Влияние силы трения на безопасность движения в школе и за ее пределами.
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoy_tekst.doc | 446.5 КБ |
Влияние силы трения
на безопасность движения
в школе и за её пределами
Выполнили:
Панжина Марина
Присмотрова Надежда,
учащиеся 10 с/э класса
Руководитель:
Молчанова А.Ю.,
учитель физики учитель физики
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕНИЯ
Первое исследование законов трения принадлежит знаменитому итальянскому ученому и художнику Леонардо да Винчи (15 век):сила трения, возникающая при контакте тела с поверхностью другого тела, пропорциональна силе прижатия, направлена против направления движения и не зависит от площади контакта соприкасающихся поверхностей.
Он измерял силу трения, действующую на деревянные бруски, скользящие по доске, причем, ставя бруски на разные грани, определял зависимость силы трения от площади опоры. Но, к сожалению, работы Леонардо да Винчи не были опубликованы.
Однако только в конце 18 века законы трения скольжения были сформулированы французскими физиками Гильомом Амонтоном (1663–1705) и независимо от него Шарлем Кулоном (1736– 1806). Кулон экспериментально установил, что сила трения Fтр не зависит от площади поверхности, вдоль которой тела соприкасаются, и пропорциональна силе нормального давления N , с которой одно тело действует на другое. Аналитический вид этого закона
Fтр =µN .
Ученые Г. Амонтон и Ш.О. Кулон открыли классические законы трения. Вот эти законы:
С давних времен было известно, что смазанные жиром или даже просто смоченные водой поверхности скользят значительно легче. В 1886 году О. Рейнольдс создал первую теорию смазки. А в начале 20 века появилась трибология – наука изучающая трение.
ПОНЯТИЕ « СИЛА ТРЕНИЯ»
В земных условиях трение всегда сопутствуют любому движению тел. При всех видах механического движения одни тела соприкасаются либо с другими телами, либо с окружающей их сплошной жидкой или газообразной средой. Такое соприкосновение всегда оказывает большое влияние на движение. Возникает сила трения, направленная противоположно движению.
Природа силы трения - электромагнитная. Это означает, что причиной её возникновения являются силы взаимодействия между частицами, из которых состоит вещество. Второй причиной возникновения силы трения является шероховатость поверхности. Выступающие части поверхностей задевают друг за друга и препятствуют движению тела. Но если бы этих бугорков не было, то это не значило бы, что сдвинуть предмет или тащить его стало бы легче. Возник бы так называемый эффект прилипания, который вы легко обнаружите, пытаясь, скажем, сдвинуть стопку книг в глянцевой обложке вдоль поверхности полированного стола. Именно поэтому для движения по гладким (полированным) поверхностям требуется прикладывать меньшую силу, чем для движения по шероховатым. Трение принимает участие (и притом весьма существенное) там, где мы о нём даже не подозреваем.
Межмолекулярное притяжение, действующее в местах контактах трущихся тел
Таким образом, Сила трения – это сила, возникающая при движении или попытки движения одного тела по поверхности другого и направленная вдоль соприкасающихся поверхностей против движения. Причины возникновения сил трения служат шероховатости соприкасающихся поверхностей и взаимные притяжения молекул этих поверхностей. Вот еще одно определение: трение — процесс взаимодействия твёрдых тел при их относительном движении (смещении) либо при движении твёрдого тела в газообразной или жидкой среде. По-другому называется фрикционным взаимодействием (англ. friction). Изучением процессов трения занимается раздел физики, который называется механикой фрикционного взаимодействия, или трибологией.
Закон Амонтона – Кулона выглядит следующим образом:
Fтр = µN,
где N – реакция опоры, а Fтр - сила трения, является единственной формулой, фигурирующей в учебниках по физике, а значения коэффициента трения µ для различных материалов (сталь по стали, сталь по бронзе, чугун по коже и т.д.) входят в стандартные инженерные справочники и служат базой для традиционных технических расчетов.
Однако уже в XIX веке стало ясно, что закон Амонтона-Кулона не дает правильного описания силы трения, а коэффициенты трения отнюдь не являются универсальными характеристиками. Прежде всего было отмечено, что коэффициенты трения зависят не только от того, какие материалы контактируют, но и от того, насколько гладко обработаны контактирующие поверхности.
Трение, как и все другие виды взаимодействия, подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила трения, то такая же по модулю, но направленная в противоположную сторону сила действует и на второе тело.
Приборы, с помощью которых производят измерение сил трения скольжения, называются трибометрами. Рассмотрим суть метода измерения сил трения с помощью этого прибора.
ТРЕНИЕ
Внешнее
Внутреннее
Трение покоя (статическое трение)
Кинематическое трение
Трение скольжения
Трение качения
ВИДЫ ТРЕНИЯ
Трение бывает двух видов: внешнее и внутреннее. Внешним называют такой вид трения, при котором в местах соприкосновения твердых тел возникают силы, затрудняющие взаимное перемещение тел и направленные по касательной к их поверхностям.
Внешнее трение подразделяют на трение покоя (статическое трение) и кинематическое трение. Трение покоя возникает между неподвижными твердыми телами, когда какое-либо из них пытаются сдвинуть с места. Кинематическое трение существует между взаимно соприкасающимися движущимися твердыми телами. Кинематическое трение, в свою очередь, подразделяется на трение скольжения и трение качения.
Трение покоя, скольжения
Сухое трение, возникающее при относительном покое тел, называют трением покоя.
Силами сухого трения называют силы, возникающие при соприкосновении двух твердых тел при отсутствии между ними жидкой или газообразной прослойки. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям. Сила трения покоя не может превышать некоторого максимального значения (Fтр)max.
Наблюдения показывают, что сила трения покоя всегда направлена противоположно действующей на тело внешней силе, стремящейся привести это тело в движение. До определенного момента сила трения покоя увеличивается с возрастанием внешней силы, уравновешивая последнюю. Максимальное значение силы трения покоя пропорционально модулю силы Fд давления, производимого телом на опору.
По третьему закону Ньютона сила Fд давления тела на опору равна по модулю силе N реакции опоры. Поэтому максимальная сила трения покоя пропорциональна силе реакции опоры. Для модулей этих сил справедливо следующее соотношение:
Fп=µN
Трение покоя перемещает грузы, находящиеся на движущейся ленте транспорта
где µ - коэффициент пропорциональности, называемый коэффициентом трения покоя. Значение этого коэффициента зависит от материала и состояния трущихся поверхностей. Если внешняя сила больше (Fтр)max, возникает относительное проскальзывание. Силу трения в этом случае называют силой трения скольжения. Она всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения и, вообще говоря, зависит от относительной скорости тел. Опытным путём установлено, что сила трения зависит от силы давления тел друг на друга (силы реакции опоры), от материалов трущихся поверхностей, от скорости относительного движения и не зависит от площади соприкосновения.
По физике взаимодействия трение принято разделять на:
Во многих случаях приближенно силу трения скольжения можно считать независящей от величины относительной скорости тел и равной максимальной силе трения покоя. Эта модель силы сухого трения применяется при решении многих простых физических задач.
Опыт показывает, что сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления тела на опору
Fтр = (Fтр)max = μN,
а следовательно, и силе реакции опоры
поверхности и от качества их обработки.
Если сделать поверхности более гладкими, значение µ уменьшится. Однако уменьшать шероховатость поверхностей можно лишь до определенного предела, так как при очень гладких (например, полированных) поверхностях значение µс вновь увеличивается. Происходит это потому, что молекулы тел с гладкими поверхностями близко подходят друг к другу и силы молекулярного притяжения между ними вызывают "прилипание" тел, препятствующее их скольжению.
Коэффициент пропорциональности µ называют коэффициентом трения скольжения.
Коэффициент трения µ – величина безразмерная. Обычно коэффициент трения меньше единицы. Он зависит от материалов соприкасающихся тел и от качества обработки поверхностей. При скольжении сила трения направлена по касательной к соприкасающимся поверхностям в сторону, противоположную относительной скорости.
Трение качения
Трение качения возникает при качении (без скольжения) твердых тел круглой формы по поверхности других твердых тел.
Причина появления трения качения заключается в следующем. Под действием силы тяжести круглое твердое тело (например, шар или колесо), находящееся на плоской поверхности, деформируется, вследствие чего оно опирается не на одну точку, а на площадку больших или меньших размеров. Это приводит к тому, что, когда тело начинает катиться, точка А приложения реакции опоры смещается немного вперед от вертикали, проходящей через центр тяжести тела, а линия действия силы реакции опоры R отклоняется немного назад от этой вертикали. При этом нормальная составляющая Rн = N реакции опоры компенсирует силу тяжести F (т.е. Rн =-F), а не скомпенсированная тангенциальная составляющая Rт реакции опоры направлена против движения тела и играет роль силы трения качения Fк. Модуль силы трения качения Fк определяют по закону
Fк = Kк·N/r
где Kк - безразмерный коэффициент трения качения; N=Rн - модуль нормальной составляющей силы реакции опоры; r - радиус катящегося тела.
Если мы сравним между собой коэффициенты всех видов внешнего трения для каких-либо двух материалов, из которых изготовлены соприкасающиеся тела, то увидим, что Fп>Fc>Fk, т. е. при прочих равных условиях наибольшим является трение покоя, а наименьшим - трение качения. Силы трения качения обычно достаточно малы. При решении простых задач этими силами пренебрегают.
Внутренним трением (вязкостью) называется вид трения, состоящий в том, что при взаимном перемещении слоев жидкости или газа между ними возникают касательные силы, препятствующие такому перемещению.
Сила вязкого трения значительно меньше силы сухого трения. Она также направлена в сторону, противоположную относительной скорости тела. При вязком трении нет трения покоя.
Сила вязкого трения сильно зависит от скорости тела. При достаточно малых скоростях Fтр ~ υ, при больших скоростях Fтр ~ υ2. При этом коэффициенты пропорциональности в этих соотношениях зависят от формы тела.
Ученики | Масса (кг) | Вес (Н) | Время (с) | Тормозной путь (м) | Ускорение (м/с2) | Коэффициент трения | Сила трения (Н) |
10 класс | 65,0 | 637,0 | 5,70 | 6,84 | 0,42 | 0,043 | 27,30 |
11 класс | 68,0 | 666,4 | 6,04 | 7,40 | 0,41 | 0,042 | 27,88 |
Вычисление коэффициента и силы трения при скольжении на льду
Таблица №2
Вычисление коэффициента и силы трения при скольжении на школьном линолеуме
Ученики | Масса (кг) | Вес (Н) | Время (с) | Тормозной путь (м) | Ускорение (м/с2) | Коэффициент трения | Сила трения (Н) |
10 класс | 65,0 | 637,0 | 4,54 | 4,82 | 0,46 | 0,047 | 30,40 |
11 класс | 68,0 | 666,4 | 4,70 | 5,02 | 0,45 | 0,046 | 30,90 |
Таблица №3
Вычисление коэффициента и силы трения при скольжении на бетоне
Ученики | Масса (кг) | Вес (Н) | Время (с) | Тормозной путь (м) | Ускорение (м/с2) | Коэффициент трения | Сила трения (Н) |
10 класс | 65,0 | 637,0 | 2,10 | 1,52 | 0,68 | 0,070 | 44,80 |
11 класс | 68,0 | 666,4 | 2,21 | 1,64 | 0,67 | 0,068 | 45,56 |
Таблица №4 Вычисление коэффициента и силы трения при скольжении на деревянном покрытии
Ученики | Масса (кг) | Вес (Н) | Время (с) | Тормозной путь (м) | Ускорение (м/с2) | Коэффициент трения | Сила трения (Н) |
10 класс | 65,0 | 637,0 | 4,34 | 5,02 | 0,53 | 0,054 | 34,45 |
11 класс | 68,0 | 666,4 | 4,45 | 5,14 | 0,52 | 0,053 | 35,36 |
Ученики | Масса (кг) | Вес (Н) | Время (с) | Тормозной путь (м) | Ускорение (м/с2) | Коэффициент трения | Сила трения (Н) |
10 класс | 65,0 | 637,0 | 6,50 | 7,52 | 0,35 | 0,035 | 23,13 |
11 класс | 68,0 | 666,4 | 6,60 | 7,64 | 0,35 | 0,036 | 23,8 |
Вычисление коэффициента и силы трения при скольжении по брусчатке
Таблица №6
Сводная
Вид покрытия | Лед | Линолеум | Дерево | Бетон | Брусчатка |
Коэффициент трения | 0,043 | 0,047 | 0,054 | 0,070 | 0,035 |
1. В результате полученных данных, можно сделать вывод, что коэффициент трения у учеников 10-ых классов наименьший на всех видах покрытий. Из этого следует, что у них наибольший шанс получить травму. Это объясняется тем, что тормозной путь и время торможения у них больше, а ускорение меньше.
2. Проведя исследования, мы пришли к выводу, что наиболее безопасным покрытием для школы является бетон, так как его коэффициент трения µ =0,070 . Наименее безопасным является лед, коэффициент трения µ =0,043.
3. Если рассматривать безопасность покрытий в школе, то менее безопасен линолеум, который находиться на втором и третьем этажах школы. Наиболее безопасным является бетон, который находиться на первом этаже и в буфете.
4. За пределами школы наиболее опасна брусчатка, так как коэффициент трения брусчатки µ =0,035.
1. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УЧЕБНИК ФИЗИКИ» - Наука под ред. Академика Г.С. Ландсберга 1971г.
2. Перельман Я.И. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» 1999г.
3. Энциклопедии «Кирилл и Мифодий »
4. Интернет - ресурсы
На горке
Калитка в сад
Глупый мальчишка
Лупленый бочок
Проказы старухи-зимы
Комментарии
работа заняла второе место на