Общеизвестно, что важнейшим принципом, выражающим гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства является принципЕДИНСТВА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ.Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение.
Вложение | Размер |
---|---|
2edinstvo_prav_i_obyazannostey.docx | 38.14 КБ |
Комитет по образованию и делам молодёжи г. Подольск Московской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №17» 142117, г. Подольск, ул. Высотная, 17 |
Единство прав и обязанностей |
работу выполнил ученик 9 «А» класса АМЕЛИН АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Руководитель работы Печкурова Е.А., классный руководитель 9 «А» |
Директор школы Митина Е.П. |
раб. тел. – 4967543484
Подольск, 2011
Содержание
стр.
Введение
1.Конституционно-правовой статус человека и гражданина……. 2
2.Сущность прав и свобод человека и гражданина………………. 3
3.Классификация прав и свобод человека и гражданина………... 4
а) Социально-экономические права и свободы……………….. 5
б) Иные права и свободы……………………………………….. 6
4.Конституционные обязанности граждан РФ……………………. 8
5.Соблюдение прав человека РФ………………………………….. 11
Выводы……………………………………………………….. …… 11
Список использованной литературы…………………………….. 12
Приложение 1………………………………………………………. 13
Введение
«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»[1].
Общеизвестно, что важнейшим принципом, выражающим гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства является принцип ЕДИНСТВА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение.
Но наблюдая за жизнью вокруг себя, т.е. за жизнью нашего общества, заметил, что далеко не всегда люди, ребята и их поступки соответствуют нравственно-правовым нормам Конституции РФ, Конвенции прав ребёнка. Часто в жизни приходится сталкиваться с несправедливостью, неуважением к личности ребёнка, человека, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это вызывает разочарование, иногда даже неверие в возможности утверждения норм правовой жизни.
Актуальность темы: Мне сегодня 15 лет. Я – будущий взрослый 21 века. Я - гражданин России. Мне не безразлична её судьба. Как мне кажется, семья, школа, общество должны помочь мне сформировать мою гражданскую позицию и мой первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем. Я и сам много думаю о моей жизненной позиции в нашем обществе. Впоследствии, став взрослыми, я и мои сверстники будем передавать демократические идеи и свойственные нам нравственно-правовые нормы следующему поколению.
Поэтому целью работы явилось изучение Конституции РФ 1993 г - основного закона государства, который обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества. Она защищает наши права и свободы и регламентирует наши обязанности, и говорит о единстве прав и обязанностей граждан нашей страны.
Задачи работы:
1. Изучение Конституции как гаранта моих прав и обязанностей.
2. Сравнение её с предыдущими Конституциями.
3.Опрос одноклассников о своих правах и обязанностях.
4 Выяснение значения принципа единства прав и обязанностей.
[1] Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. – с.59.
В результате изучения литературы и кропотливой работы я выяснил для себя
следующие позиции.
1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Знакомясь детально с Конституцией РФ 1993 г., выяснил, что она является первой в ряду отечественных конституций, основанной на опыте развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежных стран.
Ещё раз уточнил, что нормы, посвященные правовому статусу личности, сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ». Но отдельные нормы, затрагивающие права человека, нашёл также практически во всех других главах основного закона. Эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
Мне было интересно узнать: Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности?
Ответ на этот вопрос я нашёл в Главе 1 «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ». В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15).
В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом) (статья 19). Особенно мне запомнился принцип равноправия (равенства перед законом и судом). Для себя я подчеркнул Необходимость четкого отличия принципа равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков.
Знакомясь с Конституцией РФ 1993 г., я заметил, что сначала в ней говорится о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19). А потом (часть 2 статьи 19) – о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) .
2. Сущность прав и свобод человека и гражданина
В соответствии с Конституцией к личным правам, которые также часто именуются гражданскими правами, относится совокупность прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека.
Для себя я ещё раз подчеркнул, что к личным правам и свободам относятся: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным правам посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
На мой взгляд, безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Сравнивая современную Конституцию с предыдущими, установил, что закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление – его не содержала ни одна из конституций советского периода.
Вторым важнейшим из личных прав, на мой взгляд, является право на личную неприкосновенность. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Считаю, что совершенно новаторски выглядит содержание статьи 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Среди ограничений наиболее важными являются – запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Новым и, на мой взгляд, важным является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26).
Ещё мне понравились статья о свободе передвижения и поселения, которую гарантирует ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. Но нужно помнить, что свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.
3.Классификация прав и свобод человека и гражданина
Для себя выяснил, что политические права, в отличие от личных прав, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают нам, гражданам, возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. Я узнал, что к политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиции.
Детально знакомясь с Конституцией РФ 1993 года, заметил, что она наделяет граждан России всей полнотой политических прав. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиции). В РФ активное избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
А) Социально-экономические права и свободы
Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системе конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации. Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41.
Мне было интересно узнать, что в нынешней конституции список начинается с права на свободу предпринимательства и права частной собственности, потом идет право частной собственности, но уже на землю, свобода труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как мне кажется, смена перечня, и содержания прав в Конституции отразила полное изменение всей системы экономических отношений общества.
А теперь проследим, как изменилось содержание конкретных прав.
По Конституции РФ 1993 года в группу трудовых прав входят право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.
Право на жилище теперь является особенностью российской Конституции. Право на жилище является правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.
Право на охрану здоровья закреплено в статье 41 Конституции РФ 1993 г.
Право на образование является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.
Б) Иные права и свободы
В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новые виды прав и свобод. Среди таких прав наиболее часто выделяют право на благоприятную окружающую среду, которое иногда включается в более широкое понятие экологических прав.
Конституция РФ 1993 г. закрепляя это право в статье 42, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы – особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Мне было интересно узнать, что к культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.
Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве – праве политического убежища. Это право заключается в возможности иностранца неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Я для себя выяснил, что предоставление политического убежища не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства. Согласно 63 Конституции РФ 1993 г., РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
|
Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Равенство обязанностей – принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Соблюдение Конституции и законов – это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц, не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Теперь я точно знаю, что соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Для себя я выяснил, что… … каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. …каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58). Мне понравилась статья 59, в которой говорится что Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Ведь, в данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. |
5. Соблюдение прав человека в Российской Федерации
В современных демократических государствах любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.
Теперь я точно запомнил, что важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ. Он в соответствии с частью 4 статьи 125 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также институт Уполномоченного по правам человека РФ (статья 103).
Выводы
Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ в Конституции РФ 1993 года, я пришёл к следующим выводам:
1. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей.
2.Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве.
3.Порядок это и есть единство прав и обязанностей.
4. Мои одноклассники, в основном, знают о своих правах и обязанностях как о едином и основном принципе (приложение 1)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. М., “Известия”, 1993
3. Федеральный закон «О правах граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.93г.
4. Декларация прав человека и гражданина от 22.11.91г.
Приложение 1
Изучая единство прав и обязанностей граждан России, мне было интересно узнать мнение моих 15-летних одноклассников о своих правах и обязанностях, которые в этом году заканчивают 9 классов. Вот какие ответы я получил (опрошено 27 человек из 28):
№№ п/п | вопрос | ответы |
1. | Перечисли свои права (1 ответ от каждого ученика) | Право на образование – 12 свобода слова – 6; право на жизнь – 4, право гулять – 3; право на питание – 2; |
2. | Перечисли свои обязанности | Хорошо учиться -13; уважать старших – 5; убираться дома – 6; ходить в школу - 5 |
3. | Что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? | исполнять свои обязанности – 7; требовать соблюдения своих прав – 5;. и то и другое - одинаково важно – 15 |
4. | Как ты думаешь, кто придумал обязанности? | государство – 14; взрослые – 4; возникли сами по себе – 5; затрудняюсь ответить – 4 |
5. | От кого вы узнаете о своих правах и обязанностях? | от родителей – 9; от классного руководителя – 15; от учителей – 3 |
6. | Какие основные обязанности у детей и подростков? | затруднились ответить -7; основные обязанности – помогать родителям, ходить в школу -21; |
7. | Часто ли в семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях? | редко – 5; часто – 20;.совсем не напоминают – 2 |
8. | Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности? | да, знаю -25;нет, не знаю – 15 чел |
9. | Назови главный Закон нашей страны | Конституция РФ – 27!!! ( все знают) |
10. | Как называется международный документ, защищающий твои права?, | Конвенция – 26 Конституция – 1 |
11. | Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях? | да – 24;.нет – 2;. не ответили – 1 |
12. | С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые? | 7 лет – 1; 10 лет – 2; 14 лет – 8; 18 лет – 16 чел |
13. | Признают ли родители, что бывают, неправы в спорах с тобой?» | да, всегда – 2; только иногда – 23; нет, никогда – 2 |
14. | Знаешь ли ты права и обязанности школьника? С целью выяснения прав ребят именно как школьников | да –20; не уверен, что знаю все – 7 |
15. | Знаешь ли ты о принципе единства прав и обязанностей? | Да – 15; нет 7; затрудняюсь ответить - 5 |
Лиса Лариска и белка Ленка
Хризантема и Луковица
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Мороз и заяц
Каргопольская игрушка