Учебная исследовательская работа о том, что скрывается за образом яблока в мифологии, фольклоре, литературе, живописи.
Вложение | Размер |
---|---|
Uchebnaya_issledovatelskaya_rabota..doc | 57.5 КБ |
МОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
Тема: Значение образа яблока в культуре.
Работу выполнила: Апилогова Екатерина Евгеньевна.
МОУ СОШ № 4, 6 класс.
Руководитель работы: Павлова Елена Геннадьевна,
руководитель секции
«Литературное краеведение»
ШНО «Интеллект» МОУ СОШ № 4,
Николаевск-на-Амуре.
2011 год.
Рецензия на учебную исследовательскую работу.
Работа может быть квалифицирована как учебная исследовательская, так как отвечает предъявляемым требованиям.
Имеется аннотация, в которой дано краткое описание проекта и указаны главные разделы: цель, методы исследования, достигнутые результаты и выводы, а так же указаны литературные источники.
Тема работы достаточно актуальна, так как позволяет реализовать межпредметные связи литературы и художественной культуры.
Правильно определены объект и предмет
Цель соответствует теме работы, правильно сформулирована, задачи поставлены целесообразно.
Методика исследования, применяемая автором, соответствует задачам работы и её специфике.
Работа имеет практическую значимость и может быть использована как дидактический материал на уроках литературы, МХК, во внеклассной работе при проведении классных часов, в кружковой работе, на элективах и факультативах.
Исследовательская работа правильно структурирована и отвечает всем предъявляемым к её оформлению требованиям.
Форма защиты: научно-практическая конференция
Рецензент: Павлова Е.Г., учитель русского языка и литературы, руководитель секции ШНО «Литературное краеведение»
Подпись:__________
С рецензией ознакомлен:____________
Председатель жюри________________
Аннотация.
Исследовательская учебная работа «Образ яблока в художественной культуре» состоит из трёх разделов: введения, основной части и заключения.
Целью данной работы является создание презентации для проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе, а так же на внеклассных мероприятиях. В работе были использованы тексты мифов, сказок народов мира, репродукции картин художников, материалы Интернета, Эциклопедии Кирилла и Мефодия, статьи журнала «Литература в школе».
Содержание.
Образ яблока в мифологии._______________________________ 5
Образ яблока в народных сказках.__________________________ 6
Образ яблока в живописи._________________________________ 8
Введение.
Читая русские и другие народные сказки, часто можно встретиться с сюжетом, в котором так много связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочек, именно яблоки возвращают здоровье и молодость, а иногда дарят бессмертие; именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их…
А откуда идет эта традиция, где ее корни, мы, чаще всего не знаем. Осознав это противоречие, мы решили исследовать эту тему, выдвинув Гипотезу: Образ яблока достаточно распространён в культуре и имеет несколько основных значений.
Цели работы:
- Собрать и представить сведения об образе яблока и яблони в мифах и сказках народов мира, в картинах художников;
- Выяснить значение образа яблока в мировой культуре.
Задачи:
Собрать информацию по теме.
Систематизировать материал.
Оформить результаты;
Представить результаты исследования на конференции.
Методы: Изучение литературы;
Анализ полученных данных;
Систематизация данных;
Объект: мифы и сказки народов мира .
Предмет: образ яблока в культуре.
Основная часть.
Образ яблока в мифологии.
Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека. Почти идеально круглая форма связывалась с представлением о мире, Вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод, - с тайной и богатством; сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов – это одновременно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной…
На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам-нимфам Гесперидам. Как мы знаем, Гераклу удалось похитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, - это был его одиннадцатый подвиг. И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою очередь – Афине Палладе, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду. [1] Вечность и бессмертие – удел богов, а не смертных.
Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая.
С распространением христианства символика яблока утрачивает свою многозначность. В Библии оно становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья и кончая современностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала «знание» Адаму. Следствием стало изгнание из рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества. Таким образом, яблоко сыграло в своем роде роковую роль.
Не забудем еще и яблоко раздора из античных мифов. Богиня Эрида, обидевшись на богов, похитила одно из яблок Гесперид (то, что дает бессмертие!) и с надписью «Прекраснейшей» подкинула на пиршественный стол олимпийцев. Тотчас разгорелся спор меж богинь, кому же принадлежит яблоко. Спор этот решил пастух-царевич Парис, присудив яблоко Афродите, пообещавшей ему в жены прекраснейшую из женщин – Елену, что и послужило впоследствии причиной начала долгой, кровопролитной Троянской войны, в результате которой погибло множество славных героев. [1]
Яблоко часто сопровождает младенца Христа. Например, в картинах художников, таких как Дж.Беллини. («Мадонна с младенцем»); А.Альтдорфера («Мария с младенцем»); Лукаса Кранаха Старшего («Мадонна с младенцем под яблоней») оно является аллегорией того, что Христос искупает все грехи человечества.
Образ яблока в народных сказках.
Оптимистическая и светлая природа яблока, заложенная еще мифами (бессмертие, здоровье, красота, богатство), щедро проявляется в народных сказках всего мира, где яблоко выступает, в первую очередь, как плод жизни и бессмертия.
В сказках яблоко являлось не только началом новой жизни, но и здоровья, юности. В русских народных сказках чрезвычайно интересен сюжет о молодильных яблоках [2]
«Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой». Вызвался на нелегкое дело Иван-царевич, с большими трудностями добрался он до сада, но попасть в него сложно, о чем предупреждает царевича Баба Яга.
В славянских сказках герои не бросают, а торжественно подносят яблоко суженому. «Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: «Девицы, красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» [3]
А в трогательной русской сказке «Безручка» несчастная героиня, отведав золотого яблока из незнакомого сада, стала невестой своего хозяина. [4]
В мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежит богам или сверхъестественным существам. В сказках яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Они выступают здесь как хранители волшебного, священного дерева, дарящего свет, тепло и красоту.
Яблоки с этого дерева в своем роде символ богатства, благополучия. Описание их всегда ярко и поэтично: «А яблонька та была не простая: утром листья распускались, в полдень ветви цветом покрывались, через день плоды наливались, да такими они были сладкими, вкусными и сочными – язык проглотишь». [5]
Полакомиться яблочком находилось много желающих.
Чаще всего таинственными похитителями яблок являются птицы. «…Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки». [6]
Птицы эти, без сомнения, связаны с солнцем: об этом говорит и их оперение, и свет, который исходит от них. Возможно, это поэтический образ зари…
Яблоня и ее плод играют роль предсказателей судьбы, знают обо всем, что происходит в мире, показывают всю его красоту: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота, солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются – так все красиво, на диво…» [7]
. Эта способность яблочка опять напоминает о его связи и с древом познания, и с древом жизни: только плоду этого дерева дано владеть всеми секретами жизни и красоты, только плод древа жизни связан с солнцем и звездами.
Образ яблока в живописи.
Яблоко часто является символом молодости, здоровья и красоты. Не случайно многие художники изображают свои модели с яблоком в руках, например, Рафаэль («Портрет молодого человека с яблоком»), В.Л.Боровиковский. («Портрет Е.И.Арсеньевой», Портрет Скобеевой»). Яблоко становится обязательным атрибутом граций (Рафаэль. «Три грации»), Венеры (А.Бронзино. «Аллегория»).
Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты, как в натюрморте М.М. де Караваджо «Корзина с фруктами». [8]
Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д.Жилинский в картине «Под старой яблоней». Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры, символизирующие три возраста человеческой жизни: на переднем плане согбенная старуха, на заднем – молодая женщина и в центре – мальчик. Всех их объединила старая яблоня, которая, без сомнения, связана с образом старухи, и яблоки. Старуха с палкой в руке, стоящая у подпорки в виде креста, - родоначальница и основа сада и семьи, у нее, единственной, нет яблока в руках, так как жизнь ее на закате; молодая женщина с полной корзиной яблок - как символ расцвета и полноты жизни; и мальчик с большим яблоком в руке – олицетворение начала жизненного пути. Яблоки лежат и на земле, напоминая о краткости бытия и молодости. Но в картине нет ощущения драмы: она дышит спокойствием мудрости, потому что «древо жизни вечно зеленеет…» [9]
Заключение.
Если попытаться обобщить те значения, которые несет в себе образ яблока и яблони в творчестве художников, а еще ранее в мифах и сказках, то в конечном итоге останутся два основных: жизнь и молодость со всеми вытекающими отсюда последствиями и соблазн, несущий смертельную опасность, то есть те, которые пришли к нам из самых древних мифов.
В результате задачи, в виде проведения отбора источников, в которых раскрывается данная тема, анализа собранного материала, и подготовки мультимедийной презентации были решены.
Цель исследования - Собрать и представить сведения об образе яблока и яблони в мифах и сказках народов мира, в картинах художников и выяснить значение образа яблока в мировой культуре – достигнута.
Гипотеза, что образ яблока достаточно распространён в культуре и имеет несколько основных значений - доказана.
Список литературы.
Прекрасная арфа
Огонь фламенко
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуем зимние домики
Просто так
Комментарии
Образ яблока в художественной культуре