Болезни опорно-двигательного аппарата - одни из самых распространённых. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из этих причин является ношение тяжёлых ранцев
Вложение | Размер |
---|---|
skolko_vesit_edorove_uchenika.doc | 121 КБ |
Исследовательская работа «Мое здоровье»
Тема: «Сколько весит здоровье ученика»
Актуальность темы
Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.
Цель исследования: Обратить внимание на состояние своего здоровья
(осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Объект исследования: ученики 3 класса
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Гипотеза: мы предполагаем о том, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет, эксперимент.
Шесть раз в неделю школьники города Новый Уренгой идут в школу и возвращаются из нее, перенося с грузом знаний тяжесть учебных пособий, тетрадей, дневников, пеналов, сменной обуви, физкультурной одежды и еще много чего, что они сами себе положат, если родители не проконтролируют. Переносимые тяжести, безусловно, влияют на правильность формирования осанки. Турист, уходя в горы, берет с собой рюкзак весом до нескольких десятков килограмм, иная хозяйка таскает много килограммовые сумки и, судя по всему, именно к подобной взрослой жизни готовимся и мы – учащиеся начальной школы.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. 33 позвонка, которые составляют наш позвоночник, являются самыми нежными косточками нашего организма. Поскольку опорно-двигательная система еще не завершила своего развития, поэтому чрезвычайно опасно перегружать ребенка. Перегрузка особенно опасна для школьников начального возраста, которые в отличие от старшеклассников, как раз и носят объемистые поклажи.
Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4 -5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20 -30.
Как правильно выбрать ранец? Ведь магазины предлагают так много разных вариантов. Выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У портфеля должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.
Год от года школьные ранцы становятся все тяжелее и тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы достигает 5-6 килограммов, что в 2-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы. Вес учебника не должен превышать для учащихся 1-4классов – 300г
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 20 человек.
1.У медицинского работника нашей школы узнали информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Оказалось, что из 20 человек имеют диагноз сколиоз – 5 человек, а нарушение осанки 12 человек. Только 3 человека из класса имеют правильную осанку.
2. Взвесили ранцы без школьных принадлежностей.
3. Проверили вес учебных пособий необходимых по программе, и сравнили их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдали за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле; вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблицу 1.
Таблица 1
№ | Ф.И.ученика | Год рождения | Вес тела (кг) | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
1 | Гайнуллин Дмитрий | 1999 | 35 | 3,5 | 4,7 |
2 | Дододжонова Зумрад | 1998 | 32 | 3.2 | 4,0 |
3 | Знова Владислав | 1999 | 31 | 3.1 | 4,2 |
4 | Золотухина Мария | 2000 | 27 | 2,7 | 3,4 |
5 | Ирисбиева Хеда | 1999 | 34 | 3,4 | 3,6 |
6 | Колосова Анастасия | 1999 | 34 | 3,4 | 3,8 |
7 | Карасова Айза | 1999 | 35 | 3,5 | 3,6 |
8 | Кохановская Елизавета | 2000 | 30 | 3,0 | 3,2 |
9 | Кулисов Юрий | 2000 | 38 | 3,8 | 4,3 |
10 | Кретова София | 2000 | 32 | 3,2 | 3,5 |
11 | Кульбаёв Алексей | 1999 | 30 | 3,0 | 4,7 |
12 | Марковская Ирина | 1999 | 35 | 3,5 | 5,0 |
13 | Мусафиров Максим | 1999 | 28 | 2,8 | 3,5 |
14 | Попов Витя | 1999 | 36 | 3,6 | 3,8 |
15 | Резвых Кирилл | 2000 | 40 | 4,0 | 5,3 |
16 | Ткаченко Карина | 1999 | 33 | 3,3 | 4,0 |
17 | Тригубенко Анна | 1999 | 32 | 3,2 | 4,3 |
18 | Чанышева Регина | 2000 | 28 | 2,8 | 4,0 |
19 | Федосова Елизавета | 1999 | 25 | 2,5 | 3,1 |
20 | Шелест Диана | 2000 | 22 | 2,2 | 3,5 |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
№ | Ф.И.ученика | Вес ранца (кг) | Вывод |
1 | Гайнуллин Дмитрий | 1,5 | Слишком тяжелый |
2 | Дододжонова Зумрад | 0,6 | Тяжелый |
3 | Знова Владислав | 0,6 | Тяжелый |
4 | Золотухина Мария | 0,7 | Слишком тяжелый |
5 | Ирисбиева Хеда | 0,6 | Тяжелый |
6 | Колосова Анастасия | 0,4 | Норма |
7 | Карасова Айза | 0,7 | Слишком тяжелый |
8 | Кохановская Елизавета | 0,7 | Слишком тяжелый |
9 | Кулисов Юрий | 1,4 | Слишком тяжелый |
10 | Кретова София | 0,6 | Тяжелый |
11 | Кульбаёв Алексей | 0,9 | Слишком тяжелый |
12 | Марковская Ирина | 0,7 | Слишком тяжелый |
13 | Мусафиров Максим | 0,6 | Тяжелый |
14 | Попов Витя | 0,7 | Слишком тяжелый |
15 | Резвых Кирилл | 0,4 | Норма |
16 | Ткаченко Карина | 0,5 | Норма |
17 | Тригубенко Анна | 0,5 | Норма |
18 | Чанышева Регина | 0,5 | Норма |
19 | Федосова Елизавета | 0,6 | Тяжелый |
20 | Шелест Диана | 0,6 | Тяжелый |
Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. У 15 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы взвесили все учебные пособия, которыми пользуемся. Данные внесли в таблицу:
Таблица 3
№ | Название учебника | Вес учебника (г) |
1 | «Родная речь» | 320 |
2 | «Математика» | 220 |
3 | «Русский язык» | 295 |
4 | «Дидактический материал по русскому языку» | 220 |
5 | «Окружающий мир» | 250 |
6 | Тетрадь по «Окружающему миру» | 235 |
7 | Атлас – определитель по «Окружающему миру» | 440 |
8 | Дневник | 200 |
9 | Ученические тетради | 60 |
10 | «Английский язык» | 240 |
11 | Тетрадь по «Английскому языку» | 170 |
12 | «Риторика» | 230 |
13 | «Внеклассное чтение» | 400 |
14 | «Открытие мира» | 440 |
15 | «ИЗО» | 400 |
16 | «Трудовое обучение» | 440 |
17 | «Ритмика» | 460 |
18 | «Спортивная форма» | 550 |
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300г для учебников начальной школы. Нашлись и «нарушители» - учебник по трудовому обучению и атлас- определитель массой 440г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает во вторник 5 кг или четверг 4,7 кг (без сменной обуви). Самым лёгким ранец оказался в среду. Самый тяжелый портфель в этот день весил 2,8 кг, причём не учитывался вес сменной обуви и дополнительной литературы. Так что даже в этот день вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Рекомендации ученикам
Рекомендации родителям
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно – сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако, острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Спасибо за внимание!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Весенние чудеса
Ручей и камень
Какая бывает зима
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью