Данная работа была представлена на областную научную конференцию школьников и студентов Иркутской области, посвященной 50-летию полета первого человека в космос.
Вложение | Размер |
---|---|
Солнечная активность и космическая погода.doc | 201.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Коченёвская средняя общеобразовательная школа №2
Доклад на тему:
«Влияние положительной эмоциональной настроенности ребенка
на учебную деятельность»
Выполнила: учитель иностранных языков
Симсон Л.С.
Коченёво – 2010
Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала - «две вещи несовместные», происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретения знаний, связанного с логикой и рассудком.
Сейчас мы с полной уверенностью можем сказать, что данные умозаключения ошибочны.
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства способны оказывать регулирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.).
Исследования показывают, что лучше запоминается та информация, которая соответствует настроению. Также установлено, что ребята лучше воспроизводят позитивные события, когда находились в положительном настроении; и наоборот, негативные события воспроизводились лучше при плохом настроении.
Рассмотрим краткую характеристику основных видов положительных эмоций.
1. Интерес-волнение — положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлеченность и любознательность по отношению к объекту интереса.
2. Радость — максимально желаемая эмоция, однако, скорее, является побочным продуктом действий и условий; состояние радости связано с чувством уверенности и собственной значимости.
3. Удивление возникает под влиянием внезапного события, способствует освобождению от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызвавший удивление. Аристотеля о том, что познание начинается с удивления, которое, по его мнению, позволяет ребенку замечать и обращать внимание на то, что раньше проходило мимо его сознания.
Внушенное приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий. Настроение влияет на запоминание слов, фраз, рассказов, эпизодов личной биографии.
Эмоциональное состояние ребенка влияет также на процесс развития мышления. Оказалось, что никакое движение мыслительного процесса невозможно без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. В хорошем настроении у ребенка наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач, чем при нейтральном состоянии.
Эмоции влияют на мотивацию учебной деятельности. Принято говорить о необходимости вхождения в «предстартовое» состояние, которое энергизирует человека, дает ощущение эмоционального подъема, поднимает настроение, формирует умение «держать» ситуацию. Однако избыточная мотивация также вредна, поскольку она вызывает повышенную тревожность, волнение, излишне фиксирует все помыслы человека на происходящем, негативно сказывается как на вегетативных, так и на психических реакциях. Из этого следует, что эмоциональную мотивацию следует держать под контролем, а в случае необходимости ослаблять или усиливать ее. Существуют разные способы снятия эмоциональной напряженности. Прежде всего это произвольное переключение внимания.
Для этого внимание ученика можно переключить, попросив помочь решить ту же задачу кому-либо из одноклассников или включиться вместе с ним в поиск вариативных способов и подходов анализа сложившейся учебной ситуации. Это поможет преодолеть те трудности, которые вызваны чрезмерным волнением или озабоченностью в связи с желанием успешно выполнить поставленную проблему.
Широко известен закон Йеркса и Додсона, отражающий зависимость продуктивности и успешности деятельности от степени эмоционального напряжения. Ими было доказано, что при увеличении эмоционального возбуждения продуктивность вначале быстро растет, затем ее рост замедляется и достигает некоторого критического уровня, далее наблюдается ее снижение, вначале едва заметное, а затем уже и резкое. Чем значимее выполняемая работа, чем больше стремление ее во что бы то ни стало завершить, тем выше эмоциональное напряжение, которое истощает человека и не приводит к желаемому результату.
Положительные эмоции обеспечивают не только более высокие результаты учебной деятельности, но и определенный эмоциональный тонус. Без них легко наступает вялость, агрессивность, а иногда и более выраженные эмоциональные состояния: аффекты, фрустрации, депрессии. Созвучие эмоциональных состояний обеспечивает и родителям, и учителям, и ученикам широкий спектр положительных эмоций, обусловливает стремление радовать друг друга своими успехами, способствует установлению доверительных межличностных отношений, сохраняет высокую учебную мотивацию в течение достаточно длительного времени.
Итак, процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Отсюда следует, что эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Цветущая сакура
Разлука
Простые новогодние шары из бумаги
Знакомые следы