Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.
Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность). У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения. Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
В наше время невозможно не заметить влияния эмоций на нашу жизнь. Постоянно находясь в обществе, взаимодействуя с ним, мы испытываем разные волнения. Хорошие новости всегда приносят нам радость, плохие – огорчение, печаль.
Как бы человек ни старался он всё равно не сможет не испытывать на себе действие эмоций. Можно сказать, что эмоциональность подарила нам сама природа, от неё невозможно отказаться.
Так что же понимают под словом «эмоции»? Какое влияние они оказывают на наше здоровье? Всё это будет описано в моёй работе.
Вложение | Размер |
---|---|
nir_emocii_i_emocionalnaya_bezopasnost.doc | 143 КБ |
dlya_zashchity_rozhkova.pptx | 277.28 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Вольска Саратовской области»
Конкурс «Научный потенциал – XXI»
Номинация «Науки о человеке и обществе»
ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ
Выполнила ученица 10 класса
Рожкова Мария
Адрес: ул. Петровского д 15 «б» кв 32
Телефон: 89172198439
Руководитель педагог-психолог
Степанцова Екатерина Анатольевна
Телефон: 8-903-384-58-39
Эл.адрес: e-stepancova@mail.ru
г. Вольск
2011г
СОДЕРЖАНИЕ.
I. ВВЕДЕНИЕ___________________________________________стр.3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие эмоциональность и эмоциональная безопасность____стр.4
2.2 Положительные эмоции и их влияние на здоровье человека___стр.6
2.3 Отрицательные эмоции и их влияние на здоровье человека____стр.8
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Определение психологического климата в классе____________стр.12
IV. ЗАКЛЮЧЕНИ_________________________________________стр.15
V.ЛИТЕРАТУРА__________________________________________стр.16
VI.ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________стр.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.
Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность). У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения. Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
В наше время невозможно не заметить влияния эмоций на нашу жизнь. Постоянно находясь в обществе, взаимодействуя с ним, мы испытываем разные волнения. Хорошие новости всегда приносят нам радость, плохие – огорчение, печаль.
Как бы человек ни старался он всё равно не сможет не испытывать на себе действие эмоций. Можно сказать, что эмоциональность подарила нам сама природа, от неё невозможно отказаться.
Так что же понимают под словом «эмоции»? Какое влияние они оказывают на наше здоровье? Всё это будет описано в моёй работе.
Цель моей работы: Изучить влияние эмоций на здоровье человека, измерить уровень психологического климата в 5 - 11 классах нашей школы
Задачи, которые я поставила в своей работе:
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие эмоциональность и эмоциональная безопасность
Когда в душе и теле покой об эмоциях не говорят. Эмоция это всегда движение: динамика, переход клокотание. То или иное состояние, если не сопровождается выразительными движениями лица – ещё не эмоция но быстрый переход между состояниями - уже может быть названо эмоцией.
Эмоции – это движения но – не всякие а обязательно выразительные передающие то или иное отношение несущие информацию о состоянии человека. Эмоция человеком вызывает физиологические изменения в организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
Эмоциональность – насыщенность эмоциями, человек, выражающий их или подверженный эмоциям, легко возбуждающийся, считается эмоциональным.
Эмоции – душевное переживании чувство, оказывающее влияние на психику человека. Бывают положительными и отрицательными.
Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите. Безопасность — чрезвычайно важный фактор межличностного общения, одно из главнейших условий для нормального развития человека. Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только физическую, но и психологическую безопасность. Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх.Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения. Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы.
Другой часто встречающейся формой защитного поведения является агрессия. Выражение «Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения.
Еще один способ скрыть собственный страх — это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других. Защита от страха может проявляться и в виде отчуждения, отношения с другими людьми при это характеризуются дистантностью и равнодушием. Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром.
2.2 Положительные эмоции и их влияние на здоровье человека.
В последние годы появляется все больше исследований, демонстрирующих связь положительных эмоций и здоровья человека. Их результаты убедительно доказывают, что в целом хорошее физическое состояние тесно связано с удовлетворенностью жизнью и положительными эмоциями, нормальной самооценкой. В целом эти данные соответствуют давним наблюдениям и интуитивным представления о том, что положительные эмоции «подпитывают» хорошее здоровье. Сегодня ученые всего мира пытаются понять механизм этого «подпитывания» и ответить на вопрос: как положительные эмоции проявляются на физическом уровне.
Положительные эмоции оказывают огромное влияние и на психику человека. Именно от них зависит наше настроение, здоровье причём не только психическое, но и физическое.
Испытывая положительные эмоции, например: радость, удовольствие, гордость и др., у нас улучшается настроение. Так же данный вид эмоций влияет на внешность, считается, чем больше человек испытывает положительных эмоций в своей жизни, тем меньше на нём сказываются возрастные изменения, тем быстрее он выздоравливает. Позитивно настроенный человек может поднять настроение обществу, в котором он находится, то есть делиться эмоциями.
Но также какие эмоции испытывает и будет испытывать личность зависит так же и от общества, в котором она находится.
Под влиянием хороших эмоций человек чувствует себя более уверенным в себе, его мозг наиболее активен, он почти не чувствует усталости, полон сил. Полученные результаты ученые объясняют несколькими механизмами.
На основании полученных данных ученые советуют тем, кто хочет сохранить здоровье, насыщать свою жизнь положительными эмоциями. Для этого нужно выполнять простые рекомендации: чаще делать то, что приносит радость, будь то интересное хобби, общение с друзьями, чтение, путешествия, спорт. Позитивные эмоции уменьшают стресс и его последствия, снижая при этом концентрацию стрессовых гормонов –запускают процессы, которые укрепляют иммунитет и повышают нашу устойчивость к разного рода заболеваниям. Известно, например, что оптимистично настроенные люди реже болеют простудными заболеваниями, и, наоборот, подхватить простуду больше рискуют те люди, кто лишен эмоционального равновесия. Американские ученые, изучавшие связь стресса и простудных заболеваний, выяснили, что период сильного стресса часто точно совпадает с инкубационным периодом простуды.
Все эти факты говорят о том, что наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, разговаривают на языке тела, и нет в организме такой ткани, органа или системы, которая оставалась бы незатронутой эмоциями.
2.3 Отрицательные эмоции и их влияние на здоровье человека.
Психологическое возбуждение вызывает реакцию в нервной системе. Кровь резко меняет ритм пульсации. Начинается «отлив» крови из некоторых частей тела в другие, в зависимости от того, какую эмоцию испытал человек. Если это страх, то к ногам – чтобы можно было убежать. Если это злость, гнев – к рукам, подготовка к драке. Начинаются изменения мозговых волн, отчего вытекают повышение и понижение давления. Результаты научных исследований позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. Если в течение долгого времени человек испытывает злость и тревогу, то у него больше шансов заболеть ОРЗ и гриппом. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание ослабляют иммунную систему, организм представляет вирусам благоприятную почву для размножения. Определенно, пора над этим задуматься. Приведу несколько заболеваний, которые возникают в связи со стрессом- заболевания желчного пузыря, язва желудка, гастрит. Нарушение работы желчного пузыря. По мнению профессора А.Т.Огулова, дискенизия желчных путей возникает как результат возникшего длительного спазма сфинктера Одди, регули рующего отток желчи, по наблюдению многих современ ных клиницистов, она весьма часто связана с тяжелыми душевными переживаниями, страхом, раздражительностью. Этот фактор стоит на первом месте среди причин, вызывающих заболевание у взрослых и детей. По данным физиологии, при стрессовых ситуациях нарушение функционирования желчного пузыря сопро вождается ослаблением его сократительной способности и развития детренированности. За счет причин вызвавших нарушение оттока желчи из органов и образования в них застойного явления происходит сгущение желчи, что ве дет к образованию песка или формированию твердых вклю чений камней (конкрементов). Язва желудка. Однако главной причиной развития язвы желудка считается нарушение баланса между защитными механизмами желудка и факторами агрессии, т.е. выделяемая желудком слизь не справляется с ферментами и соляной кислотой. К такому нарушению баланса и развитию язвы желудка могут приводить следующие факторы:
Гастрит. Причины гастрита:
|
Постоянное получение человеком отрицательных эмоций (например: печаль, разочарование, гнев, зависть, бессилие и др.) приводит к стрессу и нервному напряжению.
Стресс и нервное напряжение оказывают влияние на душевное состояние человека. Развивается чувства утомленности, усталости, апатии, безнадежности, безвыходности. Мир становится серым, человек во всем видит плохое, ему кажется, что он наедине с собой стоит на краю пропасти, а впереди пустота и нет будущего. Если вы испытываете подобные чувства, значит, самое время снять нервное напряжение прямо сейчас, на ранней стадии, потому что затяжное, т. е. долговременное напряжение и переживание ведет к более серьезным последствиям. Симптомы перерастают в хроническую форму и подрывают иммунную и гормональную систему. Это может привести к значительным изменениям гормонального фона в не лучшую сторону. Человек становится более слабым перед болезнями и вирусами.
Нервное напряжение и стресс так же отрицательно влияют на работу мозга. Задачи, которые раньше казались вполне простыми, теперь ассоциируются с непреодолимой преградой.
Более серьезные формы нервного напряжения и стресса могут привести к болезням желудка, сахарному диабету, сердечно сосудистым заболеваниям. Так же может произойти сбой в пищеварительной системе, что приведет либо к значительной прибавке к весу, или, напротив, к истощению.
Стресс уничтожает человека изнутри, как личность. Он затрагивает не только страдающего нервным напряжением, но и цепной реакцией всех людей, которые, так или иначе, находятся в непосредственной близости от него. Особенно страдают члены семьи, в доме все идет крахом, и это может привести к необратимым последствиям.
Как токовые стресс и нервное напряжение – это не болезнь, а внутреннее состояние души человека, дисгармония, которую можно и нужно устранить.
Но часто мы путаем любовь с другими чувствами, так называемыми «ловушками», попадая в которые мы теряем годы своей жизни напрасно. Это конечно же отрицательно влияет на духовное здоровье. Человек начнёт чувствовать себя подавленным, сожалеть о прошлом. В эти моменты нужно найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.Моё исследование.
Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому. Школа для многих из нас является вторым домом. Здесь уместно применить понятие «эмоциональная безопасность», потому что важно чувствовать себя в безопасности не только в физическом смысле, но и в психическом. Тревожность, страх плохие помощники нам в школе.
Так как большую часть времени мы проводим в школе и очень важно как чувствуют себя ученики, какие эмоции преобладают у них в течение учебного дня, я решила провести небольшое исследование "Уровень психологического климата" в 5 - 11 классах нашей школы.
Цель: определить уровень психологического климата в классах.
Дата проведения: 13 – 17 сентября 2011 г.
Приняли участие обучающиеся 5 – 11 классов 226 человек.
Методика «Состояние психологического климата в классе»; «Психологическое здоровье в условиях школы» автор Л.Г.Федоренко
Результаты
Класс | Уровень психологического климата в классе | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
5 «А» | 82% (18ч) | 18% (4ч) | 0 |
5 «Б» | 80% (20ч) | 12% (3ч) | 8% (2ч) |
6 «А» | 85% (17ч) | 15% (3ч) | 0 |
6 «Б» | 81% (13ч) | 13% (2ч) | 6% |
7 «А» | 79% (15ч) | 21% (4ч) | 0 |
7 «Б» | 65% (15ч) | 28% (7ч) | 7% (1ч) |
8 «А» | 74% (17ч) | 18% (4ч) | 8% (2ч) |
8 «Б» | 71% (5ч) | 29% (2) | 0 |
9 «А» | 79% (11ч) | 21% (3ч) | 0 |
9 «Б» | 72% (13ч) | 28% (5ч) | 0 |
10 | 48% (10ч) | 52% (11ч) | 0 |
11 | 83% (10ч) | 17% (2ч) | 0 |
Высокий уровень - школьники высоко оценивает психологический климат в классе. Им нравятся люди с которыми они учатся. Преобладают положительные эмоции.
Средний уровень - школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо. Положительных и отрицательных эмоций поровну.
Низкий уровень - школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой. Преобладают отрицательные эмоции.
Выводы:
Всего 226 чел (всего).
Рекомендовано провести повторное анкетирование в конце года и сравнить данные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя своё исследование, пришла к выводу, что в нашей школе преобладают всё-таки положительные эмоции, у учеников. Но так же важно, чтобы положительные эмоции были и у учителей и у всех работников школы. Возможно, это будет моё следующее исследование.
Подводя итоги, хочу дать несколько рекомендаций тем от кого зависит психологический климат в классе:
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы.
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса.
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 1
Выполнила ученица 10 класса Рожкова Мария Адрес: ул. Петровского д 15 «б» кв 32 Телефон: 89172198439 Руководитель педагог-психолог Степанцова Екатерина Анатольевна Телефон: 8-903-384-58-39 Эл.адрес : e - stepancova @ mail . ru ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ШКОЛЕ МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Вольска Саратовской области» Конкурс «Научный потенциал – XXI » Номинация «Науки о человеке и обществе»Слайд 2
Цель моей работы: Изучить влияние эмоций на здоровье человека, измерить уровень психологического климата в 5 - 11 классах нашей школы Задачи, которые я поставила в своей работе: Изучить научную литературу по данной теме Провести диагностику «Уровень психологического климата» в 5-11 классах. Сделать выводы и рекомендации. Создание Web -страницы для школьного сайта «Всё о здоровье».
Слайд 3
"Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу - это поистине главное условие человеческого счастья" Эпиграфом к своему проекту я выбрала слова Артура Шопенгауэра Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья, хотя это тоже немаловажно. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Для достойного существования человеку необходимо ЗДОРОВЬЕ в самом широком смысле этого слова.
Слайд 4
Проект представлен в форме журнала "Всё о здоровье", который содержит следующие страницы: Физическое здоровье Психологическое здоровье Социальное здоровье Моральное здоровье Духовное здоровье Моё исследование Словарь терминов Фотоальбом "Мир моих интересов" Ссылки на другие проекты и сайты Литература, использованная для создания страницы.
Слайд 5
Данный проект предназначен широкому кругу специалистов (учителям, психологам, классным руководителям), родителям и ученикам. Может использоваться для подготовки к урокам ОЗОЖ; для подготовки классных часов; классные руководители могут использовать для подготовки родительских собраний; для уроков "Окружающий мир" в начальной школе. Web - страница будет размещена на школьном сайте, в разделе "Ресурсный центр по пропаганде здорового образа жизни".
Слайд 6
И сследование "Уровень психологического климата" в 5 - 11 классах нашей школы. Цель : определить уровень психологического климата в классах. Дата проведения: 13 – 17 сентября 2011 г. Приняли участие обучающиеся 5 – 11 классов 226 человек. Методика «Состояние психологического климата в классе»; «Психологическое здоровье в условиях школы» автор Л.Г.Федоренко
Слайд 7
Результаты Класс Уровень психологического климата в классе Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 5 «А» 82% (18ч) 18% (4ч) 0 5 «Б» 80% (20ч) 12% (3ч) 8% (2ч) 6 «А» 85% (17ч) 15% (3ч) 0 6 «Б» 81% (13ч) 13% (2ч) 6% 7 «А» 79% (15ч) 21% (4ч) 0 7 «Б» 65% (15ч) 28% (7ч) 7% (1ч) 8 «А» 74% (17ч) 18% (4ч) 8% (2ч) 8 «Б» 71% (5ч) 29% (2) 0 9 «А» 79% (11ч) 21% (3ч) 0 9 «Б» 72% (13ч) 28% (5ч) 0 10 48% (10ч) 52% (11ч) 0 11 83% (10ч) 17% (2ч) 0
Слайд 9
Выводы Всего 226 чел (всего). Высокий уровень удовлетворённости - 75% . Средний уровень удовлетворённости 23%. Низкий уровень 2%. Можно сказать, что в общем, психологический климат в школе благоприятный. Обращает на себя ПК в 10 классе. На это есть объективные причины: объединение учеников из двух классов; есть ученики из других школ, которые должны адаптироваться в новом коллективе.
Слайд 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя своё исследование, пришла к выводу, что в нашей школе преобладают всё-таки положительные эмоции, у учеников. Но так же важно, чтобы положительные эмоции были и у учителей и у всех работников школы. Возможно , это будет моё следующее исследование.
Слайд 11
ЛИТЕРАТУРА Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва 1971. Л.Г.Федоренко «Психологическое здоровье в условиях школы» Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000 Болховитинов В. Н. Твое свободное время. – М., 1996 http://psyworld.org.ru/ http://e.mail.ru/cgi-bin/readmsg
Под парусами
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Спасибо тебе, дедушка!
Рисуем "Осенний дождь"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"