Презентация "История создания гитары" к уроку по физике в 9 классе "Звук"
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_gitary.kuzeeva_mariya.pptx | 1.99 МБ |
Слайд 1
История создания и развития гитары. Подготовила Кузеева Мария.9А класс.Слайд 2
История гитары насчитывает, по меньшей мере 800 лет. Впервые название "гитара" появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке. Однако ещё ранее, в III тысячелетии до н.э., уже упомяналось о первых струнных инструментах, предках современной гитары в сохранившихся рукописях и свидетельствах. К первым музыкальным инструментам похожим на гитару и считающимися её предками относятся набла и нефер распространенные в древнем Египте и Индии, а также более известный нам индийский ситар. В древней Греции и Риме в те времена был популярен инструмент кифара. Конечно внешний вид, материал и конструкция гитары в разные времена отличались и на протяжении всего времени гитара совершенствовалась, всё же эти отличия были не столь существенны. Свою современую форму и размер гитара приобрела благодаря испанскому гитарному мастеру Антонио Торрес, именно он, в XIX веке придаёт гитаре те самые легко узнаваемые нами черты гитарного инструмента. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.
Слайд 3
Постепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений. Огромный вклад в развитие гитары сделал испанский гитарист Франсиско Таррега (1852-1909). Основные положения методики преподавания Тарреги изложены в труде его ученика Эмилио Пухоля — «Рациональный метод игры на гитаре». Главную ступень эволюции строения инструмента знаменует конструкция гитары мастера Антонио Торреса. Он вырабатывает новые нормы конструкции инструмента, и закрепляет некоторые ранее применяемые находки мастеров: увеличение объёма инструмента, который делается более широким и глубоким установление мензуры — 65 см. трансформация грифа, который становится более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки; гриф продолжается вплоть до резонаторного отверстия возврат к креплению струн с помощью завязывания узелков установление оптимального количества (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения
Слайд 4
XX век стал эпохой второго рождения гитары, одновременно с зарождением рок-музыки, с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). Немногим позднее, в начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.
Слайд 5
Устройство гитары. Основными частями акустической гитары являются корпус и гриф. Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская, либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе посредством подставки, другим на окончании грифа - «головке», с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. На головке грифа часто любят размещать свои логотипы фирмы-производители. Корпус гитары состоит из верхней и нижней деки, которые скреплены между собой обечайками (место крепления обечайки и деки усиленно контр-обечайками). В верхней деке находится резонансное отверстие. Как правило, его украшают бумажной или пластиковой наклейкой, называемой - розетка. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, называется мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. Порожек представляет собой пластиковую, реже костяную или металлическую пластину. Если гриф вклеен в клец корпуса гитары, то он может регулироваться анкером, который регулируется шестигранным ключом. Головка анкера скрыта под пластиковой накладкой на головке грифа или внутри корпуса на пружине.
Слайд 6
Гриф электрогитары практически ничем не отличается от акустики. Он состоит из двух частей – основание и накладка - слой дерева в верхней части грифа, на которой установлены порожки, которые делят гриф на лады. На головке грифа расположены колки, а внутри грифа имеется анкер, задача которого заключается в том, чтобы не дать струнам согнуть гриф. Гриф, как правило, приклеен к деке, но также может быть прикреплен при помощи шурупов (это одно из отличий от акустики). Корпус (дека) также является основной частью электрогитары и играет большую роль в формировании звука. Cтруны крепятся к деке посредством бриджа или машинки. Рычаг на бридже, позволяет изменять натяжение всех струн и создавать эффект вибрато даже с отрытыми струнами. Устройствами, преобразовывающими механические колебания металлических струн в электрические сигналы являются звукосниматели. Звукосниматели бывают двух типов – single (сингл) и hambacker (хамбакер). Звукосниматель типа "сингл” позволяет получить чистый звук и хорошо подходит для исполнения сольных партий. Его недостаток - это множество посторонних шумов и сильный фон при игре с дисторшн и "перегрузе". По сравнению с хамбакерами сингл выдает более слабый сигнал. Датчики типа хамбакер обладают более мощным и насыщенным звуком и поэтому больше подходят для тяжёлых направлений музыки. Для включения звукоснимателей по отдельности или вместе на электрогитаре располагается специальный переключатель.
Слайд 7
Итак, "классической гитарой", точнее - идеальной ее моделью, мы будем называть инструмент с нейлоновыми струнами, способный обеспечивать достаточную звучность в условиях естественной концертной акустики (применение микрофона в филармонических концертах все же остается скорее исключением из правил). Какими же качествами должен обладать инструмент, удовлетворяющий этим условиям?
Слайд 8
Первое, что следует отметить, отвечая на этот вопрос - корпус инструмента должен иметь резонанс, а точнее - систему резонансов, "усиливающих" колебания струн и позволяющих слушателям даже в самых удаленных местах концертного зала слышать ясное и отчетливое звучание гитары. Физически это происходит так: колебания гитарных струн через нижний порожек и подставку передаются верхней деке инструмента (ее, поэтому, называют резонансной). Верхняя дека заставляет колебаться и другие части корпуса гитары, а также, что очень важно, - объем воздуха, находящийся внутри. Поднеся чувствительный микрофон к деке звучащей гитары, мы обнаружим, что самое сильное излучение звука будет в области розеточного отверстия, причем громкость его в несколько раз превосходит громкость звука всего в нескольких сантиметрах от розетки. Понятно, что звук достаточной силы при этом возникает не только благодаря колебаниям корпуса, вызванным колебаниями струны (в физике их называют вынужденными), но и благодаря собственным резонансам отдельных частей корпуса. Каждая небольшая часть инструмента имеет собственную резонансную частоту. Собранные же вместе в функциональные узлы (это - верхняя и нижняя деки, с подставкой снаружи и системой ребер внутри, обечайки со связующими элементами и прочее) части корпуса приобретают основные (наиболее сильные) резонансы, которые становятся "формообразующими" в звучании гитары. Поддержка резонансами тех или иных тонов придает звучанию инструмента характерность. Ведь понятно, что, к примеру, соль-мажорный аккорд будет звучать по разному, в зависимости от того, какой из составляющих его звуков (основной тон - соль, терция - си или квинта - ре) будет больше поддерживаться резонансами гитары.
Слайд 9
Не следует забывать также о том, что любой гитарный звук сложен по составу и кроме основной частоты включает также целый ряд добавочных частот (обертонов), делающих звук красивым и далеко летящим. И, поэтому, основные резонансы корпуса должны относится не только к самим тонам, но и к обертоновому ряду каждого из них. То есть желательно, чтобы инструмент хорошо поддерживал как низкие частоты (тона), так и верхние (обертона). Проблема настройки корпуса инструмента - очень сложная и, к сожалению, далеко не всегда мастерам удается достичь при этом желаемого.
Слайд 10
«Бог гитары», «Паганини гитары», наш современник Андрее Сеговия. Этот человек в истории гитарной музыки сыграл огромную роль, придав возрождению гитары невиданный ранее международный размах. В книге о Сеговии, написанной в СССР, автор говорит в предисловии: «Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в крупнейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лондона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым выступил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственными пальцами гитара стала равной среди солирующих инструментов—фортепиано, скрипки, виолончели. Сегодня мы не поражаемся огромному репертуару, который исполняют гитаристы разных стран. И в этом - огромная заслуга Сеговии, „околдовавшего" крупнейших современных композиторов. Очарованные его искусством, они не могли не писать для гитары. Сегодня молодые гитаристы, как и другие музыканты, получают образование в музыкальных заведениях — школах, училищах, консерваториях. И в этом —заслуга Сеговии, талантом своим открывшего двери, ранее закрытые для гитаристов».
Слайд 11
Основные приемы игры на гитаре. Арпеджио(перебор) — последовательное извлечение звуков аккорда. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами. Бенд (подтяжка) — повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона. Бой - вниз большим пальцем, вверх указательным, вниз указательным с заглушкой, вверх указательным. Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту. На электрогитарах же, оснащенных «whammy bar» (тремоло-системами), для исполнения вибрато часто применяется рычаг. Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты
Развешиваем детские рисунки дома
Прекрасное далёко
Юрий Алексеевич Гагарин
Зимняя сказка
Калитка в сад