Изучение влияния компьютеров и сотовых телефонов на нарушение зрения подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnyy_konkurs_issledovatelskih_rabot_uchashchihsya.doc | 719 КБ |
Муниципальное Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Томмотская санаторная школа- интернат»
Республики Саха (Якутия)
Выполнил: Дормидонтов Валера
7 класс МООУ ТСШИ
Руководитель:
Зазулина Ирина Павловна
воспитатель МООУ ТСШИ
г. Томмот 2011 г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретическая часть.
1.1.Нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость………………………………………………………………...6
1.2. Причины нарушения зрения…………………………………...........7
1.3. Влияние компьютеров на зрение подростка ………………………8
1.4. Синдром компьютерного зрения………………………………….10
1.5. Влияние сотовых телефонов на зрение подростка……………….12
1.6. Профилактика и гигиена зрения…………………………………...13
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Цель и задачи исследования………………………………………16
2.2. Условия и место проведения исследования……………………...16
2.3. Методы исследования……………………………………………..17
2.4. Результаты исследования
2.4.1. Анализ данных медицинских осмотров……………………18
2.4.2. Анализ анкеты «Ты и твое зрение» ...……………………..19
2.4.4. Обследование компьютерных кабинетов на соответствие санитарно-гигиеническим нормам ……………………………………..……21
Заключение …………………………………………………………………..23
Библиографический список………………………………………………....24
Приложения………………………………………………………………….26
Актуальность.
Последние наблюдения показали, что за последние 100 лет зрение человека изменилось: если в 1870 году в европейских странах, в том числе и в России, преобладали дальнозоркие и лишь 26,4 % народонаселения имели нормальное зрение, то ровно через век близорукие потеснили дальнозорких. И продолжают теснить. А число людей с нормальным зрением резко увеличилось: с 26,4% в 1870году до 52,6% в 2003 году [2]
Объяснение замены дальнозоркости на близорукость простое: люди стали больше читать и писать, затем засели за телевизор, потом уставились в компьютер, а совсем недавно и в сотовый телефон. Все это заставляет смотреть перед собой и приводит к близорукости.
Сейчас очень остро встают проблемы, связанные с работой за компьютером, просмотром телепередач, пользованием сотовым телефоном. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необ ходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Приобщение совре менных школьников к информационным технологиям наби рает обороты с каждым годом. Однако компьютеризация обучения и досуговой деятельности детей имеет помимо достоинств и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье.
Об этих моментах мы расскажем в нашей работе.
Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Современные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но, как видно из таблицы, очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным [9].
Возрастная группа | % лиц с |
Новорождённые | 0,5% |
Ученики школы | 20% |
Студенты | 40% |
40 лет | 60% |
95 лет | 95% |
Как видим, проблемы со зрением очень актуальны, поэтому мы выбрали эту тему для научно-исследовательской работы.
Аннотация.
Цель работы:
- изучить влияние компьютеров и сотовых телефонов на нарушение зрения подростков.
Объект исследования: зрение.
Предмет исследования: влияние ПК и сотовых телефонов на зрение.
Для решения данной цели, мы рассмотрим следующие задачи:
Думаю, моя работа будет интересна подросткам, моим одноклассникам; родителям и учителям, т.к. в работе я привожу методы сохранения зрения с помощью различных упражнений и методик, а также пытаюсь показать, какое влияние на зрение подростков оказывает компьютер, сотовый телефон (с/т).
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость
Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далёком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика изменять кривизну и становиться более выпуклым (строение глаза см приложение 1). У некоторых людей, в том числе и у детей, глазные яблоки бывают различной формы. Когда глазное яблоко не шарообразное, каким ему положено быть, а вытянутое, человек страдает близорукостью, а если глазное яблоко сплюснутое – дальнозоркостью.
Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком
велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней. Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной.
Истинная близорукость связана с увеличением переднезаднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной
мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Дальнозоркость (гиперметропия) (от греч. «гиперметроз» - чрезмерный и «опсис» - зрение) - недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза . Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость [12].
1.2. Причины нарушения зрения
Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз – это часть организма. Он подвержен влиянию всех факторов, действующих на организм в целом. Такие болезни, как диабет и нефрит, оказывают влияние на зрение. Медикам известно, что в основе некоторых случаев катаракты лежит диабет. А пятна перед глазами появляются и «плывут» при заболеваниях печени и нарушениях пищеварения.
Врачи обнаружили, что такие болезни, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаза и др., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза, а как симптомы общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара, белка… Неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение. Как только мышцы и кровеносные сосуды засоряются, должный вывод вредных веществ становится невозможным, и мышцы, вместо
того чтобы быть мягкими и гибкими, становятся жесткими и стянутыми. Все это в итоге препятствует нормальной работе глаз. Конечным результатом является нарушение зрения.
Возможной причиной нарушения зрения может оказаться любой фактор, способный повлиять на состояние кровеносных сосудов или нервов глаза. Так, причиной механического нарушения нормального снабжения кровью и нервными импульсами бывает напряженное состояние мышц шеи. Напряженные мышцы действуют на шейные позвонки, затрудняя нормальное прохождение нервных процессов, связанных со зрением. Если сделать мышцы гибкими и мягкими, то движения глаз могут происходить свободно, благодаря чему возвращение к нормальному зрению будет идти значительно быстрее.
Итак, зрение может испортиться по следующим причинам:
- беспорядочный образ жизни
- систематическое недосыпание
- злоупотребление просмотром телевизора, долгой работой за ПК
и с дисплеем сотового телефона;
Плохое зрение - характерная черта многих из тех, для кого компьютер является основным рабочим инструментом. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа.
А это - огромная нагрузка на глаза, т.к. изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных
точек, к тому же светящихся и мерцающих. При долгой работе за дисплеем возрастает опасность поте ри способности к аккомодации, и как следствие к раз витию близорукости, особенно если имеются еще и генетические предпосылки. Как же избежать этих негативных отклонений, где та золотая середина, которая позволит извлечь пользу от общения с компьютером и не навредить ?
Во-первых, нужно об ратить внимание на качество компьютера при покупке. Во-вторых, необходимо правильно разместить компьютер дома (см приложение 2). В-третьих, необходимо ограничить время нахождения ребёнка за компьютером. Ис следования показали, что оптимальная про должительность непрерывных занятий составляет:
для детей 5-6 лет - 10-15 мин
для детей 7-12 лет - 20 мин
для ребят старше — 30 мин.
Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зри тельного и общего утомления. Длительное завороженное сидение за компьютером мо жет привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению само чувствия, утомлению глаз. Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных заня тий. Наиболее утомитель ны для детей компьютерные игры, рас считанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры — "стрелялки", "догонялки", "убивалки". Психологи предупреждают о "наркотизирую щем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжа лостного поведения ребенка под их воз действием.
С особой осторожностью следует ре шать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нару шения зрения, поскольку компьютер мо жет усилить все эти отклонения в состоя нии здоровья.
По мнению офтальмологов, детям и под росткам с начальной (до 2.0 диоптрий) близорукостью очки для занятий с компью тером, как правило, не нужны. При большой степени близорукости очки необходи мы, но они должны быть на 1,0-1,5 диопт рии слабее очков для дали, чтобы не создавать постоянную нагрузку на аккомодаци онный аппарат глаз. О том, как лучше снять утомление после компьютерных занятий и как избежать переутомления при занятиях на компьютере см приложение 5.
1.4. Синдром компьютерного зрения
Все, кто проводит много времени за экраном компьютера, независимо от возраста, подвержены синдрому компьютерного зрения. Рассмотрим основные признаки зрительного утомления, вызываемого длительной работой за компьютером, которое в западной литературе получило обозначение CVS – Computer Vision Syndrome (а мы далее будем пользоваться аббревиатурой КЗС – компьютерный зрительный синдром). Начальные признаки зрительного утомления выражаются в ощущении усталости глаз, учащенном моргании, чувстве тяжести на веках или «песка» под глазами, покраснении глаз, ощущении пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже двоение изображения. Симптомами зрительного утомления могут являться также головные боли и боли в плечах, боли в области глазниц и лба, болезненные ощущения при движении глаз.
Помимо этого бывает затуманивание зрения, замедление фокусировки, быстрое утомление при чтении текстов. При этом настоящие заболевания глаз (катаракта, глаукома и др.) не возникают. Причина вышеперечисленных явлений – не электромагнитное излучение монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством. Экранное изображение отличается от бумажного тем, что по своим характеристикам оно самосветящееся, а не отраженное; имеет значительно меньший контраст; не непрерывное, а состоит из дискретных точек – пикселей; мерцающее (мелькающее), поскольку точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации. Помимо этого на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места – неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. При длительной работе за монитором может нарушаться уровень поступления слезной жидкости. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению.
…И как с ним бороться? Что можно порекомендовать, чтобы работа за компьютером стала более-менее благоприятной для зрения? Во-первых, при работе за компьютером человек в среднем моргает в 3 раза реже, чем при чтении обычного бумажного текста, а при недостаточной частоте моргания глаза могут стать суше, что, в свою очередь, приводит к их раздражению. Однако следование советам, которые мы приводим в приложении 3, поможет предотвратить проблему.
К возникновению КЗС могут приводить и неправильные настройки
яркости и контраста используемого при работе монитора, их соотношение с яркостью освещения в комнате. Какой она должны быть? В идеале яркость изображения должна совпадать с яркостью освещения в комнате. Для того чтобы выяснить, на каком уровне установить яркость монитора, рекомендуется посмотреть на изображение чего-либо белого – например, на чистый лист в документе Word; если он похож на сияющую лампу, то изображение слишком яркое, если же кажется, что перед ним поместили серый светофильтр, то яркость недостаточна. После установки яркости изображения на нужный уровень следует отрегулировать контрастность; обычно она должна быть высокой.
КЗС могут обусловить и неправильные настройки размера и цвета текста, отображаемого на экране монитора. Наиболее подходящим сочетанием цветов является черный на фоне белого. Следует обращать внимание и на такие характеристики монитора, как частота обновления изображения, разрешение, размер зерна. В идеале, чем больше разрешение, тем лучше, но, к сожалению, при его увеличении обязательно падает частота обновления – а для нормальной работы она должна быть как минимум 70 Гц, но лучше, чтобы было больше. Что касается зернистости изображения, то у большинства мониторов она находится в интервале 0,25–0,28 мм; для снижения риска возникновения КЗС предпочтительнее мониторы с размером зерна меньше 0,28 мм.
Итак, правильная организация рабочего места, приобретение качественных мониторов, регулярные перерывы, использование специальных очков, глазных капель и компьютерных программ и т.п. — в комплексе все это позволит предотвратить возникновение КЗС. Мы надеемся, что представленная информация поможет вам снизить утомляемость глаз, в случае если вы часто работаете за персональным компьютером [1].
1.5. Влияние сотового телефона на зрение подростка
То, что мобильные телефоны излучают «вредные» электромагнитные волны — логично, естественно и неоспоримо. Иначе стал бы невозможным сам процесс связи — любой физик это подтвердит. Но не стоит пугаться! Жить тоже вредно, потому что от этого умирают! Продолжительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Такой вывод сделали ученые из Израильского технологического института, проведя исследование, посвященное влиянию излучения сотовых телефонов на глаза. Как известно, сотовые телефоны излучают микроволны. Они частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза. «У людей, часто и подолгу говорящих по сотовым аппаратам, в течение нескольких лет может развиться катаракта», — утверждают профессор медицинского факультета Ахува Доврат и профессор кафедры электротехнологий Леви Шехтер [1].Несколько советов по правильному использованию сотовых телефонов в приложении 4.
1.6. Профилактика и гигиена зрения
Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. Конечно, веки и ресницы, а так же кости черепа – неплохая защита, но все же глаза расположены на поверхности черепа, а значит, их легко травмировать или занести в них инфекцию.
Существует немало правил, которым нужно следовать, если хочешь, чтобы глаза были здоровыми. Эти правила нужно знать всем.
Что нужно помнить об освещении при чтении:
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Цель и задачи исследования
Перед собой мы ставим следующую цель работы:
- изучить влияние компьютеров и сотовых телефонов на нарушение зрения подростков.
Для решения данной цели, мы рассмотрим следующие задачи:
- изучить основные типы нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость;
- рассмотреть основные причины нарушения зрения подростков;
- исследовать признаки и причины возникновения синдрома компьютерного зрения;
- рассмотреть возможность влияния сотовых телефонов на снижение зрения подростков.
- дать рекомендации по профилактике и гигиене зрения подростков.
- пронаблюдать динамику развития нарушений зрения у школьников 7 класса;
- исследовать рабочее место учащихся ТСШИ в компьютерном классе на его соответствие нормам СанПина;
2.2. Условия и место проведения исследования
Исследование было проведено в 2010г – 2011 г. в МООУ ТСШИ. С целью выяснить, какие заболевания глаз являются самыми распространёнными среди учащихся 7 класса на протяжении трёх лет (2008-2010гг.), были изучены медицинские карты учащихся. Для того чтобы выяснить, как часто общаются подростки с ПК и сотовыми телефонами, было опрошено 15 учащихся 7 класса. На соответствие санитарно-гигиеническим нормам был обследован компьютерный класс.
2.3. Методы исследования
В ходе исследования выяснил, что в школе создаются условия для сохранения зрения обучающихся. Но тем не менее, как показывают медицинские данные за 2008 – 2010 года по поводу обращения с жалобами на зрение и медицинское обследование учащихся школы, количество учащихся с нарушениями зрения возрастает . (см диаграмму 1).
Мы предположили, что, возможно причиной падения зрения стало повальное увлечение учащимися компьютерами и сотовыми телефонами.
При решении поставленных задач автор использовал следующие методы:
- анализ данных медицинского осмотра учащихся;
- анкетирование «Ты и твоё зрение»;
- обследование компьютерного класса на соответствие санитарно – гигиеническим требованиям.
2.4. Результаты исследования
2.4.1. Анализ данных медицинского осмотра учащихся школы
Анализ медицинских карт показал на период с 2008 по 2010 гг.(см таблицу 1, приложение 6). Наиболее часто встречающиеся заболевания глаз это:
1. Миопия - 43 %
2. Спазм аккомодации – 22 %
Среди частых нарушений зрения – миопия. Медицинский осмотр учащихся школы показал, что в 2008г. 43% осмотренных учащихся имели нарушения зрения, а в 2009г. таких учащихся было только 45 % . Возможно, это объясняется тем, что именно в 2009г. в школе принимались меры по обустройству классных кабинетов: школьная мебель подбирается по росту ребенка, покраска стен, окон и дверей в светлые тона, дополнительное освещение классной доски, витаминизация школьного питания, мощность ламп – около 300кВт.
Но в 2010г. в школе снова наблюдается рост учащихся с нарушениями зрения. Мы предполагаем, что это результат компьютеризации школы, например: в 2004г. в школе было 13 компьютеров, а на сегодняшний день их уже 41. Увеличилось количество времени, проводимого учащимися за компьютером не только в школе, но и дома. У многих школьников появились сотовые телефоны, а это также может явиться причиной возникновения нарушения зрения.
Проанализировав медицинские карты своих одноклассников, а также побеседовав со школьным врачом, наблюдавшим нас несколько лет, ниже я привожу динамику изменения зрения учащихся 7 класса (см. таблицу 2 приложение 7).
Выводы:
- самым распространённым заболеванием глаз среди подростков является миопия;
- за годы обучения в школе наблюдается снижение зрения подростков.
Для того чтобы выяснить, как часто дети общаются с компьютерами и сотовыми телефонами, была проведена анкета «Ты и твоё зрение». Всего было опрошено 38 восьмиклассников и 17 девятиклассников (образец анкеты мы приводим в приложении 8). Опрос показал, что сотовые телефоны имеют 79% школьников. Причём количество сотовых телефонов резко возросло:
2008г - 12%
2010г – 57 % .
Школьники используют телефон для:
Количество времени, проводимого школьниками с дисплеем с\т:
7 класс | |
До часа | 29% |
1-3 часа | 29% |
Более 3 часов | 0 % |
На начало 2010г. 64% опрошенных имеют дома персональные компьютеры. Большинство из них имеют компьютеры с ЖК монитором.
Для чего используют ПК школьники:
7 класс | |
Для игр | 64% |
Для подготовки к урокам | 14% |
Для прослушивания музыки | 64% |
Для просмотра фильмов | 0% |
Для выхода в Интернет | 64% |
Большая часть опрошенных стараются соблюдать правила работы за компьютером. Время, которое тратят дети для работы за ПК:
в основном - 1-3 часа в день.
В каком году школьники приобретали компьютеры:
Кроме того, мы видим, что школьники очень много времени тратят на различные игры. Как мы говорили выше, игры особенно пагубно влияют на здоровье детей, не только физическое, но и психическое.
После общения с компьютером и сотовым телефоном испытывают:
Выводы:
- за 3 года (с 2008) на 50 % увеличилось количество учащихся, имеющих ПК;
- с 2008г на 45% увеличилось количество учащихся, имеющих сотовые телефоны;
- до 3 часов в день общаются с компьютером 64% учащихся;
- более 3 часов в день работают с дисплеем сотового телефона 57 % учащихся;
- школьники испытывают различного рода недомогания после «общения» с ПК и сотовыми телефонами:
лёгкое недомогание – 80%
усталость – 20%
возбуждение – 52 %
покраснение и резь в глазах – 36%
головные боли – 25%
- длительная работа с сотовым телефоном может явиться причиной некоторых заболеваний глаз, например, катаракта. А также ведёт к снижению зрения ввиду того, что происходит перенапряжение глазных мышц.
Автор изучила требования, предъявляемые к компьютерным классам школы и провела обследование двух данных учебных кабинетов на их соответствие нормам (см приложение 9).
Вывод: кабинеты по большинству параметров отвечает гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещения создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленый тон, цвет классной двери, оконных рам и классной доски – белый, коричневый тон пола). Использованы матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие на глаза. Кубатура кабинета также отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Освещение (естественное и искусственное) соответствует нормам, но не соответствует нормам СанПиНа ориентация окон (они должны выходить на северную сторону, а у нас – на юг).
На окнах – жалюзи, достаточно комнатных растений (что повышает влажность воздуха в кабинете). Над классной доской установлены софиты, что, конечно же, положительно повлияло на качество искусственного освещения.
Заключение
Природа позаботилась о том, чтобы человек видел, чтобы его глаза были надёжно защищены от какого – либо природного нарушения. Но человек во многом сам виноват в том, что теряет зрение. Поэтому он должен знать о том, как можно и нужно сохранить своё зрение с раннего детства.
И так, наши выводы по работе:
- самым распространённым заболеванием глаз среди подростков является миопия;
- за 3 года на 50 % увеличилось количество учащихся, имеющих ПК, увеличивается количество времени, проводимого школьниками за ПК, что является причиной снижения зрения подростков;
- на 45% увеличилось количество учащихся, имеющих сотовые телефоны, что также может вызвать нарушения зрения, т.к. длительная работа с дисплеем сотового телефона ведёт к утомлению глаз;
- учащиеся испытывают различного рода недомогания после «общения» с ПК и сотовыми телефонами, такие как усталость, головные боли, чрезмерное возбуждение и т.п.
- кабинет информатики и компьютерный класс соответствуют санитарно-гигиеническим нормам;
- учащимся следует соблюдать гигиену зрения при чтении и работе на ПК;
- необходимо вести просветительскую работу среди учащихся и педагогов школы по гигиене зрения.
Только соблюдение всех требований санитарно – эпидемиологических норм по работе с ПК и сотовыми телефонами может способствовать сохранению и укреплению зрения.
Библиографический список
Приложение 1
Особенности строения глаза
Приложение 2
Советы о том, как лучше разместить компьютер
Как избежать переутомления при занятиях на компьютере
Приложение 3
Как избежать компьютерного синдрома зрения
• Думайте о моргании. Сознательно заставляйте себя моргать чаще – если необходимо, прикрепите бумажку с напоминанием об этом к монитору.
• Делайте перерывы в работе – несколько коротких перерывов на каждый час работы, при этом переводите взгляд на предметы, расположенные на разных расстояниях от вас: на часы, цветы, улицу за окном. Или же делайте через каждый час большой перерыв – на 15 минут.
• При необходимости пользуйтесь глазными каплями (об этом пойдет речь дальше) – смазывающими или увлажняющими.
Другой причиной появления у вас КЗС могут служить блики и отражения, образующиеся на экране монитора; при этом принцип довольно прост: чем меньше света падает на экран монитора, тем лучше. Источниками бликов могут служить как лампы, освещающие офис, так и дневной (особенно прямой солнечный) свет, проникающий в помещение через окна. При этом глазам приходится испытывать значительные напряжения, чтобы рассмотреть, что же изображено на экране. Для устранения этой причины, приводящей к КЗС, можно пользоваться следующими правилами:
• Расположите свой компьютер так, чтобы окна в офисе находились сбоку от монитора, а не позади или перед ним. Настольную лампу нужно отрегулировать так, чтобы она не светила вам в глаза и чтобы свет от нее не падал на экран монитора.
• Отрегулируйте жалюзи в офисе так, чтобы солнечный свет не падал на экран монитора.
• Отключите лампы на потолке, которые светят слишком ярко. Если вам не хватает света после этого, перейдите на использование менее мощных ламп накаливания.
Некоторые исследования показывают, что лампы дневного света своим мерцанием могут вызывать раздражение глаз; если это действительно раздражает вас, перейдите на использование обычных ламп накаливания.
• При подборе светового режима на рабочем месте необходимо учитывать, что у людей после 40 лет возникают возрастные изменения в зрительной системе (сужение зрачка, пожелтение хрусталика, снижение зрительной активности и контрастной чувствительности сетчатки). Все это требует усиления яркости экрана и дополнительной освещенности рабочего места (бумажного текста).
Несколько технических советов по использованию сотовых телефонов
*Разговаривайте непрерывно не более 2-3 мин. с интервалом в 15
мин. Перекладывай телефон от одного уха к другому. Бессонница,
головная боль — сигналы, что с разговорами явный перебор! Пощадите
организм! Не болтайте часами!
Вот, пожалуй, и все опасности, которые таятся в вашем мо бильном. Берегите себя!
Приложение 5
Упражнения, снимающие утомление глаз
Как лучше снять утомление после компьютерных занятий
Самый лучший отдых – подвижные игры на свежем воздухе. Дома можно устроить небольшую разминку, физкультуру, обратив внимание на упражнения, тренирующие мышцы, которые формируют правильную осанку. Для снятия зрительного утомления полезно сделать несколько простых упражнений, расслабляющих мышцы глаза:
Каж дое упражнение повторить 4-5 раз. Эти упражнения помогут уставшим глазам. И конечно, недопустимо "отдыхать" у телеви зора после занятий за компьютером.
Приложение 6
Анкета «Ты и твое зрение»
1. Есть ли у тебя сотовый телефон?
А. да Б. нет
2. С какой целью ты используешь сотовый телефон?
А. для звонков Б. для игр В. Для прослушивания музыки
Г. для общения (ICQ)
3. Сколько времени ты работаешь с дисплеем телефона?
А. до 1часа Б. 1-3часа В. Более 3 часов
4. Есть ли у тебя компьютер?
А. да Б. нет
5. Какой монитор у твоего компьютера?
А. ЖК Б. ламповый
6. Укажите год приобретения компьютера вашей семьей.
7. Сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
А. до 1 часа Б. 1-3часа В. Дольше 3 часов
8. С какой целью ты используешь компьютер?
А. для игр Б. для подготовки к урокам
В. Для прослушивания музыки Г. для просмотра фильмов
Д. для выхода в Интернет
9. При каком освещении ты работаешь за компьютером?
А. в темноте Б. при естественном В. При искусственном
10. На каком расстоянии от ваших глаз находиться монитор компьютера во время работы за ним?
А. на расстоянии вытянутой руки Б. менее В. более
11. Влияние на здоровье
Приложение 7
Соответствие кабинета информатики и компьютерного класса санитарно-гигиеническим требованиям
Требования СанПиНа | Кабинет информатики (№4) | Компьютерный класс (№13) |
Требования к помещениям для работы с ПЭВМ | ||
1. Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь искусственное и естественное освещение | + | + |
2. Окна в помещениях, где эксплуатируется техника, преимущественно должны быть ориентированы на север или северо-восток | Юг | Юг |
3. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др. | Жалюзи | Жалюзи |
4. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ в цокольных и подвальных помещениях | 2 этаж | 3 этаж |
5. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ (видеодисплейные терминалы) на базе дискретных экранов (ЖК, плазменные) должна составлять 4,5 м2 | 8 м2 | 4,6 м2 |
6. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7-0,8 для стен – 0,5-0,6 для пола – 0,3-0,5 | 0,7-0,8 0,41 0,25 | 0,7-0,8 0,62 0,25 |
7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации | + | + |
8. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, должна проводиться ежедневная влажная уборка систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ | + | + |
Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ | ||
1. Рабочие столы следует размещать так, чтобы ВДТ были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естесстве6нный свет падал преимущественно слева | Справа | Справа |
2. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой равномерного освещения | + | + |
3. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк | ||
4. Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов | Нет светильников местного освещения | Нет светильников местного освещения |
5. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) | + | + |
6. Для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА) | Параболические решетки | Параболические решетки |
Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ 1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 м, А расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м | + + | 1,5 м 1 м |
2. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5-0,7 | 0,25 | 0,25 |
3. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию | + | + |
4. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую чистку от загрязнений. | + | + |
5. Рабочее место пользователей ПЭВМ следует оборудовать регулируемой по высоте подставкой для ног. | Нерегулируемые по высоте подставки для ног | Нерегулируемые по высоте подставки для ног |
6. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы | + | + |
7. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ | + | + |
8. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции | - | - |
Бабочка
Упрямый зяблик
Усатый нянь
Солнечная система. Взгляд со стороны
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками