загрязнение атмосферы выхлопными газами в различных участках нашего райцентра
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.doc | 238 КБ |
Содержание
Цель работы:
Определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автотранспорта в различное время года.
Задачи:
Ход работы:
(Диск. 1С:Школа. Экология.10-11 класс. Диск. Экология. Учебное пособие. 10—11класс. Под редакцией А.К. Ахлебинина.)
Результаты обработки материла:
1.1 Улица М.Джалиля
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 18 | 376,2 | 52,2 | 14,4 | 3,42 | 0,144 | 446,364 |
Легковые | 90 | 846 | 162 | - | - | 0,9 | 1 008,9 |
Автобусы (Дизели) | 3 | 28,5 | 2,22 | 0,39 | 0,09 | 0,009 | 31,209 |
Итого:1 486,473
1.2 Улица Родимцева
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 9 | 188,1 | 26,1 | 7,2 | 1,71 | 0,072 | 223,182 |
Легковые | 102 | 958,8 | 183.6 | - | - | 1,02 | 1 143,42 |
Автобусы (Дизели) | 3 | 28,5 | 2,22 | 0.39 | 0,09 | 0,009 | 31,209 |
Итого:1397,811
1.3 Улица Строителей
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 3 | 62,7 | 8,7 | 2,4 | 0,57 | 0,024 | 74,394 |
Легковые | 93 | 874,2 | 167,4 | - | - | 0,93 | 1 042,53 |
Автобусы (Дизели) | 6 | 57 | 4,44 | 0,78 | 0,18 | 0,018 | 62,418 |
Итого:1179,342
1.4 Улица Советская
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 7 | 146,3 | 20,3 | 5,6 | 1,33 | 0,056 | 173,642 |
Легковые | 163 | 1 532,2 | 293,4 | - | - | 1,63 | 1 827,23 |
Автобусы (Дизели) | 3 | 28,5 | 2,22 | 0,39 | 0,09 | 0,009 | 31,209 |
Итого:2 032,081
2.Февраль (зима)
2.1 Улица М.Джалиля
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 5 | 104,5 | 14,5 | 4 | 0,95 | 0,04 | 123,99 |
Легковые | 62 | 582,8 | 111,6 | - | - | 0,62 | 695,02 |
Автобусы (Дизели) | 1 | 9,5 | 0,74 | 0,13 | 0,03 | 0,003 | 10,403 |
Итого:829,413
2.2 Улица Родимцева
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 3 | 62,7 | 8,7 | 2,4 | 0,57 | 0,024 | 74,394 |
Легковые | 67 | 629,8 | 120,6 | - | - | 0,67 | 751,07 |
Автобусы (Дизели) | 1 | 9,5 | 0,74 | 0,13 | 0,03 | 0,003 | 10,403 |
Итого:835,867
2.3 Улица Строителей
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 1 | 20,9 | 2,9 | 0,8 | 0,19 | 0,008 | 24,798 |
Легковые | 53 | 498,2 | 95,4 | - | - | 0,53 | 594,13 |
Автобусы (Дизели) | 2 | 19 | 1,48 | 0,26 | 0,06 | 0,006 | 20,806 |
Итого:639,734
2.4 Улица Советская
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 2 | 41,8 | 5,8 | 1,6 | 0.38 | 0,016 | 49,596 |
Легковые | 112 | 1052,8 | 201,6 | - | - | 1,12 | 1255,52 |
Автобусы (Дизели) | 1 | 9,5 | 0,74 | 0,13 | 0,03 | 0,003 | 10,403 |
Итого:1 315,519
3.Апрель (весна)
3.1 Улица М.Джалиля
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 18 | 376,2 | 52,2 | 14,4 | 3,42 | 0,144 | 446,364 |
Легковые | 94 | 883,6 | 169,2 | - | - | 0,94 | 1 053,74 |
Автобусы (Дизели) | 4 | 38 | 2,96 | 0,52 | 0,12 | 0,012 | 41,612 |
Итого:1541,716
3.2 Улица Родимцева
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 7 | 146,3 | 20,3 | 5,6 | 1,33 | 0,056 | 173,642 |
Легковые | 106 | 996,4 | 190,8 | - | - | 1,06 | 1 188,26 |
Автобусы (Дизели) | 3 | 28,5 | 2,22 | 0,39 | 0.09 | 0,009 | 31,209 |
Итого:1393,111
3.3 Улица Строителей
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 4 | 83,6 | 11,6 | 3,2 | 0,76 | 0,032 | 99,192 |
Легковые | 98 | 921,2 | 176,4 | - | - | 0,98 | 1 098,58 |
Автобусы (Дизели) | 5 | 47,5 | 3.7 | 0,65 | 0,15 | 0.015 | 52,015 |
Итого:1 249,787
3.4 Улица Советская
Виды транспорта | Количество машин | CO | NO2 | C | SO2 | Pb | Количество веществ |
Грузовики | 5 | 104,5 | 14,5 | 4 | 0,95 | 0,04 | 123,99 |
Легковые | 165 | 1 551 | 297 | - | - | 1,65 | 1 849,65 |
Автобусы (Дизели) | 3 | 28,5 | 2,22 | 0,39 | 0,09 | 0,009 | 31,209 |
Итого:2004,84
Сводные таблицы:
1.Октябрь (осень)
Участок дороги (улицы) | Количество химических веществ |
1.М.Джалиля | 1 486,473 |
2.Родимцева | 1 397,811 |
3.Строителей | 1 179,342 |
4.Советская | 2 032,081 |
Итого:6095,707
2.Февраль (зима)
Участок дороги (улицы) | Количество химических веществ |
1.М.Джалиля | 829,413 |
2.Родимцева | 835,867 |
3.Строителей | 639,734 |
4.Советская | 1 315,519 |
Итого:3620,53
3.Апрель (весна)
Участок дороги (улицы) | Количество химических веществ |
1.М.Джалиля | 1 541,716 |
2.Родимцева | 1 393,111 |
3.Строителей | 1 249,787 |
4.Советская | 2 004,849 |
Итого:6189,463
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА:
Время года | Количество химических веществ |
1.Осень (октябрь) | 6 095,707 |
2.Зима (февраль) | 3 620,533 |
3.Весна (апрель) | 6 189,463 |
Анализируя результаты исследований можно сделать следующие заключения:
Заключение:
Учитывая вышесказанное мы предлагаем:
Список используемой литературы:
Приложение №1
Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Так, посту пающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимо действует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии сер ного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония. Подобным обра зом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между за грязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки.
Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются сле дующие:
а) Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В
воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и вы
бросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не ме
нее 250 млн. т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составны
ми частями атмосферы, и способствует повышению температуры на планете, и созданию
парникового эффекта.
б) Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего топли
ва или переработки сернистых руд (до 70 млн. т. в год). Часть соединений серы выделяет
ся при горении органических остатков в горнорудных отвалах.
Выделяется при обжиге и плавлении сернистых руд в цветной и чёрной металлур гии, в производстве резиновых изделий, в химических процессах получения серной ки слоты и сульфитов, в производстве удобрений, целлюлозы, при очистке нефтепродуктов.
в) Серный ангидрид. Образуется при окислении сернистого ангидрида. Конечным
продуктом реакции является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде, кото
рый подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека. Выпадение
аэрозоля серной кислоты из дымовых факелов химических предприятий отмечается при
низкой облачности и высокой влажности воздуха. Пирометаллургические предприятия
цветной и черной металлургии, а также ТЭС ежегодно выбрасывают в атмосферу десятки
миллионов тонн серного ан гидрида.
г) Сероводород и сероуглерод. Поступают в атмосферу раздельно или вместе с дру
гими соединениями серы. Основными источниками выброса являются предприятия по из
готовлению искусственного волокна, сахара, коксохимические, нефтеперерабатывающие,
а также нефтепромыслы. В атмосфере при взаимодействии с другими загрязнителями
подвергаются медленному окислению до серного ангидрида.
д) Оксиды азота. Основными источниками выброса являются предприятия, произ
водящие: азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, нитро-
соединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество оксидов азота, поступающих в ат
мосферу, составляет 20 млн. т. в год.
е) Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по произ
водству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фторсодер-
жащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтороводоро-
да или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффек
том. Производные фтора являются сильными инсектицидами.
ж) Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, произ
водящих соляную кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидро
лизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречаются как примесь молекулы
хлора и паров соляной кислоты. Токсичность хлора определяется видом соединений и их
концентрацией.
Двуокись углерода (С02) - бесцветный газ со слегка кисловатым запахом и вкусом. Выделяется при дыхании животных и растений, разложение (сгорание) органических ос татков и мусора, разгерметизации установок пожаротушения, выбросах предприятий топ ливно-энергетического комплекса. Является одним из парниковых газов.
Озон (Оз) - газ с характерным запахом, более сильный окислитель, чем кислород. Его относят к наиболее токсичным из всех обычных загрязняющих воздух примесей. Озон относят к первому классу опасности, при этом максимально разовая ПДК составляет 0,16 мг/м3, а среднесуточная - 0,03 мг/м3.
Углеводороды - химические соединения углерода и водорода. К ним относят тысячи различных загрязняющих атмосферу веществ, содержащихся в несгоревшем бензине, жидкостях, применяемых в химчистке, промышленных растворителях и т.д. Многие угле водороды опасны сами по себе. Например, бензол, один из компонентов бензина, может вызвать лейкемию, а гексан - тяжелые поражения нервной системы человека. Бутадиен является сильным канцерогеном.
Фреоны - группа галогеносодержащих веществ, синтезированных человеком. Их преимущество перед другими веществами является то, что они не горючи, не токсичны и нейтральны. Фреоны, представляющие собой хлорированные и фторированные углероды
(ХФУ), как недорогие и нетоксичные газы широко применяют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах, пенообразующих агентов, в установках для газового пожаротушения, рабочего тела аэрозольных упаковок (лаков, дезодорантов и т.д.).
В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на 1 т. предельного чугуна выделяется кроме 2,7 кг сернистого газа и 4,5 кг пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких металлов, смоляных веществ и цианистого водорода.
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории России составляет около 22 - 25 млн. т. в год.
В последние годы содержание в атмосферном воздухе российских городов и про мышленных центров таких вредных примесей, как взвешенные вещества, диоксид серы, существенно уменьшилось, так как со значительным спадом производства сократилось число промышленных выбросов, а концентрации оксида углерода и диоксида азота вы росли в связи с ростом парка автомобилей.
Наиболее значимое влияние на состав атмосферы оказывают предприятия черной и цветной металлургии, химическая и нефтехимическая промышленность, стройиндустрия, энергетические предприятия, целлюлозно-бумажная промышленность, автотранспорт, а также котельные.
Диоксины - общее название целого семейства хлорсодержащих химических веществ со сходными свойствами, в том числе и сходным токсичным действием.
В настоящее время сжигание мусора - это главный источник появления диоксинов и диоксиноподобных веществ в воздухе. Диоксины могут находиться в воздухе в виде пара или в связанном с органическими частицами состоянии, в зависимости от их летучести. Как правило, диоксины связаны с твердыми частицами, а так как эти частицы очень малы, они могут оставаться в воздухе в течение длительного периода времени и переноситься воздушными течениями на большие расстояния.
Загрязнение атмосферы передвижными транспорт ными средствами
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автотранспорта и авиации существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от подвижных ис точников: грузовых и легковых автомобилей, тракторов, тепловозов и самолетов.
Наземный транспорт
Большую долю в загрязнении атмосферы составляют выбросы вредных веществ от автомобилей. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие
на бензине, затем самолеты, автомобили с дизельными двигателями, тракторы и другие сельскохозяйственные машины, железнодорожный и водный транспорт.
В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше полови ны всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 - 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа - 700, диоксида азота - 40, несгоревших углеводоро дов - 230 и твердых веществ - 2 - 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина.
I Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3 - 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстоя ние 50 м. Транспорт отравляет также водоемы, почву и растения.
Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Доля загрязнения атмосферы от газотурбин ных двигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку их применение в городах и промышленных центрах ограничено. В местах ак тивного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.
Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных ви дов топлива в двигателях всех видов (общее число таких веществ превышает 40), - не токсичные диоксид углерода СОги водяной пар НгО. Однако кроме них в атмосферу вы брасываются и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксиды серы, азота, соеди нения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен С20Н12, не-сгоревшие частицы топлива и т.п.
Оксид углерода (СО) и оксиды азота (N0x) поступают в атмосферу только с вы хлопными газами, тогда как не полностью сгоревшие углеводороды (HnCm) поступают как вместе с выхлопными газами, (он составляет примерно 60 % от общей массы выбра сываемых углеводородов), так и из картера (около 20 %), топливного бака (около 10 %) и карбюратора (примерно 10 %); твердые примеси поступают в основном с выхлопными газами (90 %) и из картера (10 %).
Автотранспорт является источником загрязнения атмосферы, количество автома шин непрерывно растет, особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу
Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются отрабо тавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С кар-терными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 % углево дородов от их общего выброса.
Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя -источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора вы бросы СО увеличиваются в 4 - 5 раз.
Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свин ца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 - 3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:
Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный.
Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно выбрасывается, млн. т:
оксида углерода - 260
летучих углеводородов - 40
оксидов азота - 20.
Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомо биля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следу ет, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.
Несмотря на то, что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ, как СО, HnCm, NOx, выбрасывают не более чем бензиновые, они существенно больше вы брасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же облада ет неприятным запахом, создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами. В со четании же с создаваемым шумом дизельные двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в большей степени, чем бензино вые. (Владимиров A.M. и др. «Охрана окружающей среды» Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат 1991г.Болбас М.М. «Основы промышленной экологии» Москва: Высшая школа , 1993.)
Приложение №2
Оксид углерода (СО)
Бесцветный и не имеющий запаха газ. Воздействует на нервную и сердечно сосудистую систему, вызывает удушье. Первичные симптомы отравления оксидом угле рода (появление головной боли) возникают у человека через 2-3 часа его пребывания в атмосфере содержащей 200-220 мг/мЗ СО; при более высоких концентрациях СО появля ется ощущение пульса в висках, головокружение.
Концентрация СО, превышающая предельно допустимую, приводит к физиологиче ским изменениям в организме человека, а при большой концентрации - к смерти. Объяс няется это тем, что СО - исключительно агрессивный газ, легко соединяющийся с гемо глобином (красными кровяными тельцами). При соединении образуется карбоксигемог-лобин, повышение (сверх нормы, равной 0.4%) содержание которого в крови сопровожда ется:
а) ухудшением остроты зрения и способности оценивать длительность интервалов
времени,
б) нарушением некоторых психомоторных функций головного мозга (при содержании
2-5%),
в) изменениями деятельности сердца и легких (при содержании более 5%),
г) головными болями, сонливостью, спазмами, нарушениями дыхания и смертностью
(при содержании 10-.80%).
Образование в крови карбоксигемоглобина, что препятствует переносу кислорода, приводит к кислородному голоданию организма, вызывая расстройства нервной и сердеч но-сосудистой систем, а также способствует развитию атеросклероза.
Степень воздействия оксида углерода на организм зависят не только от его концен трации, но и от времени пребывания (экспозиции) человека в загазованном СО воздухе.
К счастью, образование карбоксигемоглобина в крови - процесс обратимый: после прекращения вдыхания СО начинается его постепенный вывод из крови; у здорового че ловека содержание СО в крови каждые 3-4 ч и уменьшается в два раза. Оксид углерода -очень стабильное вещество, время его жизни в атмосфере составляет 2-4 мес. При ежегод ном поступлении 350 млн. т концентрация СО в атмосфере должна была бы увеличивать ся примерно на 0,03 млн-1/год. Однако этого, к счастью, не наблюдается, чем мы обязаны в основном почвенным грибам, очень активно разлагающим СО (некоторую роль играет также переход СО в С02).
Токсичность СО возрастает при наличии в воздухе азота, в этом случае концентра цию СО в воздухе необходимо снижать в 1.5 раза.
Средства борьбы: использование каталитических дожигателей на автомобилях, окисляющих окись углерода СО до двуокиси углерода CCte, использование в качестве го рючего для автомашин сжиженных углеводородных газов, не дающих при сгорании окиси углерода, замена двигателей внутреннего сгорания на автотранспорте электромоторами, приводимыми в действие от аккумулятора.
Диоксид серы и серный ангидрид Диоксид серы (SO2) и серный ангидрид (SO3) в комбинации со взвешенными частицами и влагой оказывают наиболее вредной воздействие на человека, живые организмы и мате риальные ценности S02 - бесцветный и негорючий газ, с острым запахом, уже в малых концентрациях (20-30 мг/мЗ) создает неприятный вкус во рту, раздражает слизистые обо лочки глаз и дыхательных путей. Вдыхание SO2 вызывает болезненные явления в легких и дыхательных путях, иногда возникают отек легких, глотки и паралич дыхания. Хрониче ское воздействие приводит к возникновению бронхитов и других респираторных заболе ваний, оказывает влияние на процессы углеводного и белкового обмена, снижает иммуни тет. Вызывает нарушение функций печени, анемию, угнетает функции щитовидной желе зы.
Может привести к хроническому заболеванию лёгких, возникновению хронического гастрита, гепатопатии, бронхита, ларингита и других болезней, возможен рак лёгких.
Диоксид серы в смеси с твердыми частицами и серной кислотой (раздражитель более сильный, чем SO2) приводит к увеличению симптомов затрудненного дыхания и болезням лёгких, а при высоком среднесуточном содержании S02 наблюдается резкое увеличение числа больных и смертельных исходов.
Средства борьбы: предварительная обработка топлива для удаления из него серы, улавливание уже образовавшегося сернистого газа из отходящих газов в очистных уст ройствах.
Оксиды азота (NO N203 NO5 N204)
В атмосферу выбрасывается в основном диоксид азота NO2 - ядовитый газ, раздра жающе действующий на органы дыхания. N0 - бесцветный газ со слабым запахом, в ат мосфере он быстро превращается в диоксид азота. Отравленный оксидами азота воздух начинает действовать с легкого кашля. При повышении концентрации N0, возникает сильный кашель, рвота, иногда головная боль. При контакте с влажной поверхностью сли зистой оболочки оксиды азота образуют кислоты HNO3 и HNO2, которые приводят к отеку легких. Оксиды ухудшают дыхательные функции, вызывают повышенную заболеваемость
Соединения свинца. В организм через органы дыхания поступает примерно 50% соединений свинца. Под действием свинца нарушается синтез гемоглобина, возникает за болевания дыхательных путей, мочеполовых органов, нервной системы. При поступлении в организм через лёгкие и пищеварительный тракт, через несколько минут обнаруживает ся в плазме крови, переходит в эритроциты, а затем в органы и ткани. Свинец отрицатель но действует на половые клетки, угнетает активность стероидных гормонов. Свинец по-литропный яд, действующий на кроветворение нервную систему, печень, почки
Особенно опасны соединения свинца для детей дошкольного возраста. В крупных городах содержание свинца в атмосфере достигает 5-38 мг/м3, что превышает естествен ный фон в 10 000 раз.
При интоксикации свинцом под удар попадают нервная и кроветворная системы.
В организме человека свинец можно обнаружить во всех тканях и органах, а в пер вую очередь в скелете. Десять лет требуется для того, чтобы накопленный в костях свинец уменьшился лишь наполовину. Благодаря хозяйственной деятельности человека миграция свинца в окружающей среде приобрела гигантские масштабы. До 90% от общего количе ства выброса свинца принадлежит к продуктам сгорания бензина с примесью свинцовых соединений. Появление значительных количеств свинца в атмосфере, гидросфере привело к повышению накопления этого металла в организмах растений, животных и человека. В результате самоочищения атмосферы значительная часть свинца либо осаждается вблизи источников загрязнения, либо возвращается на поверхность суши и океанов с осадками.
Городская пыль может содержать до 1% свинца.
Человек, представляющий одно из последних звеньев пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность нейротоксического воздействия свинца. Соединения свинца поступают в организм человека через кожу и слизистые оболочки, через дыхательные пу ти и пищеварительный тракт. При интоксикации свинцом развивается поражение мозга (цефалопатия), нарушается дыхательная функция крови вследствие разрушения эритроци тов, нарушение функции пищеварительного тракта в результате атрофии слизистой обо лочки тонкого кишечника и угнетения целого ряда ферментов за счет вытеснения свинцом из последних цинка и меди. Содержание свинца в крови не приходит к норме даже спустя три года после нормализации его уровня в воздухе. Установлена зависимость между уровнями свинца и кадмия в волосах школьников и степенью их умственного развития.Особенно опасны полициклические ароматические углеводороды типа 3,4-бензопирена (С20Н12), образующиеся при неполном сгорании топлива. По данным ряда ученых, они обладают канцерогенными свойствами]( Вакулин А. А., Макевнин С. Г.. Охрана природы. - М.: изд. Агропромиздат, 1991Г.Данилов-Данильян В.И. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?» М: МНЭПУ, 1997 г.)
Приложение №3
Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта
Оценка автомобилей по токсичности выхлопов. Большое значение имеет повсе дневный контроль над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправно стью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлопных га зах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы.
Положением о Государственной автомобильной инспекции на нее возложен кон троль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта.
В принятом стандарте на токсичность предусмотрено дальнейшее ужесточение нор мы, хотя они и сегодня в России жестче европейских: по окиси углерода—на 35%, по уг леводородам—на 12%, по окислам азота—на 21%.
На заводах введены контроль и регулирование автомобилей по токсичности и дым-ности отработавших газов.
Системы управления городским транспортом. Разработаны новые системы регу лирования уличного движения, которые сводят к минимуму возможность образования пробок, потому что, останавливаясь и потом набирая скорость, автомобиль выбрасывает в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении.
Построены автомагистрали в обход городов, которые приняли весь поток транзитно го транспорта, который раньше нескончаемой лентой тянулся по городским улицам. Резко снизилась интенсивность движения, уменьшился шум, чище стал воздух.
Перевод автотранспорта на дизельные двигатели. По мнению специалистов, пе ревод автотранспорта на дизельные двигатели уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ. В выхлопе дизеля почти не содержится ядовитой окиси углерода, так как ди зельное топливо сжигается в нем практически полностью. К тому же дизельное топливо свободно от тетраэтила свинца, присадки, которая используется для повышения октаново го числа бензина, сжигаемого в современных карбюраторных двигателях с высокой сте пенью сжигания.
Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20—30%. Более того, для произ водства 1 л дизельного топлива требуется в 2,5 раза меньше энергии, чем для производст ва того же количества бензина. Получается, таким образом, как бы двойная экономия энергоресурсов. Именно этим объясняется быстрый рост числа автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Создание автомобилей с учетом требований экологии—одна из серьезных задач, которые стоят сегодня перед кон структорами.
Совершенствование процесса сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания, применение электронной системы зажигания приводит к уменьшению в выхлопе вредных веществ.
Нейтрализаторы. Большое внимание придается разработке устройства снижения токсичности—нейтрализаторов, которыми можно оснастить современные автомобили.
Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно проис ходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей.
Нейтрализатор крепят к выхлопной трубе, и газы, прошедшие через него, выбрасы ваются в атмосферу очищенными. Одновременно устройство может выполнять функции глушителя шума. Эффект от использования нейтрализаторов достигается внушительный: при оптимальном режиме выброс в атмосферу оксида углерода уменьшается на 70—80%, а углеводородов—на 50—70%.
Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с помощью различных доба вок к топливу. Ученые разработали присадку, которая снижает содержание сажи в вы хлопных газах на 60—90% и канцерогенных веществ—на 40%.
В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко вне дряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. В результате можно выпускать неэтилированные, малотоксичные бензины. Использование их снижает загрязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигате лей, сокращает расход топлива.
Газ вместо бензина. Высокооктановое, стабильное по составу газовое топливо хо рошо смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам двигателя, способствуя более полному сгоранию рабочей смеси. Суммарный выброс токсичных ве ществ у автомобилей, работающих на сжиженном газе, значительно меньше, чем у машин с бензиновыми двигателями.
Приложение №4
Таблица 1.
Химические соединения | Грузовики | Легковые | Автобусы (дизели) |
Угарный газ | 20,9 | 9,4 | 9,5 |
Диоксид азота | 2,9 | 1,8 | 0,74 |
Углерод | 0,8 | ---- | 0,13 |
Диоксид серы | 0,19 | ---- | 0,03 |
Свинец | 0,008 | 0,01 | 0,003 |
Приложение №5
Таблица №2
Источ ник за грязне ния | Подвер гаю-щийся загряз нению компо нент | Основные загрязни тели | Возможные нарушения здоровья человека |
Тепло вые электро станции | Воздух | Пыль, зола | Уменьшение вентиляционной способности и ёмко сти лёгких, повреждение слизистых оболочек гла за и верхних дыхательных путей, заболевания ко жи |
Сажа, являющаяся но сителем смолистых веществ | Повышение заболеваемости раком лёгких, кожи, крови | ||
Сернистый ангидрид, двуокись серы | Общее отравление организма, проявляющееся в изменении состава крови, поражении органов ды хания, повышении восприимчивости к инфекциям, нарушении обмена веществ, повышении артери ального давления | ||
Окислы азота | Резкое раздражение лёгких и дыхательных путей, возникновение в них воспалительных процессов, понижение кровяного давления | ||
Пред приятия по про изво дству свинца | Воздух Вода | Аэрозоли соединений свинца | Расстройство биосинтеза гемоглобина, изменение защитных механизмов организма. Функциональ ные и органические нарушения сердечно сосудистой системы. Интоксикация центральной нервной системы. Расстройства психики. Функ циональные нарушения печени, почек, желудочно-кишечного тракта. Накопление в организме свинца (в костях, крови, моче), отставание физического развития детей |
Пред приятия | Воздух Вода | Соединения цинка, полиметаллическая | Увеличение общей заболеваемости, респиратор ные заболевания |
по про изво дству цинка | пыль, окислы азота, свинец, фенол, пары ртути, кадмий | ||
Пред приятия по про изво дству ртути | Воздух Вода | Пары металлической ртути, её неорганиче ские и органические соединения. Ртуть | Накопление в организме ртути (в мозге, сердце, лёгких, почках, печени, селезёнке, поджелудочной железе, мышечной ткани, крови, молоке, спинно мозговой жидкости, волосах). Нервно-психические нарушения, повышение общей заболеваемости. У детей - гипертония, повышенная пораженность зу бов кариесом. Необратимые поражения централь ной нервной системы и мозга. |
Пред приятия по про изво дству цемента | Воздух Вода | Пыль, содержащая окиси кремния, каль ция, магния, мышьяк, ртуть, свинец, фтор | Повышение заболеваемости органов дыхания, пи щеварения, горла, носа, уха, слизистой глаз. Кож ные заболевания. |
Текстиль ные пред приятия | Воздух | Хлопковая пыль | Респираторные заболевания (бронхит) |
Автомо бильный транс порт | Воздух Вода | Углеводороды, в т.ч. бензапирен | Раздражение дыхательных путей, появление тош ноты, головокружение, сонливость. Понижение иммунологической активности организма |
Окись углерода | Блокирование гемоглобина крови и снижение спо собности крови к переносу кислорода из лёгких к тканям, приступы коронарной недостаточности | ||
Окислы азота | Резкое раздражение лёгких и дыхательных путей и возникновение в них воспалительных процессов | ||
Озон | Раздражение слизистой оболочки глаз, хрониче ские изменения в лёгких, воспалительные процес сы в них | ||
Аэрозоль свинца | Свинцовая интоксикация, вплоть до летального исхода. Неврологические расстройства |
Ёжикина Радость
Калитка в сад
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
В Китае испытали "автобус будущего"
Невидимое письмо