОльшим количеством долей. Такую дробь они представляли в виде суммы единичных дробей, т.е. дробей вида 1/ n . Например, вместо 8/15 они писали 1/3+1/5, упуская знак «+»: 8/15 = 1/3 1/5 . Египтяне имели и умножать дроби, и делить их.
Слайд 11
А вот в старинном папирусе Ахмеса есть такая задача: "Разделить 7 хлебов между 8 людьми". Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов. А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
Слайд 12
Методы подсчетов при помощи единичных дробей перешли от египтян в Грецию, от греков к арабам, а от них уже в Западную Европу. Только спустя тысячелетия греки стали пользоваться дробями, которые мы сегодня называем обыкновенными. Правда, для их записи древние греки применяли порядок, обратный нашему: знаменатель они писали вверху, а числитель – внизу . В V веке до н.э. греки выполняли все арифметические действия с обыкновенными дробями.
Слайд 13
Интересная система дробей была принята в Древнем Риме. Путь, время и другие величины сравнивали с весом. Единицу веса «асс» римляне делили на двенадцать долей. Одна двенадцатая называлась «унцией». Поэтому римлянин мог сказать, что он прошёл семь унций пути или прочёл пять унций книги. При этом имелось в виду, что пройдено 7/12 частей всего пути или прочтено 5/12 объёма всей книги.
Слайд 14
Двенадцатые доли дробились на двенадцать ещё и ещё… Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулезно изучил этот вопрос". Это значит, что вопрос изучен до конца, что ни одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулезно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус".
Слайд 15
Современная система записи дробей с числителем вверху и знаменателем внизу была создана в древней Индии, только дробной черты индийцы не писали . Правила действий с дробями были изложены индийским учёным Брахмагуптой в 8 веке н. э. и немногим отличаются от наших. Индийское обозначение дробей и правила действий над ними были усвоены в арабских странах в 9 веке благодаря узбекскому учёному Мухаммеду Хорезмскому (аль-Хорезми).
Слайд 16
Первый, кто применил ныне принятую запись дробей с разделительной дробной чертой, стал итальянский математик Леонардо Пизанский, известный под прозвищем Фибоначчи. Но дробная черта стала общеупотребительной лишь в XVI веке.
Слайд 17
А в Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер. Дробь обозначали, используя меры длины: чи, цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.
Слайд 18
В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканда жил математик Джемшид Гиясэддин ал-Каши. Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца. В этой работе ему необходимы были десятичные дроби . В 1424 году ал_Каши издал книгу "Ключ к арифметике", в которой показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Для отделения целой части от дробной ученый то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел.
Слайд 19
В 1585 г., независимо от ал-Каши, фламандский ученый Симон Стевин предложил свой вариант записи десятичных дробей и разработал правила действий над ними. Он писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом разделяя их буквами или нумеруя . Например, число 12,761 записывалось так: 1207 6 1 или число 5,3752 записывалось так: 5 ⓪ 3 7 5 2 . Именно Симона Стевина и считают изобретателем десятичных дробей .
Слайд 20
Теперь все математики Европы пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Франсуа Виета десятичная дробь записана так: 2 135436 Здесь дробная часть и подчеркивалась, и записывалась выше строки целой части числа.
Слайд 21
Отделение целой части запятой предложил Иоганн Кеплер в 1571 г., а в 1617 г. шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой. В англоязычных странах (Англия, США, Канада и др.) и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3 и читают: two point three . Джон Непер Иоганн Кеплер
Слайд 22
Действия с дробями и сейчас не всем легко даются. Но ведь пятьсот лет назад умение обращаться с дробями было вершиной арифметики, великие умы гордились этим знанием! А сейчас мы изучаем дроби уже в младших классах… Между прочим, со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка « попасть в дроби », равнозначная нашей «попасть в переплёт», - о трудном, а то и вовсе безвыходном положении…
Слайд 23
При подготовке презентации мне посчастливилось прочитать интересные книги: 1. Занимательная математика в рассказах для детей / авт.-сост. А.П.Савин и др. –М.: АСТ: Астрель, 2011 2 . Депман И.Я. Мир чисел. - М.: Детская литература, 1966 3. Свечников А . А . Путешествие в историю математики , или Как люди научились считать -: М., Педагогика-Пресс, 1995 .
Слайд 24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Лупленый бочок
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Весёлая кукушка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"