Научно-практическая конференция "Шаг в будущее-2023"
Вложение | Размер |
---|---|
npk_a.oorzhak_nov.doc | 349 КБ |
Министерство образования Республики Тыва
«Управление образования» администрации городского округа г. Ак-Довурак
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Ак-Довурак
Работа на XXVII республиканскую научно- практическую
конференцию «Шаг в будущее»
на тему: «Жизнь в искусстве:
Алексей Ооржак - актер и режиссер»
секция: Историческое краеведение, этнография и культурология
Выполнила: Ооржак Инесса Игоревна
ученица 7 «в» класса
МБОУ СОШ №3г. Ак-Довурака
Научный руководитель:
Монгуш Саяна Дажы-Сереновна,
учитель музыки,
высшей категории
Ак –Довурак-2023г
Содержание
Введение с.3
Глава 1.Автобиография режиссера. с.4
Глава 2.Дальнейшая карьера. с.4-7
Глава 3. Жизнь в искусстве. с. 7-8
Глава 4. Последние годы творчества. с.8-10
Глава 5. Награды. с.11-12
Глава 6. Память. с.12-13
Заключение с.13
Список использованной литературы с.13
Приложения с.14
Введение
Имя А.К. Ооржака известно многим. Наша работа с источниками, относящимися к жизни и творчеству этого человека, показала, насколько значительным был его вклад в развитие сценического искусства не только в театре, но и в искусстве. Поэтому мы решили собрать воедино весь доступный материал, добавить к нему результаты исследовательской деятельности, материальные ценности, которые станут экспонатами школьного музея. Таким образом, актуальность темы налицо.
В ходе поисково – исследовательской работы мы обращались в Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры п. Кызыл-Мажалык к заведующей краеведческим отделом Азиата Артуровне Назын, Барун-Хемчикского Центра Кожуунной библиотеки имени Салима Сазыговича Сурун-оола, познакомились с дочерью Сюзанна Ооржак и родственниками именитого режиссера, встречались с людьми, которые лично знали А.К.Ооржака. Работая в архиве краеведческого музея, мы узнали некоторые факты из истории становления городского театра. Материалы эти относятся к XX веку.
Так, в одной из обнаруженных справок мы узнали о том, что первая актерская труппа города состояла всего из нескольких человек, а помещения для театра не было вовсе. Таким образом, предыстория театра, где Алексей был режиссером и актером, не особо богата.
Почему мы решили собирать материал именно о А. К.Ооржака?
Во – первых, потому, что в нашей школе имеется школьный музей, и одна из его экспозиций посвящается театру. Во – вторых, живы те люди, вместе с которыми режиссер работал, его ближайшие родственники. И в – третьих, первое знакомство с творчеством этого человека показалось нам достаточно интересным и весомым вкладом в развитие культуры нашего города.
Таким образом, целью данной работы является сбор и систематизация материала о творческой деятельности знаменитого режиссера и актера Алексея Кара-ооловича Ооржака.
Методы работы: анализ документов семейного архива режиссера, работа в архиве городского краеведческого музея, интервьюирование, систематизация фактов.
При работе были использованы материалы газеты «Тувинская правда», документы и фотографии семейного архива Алексея Кара-ооловича.
Глава 1
Начало.
Ооржак Алексей Кара-оолович родился 14 июля 1952 г. в посёлке Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Тувинской АССР в трудовой семье.
Итак, мы узнали, что родители будущего режиссера: отец – Ооржак Кара-оол Аймыр-оолович, с детства привил любовь к чтению книг, а мать – Ооржак Туран Тогуш-ооловна, мастер-швея, привила любовь к творчеству. Были такими же родителями, как и у всех, любящими и заботливыми. Кроме того, они были трудоголиками. Отец работал в районом потребительском обществе завскладом и в магазине продавцом тоже работал, а мать работала швеей. Всю свою жизнь она провела с иголкой в руках, обшивала родных, знакомых, никому не отказывала. Мама шила такие красивые вещи, который и он помогал ей что-то пороть, шить, кроить.
Отец был очень начитанным человеком, умным. Дома было много географических карт, все разные, большие и красивые. Так вот, когда приходили друзья отца, они горячо обсуждали те или иные события, происходящие в мире, затем они разворачивали какую-нибудь карту, и, склонясь над ней, о чем-то горячо спорили, и каждый отстаивал свою точку зрения.
В семье было девять детей, двое из которых приемные. Можно только представить, насколько сложно было им воспитать всех, поставить на ноги и ввести во взрослую жизнь. Но родители вырастили, проявляли всегда помощь, заботу и любовь.[1]
Мать почему-то хотела, чтобы он стал сапожником или фотографом. А отец однажды, читая газету, увидел объявление о приеме молодых людей в ансамбль «Чечек» (прим.: сейчас это ансамбль «Саяны») и сказал: «Алеша, может быть, ты пойдешь в этот ансамбль?». Но судьба распорядилась немного иначе, хоть он и связал свою жизнь с искусством, работать начал в театре актером.
Глава 2. Дальнейшая карьера
Самая первая роль, Алексея Кара-ооловича
У него была прекрасная учительница литературы в Кызыл-Мажалыке – Елизавета Аверьяновна Тас-оол. Ее класс поставил спектакль по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде», по-моему, это было в пятых-шестых классах. Главные роли достались Алексею Ооржаку и Сергею Монгушу (прим.: Сергей Монгуш – министр внутренних дел республики). Алексей сыграл роль Балды, а он – попа. Девчонки из его класса отказались играть в спектакле, так что даже роль попадьи сыграл мальчик.
Возникло желание связать свою жизнь с театром.
Вот этот детский спектакль был его первым прикосновением к театру. Наверное, судьба направляла сама, но понимание, что он не мог жить без театра, пришло намного позже, тогда, когда уже несколько лет проработал в театре. Из воспоминаний Алексея Ооржака, раньше к ним в Кызыл-Мажалык часто приезжал театр, он тогда часто гастролировал. Он с мальчишками всегда старался попасть на спектакли, бывало даже, если денег нет на билет, то старались помочь артистам затащить ящики с реквизитами, еще чем-то помочь, то есть всеми правдами и неправдами. Иногда их не пропускали. Тогда они бегали вокруг клуба, шумели, в общем, специально мешали – так проявляли свой гнев праведный. А когда оказывались там, то всегда старались протиснуться вперед к авансцене. Такая давка вокруг, а они стояли в одежде, потные, в невыносимой тесноте, духоте, но, тем не менее, наблюдали с огромным интересом за происходящим на сцене до самого конца.
В детстве на него сильное впечатление произвел спектакль «Аленький цветочек» по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова, особенно тот момент, когда происходит удивительное превращение чудовища в человека. Когда он учился в 7 классе, к ним в школу на практику приехала одна учительница, которая учила их азам театрального искусства. Конечно, он это понял тогда, когда учился в театральном училище. Есть такая система в театральном искусстве для развития памяти – беспредметное воспроизведение физических действий. И вот, она учила, например, тому, как без ножа и картофеля нужно чистить картофель. Потом у них в школе были самодеятельные кружки, где они пели, танцевали. Затаскивали их туда силком, это было в старших классах, когда интересы у них были совсем другие – футбол, а тут нужно с какими-то девчонками петь и танцевать, думали: «Зачем это?».
Вообще, то время было романтическое: приезжали геологи, строители, студенты из Москвы, Ленинграда, Куйбышева, жизнь кипела, шло строительство дороги Ак-Довурак – Абаза, они с ребятами ходили в походы, участвовали в турслетах. Потом возник вопрос: куда пойти учиться? В пединститут ему не хотелось, очень хотел стать геологом, но по конкурсу бы точно не прошел: по химии – тройка, по математике – тройка, не знал свои возможности.
После окончания школы он отправился с геологическим отрядом на два месяца в горы. Возвратившись, работал в клубе районного отдела культуры. Работая там, агитбригадой в пять-шесть человек выезжали с развлекательной программой на чабанские стоянки, полевые станы. А в 1969 году Кызыл-Мажалыкский народный театр принимал участие в смотре народных театров Тувы, который проходил на сцене музыкально-драматического театра – сейчас это нынешняя филармония. Осенью 1969 года сыграл роль пожилого человека в спектакле «Душтук» по произведению Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажы.
Через некоторое время пошел в армию, служил в Монголии. С 1970 по 1973 гг. отслужил в рядах Вооруженных сил СССР. В воинской части была вокально-инструментальная группа. Когда они узнали, что он работал в клубе, то взяли его к себе. У ребят из этой группы были ну просто «золотые руки»: гитары мастерили сами. Солдатам не разрешалось ходить в увольнительные, но это не распространялось на их группу, и они выступали с концертами в городе. Вот такая отдушина была в их части. Отслужив два года, он вернулся в Кызыл-Мажалык и продолжил работу в клубе.[2]
В середине июля 1973 года к ним приехали выпускники Кызылской актерской студии со своим дипломным спектаклем, от которых он узнал, что через столько-то дней в Кызыле будет проходить набор в театральное училище имени Бориса Васильевича Щукина. Он даже представления не имел, где находится это училище. Они его все же заинтересовали, так как говорили они об этом чуть ли не постоянно, да еще так эмоционально. Все-таки артисты, и все хотели туда поступить. Он узнал об этом училище у нашего режиссера народного театра Зои Хомушку, она ему сказала: «Алеша, это очень хорошее училище, поступай обязательно!» Узнал у этих ребят из Кызыла, что для того, чтобы поступить в театральное училище, необходимо знать наизусть стихотворение, басню, прозаическое произведение или монолог, а также спеть и станцевать.
И вот, взяв немного денег у родителей, он поехал поступать в Щукинское театральное училище. Выучил отрывок из рассказа Максима Горького «Данко», стихотворение Александра Пушкина «Арион» и тувинскую басню. Все, что не успел выучить дома, доучивал в автобусе по дороге в Кызыл. Не помнил, где переночевал в Кызыле, на вокзале, родственников у него тогда здесь не было, ну а утром пошел сдавать экзамен. Первый тур он прошел, и всех, кто прошел первый тур, определили в общежитие. Потом прошел второй тур, третий – и поступил.
Трудовую деятельность начал в отделе культуры Барун-Хемчикского района – работал заведующим актоклубом и методистом (1972-1973). В 1978 г. с отличием окончил Московское театральное училище им. Б. В. Щукина при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова – актёр драмы и кино, и в том же году поступил работать в Тувинский государственный музыкально-драматический театр артистом драмы.
Из Тувы с ним тогда в театральном училище учились известные в Туве люди, такие как заслуженные артистки республики Галина Мунзук, Зоя Байыр-оол, народный артист республики Александр Салчак, наш министр культуры Чылгычы Ондар, Виктор Наксыл и другие.
В 1980 году 17 мая, когда ему было 25 лет, женился на Раисе Монгушовне.
Раиса Монгушевна работает телефонисткой на междугородней телефонной станции. Дочь решила связать свою судьбу с театром: она учится в Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
Он с супругой были против ее поступления в эту академию!
Она еще с детского садика принимала активное участие в утренниках. Как они не сопротивлялись, ее стремление выражалось в одном: «Хочу в театр!». После этого они не стали убеждать ее в обратном – это был ее выбор.
Глава 3 Жизнь в искусстве.
Неугомонная натура актера и режиссера требовала постоянного расширения применения его творческой энергии. Он работал главным режиссером театра. Поставил там много спектаклей.
Характерно, что Алексей со всей серьезностью относился даже к незначительным ролям.
Будучи актером, осуществил постановку спектакля «730 дней и ночей» по пьесе Чылгычы Ондара.
В 1984 г. окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе имени А. Луначарского в классе А. А. Гончарова по специальности «режиссер-постановщик». С 1978 по 1993 годы – актёр, режиссёр Музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола Тувинской АССР (ныне – Республика Тыва); В 1988 года с группой единомышленников создал молодежный экспериментальный театр «Кузел», в котором поставил спектакли «Сеть сатаны» Александра Даржая, «Дамдын лама» Б. Дугарова и Р.Бадмаева, «Праздник бога Майдыра».
В 1992 году Алексей Кара-оолович назначен главным режиссером Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола Республики Тыва и оставался на этом посту почти четверть века.
За годы работы в музыкально-драматическом театре им осуществлены более 40 постановок на русском и тувинском языках. В своих постановках режиссер находил неожиданные решения и приемы, полные символики и философского смысла.
Все театральные критики отмечали необычную энергетику спектаклей Алексея Ооржака. Она складывается из сплава пространственного решения, музыкального звукоряда, пластики, вокального актерского мастерства исполнителей, соединенных единой мыслью, волей и желанием режиссера
Глава 4.
Последние годы творчества
Последние годы жизни Алексей целиком посвятил работе.
Для создания правдивых художественных образов он широко использовал такие важные факторы, как декорация, световое и звуковое оформление.
При этом Алексей находил и привлекал к работе в театре наиболее одаренных и высококвалифицированных музыкантов, танцоров, певцов, художников.
Под его чутким руководством Тувинский театр успешно участвовал в театральных фестивалях и завоевывал престижные награды.
Алексей Ооржак по-новому прочел пьесу «Хайыраан бот» и превратил бытовую драму в легенду о любви. Здесь были переосмыслены исторические, социальные и морально-этические категории классического толкования произведения, придан особый оттенок любви, выводя ее на первый план. Спектакль «Кара и Седип» получил сразу три премии Международного фестиваля «Туганлык» - 1996 г.
В 2000 году спектакль Алексея Ооржака «Кто ты, Субедей?» по одноименной пьесе Эдуарда Мижита получил Гран-при Международного фестиваля театров тюркских народов в г.Уфе и Диплом 1 степени (Международный театральный фестиваль «Желанный берег» «Лики Чингисхана», г. Улан-Удэ, 2005 г.). В 2001 году театр награжден дипломом «Лауреат конкурса среди провинциальных учреждений культуры на соискание премии газеты «Культура» «Окно в Россию» в номинации «Театр года», Золотая медаль имени Лихачева от Конгресса интеллигенции России. В 2004 году театрализованная программа «Зов предков» получил Диплом лучшего театра Международного фестиваля в Турции.
В 2005 году спектакль Алексея Ооржака «Король Лир» по трагедии У. Шекспира получил 2 премии Международного фестиваля тюркских театров «Науруз» г. Казань, Дипломы в 4-х номинациях Национальной театральной Премии и фестиваля «Золотая маска». Спектакль «Три дня любви» по повести В.Быкова (инсценировку и перевод на тувинский язык осуществил сам режиссер), помимо того, что он уже завоевал симпатии зрителей нашей республики, также был почетным гостем театрального фестиваля «Сибирский транзит» в г.Красноярске. Спектакль «Эгил, эжим, эгил!» («Вернись, мой друг, вернись!» А.Ооржака, Х.Шириин-оола признан «Лучшим спектаклем фестиваля в Международном фестивале «Белая вежа», г. Брест, 2005 г.).
В 2006 году в Международном фестивале «Золотой витязь» (г. Минск) спектакль «Король Лир» получил 4 премии фестиваля. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне по идее Алексея Кара-ооловича поставлено театрализованное представление «Уттундурбас Кызыл кош» (Незабвенный красный обоз) о тувинских добровольцах и героях борьбы с фашизмом о вкладе маленькой Тувинской Аратской Республики в борьбе с фашизмом.
В 2010 году его спектакль «Культегин» по пьесе Эдуарда Мижита на 12-м международном театральном фестивале Адана в Турции был воспринят зрителем с большим восторгом и высоко оценен московскими критиками. Прошел в число 17 участников Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» из 200 спектаклей разных театров. В 2011 году спектакль был приглашен на участие в 10-м юбилейном Международном театральном фестивале тюркоязычных народов «Науруз», где Коллегия экспертов фестиваля отметила, что тематика единственного спектакля «Культегин» из всех 33 просмотренных спектаклей, созвучна с идеей самого фестиваля «Науруз» - тема братства, тема объединения народов.
За последние годы Алексеем Ооржаком на сцене Тувинского национального театра были поставлены пьесы, ставшие любимыми спектаклями зрителей Тувы. К ним относятся «Ханума» - на первый взгляд яркая, красочная и легкая комедия, однако наблюдательные зрители и театральные деятели отмечают глубинные, драматические смыслы спектакля. В нем рассматриваются общечеловеческие темы о счастье, любви, проблемы отношений. Еще одной крупной работой Алексея Кара-ооловича стала музыкальная драма «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова о силе веры и мечтаний, о доброте и нравственности, что делает человека сильным перед любыми препятствиями. В постановке Алексея Ооржака данное произведение стало манифестом доброты и символом веры.
Режиссера всегда интересовали вопросы нравственности. Проблему «отцов и детей» он поднимает в одной из своих последних постановок «Вы чье?» по мотивам повести Б.Васильева «Вы чье, старичье?». Ставится большой знак вопроса перед зрителем – «чьи они старики?». Тему семьи и родительской ответственности режиссер раскрыл в спектакле «Где ты, отец?», ставшего одним из самых востребованных спектаклей Тувинского театра. Все его спектакли регулярно играются на гастролях в регионах России и Республики.[3]
19 ноября 2020 года на 68-м году жизни не стало Алексея Кара-ооловича Ооржака , режиссера-постановщика Национального театра РТ, главного режиссера - с 1993 по 2019 годы, Заслуженного артиста России, Народного артиста Тувы, обладателя звания «Отличник культуры Монголии», председателя тувинского отделения Союза театральных деятелей России.
Национальный театр 18 и 19 ноября посвятил памяти выдающегося режиссера Тувы показ его знаковых спектаклей: об истории становления тувинского театра – «Сын синего неба» и последнюю его работу - «Индиянын иези», «Кайда сен, ачай?».
Накануне показа спектакля «Сын синего неба» делегация театра в составе директора, главного режиссера и режиссеров-постановщиков от имени всего коллектива и вместе со зрителями совершили обряд поклонения великому Мастеру, возвысившему свой театр, поднявшему его на международный уровень. Многие его спектакли становились лауреатами международных фестивалей – «Кто ты, Субедей?» (Гран-При Международного фестиваля тюркских народов в г. Уфе, 2000), «Король Лир» (две премии Межународного фестиваля «Науруз» в г. Казань, 2005; дипломы в 4-х номинациях Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска), «Эгил, эжим, эгил!» («Лучший спектакль» Международного фестиваля «Белая вежа», 2005) и другие.
Алексей Ооржак снялся в пяти художественных фильмах.
Им осуществлены переводы с русского на тувинский язык произведений А.Чехова, А.Островского, М. Зощенко и японских драматургов. Он - воспитанник русской традиционной театральной школы. Драматург, поэт, сценарист и переводчик.
2022 год был объявлен в театре Годом Алексея Ооржака. В 2022 году 14 июля Алексею Кара-ооловичу исполнилось бы 70 лет. В памятный год в театре состоялась премьера спектакля «Модэ», который был задуман Мастером как завершающая часть трилогии, куда входят спектакли «Кым сен, Субедей?» и «Культегин». Соответственно будут восстановлены эти два масштабных спектакля. Конкурс несыгранных ролей ко Дню театров в марте 2022 года была посвящена Алексею Ооржаку.
Глава 5.
Награды
Кроме этого портрета, как уже было сказано, в семье Алексея Кара-ооловича хранится много реликвий – фотографии, медали и нагрудные знаки, документы и личные вещи. Особенно ценными оказались медали и нагрудные знаки.
заслуженный артист Республики Тыва (1996), народный артист Республики Тыва (2002), председатель Тувинского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации. Являлся членом жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». В знак признания трудовых заслуг награжден почетной грамотой Верховного Хурала Республики Тыва в 2002 году, его имя занесено в Золотую книгу Республики Тыва «Люди ХХ века». В 2002 году Алексей Ооржак удостоен почетного звания «Народный артист Республики Тыва». С 2004-го года – «Заслуженный артист Российской Федерации», почётный деятель культуры Монголии, лауреат государственной премии Республики Тыва в области театрального искусства им В. Кок-оола, отличник культуры и искусства Республики Тыва (2016), главный режиссёр тувинского театра, председатель Тувинского отделения Союза театральных деятелей РФ.
В честь 80-летия основания Тувинского театра за личный вклад в развитие культуры награжден знаком «Почетный работник культуры Монголии». За особо выдяющиеся достижения в области театрального искусства и культуры в 2017 году награжден орденом «Буян-Бадыргы III степени». |
Глава 6.
Память.
При работе над рефератом о творчестве нашего земляка среди газетных статей мы встретили имя Монгуш Алдын-оол Кужугетовича., мы встретились с ним. Он рассказал, что работал некоторое время в драмколлективе, которым руководил Алексей Кара-оолович.
М.А.Кужугетович вспоминал, что одной из важнейших особенностей как режиссера было то, что он не подавлял творческую инициативу и самостоятельность исполнителя роли, не навязывал своей воли, давал ему возможность раскрыться, дать свое толкование образа.
За 60 лет сценической деятельности А.К. Ооржак только по дошедшим до нас сведениям поставил спектакли более 100 наименований, большинство из них как режиссер. Если учесть, что каждая пьеса ставилась не один раз, можно представить, в скольких сотнях спектаклей сыграл роли этого большой подвижник театрального искусства.
На его малой родине –Барун-Хемчикского кожууна торжественно переименовали улицу «Садовая», в честь Алексея Ооржака и открыта мемориальная доска его имени в г.Кызыле..
"С чувством глубокой скорби выражаем соболезнования родным и близким Алексея Кара-ооловича, знающим и уважающим его современникам. Светлая память навсегда останется в наших сердцах".
Заключение.
Таким образом, представленная в данном исследовании информация достаточно полно отражает события в сфере театральной деятельности не только отдельной личности, но и Республики
Нам в наследство актёр оставил свои правдивые роли, которые пробуждают патриотические чувства, учат быть искренними, решительными и принципиальными.
Изучив биографию и проследив творческий путь актёра, мы пришли к выводу, что исполнительский талант Алексея Ооржака имеет народный склад и
человек, не теряющий связи с Родиной, с Тывой, с народом, способен достичь своей цели. Он останется в памяти поколений талантливым самородком, артистом от Бога, с голосом неповторимого тембра, сверх того режиссером, верующим в силу родного языка, человеком неуёмных страстей, жизнелюбом, работающим на износ и другой жизни для себя не мыслящим…
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном взгляде на судьбу и творчество артиста, режиссера и общественного деятеля Алексей Кара-ооловича Ооржака.
Мы считаем, что результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке уроков литературы, внеклассных мероприятий, посвященных изучению культурного наследия наших земляков и направленных на патриотическое воспитание школьников.
Роли в кино, работа в театре, его рассказы, повести, очерки и дневники воплощают в себе уникальную культурную память родного региона. Кара-оолович писал о Тыве, жил Тывой, работал во благо Республики. Не будь Тывы, не будь поселка Кызыл-Мажалык, не будь, наконец, по словам Шишкова, «всяческого люда» тывинского – не было бы и Алексея. Сегодня же это имя – гордость не только Тывы, но и всей России. Алексей Ооржак - особенное явление в тувинской культуре.
Список использованных источников
1. Государственная книга Республики Тыва «Заслуженные люди Тувы ХХ века
2. .Культура, Уран-чуул.Чогаал, Парлалга. Допчу-намдары - с.282
3. С.Мунзук //Тувинская правда - 05.12.2020г, №90 (184223).- с.19// Завороженный светом рампы: памяти артиста Алексея Ооржака.
4. Материалы семейного архива
5.Газета «Сылдысчыгаш»
6.Информаторы- Назын А.А., зав. краеведческим отделом Барун-Хемчикского Центра Кожуунной библиотеки имени Салима Сазыговича Сурун-оола; Монгуш Алдын-оол Кужугетович- деятель искусства. 7.Интернет-русурсы
Приложение 1
[1] Государственная книга Республики Тыва «Заслуженные люди Тувы ХХ века
[2] Культура, Уран-чуул.Чогаал, Парлалга. Допчу-намдары - с.282
[3] С.Мунзук //Тувинская правда - 05.12.2020г, №90 (184223).- с.19// Завороженный светом рампы: памяти артиста Алексея Ооржака.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Зимний дуб
Заяц, косач, медведь и весна
В Китае испытали "автобус будущего"
Никто меня не любит