Имидж в музыкальном исполнительстве
Вложение | Размер |
---|---|
Имидж в музыкальном исполнительстве | 34.6 КБ |
IX межмуниципальная научно-практическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
секция: искусство и технология
подсекция «Искусство»
Имидж в музыкальном исполнительстве
(исследовательская работа)
Грознова Дарина 10 класс
МБОУ Заброденская СОШ
Научный руководитель –
Журавлёва Наталья Михайловна
учитель музыки
МБОУ Заброденская СОШ
с. Заброды, 2019г.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование
1.1. Сущностные характеристики имиджа 5
Глава II. Характеристика и анализ имиджа в музыкальном исполнительстве
2.1. Поисковая работа……………………………………………………7
2.2. Практическая работа 12
Заключение 13
Список литературы 15
Приложение 16
Введение
Актуальность исследования обусловлена значимостью имиджа во всех сферах жизнедеятельности современного общества.
В современной системе ценностей имидж приобретает большое значение как форма идентичности индивида, как осознанный выбор стиля жизни, как способ проведения целенаправленной работы над собой.
Современный человек включил в свой лексикон такие устоявшиеся понятия, как «имидж государства», «имидж партии», «имидж города», «имидж организации», «имидж пользователя», «имидж исполнителя» и т. д.
Усиливается интерес к имиджу со стороны науки, доказательством чего является значительное увеличение в последние десятилетия научных публикаций, связанных с проблемой имиджа.
В современном информационном обществе возросло количество людей, занятых в сфере профессий «человек – человек», что является основанием для превращения имиджа в ценность, от которой зависит успешность в любой деятельности. В современной системе ценностей имидж приобретает большое значение как форма идентичности индивида, как осознанный выбор стиля жизни, как способ проведения целенаправленной работы над собой.
Имидж в музыкальной исполнительской деятельности активно используется для создания уникального самобытного образа отдельного солиста-исполнителя или коллектива.
На основании выше изложенного нами определен объект исследования.
Предметом исследования является имидж в современной системе ценностей.
Цель исследования направлена на выявление путей формирования имиджа в музыкальной исполнительской деятельности.
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение литературы по проблеме формирования имиджа, анализ структуры имиджа, сравнение точек зрения различных исследователей относительно происхождения имиджа, обобщение теории имиджа.
Теоретической основой исследования явились работы следующих ученых: Т. В. Антоновой, М. В. Бердинских, Н. П. Горбунова, А. Р. Еникеевой, Г. М. Науменко, Д. И. Спичевой, И. К. Черёмушниковой, В. М. и др.
Глава I. Теоретическое исследование
По мнению И. К. Черёмушниковой, «имидж представляет собой одну из самых ранних и естественных социальных практик, которая носит универсально-антропологический характер и выражает биосоциальную сущность человека» [28, с. 15]. Подобную мысль высказывает Д. И. Спичева, утверждая, что «протоформы (первообразы) имиджа как эффективного инструмента воздействия на индивидуальное и массовое сознание проявляли себя в социальных практиках самых ранних эпох развития человечества и были предметами философских размышлений, начиная с Античности» [26, с. 11].
Исследование Д. И. Спичевой показало, что в Античный период (VIII век до нашей эры – V век нашей эры) протоформой имиджа выступал образ-подражание. Суть его состояла в том, что он характеризовал социальную роль человека, например, «оратора», «военачальника». Средством создания «имиджа» выступало ораторское мастерство [26, с. 16].Слайд 1.
В эпоху Средневековья (конец V века – XIV век) ведущей протоформой имиджа является образ-подобие. Сущность его отражала с одной стороны, доминирование религиозного сознания общества, а с другой – облагораживание нравов знати, проявляющееся в формировании этикета как правил поведения при дворе. В связи с этим возникают имиджи «праведника», «монаха», а также «рыцаря», «дамы сердца», «шута», «цехового ремесленника», «купца». Средством создания «имиджа» выступали фамильные гербы, дворянский костюм, карнавальные действа, многочисленные Жития святых [26, с. 17]. Слайд 2.
В эпоху индустриализма (конец XIX – середина ХХ веков) благодаря развитию философской мысли складывается понятие «имидж». В этот период возникает «имидж массового потребителя», суть которого проявляется в тезисе – «Я такой, каким Вы хотите меня видеть» PR [26, с 17]. Слайд 3.
В до-сетевой период второй половины ХХ века складывается имидж человека, которого можно охарактеризовать тезисом – «Я такой, каким сделал себя сам». Слайд 4.
Понятие «имидж» имеет англоязычное происхождение. В нашей стране оно введено в научный оборот с конца ХХ века. Понятие «имидж» означает целостный эмоционально окрашенный образ кого- или чего-либо. В качестве синонимов понятию «имидж» в русском языке выступают такие взаимосвязанные понятия, как «мнение», «репутация», «авторитет», «стереотип», «бренд».
При создании имиджа большое значение имеет первое впечатление, которое складывается на основе визуального восприятия. Однако для поддержания имиджа необходимо гармоничное соответствие внешнего оформления и внутреннего содержания.
Имидж личности складывается из многих составляющих. Внешнюю привлекательность обеспечивает здоровье и ухоженность тела, современные прическа, макияж и одежда, соответствующие ситуации манера речи и поведения. Внутренняя привлекательность основывается на личностном обаянии и культуре человека, его профессионализме.
Глава II. Характеристика и анализ имиджа в музыкальном исполнительстве
2.1 Поисковая работа
И. К. Черёмушникова трактует имидж как «культурный код эпохи, фиксирующий и воспроизводящий картину мира» [28, с. 17]. По её мнению, «каждая культурная традиция создает собственную установку, определяющую процесс восприятия культурных феноменов, определяет круг некоторых привилегированных образов, значимых для данной культуры» [28, с. 17].
Однако имидж организации, согласно М. В. Бердинских, не должен быть просто «красивой картинкой» для привлечения любой ценой внимания к организации. Он должен подтверждаться реальными делами, реальной практикой» [3, с. 15]. Слайд 5.
В искусстве под исполнительством понимается процесс воссоздания произведений искусства. К исполнительской деятельности относится деятельность актеров, чтецов, танцоров, инструменталистов, певцов и т. п.
Следует отметить, что понятия «имидж исполнителя», «имидж исполнительского коллектива», «сценический имидж» стали использоваться сравнительно недавно, более долгую историю имеет понятие «сценический образ».
Для артиста – исполнителя роли – важно создать такой внешний облик своего героя, который бы отражал его личностные характеристики.
Показательно, что в книге великого артиста Ф.И. Шаляпина «Маска и душа», неслучайно присутствие двух слов в названии книги. Для русского человека, внешний вид гармонизирует с духовным складом личности. Вот почему Ф. И. Шаляпин утверждает: «...под внешностью разумею не только грим лица, цвет волос и тому подобное, но манеру персонажа быть: ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать». И далее замечает: «...если хорошо вообразить нутро человека, можно правильно угадать и его внешний облик» [Цит. по 11, с. 15].
Понятие «сценический образ» может использоваться не только для характеристики образа, создаваемого актером, но и образа, создаваемого любым исполнителем в условиях сценической деятельности. В настоящее время все чаще используется понятие «сценический имидж» для характеристики сценического облика эстрадных исполнителей (ансамблей или солистов).
Сходство (синонимичность) понятий «сценический образ» и «сценический имидж», на наш взгляд, состоит в том, что они характеризуют образ, создаваемый исполнителями в сценических (концертных) условиях.
Например, исполнителям и поклонникам эстрадного жанра рок-музыки хеви-метал присущ особый стиль одежды. Хэви-метал группы 80-х, такие как Iron Maiden и Manowar выступали в обтягивающих трико и майках без рукавов, и, по примеру рокеров и хиппи 60-70-х, отращивали длинные волосы. Однако более традиционным стал впоследствии имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. Первопроходцем во внедрении кожаных аксессуаров в среду металлистов считается вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд. [31]. Слайд 6.
Основные компоненты имиджа фольклорного коллектива должны отражать народные музыкальные традиции. К ним относят: исполнительский репертуар, исполнительскую манеру, способ сценического поведения, сценический костюм, включенность в обрядово-праздничную практику. Репертуар должен включает местный разножанровый фольклор: обрядовые и лирические песни, солдатские и рекрутские, исторические, постовые, хороводные и плясовые песни. Слайд 7.
Создание имиджа, по мнению Т. Ю. Быстровой, стало актуальным для актеров и эстрадных певцов, которые благодаря развитию телевидения из «ролей» и «голосов» начали превращаться в «персоны». Постоянное нахождение под прицелом фото- и кинокамер требует соответствующего поведения и внешнего вида в самых разнообразных жизненных ситуациях и специальных усилий для достижения этого. Иначе можно растерять аудиторию, лишиться коммерческого успеха. [29].
Эстрадный имидж исполнителя, согласно О. А. Феофанову, должен воплощать в себе качества, предъявляемые к нему потенциальной зрительской аудиторией и обладать признаками харизмы.
При построении эстрадного имиджа решаются следующие задачи:
Особенностью построения эстрадного имиджа является увеличение зрелищности, посредством эксцентричных поведенческих характеристик и внешней атрибутики (прическа, макияж, костюм). Звезды шоу-бизнеса всегда завоевывают внимание аудитории своей эмоциональностью, яркостью, оригинальностью, а также эпатажностью, иногда шокируя своим имиджем.
Имидж как символика поп-исполнителей строится на основе разрушения законов повседневности, придавая образу карнавальность, то есть праздничность, необычность, выход за рамки повседневности. Слайд 8.
Для создания имиджа помимо внешнего оформления образа эстрадных исполнителей активно используется прием легендирования автобиографии. Этот прием выступает главным условием формирования популярности, так как опирается на интригующие события в жизни исполнителя. Поэтому обязательной частью работы над имиджем звезды является создание биографии. В контексте имиджа биография – это не просто фиксация событий, но обязательное фокусирование на знаковых событиях и акцентирование внимания на поступках личности. Биография доносится до целевой аудитории по всевозможным каналам коммуникации. Литературный вариант полностью или частями публикуется в печатных СМИ. По возможности биография издается отдельной брошюрой или книгой. Кроме литературного варианта, снимается биографический фильм. Для создания полнокровного живого образа публичной личности приходится делать свою частную жизнь максимально открытой. Слайд 9.
Закрытая частная жизнь делает образ плоским, пресным и неинтересным для обывателей. Поэтому появление публичной личности в телепрограммах является обязательным [29].
Имидж в равной степени определяется личностными характеристиками исполнителя, с одной стороны, и ожиданиями имиджевой аудитории – с другой. Таким образом, имидж относится не к индивидуальным, а к социально-психологическим феноменам, это портрет конкретного человека, нарисованный группой людей.
В этой связи, согласно Т. Ю. Быстровой, можно выделить следующие основные характеристики эффективности личностного имиджа эстрадных исполнителей.
1. Яркость имиджа – отражает его внешнюю броскость. Она может быть достигнута с помощью необычной внешности, оригинального поведения, физической красоты, выразительной речи, ярких костюмов и т.д. (Клеопатра, Маша Распутина, Филипп Киркоров). Слайд10.
2. Понятность имиджа – отражает простоту и доступность. Она не вызывает напряжения и ощущения опасности, способствует появлению у окружающих людей чувства сходства и близости (Владимир Высоцкий, Наталья Гундарева, Валентина Толкунова). Слайд 11.
3. Позитивность образа – связана с нравственными идеалами и нормами имиджевой аудитории и опирается на такие позитивные чувства как: любовь, доверие, интерес, симпатия, уважение. Позитивность имиджа строится с учетом общечеловеческих ценностей (семьянин, любящий сын или отец, покровитель талантов и т.д.).
4. Влиятельность имиджа – ассоциируется с силой и значительностью, возбуждает сильные чувства, побуждает к конкретным действиям окружающих людей, приводит к изменениям поведения и поступков людей, а также окружающем мире.
5. Популярность – следующая важная характеристика личностного имиджа эстрадного исполнителя. Она определяется двумя моментами: а) степенью привлечения внимания; б) степенью узнаваемости образа. Популярность достигается с помощью:
Создание сценического имиджа – это долговременный и дорогой процесс, которым, к тому же, должны заниматься профессионалы – специалисты в области создания имиджа [29].
Таким образом, на современном этапе развития общества имидж представляет собой ценность, то есть значимое явление, символизирующее успешность в любой сфере деятельности.
В настоящее время активно развивается теория имиджа организации. Согласно данной теории, формирование имиджа – целенаправленный процесс, от степени управляемости которого зависит качество имиджа как инструмента продвижения организации.
Внешним компонентом имиджа организации выступает атрибутика: логотип, фирменная одежда, этикетное поведение. Внутренним компонентом является содержательность реальной практической деятельности.
Доказано, что имидж организации оказывает влияние не только на целевую аудиторию, но и на её членов.
Имидж музыкантов включает внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя составляющая имиджа музыкантов помимо сценического костюма и сценического поведения может включать биографическую «легенду». Внутренняя составляющая обусловлена жанром музыкального исполнительства и проявляется в специфике репертуара музыкантов, включающего эстрадную, классическую или народную музыку. Слайд 12.
Органичное сочетание средств оформления внешности исполнителей, характерного исполнительского репертуара и биографической «легенды» создают необычный, непохожий на других, а потому привлекательный для определенной группы слушателей образ, способствующий долголетней художественной деятельности исполнителя.
2.2 Практическая работа
Концертно-исполнительская активность различных вокальных ансамблей Калачеевского района, доказывает любовь участников к различным жанрам искусства (народному и эстрадному), и их певческо-сценическому исполнительству. Формированию и поддержанию соответствующего имиджа.
В процессе исследования мы пришли к пониманию того, что формированием имиджа должен заниматься не только руководитель, а также специалисты в области макияжа и хореографии. Принимающие активное участие в создании сценического образа, и отношение к имиджу как целостному образу ансамбля, отличающего его от других коллективов. И конечно же наличие определённого музыкального репертуара, соответствующее имиджу данного исполнителя.
Заключение.
В современной системе ценностей имидж приобретает большое значение как форма идентичности индивида, как осознанный выбор стиля жизни, как способ проведения целенаправленной работы над собой.
Имидж в музыкальной исполнительской деятельности активно используется для создания уникального самобытного образа отдельного солиста-исполнителя или коллектива.
Мы выяснили, что понятие «имидж» имеет англоязычное происхождение. В нашей стране оно введено в научный оборот с конца ХХ века. Понятие «имидж» означает целостный эмоционально окрашенный образ кого- или чего-либо. Синонимами понятию «имидж» в русском языке выступают такие взаимосвязанные понятия, как «мнение», «репутация», «авторитет», «стереотип», «бренд».
При создании имиджа большое значение имеет первое впечатление, которое складывается на основе визуального восприятия. Однако для поддержания имиджа необходимо гармоничное соответствие внешнего оформления и внутреннего содержания, которые выступают структурными компонентами имиджа.
Имидж личности складывается из многих составляющих. Внешнюю привлекательность обеспечивает здоровье и ухоженность тела, современные прическа, макияж и одежда, соответствующие ситуации манера речи и поведения. Внутренняя привлекательность основывается на личностном обаянии и культуре человека, его профессионализме.
В сфере музыкального исполнительства понятие «имидж» стало активно использоваться на рубеже последних веков для характеристики сценической облика эстрадных исполнителей. Однако в последнее время понятия «сценический имидж», «имидж исполнительского коллектива», «имидж исполнителя» характеризуют значимый элемент художественной практики, применяемый для продвижения исполнителя в социально-культурную среду.
Имидж музыкантов включает внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя составляющая имиджа музыкантов помимо сценического костюма и сценического поведения может включать биографическую «легенду». Внутренняя составляющая обусловлена жанром музыкального исполнительства и проявляется в специфике репертуара музыкантов, включающего эстрадную, классическую или народную музыку.
Органичное сочетание средств оформления внешности исполнителей, характерного исполнительского репертуара и биографической «легенды» создают необычный, непохожий на других, а потому привлекательный для определенной группы слушателей образ, способствующий долголетней художественной деятельности исполнителя.
Список литературы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Сила слова
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Если хочется пить...
Весёлые польки для детей