Аннотация
Цель работы: узнать о способах и единицах измерения времени (год, месяц, неделя), трудностями в летоисчислении. Познакомиться с календарём, как системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей, с проблемами измерения времени в мировой истории. Способами создания и совершенствования календаря.
В ходе исследования использовались следующие методы и приёмы:
• наблюдение ( рассматривание разных видов календарей),
• получение информации из книг, работа со справочной литературой, словарями и энциклопедиями,
• получение информации от других людей ( встреча с заведующей музеем, с настоятелем храма).
Планируемый результат: изготовление настенного календаря Памятные места станицы Петропавловской.
Как я обратилась к данной теме? Меня заинтересовала выставка календарей, организованная учителем. Размышляя над важность точного счёта времени, я пришла к выводу, что без календаря современная жизнь была бы невозможна.
В ходе поведения исследования ознакомилась с Юлианским календарём и Григорианским календарём, со старым и новым стилем. Получила ответы на вопросы:
«Что такое новый стиль? Почему между старым и новым стилем существует разница в 13 суток?» А также поняла, почему православная церковь и католическая в разные дни отмечаю Рождество Христово.
Работая с энциклопедиями, я узнала, что названия месяцев придуманы древними римлянами, семидневная неделя была придумана в Древнем Вавилоне, а слова неделя и названия дней недели пришли к нам из древнеславянского.
Узнав всё это, я удивилась тому, как древние римляне много сделали для современного календаря. На века и тысячелетия сохранятся имена императоров, богов Рима. Что поможет сохранить историю нашей страны, родной станицы?
И мне захотелось изготовить настенный календарь, в котором будет рассказано о достопримечательностях нашей станицы. Памятники, обелиски, старинные здания встречали меня повсюду. Но я и мои одноклассники даже не задумывались о том, что они нам могут рассказать. Поэтому , встречаясь с заведующей музеем станицы, с настоятелем храма, я попыталась восстановить историю этих памятников и донести до всех жителей станицы через этот календарь.
В дальнейшем планирую создать более полный вариант календаря, куда войдёт большее число исторических памятников, также встретиться с главой сельского поселения Силантьевым Николаем Ивановичем для получения помощи в опубликовании календаря и реализации его среди жителей нашей станицы.
Вложение | Размер |
---|---|
kalendar.doc | 75.5 КБ |
-1-
Учебно-исследовательский проект
Календарь как система счёта времени.
Изготовление календаря памятных мест станицы Петропавловской
Автор: Лисицина Екатерина Сергеевна
Краснодарский край
Муниципальное образование
Курганинский район
станица Петропавловская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
3 В класс
В этом году мы должны будем изучать тему по математике « Единицы времени – год, месяц, неделя». На одном из классных часов учитель организовала выставку календарей.
Мы рассмотрели различные виды календарей: отрывной, настенный, карманный, перекидной.
Я задала себе вопрос: «Что такое календарь? Что нужно для его создания?». Ведь без него мы не сможем узнать, когда будет праздник, сколько дней осталось до конца учебного года, когда наступит весна, а когда – осень.
Я представила, что исчезнут все календари. И в жизни людей начнётся невообразимая путаница: одни соберутся на праздник, другие – на работу, кто – то приготовится сеять, кто – то – пахать. Одни отправятся на каникулы, в то время как у других будет начало учебного года.
Всё это заставило меня обратиться к истории появления современного календаря, к тому времени, когда не было календарей. Поэтому на Ι этапе я поставила перед собой следующие вопросы, на которые постараюсь ответить в своей работе:
На ΙΙ этапе я определила направление поисков ответов на поставленные вопросы.
Это посещение библиотеки ст. Петропавловской , нахождение научно-популярной литературы, сбор материала.
-2-
Открыв словарь¹, я прочитала следующее определение :
КАЛЕНДАРЬ, -я, м. (лат. calendarium < Calendae — календы — название первого дня каждого месяца у древних римлян).
1. Система времяисчисления, основанная на периодичности явле-
ний природы (времен года, фаз луны).
Разные народы используют разные календари. Древнеегипетский календарь положил начало «солнечным календарям», связанным с годичным движением солнца. Календари исторически менялись. С расширением знаний человека о Земле, о движении небесных светил менялись и способы времяисчисления, и принципы составления календарей.
Юлианский календарь — летосчисление, составленное при Юлии Цезаре на основе солнечного календаря, от него берет начало современный календарь (старый стиль). Григорианский календарь — летосчисление, установленное в 1582 г. при папе Григории ХШ, исправляющее некоторые неточности юлианского календаря, опережает его на 13 дней (новый стиль). Был принят сразу во многих странах Европы. В России вплоть до 1918 г. использовался юлианский календарь. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. был введен новый календарь: 1 февраля (по старому стилю) стало считаться 14 февраля (по новому стилю).
2. Таблица или книжка, в которой в последовательном порядке даны все дни года с указанием праздничных и других памятных дат. Перекидные, отрывные, настольные календари.
Меня заинтересовало, что такое Юлианский календарь (старый стиль) и Григорианский календарь (новый стиль) . С этими словами я уже встречалась, когда дома слышала о Старом Новом годе.
Я открыла журнал «Детская энциклопедия»² и в разделе Юлианский календарь прочитала следующее.
В 49 году до нашей эры к власти в Древнем Риме пришёл Гай Юлий Цезарь. Он был человеком ученым и разнообразно талантливым. В качестве примера он решил взять египетский солнечный календарь, поэтому для разработки нового римского календаря пригласил из Египта, из города Александрии, группу астрономов .
Спустя некоторое время проект календаря был готов. В его основе — солнечный год, продолжительность которого определена в 365 суток и 6 часов. Поэтому решили, что три года будут по 365 дней, а каждый четвертый год —366 дней. Этот день вставили между 24 и 25 февраля и назвали его «дважды шестой до мартовских календ», то есть до начала
-3-
марта. Его название звучит по латыни как «bissextus», отсюда и пошло слово «високосный».
Было изменено и число дней в месяцах: нечетные месяцы имели 31 день, четные — 30.
Начать счет дней в новом году Цезарь решил с январского новолуния, которое произошло 1 января. С тех пор пошла традиция встречать Новый год именно в эту дату.
В общем, и Цезарь, и египетские астрономы и математики потрудились на славу. Календарь был принят, и счет времени по нему начат 1 января 45 года до нашей эры.
В благодарность за эту реформу римский сенат переименовал месяц Квинтилиус, в котором был рождён Юлий Цезарь, в месяц Юлиус (нынешний июль), а сам календарь стали называть юлианским.
И тут у меня возник вопрос, а все ли месяцы были названы римлянами? Я обратилась к другому выпуску журнала «Детская энциклопедия»³ и узнала:
Январь был назван по имени мифологического древнеримского бога Януса – бога всех начал, времени и перемен, всех входов и выходов.
Февраль был назван от латинского Februarius («месяц очищения») . В это время у римлян проходили очистительные обряды, посвящённые приближению весны.
Март был назван древними римлянами в честь бога войны и ремесел Марса ( сначала мартус)
Апрель был назван в честь богини красоты Венеры и ему дали имя априлис – от латинских слов «открывать», «раскрывать свои дары», «расцветать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях и распускаются цветы.
Май был назван в честь богини «Майа» - покровительницы женщин, богини плодородия, вешнего обновления, древнеиталийской богини земли.
Июнь по первой версии был назван женским именем Юнона, а по второй от слова «юниор», что означает «юный».
Август был назван в честь внучатого племянника Цезаря – Октавиана, которому сенат преподнёс титул «Август», то есть «возвеличенный богами».
Сентябрь был первоначально в Древнем Риме седьмым по счёту месяцем года и назывался September (от латинского «septem»- семь).
Октябрь был первоначально в Древнем Риме восьмым по счёту месяцем года и назывался October (от латинского «octo»- восемь).
Ноябрь был первоначально в Древнем Риме девятым по счёту месяцем года и назывался November (от латинского «novem»- девять).
-4-
Декабрь был первоначально в Древнем Риме десятым по счёту месяцем года и назывался December (от латинского «decem»- десять).
О Григорианском календаре я прочитала в энциклопедии 4 .
Все христианские страны до конца XVI века жили по юлианскому ка-
лендарю, введенному в 46 году в Риме Гаем Юлием Цезарем. Но в нем обнаружился существенный недостаток. Средняя продолжительность года по юлианскому календарю на 11 минут и 14 секунд больше, чем истинная.
Сначала на это никто не обращал внимания, так как для своего времени календарь был довольно точен. Но проходили годы, и разница между истинным и календарным временем увеличивалась. За 128 лет она превращалась в сутки, за 1280 лет — в десять дней. Весенние праздники смещались на лето, летние — на осень, а осенние приходилось праздновать зимой.
Пока речь шла о гражданских праздниках, это ни у кого не вызывало тревоги, но когда дело коснулось религии, ситуация обострилась. По традиции многие религиозные праздники было принято отмечать при определенных астрономических показателях. Так, например, христианская Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния.
Встал вопрос: как нужно определять дату Пасхи? Ориентируясь на природные ритмы или на календарь?
Католическая церковь неоднократно обсуждала эту проблему на своих соборах начиная с середины XV века.
В конце XVI века на папском престоле оказался решительный человек. Это был папа римский Григорий XIII. На основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио он провел реформу и ввел новый, ГРИГОРИАНСКИЙ календарь.
В специальном указе (булле) от 24 февраля 1582 года папа Григорий XIII повелел изъять из календаря того же года десять дней в октябре, с пятого числа по четырнадцатое. Таким образом, после 4 октября наступало сразу 15 октября. Свое решение папа объяснил необходимостью «вернуть равноденствие на издревле назначенное ему место». Имелось в виду, что весеннее равноденствие традиционно наступает при календарной дате 21 марта. За отказ принять новый календарь Григорий XIII пригрозил отлучением от католической церкви.
Чтобы в дальнейшем ошибки не возникали вновь, было решено из каждых последующих 400 лет изымать трое суток. Несмотря на это, григорианский календарь тоже не
-5-
идеальный небольшая погрешность в нем есть, но ошибка в 1 сутки накапливается только за 3323 года.
Протестантские страны отказались подчиниться своеволию папы. Кроме того, новый календарь вводили без особых объяснений, и потому народ зачастую роптал, не
понимая, почему в самом Риме решили перечить заведенному Богом порядку дней. Пошли недобрые слухи о том, что папа решил украсть у людей 10 дней жизни. Молва распалялась. Заговорили, что первосвященник решил сбить с толку Господа нашего Иисуса Христа. Теперь Бог потерял счет дням и не знает, когда явиться, чтобы судить нас по грехам нашим на Страшном суде.
По мнению других противников, отныне расшатались не только устои календаря, но весь заведенный порядок жизни. Теперь путаница пойдет за путаницей, и смуту сменит лишь смута. Некоторые всерьез уверяли, что плоды в садах перестанут вызревать, а птицы, улетевшие осенью на юг, уже более не вернутся, потому что не поймут, в какой день им надо прилетать, ведь все Божьи дни — по милости злокозненного папы — поменяли свои названия, и, значит, нельзя уже сделать правильный выбор.
Но к концу XVII века большинство европейских стран перешли на григорианский календарь.
Православная церковь отказалась принять григорианскую реформу и по сей день использует юлианский календарь, хотя в 1583 году на Константинопольском соборе признала его неточность. Разница между двумя календарями сейчас составляет 13 дней, после 2100 года она будет равна 14 дням.
Для обозначения разных календарных систем используются понятия «старого» и «нового» стиля. Счет времени по юлианскому календарю принято называть старым стилем летосчисления (ст. ст.), а григорианский — это новый стиль (н. ст.).
В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома РСФСР 24 января 1918 года.
Читая и рассматривая журналы, книги, энциклопедии по данной теме , я задумалась, а можно ли составить вечный календарь? И в журнале3 «Детская энциклопедия» я обнаружила календарь 1900 – 2039 год (Приложение Ι ) Чтобы получить календарь на январь 2010 года, ищем в разделе «годы» 2010 и, поднимаясь вверх находим в разделе «месяцы» январь(Ι). Там же, в разделе «дни», определим дни недели. Они вместе с
-6-
числами 1-31 составят календарь на январь 2010 г, где 1 января пятница (Пн), 2 – суббота (Сб). Ι в. и ΙΙ в. – январь и февраль високосного года, Ι п. и ΙΙ п. – январь и февраль простого года. Счёт времени невозможен такой единицы времени как неделя. Семидневную неделю придумали в Древнем Вавилоне жрецы-астрономы. Наблюдая за
луной, они заметили, что её облик меняется каждые семь дней( от тоненького серпа до половинки диска – 7 дней, от половинки диска до сияющего шара – 7 дней и наоборот)
Само слово «неделя» пришло к нам из древнеславянского языка. Когда-то началом семидневки считалось воскресенье, день отдыха, когда никто не работал, ничего
НЕ ДЕЛАл. Название остальных дней связаны с порядком их наступления. После воскресенья- недели- приходит понедельник, то есть первый день после недели, затем вторник. После вторника наступает среда- середина недели, дальше четверг и пятница. А вот название «суббота»(от слова «шаббат»,- «покой»), заимствовано у жителей Древнего Вавилона. Они считали этот день неблагоприятным и предписывали ничего в этот день не предпринимать.
Узнав всё это, я удивилась тому, как древние римляне много сделали для современного календаря. На века и тысячелетия сохранятся имена императоров, богов Рима. Что поможет сохранить историю нашей страны, родной станицы?
В одном из журналов 3 я прочитала высказывания французского учёного Вольтера. Много - много лет назад он так отозвался о римском календаре: «Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это случилось».
Мы становимся похожи на них. Проезжая по станице, идя в школу, я прохожу мимо различных памятников, обелисков, церкви. Я даже не задумываюсь, что я о них знаю. А ведь всё это наша история, недалёкая история , которую, если сейчас не узнаем, то может быть забудем навсегда.
Рассматривая различные календари, в которых на фотографиях, рисунках были разнообразные картины природы, фрукты, машины, цветы, я решила изготовить календарь памятных мест станицы Петропавловской.
Поэтому на ΙΙΙ этапе своей работы я решила подробнее узнать об истории памятных мест станицы. Я отправилась в музей станицы Петропаловской. Экскурсию для меня провела заведующая музеем Епремидзе Валентина Яковлевна. Она помогла мне определить эти места. Прежде всего она указала на Свято – Дмитриевский храм.
Чтобы узнать подробнее о нём, я отправилась в храм. Там я встретилась с настоятелем храма - отцом Николаем. Он рассказал, что храм был построен в 1904 году , освящён в честь и память Святителя Дмитрия Ростовского, но после Октябрьской революции был
-7-
закрыт в 1962 году и его начали разрушать: табличку , содержащую запись об истории храма, вырвали. Но местные жители её спрятали , а в 1979 году передали в краеведческий музей. Оттуда её украли и решили продать, думая, что она золотая. Надпись на ней местные жители запомнили наизусть. Отец Николай эту надпись увековечил в камне. Её
мы можем прочитать при входе в храм.(Приложение ΙΙ) В 1972 году в здании церкви открыли пионерский лагерь. Здание Свято-Дмитриевского храма возвращено церкви и начато его восстановление в 1988 году.
Следующим памятным местом является Памятный крест жертвам страшного голода и репрессий на месте их массового захоронения . Этот памятник был открыт 10 мая 1994 года. Он символизирует скорбь всех жителей станицы, был установлен на деньги всех жителей. В 1933 году более 15 тысяч человек погибло от голода и репрессий. В станице осталось 3000 человек. Умерших в то время свозили в траншеи и рвы на северную окраину станицы под курган. (Приложение ΙΙΙ)
Одним из памятных мест является Стела, установленная героям двух войн : гражданской и Великой отечественной . На памятных плитах высечены имена станичников, которые не вернулись в родной дом. Из 3000 человек, призванных в армию в 1941- 1945 годах 1200 человек сложили свои головы в боях за родину. (Приложение ΙV…………………………
Другим памятным местом станицы являются памятники Куликову Н.И. – герою Советского Союза и Сорокину И.Л. – герою гражданской войны (Приложение V)установлены 23 сентября 1995 года.
Сотник Иван Лукич Сорокин в годы гражданской войны сформировал отряд из 150 станичников и увёл его на фронт бороться против белых. В боях проявил решительность, личную храбрость, военный талант. В последующем стал главнокомандующим Северо-Кавказской Красной Армии. Погиб при загадочных обстоятельствах и объявлен врагом народа.
ΙV этапом моей работы является изготовление настенного календаря на 2010 год. (Приложение VΙ).
Совместно с учителем мы изготовили его:
-8-
Список литературы.
Тема непознанной Вселенной и НЛО - гигантский айсберг, большая часть которого скрыта от посторонних глаз. Пока скрыта. Ведь исследователи до сих пор не обладают всем объемом накопленной по этому вопросу информацией: многое еще спрятано в секретных архивах.
Поэтому ученые находятся сегодня на стадии сбора и анализа информации об НЛО и связанных с ним проблем.
Вероятность случайно обнаружить какие-либо формы жизни в окружающем нас космическом пространстве у землян ничтожно мала, поэтому обитатели нашей планеты сосредоточились на поисках не просто живых, а разумных существ: мы пытаемся обнаружить следы внеземных цивилизаций, «подслушав», как их представители обмениваются между собой сигналами в радиодиапазоне (ведь на Земле для беспроводной связи чаще всего используют радио), а также лазерными сигналами в оптическом диапазоне. Направив антенны в сторону звезд, похожих на Солнце, и настроившись на волну длиной 21 м (это волна излучения водорода – самого распространенного в космосе элемента), астрономы пытаются уловить хоть что-то похожее на сигналы иных цивилизаций. К сожалению, пока от «братьев по разуму» ничего не слышно.
Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащихся Кубани
Учебно-исследовательский проект
Календарь как система счёта времени.
Изготовление календаря памятных мест станицы Петропавловской
Автор: Лисицина Екатерина Сергеевна
3 В класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Муниципального образования
Курганинский район
станица Петропавловская
Научный руководитель: Щербакова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Муниципального образования
Курганинский район
станица Петропавловская
2009 год
Кто должен измениться?
Одеяльце
Пустой колос голову кверху носит
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сказка "Морозко"