В презентации рассматривается несколько доказательств теоремы Пифагора: Евклида, алгебраическое, геометрическое и др.,а также говорится о значимости данной теоремы.
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_pifagora.ppt | 1.28 МБ |
Слайд 1
Теорема Пифагора Пребудет вечной истина, как скоро Её познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далёкий век. Работу выполнил ученик 8д Тарасевич РустемСлайд 2
Содержание Формулировка теоремы Доказательства теоремы Значение теоремы Пифагора
Слайд 3
Формулировка теоремы « Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах» « Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». Во времена Пифагора теорема звучала так:
Слайд 4
Современная формулировка « В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».
Слайд 5
Доказательства теоремы Существует около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических, алгебраических, механических и т.д.).
Слайд 6
Самое простое доказательство Рассмотрим квадрат, показанный на рисунке. Сторона квадрата равна a + c . c a
Слайд 7
В одном случае (слева) квадрат разбит на квадрат со стороной b и четыре прямоугольных треугольника с катетами a и c . a c a c В другом случае (справа) квадрат разбит на два квадрата со сторонами a и c и четыре прямоугольных треугольника с катетами a и c . a c Таким образом, получаем, что площадь квадрата со стороной b равна сумме площадей квадратов со сторонами a и c.
Слайд 8
Доказательство Евклида Дано: ABC -прямоугольный треугольник Доказать: S ABDE =S ACFG +S BCHI
Слайд 9
Доказательство: Пусть ABDE -квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника ABC , а ACFG и BCHI -квадраты, построенные на его катетах. Опустим из вершины C прямого угла перпендикуляр CP на гипотенузу и продолжим его до пересечения со стороной DE квадрата ABDE в точке Q ; соединим точки C и E , B и G .
Слайд 10
Очевидно, что углы CAE=GAB(=A+90°) ; отсюда следует, что треугольники ACE и AGB (закрашенные на рисунке) равны между собой (по двум сторонам и углу, заключённому между ними). Сравним далее треугольник ACE и прямоугольник PQEA ; они имеют общее основание AE и высоту AP , опущенную на это основание, следовательно S PQEA = 2S ACE Точно так же квадрат FCAG и треугольник BAG имеют общее основание GA и высоту AC; значит, S FCAG =2S GAB Отсюда и из равенства треугольников ACE и GBA вытекает равновеликость прямоугольника QPBD и квадрата CFGA; аналогично доказывается и равновеликость прямоугольника QPAE и квадрата CHIB. А отсюда, следует, что квадрат ABDE равновелик сумме квадратов ACFG и BCHI, т.е. теорема Пифагора.
Слайд 11
Алгебраическое доказательство Дано: ABC -прямоугольный треугольник Доказать: AB 2 =AC 2 +BC 2 Доказательство: 1) Проведем высоту CD из вершины угла С . 2) По определению косинуса угла соsА=AD/AC=AC/AB , отсюда следует AB*AD=AC 2 . 3) Аналогично соsВ=BD/BC=BC/AB , значит AB*BD=BC 2 . 4) Сложив полученные равенства почленно, получим: AC 2 +BC 2 = АВ *(AD + DB) AB 2 =AC 2 +BC 2 . Что и требовалось доказать.
Слайд 12
Геометрическое доказательство Дано: ABC -прямоугольный треугольник Доказать: BC 2 =AB 2 +AC 2 Доказательство: 1) Построим отрезок CD равный отрезку AB на продолжении катета AC прямоугольного треугольника ABC . Затем опустим перпендикуляр ED к отрезку AD , равный отрезку AC , соединим точки B и E . 2) Площадь фигуры ABED можно найти, если рассматривать её как сумму площадей трёх треугольников: S ABED =2*AB*AC/2+BC 2 /2 3) Фигура ABED является трапецией, значит, её площадь равна: S ABED = (DE+AB)*AD/2. 4) Если приравнять левые части найденных выражений, то получим: AB*AC+BC 2 /2=(DE+AB)(CD+AC)/2 AB*AC+BC 2 /2= (AC+AB) 2 /2 AB*AC+BC 2 /2= AC 2 /2+AB 2 /2+AB*AC , BC 2 =AB 2 +AC 2 .
Слайд 13
Значение теоремы Пифагора Теорема Пифагора- это одна из самых важных теорем геометрии. Значение её состоит в том, что из неё или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии .
Слайд 14
Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum - ослиный мост, или elefuga - бегство «убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также «ветряной мельницей», составляли стихи, вроде «Пифагоровы штаны на все стороны равны», рисовали карикатуры.
Слайд 15
Литература В.Литцман «Теорема Пифагора» http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.iq-coaching.ru/nauchnye-otkrytiya/matematika/111.html
Как нарисовать лимон акварелью
И тут появился изобретатель
"Морская болезнь" у космонавтов
Фокус-покус! Раз, два,три!
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"