Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в бортовой сети автомобиля. Она состоит из источников тока-аккумуляторной батареи и генераторной установки, соединненых параллельно с потребителями тока и между собой. Генераторная установка является основным источником тока в системе электроснабжения автомобиля, в которую входят генератор и устройство, обеспечивающие постоянство его напряжения и при необходимости его защиту-регулятор напряжения, или реле-регулятор.
На современных автомобилях применяют источники тока и потребители с номинальным напряжением 12 и 24 в.
Генераторная установка.
По принципу действия и устройству генераторы бывают постоянного и переменного тока.
Генераторы постоянного тока долгое время были одним из основных источников электрической энергии на автомобилях и автобусах. С увеличением мощности потребителей электрической энергии размеры и массы генераторов постоянного тока настолько возрасли, что размещать их на двигателях стало трудно, а повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивало износ коллектора и щеток. Поэтому вместо генераторов постоянного тока .Мощность и срок службы таких генераторов значительно увеличены.На режиме холостого хода двигателя генераторы переменного тока развивают до 40% номинальной мощности, что обеспечивает лучше по сравнению с генераторами постоянного тока условия зарядки аккумуляторных батарей и как следствие повышение из срока службы.
Генераторы переменного тока бывают с возбуждением от постоянных магнитов и с электромагнитным возбуждением. Генераторы с возбуждением от постоянных магнитов маломощны и имеют ограниченное применение. Большинство генераторов, применяемых в настоящее время, имеют электромагнитное возбуждение. Генераторы переменного тока различных типов имеют незначительные конструктивные отличия между собой.
Генераторная установка переменного тока состоит из генератора с электромагнитным возбуждением. Выпрямителя и реле-регулятора или регулятора напряжения.
Генераторы типов Г250 (устанавливаются на автомобилях семейства ГАЗ и ЗИЛ), Г266 (устанавливаются на автобусах ПАЗ) и Г271 (устанавливаются на автомобилях семейства МАЗ, КамАЗ) имеют одинаковую конструктивную схему и представляют собой трехфазную синхронную электрическую машину, состоящую из статора, ротора, передней и задней крышек, вентилятора и приводного шкива.
Статор (4) собран из отдельных пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком для уменьшения вихревых токов. На внутренней поверхности статора имеется 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которые уложены отдельные катушки трехфазной обмотки. В каждой фазе имеется по шесть катушек, соединненых последовательно. Фазовые обмотки статора соединены звездой, т.е. начало обмоток соединена вместе, а их концы присоединены к трем зажимам выпрямительного блока.
РОТОР(6) состоит из двух клювообразных стальных наконечников и катушки возбуждения, помещенной на стальной втулке, которые жестко закреплены на его валу(5). Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам(7), напрессованным на изоляционную втулку вала ротора. Вал вращается в шариковых подпшпниках, помещенных в передней(З) и задней(8) крышках.
Внутри задней крышки(8) расположен полупроводниковый выпрямитель(9) и щеткодержатель(Ю) со щетками и пружинами. На переднем конце вала закреплен приводной шкив(1) и вентилятор(2) для обдува и охлаждения генератора.
При включенном зажигании ток из аккумуляторной батареи через щетки и кольца поступает в обмотку возбуждения ротора и создает магнитное поле. При вращении ротора под катушками статора попеременно проходят его полюсы, индуктируя в обмотках статора переменную по величине и направлению э.д.с. Переменный ток, полученный в генераторе, подводится к выпрямителю, при помощи которого он преобразуется в постоянный, и направляется к потребителям и на подзарядку аккумуляторной батареи.
Проверка технического состояния генератора, снятого с
автомобиля, производится на специальном контрольно-испытательном стенде, оборудованным электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращение ротора генератора в пределах от 0 до 5000 мин, вольтметром со шкалой 0...30 В, амперметром со шкалой 0...60 А, тахометром и нагрузочным реостатом, рассчитанным на ток до 60 А. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигает напряжения 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируемого напряжения.
Проверка минимальной частоты вращения ротора
производится при замкнутом выключателе и разомкнутых выключателях. Питание обмоток возбуждения генератора осуществляется от источника постоянного тока (батареи) напряжением в 12,5 В, устанавливаемым реостатом и фиксируется по вольтметру. При проверке с нагрузкой, устанавливаемой реостатом, замыкается также выключатель. При испытании постепенно повышают частоту вращения ротора, пока напряжение фиксируемое по вольтметру не достигнет 12,5 В. При испытании с нагрузкой реостатом устанавливается нагрузка 32 А, фиксируемая амперметром. Частота вращения ротора, при которой достигается напряжения 12,5 В, не должна превышать 1000...И00 мин при работе генератора без нагрузки и 1900...2200 мин при нагрузке 32 А. В случае большей величины минимальной частоты вращения следует разобрать генератор и проверить обмотки ротора, статора и диоды выпрямительного блока на обрыв или замыкание.
Проверка регулируемого напряжения генератора
производится при разомкнутом выключателе. Напряжение источника постоянного тока (батареи) должно быть в пределах 12,2... 12,6 В. Измерение регулируемого напряжения производится по вольтметру при частоте вращения ротора 3500 мин и точке нагрузки, устанавливаемом реостатом 9,16 А. Величина регулируемого напряжения при этом должна быть в пределах 13,7... 14,5 В. В противном случае следует заменить регулятор напряжения на заведомо исправный и продолжить проверку. Если и в этом случае регулируемое напряжение окажется меньше 13,7 В, то следует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.
Проверка состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, проверку обмоток статора, проверку диодов выпрямительного блока.
Проверка обмотки возбуждения ротора производится при помощи омметра. Для этого , подсоединив его щупы к контактным кольцам якоря, нужно проверить отсутствие обрыва или замыкания в обмотке возбуждения по величине сопротивления.
Проверка обмоток статора на обрыв и короткое замыкание производится с помощью индикатора и источника питания. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание производится омметром. При исправных обмотках сопротивление всех фазных обмоток статора должно быть одинаковым (разница не более 10%).
Проверка диодов выпрямительного блока производится при
помощи индикатора (лампы мощьностью1...5Вт) и аккумуляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может либо вообще не пропускать ток, либо пропускать ток в обоих направлениях. В случае повреждения одного из диодов выпрямительного тока необходимо заменить целиком выпрямительный блок в сборе.
Проверка регулятора напряжения производится по схеме, с использованием источника питания на 24В. При установке потенциометром напряжения 12В лампочка должна гореть. При повышение напряжения до 13,7.. .15,5В лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет и при более высоком напряжении, то регулятор не исправен и подлежит замене.
При обслуживании генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажигания аккумуляторной батареи, так как при этом возникают кратковременное перенапряжение на зажиме генератора, которые могут вызвать повреждения регулятора напряжения и электронных устройств в бортовой системе автомобиля.
Ежедневно следует контролировать работу генератора по приборам.
Через 10000... 15000 км пробега подтягивают крепления генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводного ремня в порядке, описанном в разделе «Ремонт и Т.О. системы охлаждения».
Через 60000 км пробега нужно снять генератор, разобрать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо заменить вместе с щеткодержателям, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5.. .8 мм.
Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в бортовой сети автомобиля. Она состоит из источников тока-аккумуляторной батареи и генераторной установки, соединненых параллельно с потребителями тока и между собой. Генераторная установка является основным источником тока в системе электроснабжения автомобиля, в которую входят генератор и устройство, обеспечивающие постоянство его напряжения и при необходимости его защиту-регулятор напряжения, или реле-регулятор.
На современных автомобилях применяют источники тока и потребители с номинальным напряжением 12 и 24 в.
Генераторная установка.
По принципу действия и устройству генераторы бывают постоянного и переменного тока.
Генераторы постоянного тока долгое время были одним из основных источников электрической энергии на автомобилях и автобусах. С увеличением мощности потребителей электрической энергии размеры и массы генераторов постоянного тока настолько возрасли, что размещать их на двигателях стало трудно, а повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивало износ коллектора и щеток. Поэтому вместо генераторов постоянного тока .Мощность и срок службы таких генераторов значительно увеличены.На режиме холостого хода двигателя генераторы переменного тока развивают до 40% номинальной мощности, что обеспечивает лучше по сравнению с генераторами постоянного тока условия зарядки аккумуляторных батарей и как следствие повышение из срока службы.
Генераторы переменного тока бывают с возбуждением от постоянных магнитов и с электромагнитным возбуждением. Генераторы с возбуждением от постоянных магнитов маломощны и имеют ограниченное применение. Большинство генераторов, применяемых в настоящее время, имеют электромагнитное возбуждение. Генераторы переменного тока различных типов имеют незначительные конструктивные отличия между собой.
Генераторная установка переменного тока состоит из генератора с электромагнитным возбуждением. Выпрямителя и реле-регулятора или регулятора напряжения.
Генераторы типов Г250 (устанавливаются на автомобилях семейства ГАЗ и ЗИЛ), Г266 (устанавливаются на автобусах ПАЗ) и Г271 (устанавливаются на автомобилях семейства МАЗ, КамАЗ) имеют одинаковую конструктивную схему и представляют собой трехфазную синхронную электрическую машину, состоящую из статора, ротора, передней и задней крышек, вентилятора и приводного шкива.
Статор (4) собран из отдельных пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком для уменьшения вихревых токов. На внутренней поверхности статора имеется 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которые уложены отдельные катушки трехфазной обмотки. В каждой фазе имеется по шесть катушек, соединненых последовательно. Фазовые обмотки статора соединены звездой, т.е. начало обмоток соединена вместе, а их концы присоединены к трем зажимам выпрямительного блока.
РОТОР (6) состоит из двух клювообразных стальных наконечников и катушки возбуждения, помещенной на стальной втулке, которые жестко закреплены на его валу(5). Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам(7), напрессованным на изоляционную втулку вала ротора. Вал вращается в шариковых подпшпниках, помещенных в передней(З) и задней(8) крышках.
Внутри задней крышки(8) расположен полупроводниковый выпрямитель(9) и щеткодержатель(Ю) со щетками и пружинами. На переднем конце вала закреплен приводной шкив(1) и вентилятор(2) для обдува и охлаждения генератора.
При включенном зажигании ток из аккумуляторной батареи через щетки и кольца поступает в обмотку возбуждения ротора и создает магнитное поле. При вращении ротора под катушками статора попеременно проходят его полюсы, индуктируя в обмотках статора переменную по величине и направлению э.д.с. Переменный ток, полученный в генераторе, подводится к выпрямителю, при помощи которого он преобразуется в постоянный, и направляется к потребителям и на подзарядку аккумуляторной батареи.
Проверка технического состояния генератора, снятого с
автомобиля, производится на специальном контрольно-испытательном стен де, оборудованным электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращение ротора генератора в пределах от 0 до 5000 мин, вольт метром со шкалой 0...30 В, амперметром со шкалой 0...60 А, тахометром и нагрузочным реостатом, рассчитанным на ток до 60 А. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генера тора, при которой достигает напряжения 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируемого напряжения.
Проверка минимальной частоты вращения ротора
производится при замкнутом выключателе и разомкнутых выключателях. Питание обмоток возбуждения генератора осуществляется от источника постоянного тока (батареи) напряжением в 12,5 В, устанавливаемым реос татом и фиксируется по вольтметру. При проверке с нагрузкой, устанавли ваемой реостатом, замыкается также выключатель. При испытании постепен но повышают частоту вращения ротора, пока напряжение фиксируемое по вольтметру не достигнет 12,5 В. При испытании с нагрузкой реостатом уста навливается нагрузка 32 А, фиксируемая амперметром. Частота вращения ротора, при которой достигается напряжения 12,5 В, не должна превышать 1000...И00 мин при работе генератора без нагрузки и 1900...2200 мин при нагрузке 32 А. В случае большей величины минимальной частоты вращения следует разобрать генератор и проверить обмотки ротора, статора и диоды выпрямительного блока на обрыв или замыкание.
Проверка регулируемого напряжения генератора
производится при разомкнутом выключателе. Напряжение источника посто янного тока (батареи) должно быть в пределах 12,2... 12,6 В. Измерение регулируемого напряжения производится по вольтметру при частоте враще ния ротора 3500 мин и точке нагрузки, устанавливаемом реостатом 9,16 А. Величина регулируемого напряжения при этом должна быть в пределах 13,7... 14,5 В. В противном случае следует заменить регулятор напряжения на заведомо исправный и продолжить проверку. Если и в этом случае регули руемое напряжение окажется меньше 13,7 В, то следует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.
Проверка состояния деталей генератора включает в себя про верку обмотки возбуждения ротора, проверку обмоток статора, проверку диодов выпрямительного блока.
Проверка обмотки возбуждения ротора производится при по мощи омметра. Для этого , подсоединив его щупы к контактным кольцам якоря, нужно проверить отсутствие обрыва или замыкания в обмотке возбуж дения по величине сопротивления.
Проверка обмоток статора на обрыв и короткое замыкание производится с помощью индикатора и источника питания. Проверка обмо ток статора на межвитковое замыкание производится омметром. При исправ ных обмотках сопротивление всех фазных обмоток статора должно быть одинаковым (разница не более 10%).
Проверка диодов выпрямительного блока производится при
помощи индикатора (лампы мощьностью1...5Вт) и аккумуляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может либо вообще не пропускать ток, либо пропускать ток в обоих направ лениях. В случае повреждения одного из диодов выпрямительного тока необ ходимо заменить целиком выпрямительный блок в сборе.
Проверка регулятора напряжения производится по схеме, с испо льзованием источника питания на 24В. При установке потенциометром нап ряжения 12В лампочка должна гореть. При повышение напряжения до 13,7.. .15,5В лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет и при более высо ком напряжении, то регулятор не исправен и подлежит замене.
-17-
При обслуживании генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажигания аккуму ляторной батареи, так как при этом возникают кратковременное перенап ряжение на зажиме генератора, которые могут вызвать повреждения регу лятора напряжения и электронных устройств в бортовой системе автомобиля.
Ежедневно следует контролировать работу генератора по приборам.
Через 10000... 15000 км пробега подтягивают крепления генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение привод ного ремня в порядке, описанном в разделе «Ремонт и Т.О. системы охлаждения».
Через 60000 км пробега нужно снять генератор, разобрать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходи мости кольца надо заменить вместе с щеткодержателям, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5.. .8 мм.
В поисках капитана Гранта
Пока бьют часы
Цветение вишни в лунную ночь
Глупый мальчишка
И тут появился изобретатель