60-летний юбилей со дня основания ДШИ в г. Называевске (2021 г.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Называевская Гимназия» Омской области
ПРОЕКТ
«История Называевской музыкальной школы в лицах её выпускников»
Работу выполнил ученик 9б класса Хвастунов Алексей
Руководитель: О.А. Фатьянова
2022 – 2023 учебный год
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть
1.1 О музыкальном образование.....................................................................5
1.2 Для чего нужно музыкальное образование? …………….…………….9
1.3 Музыкальная школа г. Называевска……………………………………10
Глава II. Практическая часть
2.1 Воспоминания выпускников разных лет………………………………..12
Заключение ..……………………………………………………………………………………….26
Список литературы .………………………………………………………………..….………28
Введение
Музыка с древних времён была неотъемлемой частью жизни человека. Простейшие напевы и примитивные музыкальные инструменты издавна использовались в народных обрядах. В Древней Греции и Древнем Риме дети из богатых семей обязательно занимались музыкой и танцами. Считалось, что без этих навыков невозможно воспитать гармонично развитую личность.7
Актуальность: 60-летний юбилей со дня основания ДШИ в г. Называевске (2021 г.).
Проблема проекта: низкая социальная активность и организация социально значимой деятельности подростков и старшеклассников в общественной деятельности.
Целью данной работы является сохранение памяти о выпускниках детской школы искусств, которые внесли свой вклад в культуру нашего города, школы, связав свою жизнь с музыкальной деятельностью.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение архивных данных по теме исследования, фото из личных архивов;
- раскрытие понятия «музыкальное образование, как гармоничное развитие личности ребёнка»;
- формирование потребности у обучающихся, родителей и общественности уважительного отношения к выпускникам музыкальной школы;
- рассмотрение детского увлечения и дальнейшей педагогической деятельности выпускников ДШИ;
- формирование у учащихся желания и интереса к обучению в УДО «Называевская ДШИ» и стремление достичь данного уровня на примере, рассматриваемых выпускников.
Теоретической основой данной работы являются архивные данные, описание, видео-фото, сценарные материалы и юбилейные презентации ДШИ.
Практическая ценность заключается в применении воспоминаний выпускников, накопленного материала как образца для подражания тем, кто захотел выбрать для себя профессию музыканта, вокалиста.
Методы получения информации: изучение и анализ газетных данных, архивных материалов и интернет – ресурсов, опрос.
Готовым продуктом проекта является оформление стенда, сценарий юбилея.
Значимость работы состоит в следующем:
- проведенное исследование обобщает накопившиеся знания о процессе обучения детей в ДШИ;
- углубляет представление о преподавателях;
- дает возможность получить сведения об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 О музыкальном образование.
В современном понимании музыка – это один из видов искусства, богатейший мир звуков, созвучий, интонаций и ритмов. Она передаёт настроение, эмоциональное состояние человека, «рисует» самые разнообразные картины природы, исторические события.
Что дает музыка в развитии ребёнка? Этот вопрос волнует не только педагогов, родителей, но и большую армию ученых многих стран мира. Их исследования показали, что музыка – гигантский ускоритель общего развития ребенка. Они проследили за развитием детей с младенческого возраста до 12 лет. Была группа детей, которые занимались музыкой, которые не занимались музыкой никогда. Энцефалограммы, занимающих музыкой детей выглядели иначе, чем у тех, не пожелал такового. Эти данные говорили о том, что благодаря музыкальным занятиям у детей возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга.
Полушария начали работать более слаженно, как бы лучше слушая друг друга.
Детям, занимающимся музыкой, вся интеллектуальная работа дается легче, и сил они затрачивают меньше.
Музыкальные занятия влияют на речевое развитие человека, особенно в детском возрасте. Такие дети обладают целым рядом качеств: они чутки и отзывчивы, очень стабильны, их нелегко сбить с толку, они способны действовать самостоятельно.
В ДШИ учиться трудно. Серьёзная учёба игре на сложных музыкальных инструментах требует от ребёнка значительной затраты нервной и физической энергии. Нужно отдавать себе отчёт в том, что это обучение рассчитано на долгие годы, оно не терпит перерывов, отнимает много времени. Родители, считающие, что музыке можно учить только избранных, забирают детей из музыкальной школы при первом же столкновением с трудностями – будь то плохие оценки или нежелание, лень проявляемые ребёнком при выполнении домашнего задания или на занятиях в музыкальной школе. Поскольку в школе искусств у них есть обязательные предметы, а дома надо играть, учить заданное, баланс времени школьника очень жёсткий, и хорошо, если он легко справляется с домашним заданием в общеобразовательной школе. Если же ему приходиться сидеть за уроками по долгу, то вряд ли можно рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.
По мнению Дины Константиновны Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора психологии и искусствоведения, есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Музыка – это воспитание характера без риска травмы.
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Музыка ведет от сердца к сердцу.
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике.
Музыкальное образование ребенка – часть художественно-эстетического воспитания, благодаря чему воспитывается неравнодушная, гармоничная, всестороннее развитая личность.
Занятия музыкой, пение, прослушивание композиций начинаются в дошкольных учреждениях или в других социальных образовательных структурах для детей младшего возраста. По мере взросления общение с музыкальным искусством может продолжаться в следующих учебных заведениях.
Принято думать, что так происходит первое, осмысленное знакомство ребенка с музыкой. Но это, действительно, происходит гораздо раньше. Малыш, пусть поначалу невольно, слушает звуки музыки еще до своего рождения, а потом в младенческом возрасте. И от того, какая она будет, во многом будут зависеть его музыкальные предпочтения, вкус, психологическое восприятие музыки в целом.
Никто не станет отрицать, что музыкальное воспитание должно присутствовать в садике и школе, даже если вы не собираетесь сделать из своих детей профессиональных пианистов, скрипачей, саксофонистов. Занятие музыкой влияют на становление будущей личности!
1.2 Для чего нужно музыкальное образование?
Музыкальная школа способствует структурированию психики ребенка в лучшую сторону.
Иными словами, формирует в нём такие способности и задатки, которые откроют ему путь к успешной и счастливой взрослой жизни. Кроме того, посещения музыкального учреждения – это возможность избавиться от детских комплексов, развить коммуникативные способности и повысить свою самооценку.
Музыкальная деятельность влияет на развитие личности ребёнка. Многие родители не отдают своих детей на музыку из-за отсутствия у них необходимых на то способностей (слуха, голоса). Психологи говорят, что музыкальная школа даст им много больше в плане развития личностных качеств.
Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель Дмитрий Дмитриевич Шостакович утверждал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».2
Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, говорил о важности нравственного и умственного воспитания человека, источником которого становится благородство сердца и чистота души благодаря музыке, мелодии, красоте музыкальных звуков. Поскольку именно музыка это могучее средство самовоспитания, она открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря ей, в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но даже в самом себе…
1.3 Музыкальная школа
«Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину. Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».8
Долгий путь школы – это живая история, история в делах, традициях, лицах. Давайте вспомним с кого начинался долгий путь становления школы…
Михаил Матвеевич Айдышев, первый директор музыкальной школы нашего города Называевска, энергичный, добрый, отзывчивый человек.
Лидия Сергеевна Фильченко, умный и ответственный руководитель, наставник молодежи, мудрый и талантливый учитель.
Их ценили и уважали многие поколения Называевцев. К сожалению, этих уважаемых людей нет уже с нами рядом.
Сегодня в школе работает сплоченный коллектив преподавателей, педагогический стаж которых более 15 лет. Это опытные педагоги, в творческой копилке у них много профессиональных и конкурсных достижений.
В данный момент талантливых преподавателей музыкального отделения осталось двое: Снежана Евгеньевна Пермякова, Оксана Александровна Фатьянова.
А начиналось всё с решения Называевского исполкома районного Совета депутатов от 12.09.1961 г. об открытии в городе Называевске детской музыкальной школы. В течение года шёл ремонт в небольшом деревянном здании по улице Почтовая, где и разместилась школа. А 1 сентября 1961 года начался первый учебный год для первых учеников. Юные музыканты обучались игре на фортепиано, баяне, аккордеоне, изучали нотную грамоту.
В 1971 открывается детская художественная школа. В старом саманном доме из двух комнат азы изобразительного искусства постигали 80 мальчишек и девчонок. Они изучали живопись, рисунок, историю искусств.
Две школы, две истории, две судьбы. Но единая цель – открыть ребенку удивительный, прекрасный мир искусства объединила два коллектива, и в 2008 году образовалась детская школа искусств с музыкальным и художественным отделениями. Школа получила просторное светлое здание, в котором провели капитальный ремонт. Юные музыканты и художники занимаются стали заниматься под одной крышей.
Глава II. Практическая часть
2.1 Воспоминания выпускников разных лет
История школы – это судьбы её выпускников, в сердцах которых живёт добрая память о любимых преподавателях, друзьях, творческой атмосфере концертной деятельности. Многим учащимся школа искусств помогла найти своё призвание и определить путь в жизни. Мне удалось собрать информацию о некоторых её воспитанниках.
Дмитрий Балтин
Годы учёбы (1984-1989 гг.)
Руководитель коллектива самодеятельного искусства. Учился по классу «Баяна». Первый преподаватель был Игорь Павлович. Фамилию, к сожалению, не помню. Он практику после ВУЗа у нас проходил. С 1985 года преподавателем стал Мельников В.В. Директором была Фильченко Лидия Сергеевна. Сольфеджио преподавала Бездетко О.В. Выезжали с концертами на предприятия города, коих было немало. Так же выступал в составе городской агитбригады. Играл на баяне и пел. Запомнились новогодние утренники в «музыкалке» и вечер встречи с выпускниками. Школа тогда располагалась на месте часовни. В 1995 году был приглашён Лидией Сергеевной на должность преподавателя по классу баяна. Школа тогда уже располагалась напротив нынешнего магазина «Магнит», в бывшем деревянном здании Суда. Между улицами Кирова и Чапаева. В том же году поступил в «Омский областной колледж культуры и искусства» на оркестровое отделение. В 1999 году закончил и остался работать в музыкальной школе. Параллельно при школе открыл класс гитары для любителей. Затем школу передали «Культуре» и она объединилась с художественной школой. Новообразовавшаяся школа искусств благополучно перекочевала в здание бывшей школы №3, ранее школа №198. Там и проработал до 2007 года, параллельно по совместительству работал в РДК аккомпаниатором хора и солистом «Синтез-студио». К сожалению, народное отделение приказало долго жить, и я ушёл музыкальным руководителем в Комплексный центр социального обслуживания населения. В 2012 году закончил ОмГУ имени Ф.М. Достоевского по направлению «Музыкальное искусство Эстрадно-джазовый вокал». А в 2015 году переехал в ХМАО. (Приложение №1).
Олеся Анатольевна Кретова (Андринская)
Годы обучения (1994 – 1999 гг.)
Обучалась в ДМШ в городе Называевске, в классе аккордеона у преподавателя Казанцевой (Михайловой) Натальи Анатольевны.
В 1994 году пришла на урок сольфеджио. Сольфеджио преподавала Фильченко Лидия Сергеевна. Пока ждали учителя, я попросила свою одноклассницу сыграть на баяне аккорды частушки. Решили для учителя спеть. Пришла Лидия Сергеевна, я спела, Таня Танская подыграла на баяне. Выступление удалось, Лидия Сергеевна сказала мне, что с этого дня я буду заниматься вокалом. Не нужно бояться о себе заявлять!
В 1998 году в Называевский Дом культуры с концертом приехал фольклорный ансамбль «Звонница» из города Омска под руководством Аркина Ефима Яковлевича. Яркие голоса участников коллектива, и в общем, весь концерт, произвели на меня большое впечатление. Я сидела в первом ряду и подумала, вот бы мне петь в таком ансамбле. В 1999 году я поступала в Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет культуры и искусств. Когда в приемной комиссии увидела Аркина Ефима Яковлевича, то мне казалось, что всё, к нему я точно не поступлю. Поступила. И пять лет пела в его фольклорном ансамбле «Звонница». Мечтайте - мечты сбываются!
В 2004 г. окончила Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет культуры и искусств. Квалификация художественный руководитель народного хора. Преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».
С 2005 – 2009 гг. работала в МОУ ДОД «Детская школа искусств» в г. Называевске, Омской области, в должности – преподаватель, руководитель вокального отделения (народный вокал). Создала два вокальных ансамбля «Крыница» и «Рулада». По совместительству работала в РДК в должности – хормейстер. Создала хор русской песни «Заряница». Коллективы - лауреаты областных конкурсов и фестивалей. В 2008 году стала Лауреатом III премии I Международного конкурса детского и юношеского творчества «Балтийское созвездие» в городе Санкт-Петербурге.
В 2009 г. окончила Омский экономический институт, квалификация юрист (гражданско-правовая специализация) по специальности «Юриспруденция».
2009 - 2019 гг. ГАУ ЯНАО «КДЦ» г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа. Должность – методист организационно-методического отдела по учебным заведениям дополнительного образования детей.
2019 – 2020 гг. БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства» г. Омск. Должность – руководитель (заведующий) производственной практики.
На сегодняшний день живу в городе Омске, домохозяйка, занимаюсь воспитанием сыновей. Старший сын Константин учится во 2 классе в ДШИ № 18 «Школьные годы» по специальности «Фортепиано».
Юным музыкантам хочу пожелать – с каждым днём открывать для себя новые просторы вдохновения, постоянно удивлять этот мир прекрасной музыкой и своими творениями. Желаю удачи, интересных идей, высоких нот радости и волшебства в творчестве! Мечтайте, заявляйте о себе, ставьте перед собой цели и вас ждет Успех! (Приложение №2).
Ксения Лыбина
Годы учёбы (2004-2009 гг.)
В музыкальной школе училась на отделении «Хоровое пение», которое преподавала Андринская Олеся Анатольевна. Был сформирован детский ансамбль, а наше трио называлось «Рулада» (Ксения Кулагина, Мария Сарбаева, Ксения Сухопарова). Мы выступали от музыкальной школы на различных концертах района везде, где нас приглашали и в Доме культуры. А также ездили в Омск на конкурсы, привозили достойные призовые места, на ярмарке в области тоже выступали.
Олеся Анатольевна поставила мне голос, привила любовь к народному пению. Особая благодарность ей за это! Помимо хорового пения был такой предмет как фортепиано и аккордеон, основной был аккордеон, преподавала его Дороболюк Татьяна Михайловна, шикарный педагог, добрая, отзывчивая, мы до сих пор поддерживаем связь. Когда она уехал, её место заняла Казанцева Наталья Владимировна. Сольфеджио вела Пермякова Снежана Евгеньевна. Музыкальная школа многое мне дала в вольном и теоретическом плане.
Помню наш выпускной - был хороший! Правда, выпускалось мало человек. Была тёплая атмосфера, в памяти сохранились яркие воспоминания.
После музыкальной школы поступила учиться в «Омский областной колледж культуры и искусства», до этого училась в Колледже Шебалина. После чего, начала работать по профессии хормейстером. Проработала 7 лет во Дворце культуры и переехала в город Зоводоуковск, сейчас работаю музыкальным руководителем. (Приложение №3).
Таисия Борохина.
Мой путь начался с того, что в местном Доме культуры я всегда выступала на сцене. С лет 4-х. С раннего детства я пела с Натальей Константиновой, моей лучшей подругой. До нас с села ездила в музыкальную школу Ксения Кулагина, наши мамы дружат по сей день. Затем мои родители, обсудив, решили тоже начать возить меня туда. Договорились с семьей Константиновых и вот мы, бок о бок, вместе прошли все эти 5 лет. Учились на отделение «Народный вокал». «Под своё крыло» нас взяла Андринская Олеся Анатольевна. Запомнилась она более всех в школе. Очень внимательная, справедливая, интересная, харизматичная женщина. К сожалению, учились мы у нее недолго. Если не ошибаюсь — 2 года. Затем она переехала.
Удивительно, что все жирновские девчонки, что учились у неё — связали свою студенческую жизнь с народным творчеством. Я, Наталья, Ксения, Мария. Затем к нам пришёл преподаватель Мерзлых Александр Николаевич. Талантливый, заинтересованный педагог. К сожалению, занимались год у него, он тоже переехал. Довела нас до выпуска — Тюменцева Ольга Александровна.
В музыкальной школе мне очень нравились первые годы, когда мы выезжали на различные экскурсии с преподавателем, участвовали в фестивалях и конкурсах. Затем, деятельность не стала такой активной, к сожалению. С чем это связано — не могу судить, я была ребенком. Очень интересно было заниматься на фортепиано у Татьяны Константиновны (фамилию не помню), я ее прям любила. У меня дома не было фортепиано, родители не могли позволить себе его купить и я играла у Татьяны Константиновны или в других кабинетах школы, где был инструмент. Вообще, для меня это светлые воспоминания, связанные со школой. Представьте, деревенские девчушки едут с одним из пап, возили по очереди, в город на занятия, они ждут нас все это время, а потом встречают со свежими булочками с местного ларька. Помню, как пахнет то время, было хорошо! Жаль, что у многих ребят деревенских не было такой возможности - развиваться всесторонне.
Я не любила сольфеджио. Слишком мало я занималась им в неделю, считаю. Было сложно, многого не успевала понять. Сейчас я сама педагог по вокалу и понимаю, почему мои ребята жалуются на предмет.
В данный момент работаю на Курильских островах в доме культуры хормейстером. У меня 3 коллектива: малыши (7-10 лет) и взрослые. В профессии я человек новый, набираюсь опыта и учусь по сей день. Своим детям, прежде всего, стараюсь дать уверенность в себе, веру в свои возможности и особенность каждого исполнителя, вне зависимости от типа, силы, пластичности голоса. Благодарна судьбе за встречу с О.А. Андринской. Общаюсь с ней по сей день. Настоящий наставник! (Приложение №4).
Олег Митраков
Годы учёбы (1997-2002 гг.)
Певец. Педагог по Вокалу (Академический, Эстрадный). Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.
В 1997 году пришёл у музыкальную школу. Любил, как дедушка играл на гармошке, хотел научиться так же. Но гармошку никто не преподавал, а вот баян был. Так, я начал обучаться на баяне у Д.М. Балтина. Первый раз я запел ещё в садике на выпускном, тогда мне было 5 лет. Как рассказывает мама, воспитатели сильно удивились, что я могу петь. С 1998 года это конец первого класса от школы участвовал в городском конкурсе песни, где занял второе место. Помню, как получил в подарок первый денежный приз - 40 р. По тем временам не мало. Решил это дело отметить и купил всем одноклассникам конфеты. После этого узнали обо мне, и я начал часто выступать на концертах в школе и ДК. В 8 лет впервые участвовал в Областном конкурсе «Миг удачи». И в 9-летнем возрасте участвовал в финале конкурса в ДК Химик, где стал Лауреатом. Первые победы вдохновили меня и в последующем, я еще раз 10 раз побеждал на областных конкурсах. В 11 лет участвовал в отборочном туре на «Розе Ветров» и прошел в финал Международного конкурса в Москву. Там я тоже стал Лауреатом в двух номинациях. В 2004 году поехал на конкурс в Сочи где также был успех. Могу сказать, что всех этих поездок не было бы, если бы не мой дедушка Митраков Николай Васильевич. Он не только ездил со мной на все конкурсы, но и добивался финансирования на дорогу. В шутку он называл себя «импрессарио». Мы понимали, что нужна помощь педагога по вокалу, так мы с дедушкой начали ездить на занятия в Омск. Первые уроки я брал в Ансамбле «Апельсинчик», который базировался в Кировском ДК. Потом брали уроки у солиста музыкального театра, и педагога в ГЦНТ.
Вот мне приближалось 14 лет. Голос стал меняться, начал понижаться, грубеть и ломаться. Почти все советовали помолчать. Но, увы, я продолжал петь на концертах. Делал это реже, но всё же. В 13 лет начал заниматься у известного педагога в Омске Огневой Н.И. Но перед самым поступлением в училище Шебалина, познакомившись на вручении Премии Губернатора с другим Педагогом из училища, решили пойти к ней. Возможно, это была роковая ошибка. Потому, что поступив в училище на Академический вокал 12 кратным лауреатом. Закончил его в 2010 году профессионального не пригодным. С испорченным голосом. В 2010 же году, находясь в раздумьях о смене профессии, решил остаться. Поступил в ОмГУ Достоевского в класс Народного артиста России Никеева В.А. С 2010 года, обучаясь в университете участвовал в нескольких региональных конкурсах и занимал первые места. Голос с 18 лет стал крепнуть и я превратился в настоящего " лирического баритона". Такой голос как у Магомаева, отца Гуляева. На 4 курсе университета был приглашён солистом в Омскую Филармонию. Сразу окунулся в активную концертную деятельность. По 10 концертов в месяц. Закончил университет в 2014 году. Но за месяц до окончания случилась трагедия - умер дедушка. 26 апреля, когда по Омску пронесся страшный ураган, дедушка хотел спилить нижние ветки ели, растущей во дворе, но упал с лестницы и умер. На следующий день состоялся концерт в Называевске, которого дедушка долго ждал, но не дожил всего одного дня. Но жизнь, забрав дорогого мне человека, подарила другого - мою жену Дарью. С ней мы познакомились в Филармонии. Начали общаться, дружить и в ноябре 2014 мы скромно сыграли свадьбу. Работая, как муж и жена, мы бывали во многих поездках.
В 2015 году с супругой решили переехать в Санкт-Петербург, т.к. этот город был для нас Меккой культуры. И вот в 2016 году наше желание осуществляется. Сразу признаюсь, в городе на Неве, мне не сиделось на месте. После переезда я сразу устроился работать в хор театра «Санкт-Петербург Опера». С этим коллективом бывал на гастролях в Эстонии и Латвии. Через год перешел в хор Михайловского театра, где тоже проработал год. Параллельно выступая в Питере сольно и с ансамблем «Петербургские баритоны».
Далее я принял предложение стать солистом военного ансамбля «Белые Ночи». Было радостно и приятно, что в этом коллективе мы работали вместе с Дарьей, моей супругой. Выступали на важных концертах для военного начальства страны. Здесь проработав 6 месяцев, перешел в более прославленный ансамбль песни и танца ЗВО. В данном ансамбле, получив высшую категорию, как артист вокалист, с большим удовольствием пел в военной форме.
Но потом судьба так распорядилась, что нам с супругой пришлось вернуться в Омск. т.к. в Питере тот педагог, который был мне очень дорог, погиб в автокатастрофе. В Омске, тем временем, была выдана государством квартира, мы с женой ждали ребёнка. Все эти факторы нас сподвигли к обратному переезду. После возвращения, я устроился солистом в Музыкальный театр. Работал с радостью в нём почти 2 года. Сыграл порядка 10 ролей. По семейным обстоятельствам пришлось из него уйти в конце 2020 года. В начале 2021 года мой выбор пал на прославленный Государственный Омский Русский Народный Хор. Где и по сей день работаю, пою. Также в настоящее время провожу уроки по вокалу в частном порядке. (Приложение №5).
Ксения Сухопарова.
Годы учёбы (2006-2011гг.)
Хочу рассказать кратко о своей творческой жизни. Когда я была маленькой, я любила приходить к своей бабушке, доставать старенький аккордеон и неумело нажимая на клавиши, растягивая мех, сочинять свои мелодии. Она очень этому умилялась. Да и при том, бабушка частенько пела народные песни, а я слушала, да порой подпевала. Когда пошла учится в школу, с класса 5 я стала посещать кружок вокала, там мы пели разные детские песни. Вела кружок моя учительница Уросава Светлана Афанасьевна, вот она то и приметила, что у меня есть вокальные данные и поговорив с родителями, решили, что мне надо развиваться в этой сфере и поступать в музыкальную школу.
В 2006 году я поступаю в Называевскую музыкальную школу, на специальность аккордеониста, к педагогу Казанцевой Наталье Анатольевне. Вот тут то и пригодился мне давно залежавшийся без дела бабушкин аккордеон. Как по мне, аккордеон давался мне сложновато, но Наталья Анатольевна видела глубже и говорила, что из меня вышел бы хороший аккордеиост. Честно признаюсь, я немного ленилась и не так много времени уделяла своей специальности, но музыку аккордеона я люблю слушать и по сей день. По мимо инструмента, я ходила на уроки народного вокала к моему замечательному педагогу Андринской Алесе Анатольевне. Занятия мне очень нравились, всегда они проходили очень душевно и если что-то не получалось, всегда была поддержка от своего педагога. Спустя какое-то определённое время, мой руководитель по вокалу создаёт трио «Рулада». Тут творческая жизнь начала двигаться вперёд. Мы стали участвовать в различных районных мероприятиях, выезжали в г. Омск на конкурсы и фестивали. И вот, участвуя в межрегиональном фестивале-конкурсе русской песни имени Е.В. Калугиной, после окончаниях всех выступлений конкурсантов, к нам подошла один из членов жюри Сидорская Олеся Геннадьевна и предложила поступать к ней на фольклорное отделение в музыкальное училище имени В.Я. Шебалина.
Недолго думая, я начинаю готовиться к поступлению. Все вступительные экзамены сданы и теперь я студент. Там я начинаю осваивать технику фольклорного пения. Участвовали в конкурсах мы уже в более крупных городах (Санкт-Петербург, Тюмень, Барнаул), где всегда выходили победителями. Через год, мне посчастливилось устроиться в Омский государственный русский народный хор. Параллельно училась и работала. Этот период творческой жизни для меня был очень значимым. Когда закончила музыкальное училище, на этом мой путь не закончился. Я поступаю в институт культуры в город Кемерово, на заочное отделение.
Так сложилась судьба, что мне пришлось уйти из Омского хора, переехать в Москаленский район и немного поменять свою должность артиста на должность методиста и художественного руководителя самодеятельно ансамбля «Забава». Проработав год, я в очередной раз меняю место жительства и переезжаю в Московскую область. Там я устраиваюсь в Детский сад и открываю кружок «Развитие детей дошкольного возраста на основе русской традиционной культуре». Создаю ансамбль «Соловейка».
Начинаю работать с детками, участвовать в городских мероприятиях и конкурсах. Занимали мы всегда I, II места. А одна из моих талантливых учениц, Кузнецова Мария, вышла победителем в городском конкурсе-фестивале «Цветень» и получила гран-при. Так же она участвовала в международном конкурсе-фестивале «Новые звёзды искусства», где стала лауреатом l степени в своей возрастной категории. Принимала участие в международном онлайн-фестивале «Коловорот». Ну и я не обходилась без личного участия в городских, международных и всероссийский конкурсах, где выходила победителем.
На данный момент моя творческая жизнь немного приостановилась из-за приятных изменений, я стала мамой замечательного сына Степана. Творческую сферу деятельности я бросать не собираюсь и в скором времени продолжу свой музыкальный путь. (Приложение №6).
Оксана Александровна Фатьянова
Годы учёбы (1978-1986 гг.)
Мой путь в музыку начался с 5 лет. Я еще ходила в садик. Очень хорошо помню тот день, когда меня прослушивала директор муз. школы Фильченко Лидия Сергеевна. Для меня это было большим событием. Меня зачислили. Я успешно прошла экзамен. Я буду учиться играть на фортепиано! В садике мне завидовали дети, ведь я не оставалась на тихий час, а шла заниматься МУЗЫКОЙ. Одна девочка, только по этой причине (чтоб не спать) тоже уговорила своих родителей и поступила в музыкальную школу. (Она работает в гимназии - учитель начальных классов Шмыга Мария Михайловна). Во время учебы в школе за 7 лет было все, и желание заниматься и отчаянная борьба с родителями, чтоб не бросить школу.
Я взрослела и понимала, что мне это нравится, что я втягиваюсь и уже не представляю жизни без гамм, без разбора произведений, зубрежки наизусть, форшлаги, двухголосье и т. д. Часто я «играла в школу» представляла себя учителем. Закончив музыкальную школу я еще год ходила в школу, играла на рояле, посещала мероприятия. Я не планировала стать учителем музыки, но учителем стать была моя цель и я поступила в педагогический институт на учителя иностранных языков. Но волей судьбы меня пригласили подменить педагога в музыкальной школе на пару недель. Так я и стала педагогом по классу фортепиано. Школа находилась на улице Мичурина. Маленькая, уютная, замечательный коллектив: Казанцева Н.М., Степанова О.В., Дороболюк Т.М., Балтин Д.М., Портнягина Т.К., Поречнева Н.Г., Пермякова С.Е, директор Фильченко Л.С. Многие педагоги так же закончили Называевскую музыкальную школу и пришли уже преподавать.
Я сразу поступила в колледж культуры и искусства, закончила и уже после окончания поступила в университет на специальность «Учитель музыки».
Жизнь кипела. Мы участвовали в различных конкурсах, концертах, (г. Исилькуль, г. Омск) проводили «Недели музыки», организовывали концерты в детских садах, школах, доме престарелых, соцзащите, на выборах выступали, сами проводили Новый Год, 8 Марта, День музыки и многое другое. В какой то момент, я решила изменить свою жизнь. Я ушла из школы, но как я скучала по детям, по урокам! Я решила вернуться! Но учителя не требовались. И я закончила магистратуру по специальности «Психолог». Отработав менее года по специальности «Психолог» меня пригласили в Гимназию учителем музыки. Конечно я согласилась! В профессии я уже 16 лет. На сегодняшний день преподаю «музыку» в гимназии г. Называевска и ДШИ г. Называевска.
Посвящая себя музыкальному воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучаю и применяю различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать весь свой накопленный опыт и знания детям. А ещё, окунаясь в мир детства, я учусь у ребят душевной чистоте. Считаю свою профессию архиважной, так как участвую в формировании полноценной, духовной личности. Я стараюсь вводить детей в прекрасный мир музыки, а они в свою очередь открывают для меня свои лучики души.
Участие с детьми в конкурсах, концертах, фестивалях даёт возможность открыть детям свои музыкальные способности, артистизм, проявить своё собственное «Я». На своих уроках и во внеклассной деятельности выявляю одарённых детей с музыкальными задатками и ставлю цель: не пропустить ни одну талантливую звёздочку! (Приложение №7).
Никита Демидов
Годы учёбы (2012-1018 гг.)
Сейчас я учусь в московском ВУЗе на инженерную специальность по направлению «Электроника и наноэлектроника». Вообще музыкалка способствовала развитию самодисциплины и усидчивости и, являясь творческим отделением, развивало креативное мышление. Что касается прикладных результатов, то я до сих пор иногда сажусь за пианино. Вот недавно разучивал "Пиратов Карибского моря". Иногда как-то просто хочется отвлечься и позаниматься для себя. Как и другие хобби пианино может стать отдушиной.
Касательно курьезных случаев, я не помню, прям таких ярких. По большей части курьёзы были на выступлениях из-за нервов и волнения. Иногда спотыкался при выходе на сцену. Может, они и были, но я уже забыл. Ну а так, в основном это хорошие воспоминания, много общения, особенно запоминались какие-то празднования и концерты, когда все собирались за столом выпить чай и сладости. (Приложение №8).
Илья Демидов
Годы учёбы (2012-2018 гг.)
На данный момент я учусь уже на 3 курсе МГУ им. Ломоносова на физическом факультете. Я частенько вспоминаю о своей учёбе в музыкальной школе и о всём том, что с ней тесно было связано. Музыка всегда была в моей жизни, и она по сей день меня окружает, пускай при этом не сидя у клавиш фортепиано. У меня осталось очень много воспоминаний и впечатлений об этом периоде моей жизни. Бывали, конечно, как и нехорошие моменты учебы, вплоть до нежелания прикасаться к пианино, но такое бывает у каждого. Зато сейчас ты начинаешь ценить то время, оставленное в стенах этой прекрасной школы. Сколько раз ты выходил на сцену, каждый раз пересиливая волнение и страх, сколько раз ты посещал различные благотворительные мероприятия, давая людям радость и улыбки, сколько раз ты принимал участие в различных конкурсах, оттачивая и улучшая свою игру. Казалось бы, что в современной жизни эти навыки не нужны, но это совсем не так, и понимание, опять же, приходит только по мере взросления. Конечно же, больше при слове «музыкалка» я вспоминаю в первую очередь людей. Прекрасные учителя по всем дисциплинам, они всегда отдавали себя работе, и это всегда было заметно. Организация мероприятий, чаепития, совместные поездки на концерты или конкурсы — всё это заслуга наших педагогов, ещё раз спасибо им за всё. Также я нашёл очень много друзей в этих стенах, с которыми легко мог найти общий язык. Курьёзных моментов было очень много, они всегда были связаны с выступлениями, а конкретно волнением перед ним. Очень запомнились разговоры с ребятами перед большим концертом, а также работа в ансамбле - это вообще была одна из самых интересных вещей лично для меня. Умения слушать другого очень дорогого стоит. В общем, о музыкальной школе можно говорить очень много, спасибо ей за всё хорошее, что она мне дала, и за то, что она после себя оставила. (Приложение №9).
Снежана Евгеньевна Пермякова
Годы учёбы (1976-1984гг.)
После прослушивания волшебный старинной французской песенки Петра Ильича Чайковского в исполнении учителя музыкальной школы номер 1 я училась во 2 классе мы с 2 одноклассницами на следующий день пришли в музыкальную школу. Которая располагалась в уютном здании на улице 35 лет победы, нас поразили небольшие инструменты которые стояли в классах, а когда мы зашли в актовый зал, там стоял черный рояль, в школе учиться было интересно и весело. У нас был отличный хоровой класс оркестр народных инструментов. На выбор профессии музыкантов на меня повлияли мой преподаватель и директор школы. После окончания школы я поступила в институт, правда не сразу ещё год я ходила в музыкальную школу и после 10 класса я поступила в алтайский государственный институт и вернулась в родную школу, где работаю по сегодняшний день. Я считаю, что сегодня как никогда необходимо, чтобы каждый ребенок мог соприкоснуться с великими миром музыки, потому что музыка снимает психические перегрузки, восстанавливает и эмоционально энергетический тонус детей. Развивает в детях душевную тонкость и способность воспринимать и совершать прекрасное и конечно же сегодня интересно наблюдать за своими воспитанниками, когда они приходят совсем несмышленые, а во время учебы отношение к музыке у них меняется и к концу обучения уже исполняют довольно солидные классические произведения и это меня радует. (Приложение №10).
Алексей Хвастунов
Годы учёбы (2014-2021 гг.)
Первый раз я попал в школу искусств в 2014 году. Меня сразу поразил размах. Огромное здание, множество цветов, светло и уютно. И как только я вошёл в храм искусств, сразу понял: моя мечта учиться здесь. Прошёл год обучения музыке, но мечта закончить и получить образование не пропала, а наоборот стала сильнее. Хотел порадовать маму, знал, что ей нравиться композитор Бах и уже во втором классе самостоятельно изучил произведение «К Элизе» правую руку, скрипичный ключ разложил на две руки. Услышав любимую мелодию, мама была в восторге, ведь эту пьесу в полном объёме исполняют к шестому классу. Моим первым учителем была Ольга Васильевна (грамотный, строгий наставник), она сразу задала тон, установила планку, ниже которой нельзя было опускаться и я потихоньку начал движение вперёд. Снежана Евгеньевна Пермякова вела сольфеджио и другие дисциплины (кропотливый мажорный педагог, доходчиво объясняет, вкладывает душу в учеников). Через несколько лет произошла смена преподавательского состава. Кризисный момент. Но благодаря Фатьяновой Оксане Александровне - коммуникабельной, весёлой и находчивой, которая нашла ко мне подход, я продолжил обучение. Участвовал в конкурсах, фестивалях, занимал призовые места, параллельно занимался вокалом в районном Дворце культуры у Олесе Александровне Токмаковой. В 2022 году я закончил с отличием школу искусств уже в обновлённом, после капитального ремонта, здании. В каждом кабинете был инструмент с идеальным звучанием. Сдавал ГОСы, играя пьесы на чёрном рояле, на маленькой деревянной сцене родной школы.
В преддверии юбилея музыкальной школы я связался с выпускниками разных лет, которые с особой теплотой вспоминают неповторимые школьные годы и то, кем они стали в настоящее время. (Приложение №11).
Заключение
Выполняя проект по теме «История Называевской музыкальной школы в лицах её выпускников», я систематизировал имеющиеся материалы, архивные презентации, воспоминания педагогов, выпускников музыкальной школы. Проанализировал все сохранённые данные, достиг поставленную мной цель - сохранение памяти о выпускниках детской школы искусств, которые внесли свой вклад в жизнь нашего города, школы, связав свою жизнь с музыкой деятельностью, благодаря выполненным задачам:
- изучение архивных данных по теме исследования, фото из личных архивов;
- раскрытие понятия «музыкальное образование, как гармоничное развитие личности ребёнка»;
- формирование потребности у обучающихся, родителей и общественности уважительного отношения к выпускникам своей школы;
- рассмотрение детского увлечения и дальнейшей педагогической деятельности выпускников ДШИ;
- формирование у учащихся желания и интереса к обучению в УДО «Называевская ДШИ» и стремление достичь данного уровня на примере, рассматриваемых выпускников;
Теоретической основой данной работы является архивные видео-фото, сценарные материалы и юбилейные презентации ДШИ.
Практическая ценность заключается в применении накопленного материала как образца для подражания тем, кто захотел выбрать для себя профессию музыканта, вокалиста.
Методы получения информации: изучение и анализ газетных данных, архивных материалов и интернет – ресурсов, опрос.
Когда мы говорим о работе школы, имеем в виду в первую очередь деятельность педагогического коллектива. В разное время в ней работали и работают учителя, которые добились высокого качества обучения и эстетического воспитания и внесли значительный вклад в развитие образования, ведь каждый педагог нашей школы талантлив по - своему.
На сегодняшний день педагогический и ученический коллектив школы продолжают искать новые формы работы и осваивать современные технологии, открывать новые отделения (например, Хореографическое), тем самым развивать творческие способности учащихся в широком спектре специальностей.
Интерес к истории родной школы возрастает, что свидетельствует о духовном возрождение общества.
Таким образом, история и работа Называевской школы искусств оказала немалую роль в деле развития образования как в городе Называевске, так и России в целом. И я по праву горжусь тем, что являюсь выпускником школы и тем, что в определенной мере являюсь продолжателем ее традиций.
Список используемой литературы
Слайд 1
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Композитор Алексей Рыбников
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Каргопольская игрушка