Традиций у казахского народа очень много. В своем проекте я расскажу о тех традициях и праздниках, которые соблюдаются в нашей семье, в нашем селе.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_prazdniki_kazahskogo_naroda.docx | 862.59 КБ |
traditsii_i_prazdniki_kazahskogo_naroda_prezentatsiya.ppt | 1.41 МБ |
МБОУ « Называевская Гимназия»
«Традиции и праздники казахского народа»
Работу выполнила
Ученица 9а класса
Аралбаева Багира
Руководитель:
учитель Фатьянова
Оксана Александровна
Называевск,2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………………2
Глава1.Происхождение казахского народа………………………………………3
Глава 2.Национальные традиции и праздники казахского народа……………..8
2.1 Свадебный обряд……………………………………………………8
2.2. Дастархан, сервировка, национальное блюдо…………………...10
2.3 Наурыз……………………………………………………………...14
2.4 Курбан-Байрам………………………………………………….…16
Глава 3. Празднование Наурыз в г. Называевск………………………………..17
4. Заключение………………………………………………………….20
5. Литература…………………………………………………………...22
6. Приложение…………………………………..………………………23
Введение
Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России.
Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств мира. В нашей стране проживает более 190 народов, каждый из которых богат своим уникальным культурным наследием и традициями.
Универсальное значение понятия «Культурное наследие» включает
не только материальные движимые и недвижимые объекты – памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах.
Богатство и разнообразие культурного наследия нашей страны, созданного прошлыми поколениями, выдержавшего испытание временем и переданного наследникам.
Во всех регионах страны в рамках Года культурного наследия пройдёт большое количество ярких творческих проектов – форумов, фестивалей, конкурсов, концертных программ, научных конференций и круглых столов, интерактивных событий, марафонов, акций и мастер-классов для детей и молодёжи, выставки и ярмарки мастеров художественных промыслов и ремёсел, культурно-туристические маршруты, гастроли национальных коллективов, а также комплекс мероприятий по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия народов России.
Таким образом можно сказать,что все это определяет актуальность данного проекта.
Цель: знакомство с традициями и праздниками казахского народа.
Задачи:
Практическая ценность заключается в применении накопленного материала в работе с учащимися при изучении традиций казахского народа.
Готовым продуктом проекта является сценарий классного часа «Наурыз-казахский народный праздник».
Традиций у казахского народа очень много. В своем проекте я расскажу о тех традициях и праздниках, которые соблюдаются в нашей семье, в нашем селе.
Глава 1. Происхождение казахского народа.
Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале XV века начинается формирование Казахского ханства. Тюркские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине XV века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронул Ногайскую Орду.(Приложение 1)
Сближение Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы XX века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. В результате этого многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена Второй мировой войны около 500 тыс. человек были призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы РФ и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.
В самой России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, после распада СССР осталось большое количество этнических казахов. По численности среди всех этносов страны они занимают 10-е место, их насчитывается около 650 тыс. человек.
1.2. История казахской культуры.
Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).
Казахи, қазақ халык (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазак. В 1936 году была установлена форма казах.
Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В 20 в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства.
Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять.
Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни.
1.3 Казахи в Омской области
История казахов на территории нашей области насчитывает уже несколько столетий. По всей видимости, отдельные роды, позднее вошедшие в состав казахского народа, например часть аргынов бабасан, проживали еще на территории Сибирского ханства Кучума. Сибирские татары в конце 1560-х – начале 1570-х гг. вели военные действия против казахского хана Хакк-Назара, который боролся за восстановление контроля над зауральскими степями и пытался контролировать часть местных башкир, находившихся в «подданстве» у ногайских биев и сибирских ханов. Одновременно с этим не редкими были браки местной элиты с представителями высших слоев казахского общества.
Казахи — коренные жители Омского Прииртышья. Формирование этнографической группы омских казахов началось в XVIII веке. Первый период этого процесса приходится на 1758–1822 годы. В 1782 году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором оказалась и часть казахов-переселенцев.
Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, прежде всего, с изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель. Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению формирования современного национального состава в данном регионе. Этот период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением казахов среди русских, украинских и немецких селений. В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5% населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске. Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов. Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской, Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня, прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик приглашают друг друга на праздники, на свадьбы. Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают однонациональные браки преимущественно внутри области. В 1897 году первой Всероссийской переписью населения в Омске зафиксировано 37,4 тысячи человек, из них 505 казахов. А во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов. В период после Октябрьской революции, раскрепостившей народы нашей страны от национального гнета царской России, казахское население в Омске стало увеличиваться. В 1920 году. Правда, их было по-прежнему еще немного — 514 человек.
Казахи Омска являются третьей по численности казахской общиной в России. По данным переписи 2010 года в Омске проживало 78 303 этнических казахов, также по предположениям активистов из организации "Казахи Омска" число казахов в Омске могло уже привысить 100 тысяч человек.
В Омске есть 7 школ в которых преподают казахский язык на ровне с русским и английским.
По данным 2021 года, в Омске обучалось 145-150 тыс. студентов из Казахстана, сейчас их число также могло увеличиться.
Есть две улицы названные в честь великих казахов Шокана Валиханулы и Сакена Сейфуллина.
Также казахи Омской области создали сообщество в соц.сетях «Казахи Омска». Здесь они делятся новостями, приглашают на праздники и знакомят с казахскими обычаями.
Глава 2. Национальные традиции и праздники казахского народа.
Национальные традиции – это такие общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности. Это такие общественные явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления.
Национальные традиции казахского народа уходят корнями в языческие культурные традиции Великой степи. С распространением ислама казахи переняли и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи. Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.
2.1Свадебный обряд.
В полной мере эти замечательные черты находят свое отражение в свадебном обряде. Как и у других народов, у казахов существовало мистическое представление о соединении двух людей в супружеский союз. В народе говорили: “В жизни невозможно предугадать три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и дату смерти”. Люди считали, что брачный союз заранее предписывался судьбой еще со времени появления их на свет. Весь процесс вступления в брак разделялся на ряд этапов, каждому из которых соответствовал свой комплекс традиций и обычаев. Первым этапом было сватовство. Оно начиналось с предварительного сговора. С этой целью отец будущего жениха посылал к отцу невесты свата – своего родственника или всеми уважаемого человека в качестве жаршы, реже двух или трех человек.
Сват, садясь на коня, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, на другой выпускал её на сапог, что должно было способствовать более снисходительному отношению отца засватываемой девушки к предлагаемому зятю. В этом обычае заложена древняя народная символика ритуала нарушения порядка в одежде, что должно было извещать о том, что пришли с целью нарушить существующее положение, установившийся порядок в данной семье.
На сватовство посылали в “счастливый день”. У отдельных людей были свои “счастливые дни”. Обычно такими днями считались среда и четверг. Если отец девушки выражал свое согласие, то приехавшему свату преподносили подарок шеге шапан (гвоздь-халат). Халат, как гвоздь, должен был скреплять предварительный сватовской договор.
После определенной платы, калыма, жених совершал первый официальный визит в аул невесты – урын бару и привозил подарки – коржын (одежду для родителей, для их родственников), продукты животноводства (курт, ирымшик), сушеные фрукты (урюк) и другие сладости. Кроме этого, жених привязывал к порогу юрты кобылу – подарок тестю.
Переступая порог дома тестя, жених обязан поклониться трижды. Эти поклоны посвящались старухам, отцу и матери невесты. Мать невесты подносила ему молока или кумыса и благословляла его. Потом жениха подводили к огню, разведенному в очаге юрты, и вручали железный ковш, наполненный растопленным жиром, который он выливал в огонь, а все присутствующие должны были шагать через пламя. Этот обряд уходит корнями в древнейшие религиозные традиции: он связан с культом огня. Кто-либо из женщин сыпал на жениха сушеные фрукты и плоды, сладости – символ изобилия, которые тут же подбирались присутствующими. Этот обряд назывался шашу(Приложение №2). Наконец, все удалялись из юрты и молодых оставляли наедине до возвращения родителей невесты, делающих вид, что не замечают жениха. Этот приход жениха в юрту невесты назывался есик ашау (“отворить дверь”).
Казахи предпочитали выдавать замуж дочерей и женить сыновей осенью или в конце летнего сезона, когда заканчивался религиозный пост (ураза) и появлялись в изобилии плоды летних трудов.
Свадьбу старались играть в период полнолуния. Этот выбор был неслучаен: сравнительно светлые ночи удобны и для проведения ночных игр алтыбакан(качели), аксуйек (игра с белой костью) и для выполнения некоторых хозяйственных работ, которые нельзя было проводить днем из-за свадьбы. Считалось нежелательным присутствие бездетных людей на свадьбе, поскольку они могли “сглазить” будущее семейное счастье.
По поверью, существует связь между днем свадьбы и будущей судьбой самой семьи. Если в день свадьбы стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь вступающих в брак будет счастливой. Свадьба проходила в два этапа: вначале в доме невесты, затем в ауле жениха. В нашей семье эти традиции сохраняются из поколения в поколение.
2.2Дастархан
Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане!(Приложение №3)
Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. В народе бытовали сказки о скупцах и щедрых хозяевах. В одной из таких сказок говорится о том, как был поглощен землей скупец за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчисленные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого богатого скупца к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка и его заклевали хищные птицы.
Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. “Хлеб-соль бери, правду расскажи”,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс (Приложение №4)и шубат. Мясо варили в больших котлах -казанах, а число гостей не ограничивалось. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той(свадьба), и получить угощение.
Конакасы — так называется по-казахски угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. Считалось зазорным, если гостю не был оказан почет. Гостя не отпускали, пока он не насытится.
На большой праздник существовал обычай приходить с подарком в виде еды, так называемым шашу. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.
В старину в особо торжественных случаях, например, при рождении долгожданного наследника, забивали белого верблюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Существующая в народе поговорка “распоролся желудок белого верблюда” (“ак туйешн карны жарылды”), связана с обычаями подобного рода.
Дастархан устраивался и в случае Уме салу – так называется соседская помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному построить дом или нужно сделать это быстрее, собирали соседей, родственников, знакомых для помощи. После окончания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также собирали людей и угощали их (жол аяк). Если в ауле появлялась новая семья, она также устраивала угощение соседей (ерулик). Когда запасались мясом на зиму (со-ғым), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали праздник токым қагар. Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственными работами. Например, первый день на зимовье отмечали дастарханом жұрт майлар, начало жатвы – қырман майлар, окончание —сабан той, первый день дойки кобыл отмечали дастарханом бие бау и т. д.
До настоящего времени сохранился обычай в день убоя скота на согым(заготовка на зиму) приглашать в гости родственников, соседей и знакомых. При этом готовили любимое национальное мясное блюдо куырдак, которое гвоздем пира.(Приложение №5)
Обычаи дастархана
Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Наделяя каждого гостя той или иной частью головы, почетный гость, которому поручено это дело, в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намеками и добрыми пожеланиями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным. Он может также передать голову сидящему справа, и тогда она переходит от одного гостя к другому. После этой процедуры большое блюдо с мясом и отваренными кусочками тонко раскатанного теста ставят посередине стола или низенького столика. Мясо принято подавать на стол вместе с костями. Здесь на виду у гостей хозяин начинает мелко крошить его, а ароматно пахнущие кости с небольшими кусочками оставшегося на них мяса раздает гостям. Здесь снова вступает в силу освященный временем и традициями порядок распределения лакомых костей: тазовые кости (жанбас) и голень (асык-жілік) дают почтенным, старшим по возрасту гостям, чтобы они съели мясо, грудинку (төсь) – невестке или зятю, шейный позвонок (мойын омыртқа) – замужним женщинам или девушкам.
Некоторым кускам мяса с костью придавалось особое значение. Например, трахею не давали девушкам, так как существовало поверье, что они могут остаться бесприданницами. Если угощали жениха при первом его посещении семьи невесты, ему давали грудинку.
По казахским обычаям считалось признаком дурного тона (нескромностью или бестактностью), если, например, при живом отце сыну давали голову, детям – мозг, девушкам – локтевую кость. В тарелку приемного сына непременно надо было класть мясо с большой берцовой костью.
Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на бустоках (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные неширокие ватные одеяла. Почетное место предоставлялось старшим, уважаемым гостям или хозяину. Разливала чай и подавала пищу чаще всего невестка, которая сидела около самовара.
Традиционный знак почета женщине, будущей матери, приготовление специального желаемого ею блюда. В блюдо для молодой женщины клали мясо с большой берцовой костью, грудинку, сычуг, женщине постарше – мясо с тазовой костью вместе с другими частями. Невестке после свадебного обряда подавали специальное блюдо – беташар табақ.
Сервировка дастархана.
В казахской кулинарии издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями.
В большом разнообразии у казахов была представлена посуда и утварь из сыромятной кожи (көн). Самый большой по размеру был мешок из специально выработанной конской кожи – саба, который использовался для приготовления кумыса и масла. Форма его была конической: квадратное основание внизу постепенно переходило в узкую горловину, в отверстие которой вставляли деревянный пест, предназначенный для взбалтывания.
Чайная церемония по-казахски
В казахском дастархане особое место занимает чай. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – акмане. Кипяток наливают из самовара. Считается, что чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока.
Чаепитие у казахов перекликается с древними традициями. Так, собравшиеся на свадьбу почетные люди принимали пиалу с чаем только из рук невестки. За дастарханом строго следили за тем, правильно ли она разливает чай. В такой ситуации ей приходилось обслуживать не один десяток гостей. Очень важно было не перепутать пиалы, каждому подать свою чашку. Невестка не должна была оставить без внимания ни одного гостя, вовремя предложить так называемый сый аяк – чашку почета.
Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы, суть и смысл которых не обветшали со временем – они до сих пор призваны хранить единство и традиции дружной казахской семьи.
2.3 Наурыз
Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз , торжество весеннего обновления.
Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года. У него есть и другое название: Улыс Куны (“Первый день Нового Года”) или Улыстын Улы Куны (“Великий день народа”).
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обойдут его стороной, а щедрое празднование этого праздника принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры 7 является обязательным: она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности Вселенной. По обычаю 7 чаш с наурыз-коже должны стоять перед самым уважаемым аксакалом (“белобородый старик”). В этот праздник каждый казах должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
Разнообразные театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
2.4 Курбан байрам
Курбан-Байрам - один из главных мусульманских праздников. "Название праздника имеет тюркское происхождение. На арабском это звучит, как Ид аль-Адха — "праздник жертвы". Еще один перевод с древнего арабского означает Курбан — приближение, байрам — праздник", - объясняет блогер Анастасия Ампилова. "Этот праздник имеет большое значение для каждого мусульманина. В странах, где проповедуют ислам, этот день является официальным выходным, но и в нашей стране есть регионы и города, где объявляют этот день нерабочим", - говорит Герман Барух, президент благотворительного фонда "Альтаф", правоверный мусульманин.
Курбан-Байрам не имеет постоянной даты, он отмечается по окончанию хаджа через 70 дней после другого самого важного праздника для мусульман – Ураза Байрам (торжества по случаю окончания поста, который длится на протяжении всего месяца Рамадан) на 10-й день месяца Зуль-хиджа исламского лунного календаря в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В 2022 году праздник приходится на субботу 9 июля. Продолжаться он будет три дня, до 11 июля включительно."Связано такое длительное празднование с тем, что мусульманин должен посетить всех родственников, а за один день это сделать невозможно. Кроме того верующие должны читать молитвы и проповеди. Подготовка к торжеству начинается задолго до него. Дней за 20 до праздника мусульмане перестают стричься, бриться, не устраивают застолий и не надевают новую одежду. У кого есть возможность, отправляются в Мекку, в долину Мина для совершения хаджа, рассказал Герман Барух.
В нашей семье церемонии начинаются ранним утром с первых солнечных лучей. Для начала необходимо совершить полное омовение. После этого нужно надеть чистую или новую одежду из натуральных тканей. Далее мы отправляемся в мечеть или в дом к Мулле на утреннюю молитву. Вернувшись домой и позавтракав, люди снова собираются в мечети для проповеди, которую ведет имам. После этого рекомендуется посетить кладбище и навестить покойных родственников, прибраться там и привести в порядок могилы. Только после всех этих процедур происходит главное событие дня - обряд жертвоприношения. После заклания мясо барана готовят. Чем разнообразнее и богаче будет стол, тем лучше. Также на столе обязательно должны быть десерты, ими угощают детей. При этом не допускается никаких спиртных напитков, на стол ставят чай, соки, компоты и бульон из мяса. Жертвенное животное выбирается заранее. Его специально откармливают. Иногда украшают магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Но не все животные подходят для ритуала. Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова, упитанна и красива. У животного не должно быть серьезных изъянов: отрезанных ушей, сломанных рогов, отсутствия зубов или части хвоста. Животное не должно быть слепым на один или оба глаза. Особь с подобными изъянами не может быть принесена в жертву. В жертву можно приносить животное, у которого есть незначительные недостатки: сломана меньшая часть рога, повреждено несколько зубов или же животное немного хромает.
Глава 3. Празднование Наурыз в г. Называевск.
В Называевсом районе проживает 9% казахов. В 2019 году праздник Наурыз отмечали в Фомихе Ярко, с песнями, танцами, спортивными состязаниями и угощениями встречали весну в деревне Фомиха Черемновского поселения. Здесь прошёл районный казахский праздник Наурыз – день весеннего обновления, пробуждения природы и Нового года. Поздравления Звучат фанфары, и все внимание присутствующих устремлено на импровизированную сцену. Ведущие праздничного концерта имам деревни Фомиха Алибек Темертасов и культорганизатор местного клуба Альмира Жанапинова предоставляют слово для поздравления главе Называевского муниципального района Николаю Стапцову. - В Называевском районе проживают люди разных национальностей, - отметил Николай Николаевич, - и потому Наурыз – это общий праздник для всех нас. И пожелание для всех общее - благополучия, здоровья, мира и добра. - А я желаю, чтобы у каждого из вас в доме было много тепла и света, - присоединяется к поздравлениям глава Черемновского поселения Ольга Сакура. - Чтобы у каждого на столе стояли блюда, состоящие из 7 традиционных ингредиентов, символизирующих радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. Не забыли в этот день и о древнем казахском обычае - шашу. Девушки в национальных костюмах вынесли подносы с конфетами и осыпали ими собравшихся. Конфеты падали на землю, их тут же подхватывали дети и взрослые, как символ удачи, здоровья и счастья. Творческие коллективы и солисты Фоминского клуба, Старинского и Покровского Домов культуры, а также аула Сулу-Терек, города Называевска и Исилькульского района подарили зрителям красочные концертные номера. Спортивные состязания А в это же время в центре деревни и в местной школе проходили спортивные соревнования.
Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими тюрскими народами. Вот и в нашем районе каждую весну в одном из населенных пунктов, коим нынче стал город Называевск, собираются на праздник сотни людей.
У тюрских народов повелось: чем щедрее будет отмечен Наурыз, тем благополучнее пройдет год. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. 23 марта на большой поляне, что рядом с метеостанцией, расположились торговые ряды. Здесь можно было отведать традиционных казахских баурсаков, купить национальной конской колбасы и угоститься разнообразнейшим шашлыком, полакомиться сахарной ватой и попкорном.
Изюминкой национального праздника Наурыз являются конные скачки. Посмотреть их собираются сотни зрителей, а участники прибывают даже издалека. В 2019году байга собрала всадников из Мангута, Фомихи, Спасска, Ново-Осиново, а также Исилькульского, Тюкалинского, Крутинского и Любинского районов.
Было организовано 2 заезда. В первом на старт вывели коней, запряженных в беговые качалки. Здесь лучше всех удалось пройти дистанцию Алексею Пластеру из села Мангут, конь которого первым пересек финишную отметку. Как всегда, очень высокой была конкуренция среди верховых. Кто-то гнал своего коня с первых метров дистанции, кто-то придерживался другой тактики, не обошлось и без падений. В итоге самым удачливым наездником оказался Даурен Сакилов из Тюкалинского района.
Весенние краски и щедрые достарханы
На площади перед Старинским домом культуры развернулся самый настоящий базар, наполненный яркими красками и щедрыми достарханами. Уже на входе гостей праздника встречали многочисленные торговцы шашлыками и выпечкой. А дальше раскинулись подворья сельских поселений Называевского района. Покровцы, к примеру, зазывали народ в восточный шатер, где их ожидала прекрасная пери. Байымбетовцы развернули казахскую юрту, где на достархане нашлось место многим казахским блюдам. Муравьецы "построили" город мастеров, а большепесчанцы и жирновцы радовали всех песнями. Большую экспозицию развернул и Называевский центр традиционной русской культуры.
Но настоящей жемчужиной большого базара стала работа пяти национальных подворий - узбекского, таджикского, казахского, татарского и киргизского (Приложение №6). С традициями татар гостей праздника знакомили жители села Большие Туралы Тарского района. "Село у нас русско-татарское, - поведала мне хозяйка этого подворья Роза Латыпова, - и мы сохраняем наши народные традиции, не забываем татарскую культуру, чтобы корни свои не потерять. Есть у нас свой татарский народный ансамбль, руководителем которого являюсь я. Мы стараемся не пропустить ни один областной праздник Навруз. Даже несколько раз представляли нашу область в других регионах России. Нынче вот приехали в Называевский район.
Закончился праздник, постепенно стихают эмоции, вызванные им, но память об этом большом торжестве весны и дружбы еще долго будет жить в народе.
Заключение
Изучив литературу по заданной теме, понаблюдав за жизнью казахских семей, а так же и моей семьи, я делаю вывод: все обычаи и традиции казахского народа, включая радушие и гостеприимство, передаются из поколения в поколение. Каждый обычай, каждая традиция несут в себе духовную ценность. Народ не просто проводит определенный обряд, а воспитывает подрастающее поколение нравственно: воспитывает любовь и уважение к младшим, для казаха - дети – это важнейшая сторона семейного счастья и благополучия, взрослые и старшие дети учатся повседневной заботе о них, поддерживают, наставляют, всесторонне развивают малышей. Формируют определенную психологическую установку, которой ребенок должен следовать на протяжении всей жизни. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане.
В первой главе своего проекта я рассказала об истории и культуре казахского народа .
Во второй главе я рассказала о традициях «Свадебный обряд», «Дастархан». И праздниках, таких как «Наурыз» и «Курбан-Байрам» .
В третей главе, поработав с архивами нашей местной газеты ,я рассказала о там ,как проводится Наурыз в городе Называевске.
Знание традиций и праздников казахского народа, повысит значимость моего народа в развитии общих культур Называевского района.
Привожу слова Е.Вахтангова: «Не всё, что современно, вечно, но то, что вечно, - всегда современно.
Список литературы
2. Казахские блюда - https://kazakhstanlife.ru/kazaxskie-nacionalnye-blyuda/
3. Казахи в Омской области- http://wap.arxeolog.forum24.ru/?1-10-0-00000003-000-0-0
4. Казахские традиции - https://catch.today/dajdzest/10-kazahskih-tradicij
5. Происхождение народа - https://travelask.ru/articles/kazahi-volshebnyy-narod и https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахи#Этимология
6. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографический
очерк). – Алматы, 1998.
7.Газета Наша Искра г Называевск- http://www.nasha-iskra.ru/
8.Курбан байрам - https://ru.wikipedia.org/wiki/Курбан-байрам
Приложение 1.
Происхождение казахского народа
Приложение 2
Шашу
Приложение 3
Дастархан
Приложение 4
Кумыс
Готовиться из парного кобыльего молока с добавлением закваски
Приложение 5
Куырдак
Готовится из свежего мяса (Баранина, говядина, конина), картофеля , лука, моркови и зелени.
Приложение 6
Стол из 5 национальных подворий
Слайд 1
Проект на тему «Традиции и праздники казахского народа » Выполнила : Ученица 9а класса Аралбаева Багира Руководитель: Фатьянова Оксана АлександровнаСлайд 2
Актуальность проекта: Президент Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.
Слайд 3
Цель : Познакомиться с традициями и праздниками казахского народа Задачи : 1.Узнать происхождение казахского народа 2.Узнать как зародилась казахская культура 3.Узнать о традициях казахского народа 4.Узнать как отмечаются казахские народные праздники 5.Изучить архивы местной газеты о праздновании Наурыз в г.Называевск
Слайд 4
Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. После разгрома Золотой орды в начале XV века начинается формирование Казахского ханства. Тюркские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине XV века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронул Ногайскую Орду. В 20-е годы XX века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. В результате этого многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы РФ и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей. Происхождение казахского народа
Слайд 5
История казахской культуры Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В XX в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства. Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять. Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни.
Слайд 6
Казахи Омской области История казахов на территории нашей области насчитывает уже несколько столетий. По всей видимости, отдельные роды, позднее вошедшие в состав казахского народа, например часть аргынов бабасан, проживали еще на территории Сибирского ханства Кучума. Формирование этнографической группы омских казахов началось в XVIII веке. В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5% населения этих районов. Казахи Омска являются третьей по численности казахской общиной в России. По данным переписи 2010 года в Омске проживало 78 303 этнических казахов, также по предположениям активистов из организации "Казахи Омска" число казахов в Омске могло уже привысить 100 тысяч человек. В Омске есть 7 школ в которых преподают казахский язык на ровне с русским и английским. По данным 2021 года, в Омске обучалось 145-150 тыс. студентов из Казахстана, сейчас их число также могло увеличиться. Есть две улицы названные в честь великих казахов Шокана Валиханулы и Сакена Сейфуллина.
Слайд 7
Национальные традиции праздники казахского народа Национальные традиции казахского народа уходят корнями в языческие культурные традиции Великой степи. С распространением ислама казахи переняли и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи. Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.
Слайд 8
Свадебный обряд В народе говорили: “В жизни невозможно предугадать три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и дату смерти”. Весь процесс вступления в брак разделялся на ряд этапов. Первым этапом было сватовство. Оно начиналось с предварительного сговора. Сват, садясь на коня, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, на другой выпускал её на сапог, что должно было способствовать более снисходительному отношению отца. В этом обычае заложена древняя народная символика ритуала нарушения порядка в одежде, что должно было извещать о том, что пришли с целью нарушить существующее положение, установившийся порядок в данной семье. После определенной платы, калыма, жених совершал первый официальный визит в аул невесты – урын бару и привозил подарки – коржын (одежду для родителей, для их родственников), продукты животноводства (курт, ирымшик), сушеные фрукты (урюк) и другие сладости. Кроме этого, жених привязывал к порогу юрты кобылу – подарок тестю. Кто-либо из женщин сыпал на жениха сушеные фрукты и плоды, сладости – символ изобилия, которые тут же подбирались присутствующими. Этот обряд назывался шашу
Слайд 9
Дастархан Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане! Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. “Хлеб-соль бери, правду расскажи”,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Конакасы — так называется по-казахски угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье. До настоящего времени сохранился обычай в день убоя скота на согым(заготовка на зиму) приглашать в гости родственников, соседей и знакомых. При этом готовили любимое национальное мясное блюдо куырдак, которое стало гвоздем пира.
Слайд 10
Кумыс Курт Баурсаки
Слайд 11
Обычаи дастархана Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на бустоках (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные неширокие ватные одеяла. Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми , красноречивыми. Мясо принято подавать на стол вместе с костями. Здесь на виду у гостей хозяин начинает мелко крошить его, а ароматно пахнущие кости с небольшими кусочками оставшегося на них мяса раздает гостям.
Слайд 12
Сервировка дастархана. В казахской кулинарии издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. В большом разнообразии у казахов была представлена посуда и утварь из сыромятной кожи (көн). Самый большой по размеру был мешок из специально выработанной конской кожи – саба, который использовался для приготовления кумыса и масла. Форма его была конической: квадратное основание внизу постепенно переходило в узкую горловину, в отверстие которой вставляли деревянный пест, предназначенный для взбалтывания.
Слайд 13
Чайная церемония по-казахски В казахском дастархане особое место занимает чай. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – акмане. Кипяток наливают из самовара. Считается, что чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы .
Слайд 14
Наурыз Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году и божественную защиту. Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры 7 является обязательным: она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности Вселенной. По обычаю 7 чаш с наурыз-коже должны стоять перед самым уважаемым аксакалом (“белобородый старик”). В этот праздник каждый казах должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
Слайд 16
Курбан-Байрам Курбан-Байрам - один из главных мусульманских праздников. "Название праздника имеет тюркское происхождение. На арабском это звучит, как Ид аль-Адха — "праздник жертвы". Курбан-Байрам - один из главных мусульманских праздников. Курбан-Байрам не имеет постоянной даты, он отмечается по окончанию хаджа через 70 дней после другого самого важного праздника для мусульман –Ураза Байрам (торжества по случаю окончания поста, который длится на протяжении всего месяца Рамадан) на 10-й день месяца Зуль-хиджа исламского лунного календаря в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В нашей семье церемонии начинаются ранним утром с первых солнечных лучей. Для начала необходимо совершить полное омовение. После этого нужно надеть чистую или новую одежду из натуральных тканей. Далее мы отправляемся в мечеть или в дом к Мулле на утреннюю молитву. Вернувшись домой и позавтракав, люди снова собираются в мечети для проповеди, которую ведет имам.
Слайд 17
Празднование Наурыза в г.Называевск В 2019 году праздник Наурыз отмечали в Фомихе Ярко, с песнями, танцами, спортивными состязаниями и угощениями встречали весну в деревне Фомиха Черемновского поселения. Здесь прошёл районный казахский праздник Наурыз – день весеннего обновления, пробуждения природы и Нового года. Изюминкой национального праздника Наурыз являются конные скачки. Посмотреть их собираются сотни зрителей, а участники прибывают даже издалека. В 2019 году байга собрала всадников из Мангута, Фомихи, Спасска, Ново-Осиново, а также Исилькульского, Тюкалинского, Крутинского и Любинского районов. На площади перед Старинским домом культуры развернулся самый настоящий базар, наполненный яркими красками и щедрыми достарханами. Уже на входе гостей праздника встречали многочисленные торговцы шашлыками и выпечкой. Но настоящей жемчужиной большого базара стала работа пяти национальных подворий - узбекского, таджикского, казахского, татарского и киргизского. Закончился праздник, постепенно стихают эмоции, вызванные им, но память об этом большом торжестве весны и дружбы еще долго будет жить в народе.
Слайд 19
Моим готовым продуктом является классный час в 3б классе
Слайд 20
Заключение И так, рассказав вам о традициях и праздниках казахского народа, я повысила значимость моего народа в городе Называевск
Слайд 21
Благодарю за внимание!
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сочини стихи, Машина
Рождественские подарки от Метелицы
Басня "Две подруги"
За еду птицы готовы собирать мусор