Цель проекта: рассказать о направлениях в музыкальном театре и их возможные пути развития и принятия в обществе и культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_razvitiya_muzykalnogo_teatra.docx | 38.75 КБ |
Образовательный проект на тему: «История развития музыкального театра»
Подготовили: Ли Елизавета, учащаяся 9 а класса МАОУ гимназии № 4 под руководством учителя музыки высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 4 г. Хабаровска Земенковой Елены Павловны.
2021 г.
План:
1) Цели и задачи.
2) Что такое музыкальный театр?
3) Балет.
~ Петр Ильич Чайковский.
~ Балет «Лебединое озеро».
4) Опера.
~ Жорж Бизе.
~ Опера «Кармен».
5) Оперетта
~Жак Оффенбах
~ «Прекрасная Елена».
6) Мюзикл.
~ Эндрю Ллойд Уэббер.
~ «Призрак Оперы».
7) Общее развитие всех жанров.
8) Вывод
Цель проекта: рассказать о направлениях в музыкальном театре и их возможные пути развития и принятия в обществе и культуре.
Задачи:
Актуальность: я считаю эту тему важной и актуальной, так как сейчас, к моему большому сожалению, молодежь мало интересуется мировой художественной культурой, и походы вместе с классом в театр в большинстве своем воспринимают негативно. Что уж говорить о собственной инициативе в этом.
Что такое музыкальный театр?
Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Общее о музыкальном театре.
Под понятием «музыкальный театр» могут подразумевать:
1) коллектив, который ставит муз. спектакль
2) разновидность сценического жанра.
В нем всего есть 4 основных жанра: балет, опера, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр подразумевает единство сценического действия и музыки в каждом из представленных ранее жанров. Однако все они отличаются особенностями своей драматургии, важности движений и музыки.
Музыкальные театры объединяют несколько «цехов»: солисты, хор, артисты, оркестр и вспомогательный состав. Так же представители инженерных и рабочих профессий.
1) Балет
(Balleto с итальянского «танцевать»)
Балет – музыкально драматическое произведение, действие которого передается танцем и пантомимой .
Балет – это первый жанр музыкального театра . Его истоки идут прямиком из Италии 14-15 века. Однако сформировался он окончательно во Франции под понятием, как «придворный балет» в 1581 году. Потому считается придворно-аристократическим искусством. Но только в 18 веке этот жанр приобрел самостоятельность.
В создании участвуют: танцоры-солисты, кордебалет, симфонический оркестр, балетмейстер, режиссер, дирижер, художники (декораторы и костюмеры).
Балетмейстер – это режиссер балета. Он продумывает композицию и драматургию произведения. Ставит саму постановку, выбирает костюмы и декорации. Они так же тренируют танцоров. Разрабатывает пластику их движений, танец.
Но не только он играет важную роль в создании балета. Так же дирижер и композитор симфонического оркестра, ведь музыка объединяет все представление воедино.
Так же существуют различные номера Балета:
1) Па-де-де – танец вдвоем
2) Па-де-труа – танец втроем
3) Гран Па – Большой танец
Сам балет делится на два направления: Классический и Характерный.
Классический – более условный и с множеством символов.
Характерный – использование движений, более распространенных в народе и быту.
Балет всегда был больше похож больше не на танец, а на набор гимнастических упражнений. В нем используются элементы джазовых и современных танцев, акробатики и даже восточных единоборств. Из-за этого он получал множество критики, но сейчас же Балет больше походит на вид спорта, И со временем он совсем потеряет свою драматургию. Но также он сам не особо меняется на протяжении многих веков.
Потому в противовес этому в 20 веке появляется танец Модерн, как уход от строгих правил Балета.
Однако почему же балет имеет в себе так много ограничений? Причина в том, что появляться он начал как раз в эпоху Ренессанса (в переводе это означает – возрождение).
В период этого направления общество все чаще возвращалось к уже существующим традициям, по итогу совмещая старое и новое. В результате на танцоров стали смотреть как на идеальных людей.
Одним из ярких композиторов балета мы можем вспомнить Петра Ильича Чайковского. Даже школьники знают его балет «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
Композитор родился в 1840 году и умер в 1893. Он так же является дирижером, музыкальным критиком и педагогом. Как профессиональный композитор, он сформировался в 1850-1860 годы.
Он – ярчайший представитель музыкального романтизма. Один из лучших лириков и драматургов-психологов в музыке. Родился в поселке Воткинск уезда Вятской губернии.
Любовь к музыке в семье Ильича Петровича буквально окружала его. Отец играл на флейте, а мать на арфе и фортепиано. Сначала с Петром Ильичом Чайковским занималась игрой на фортепиано его мать, но затем в 1845-1848 годах с ним занималась одна из крепостных.
У Петра Ильича был талант к музыке, однако родители считали, что она ему только во вред. Потому они отправили его в Императорское училище правоведения в Петербурге. После выпуска он работал чине титулярного советника в министерстве, но все продолжая заниматься музыкой. В это время он уже ценился как пианист и музыкант.
И в 1862 году он решает связать свою жизнь с музыкой. Он поступает в петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. В 1877 году он вступает в брак с Антониной Милюковой. Но через несколько недель их союз развалился.
Через год он уезжает за границу и начинает гастролировать по миру. Он сумел завоевать признание публики, критиков и коллег еще при жизни.
Сейчас же я хочу рассказать вам о балете «Лебединое Озеро». Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского Большого театра. Премьера состоялась через два года в конце зимы (1877 год 20 марта). По мнению современников, постановка была скучной и посредственной, причиной этому стали считать творческую беспомощность хореографа–постановщика Рейзингера. Вместо танцев он устроил какой-то набор гимнастических упражнений.
Но, тем не менее, постановка «Лебединое озеро» стала основой для всех последующих интерпретаций балета.
Прежде всего, это произведение – произведение о любви и верности. Все начинается с того, что нам рассказывают историю принцессы Одетты, которую главный антагонист Ротбарт превратил в лебедя из-за отказа девушки выйти за мужчину замуж.
Мать принцессы долго плакала, и из слез появился водоем, на котором и происходит встреча Одетты и Зигфрида – главного героя этого балета. Принцесса, что обращена в лебедя, рассказывает свою историю юноше, и тот, чтобы развеять чары, дает клятву, что будет любить ее вечно.
Проходит бал. И принц должен выбрать себе принцессу. И вот появляется девушка необычайной красоты, что очень похожа на Одетту. Но это ложь, и понимая это, Зигфрид бежит к озеру и там побеждает колдуна.
Но это лишь одно произведение Чайковского. Один из балетов. Он написал куда больше опер. На его счету его целых 10.
2) Опера
Опера – музыкальное драматическое произведение, основанное на синтезе слова, музыки и сценического действия.
Возникла она в Италии на рубеже 16-17 веков. Делится на: Лирическую, Эпическую, Комическую, Драматическую. Само же представление разделяется на акты -> картины -> сцены. Обычно начинается спектакль с увертюры, в которой выражена главная мысль спектакля. Но уже основную характеристику создает ария, песня, каватина, дуэты, трио, которые описывают чувства главных героев. В массовых сценах звучит хор, который стал уже таким же важным действующим лицом, а не просто дополнением. И герои иногда вместе поют свои партии, что помогает яснее выразить им и понять нам их мысли, эмоции и чувства. Толчком к созданию оперы стало желание возродить древнегреческую драму. В этой трагедии герои поясняли и комментировали свое действие.
Первые оперные спектакли удивляли и поржали зрителей, ведь они привыкли к разговорам, но никак не пению. Потому критики были недовольны: «Можно ли нечто смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую?», «Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастье с приятной и спокойной арией»! Но Опера сумела сыскать себе слушателей по всему миру!
И сейчас я хочу рассказать вам о замечательном французском композиторе эпохи романтизма – Жорже Бизе. Родился он 5 октября 1838 года и умер 3 июня 1875. Автор Оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер.
Отец его – учитель пения. Жорж был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе. Сначала занимался музыкой с мамой, а потом поступил в Парижскую консерваторию (за две недели до того, как ему исполнилось 10). Там он проявил свои композиторские и музыкальные навыки, за что удостоился высокой оценки со стороны Ференца Листа: « Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек — я. Но оказывается, нас двое!»
В 1857 году он получил римскую премию на конкурсе Жака Оффенбаха за оперетту «Доктор Миракль». (Римская премия - награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 года). В том же году он представил оперу «Кловис и Клотильда», благодаря чему он смог прожить в Риме три года.
В 1874-1875 годах Жорж Бизе работал над самым знаменитым своим произведением и одной из лучших опер. И название ей «Кармен».
Да вот только, к сожалению, публика и критики не оценили ее по достоинству. Вокруг нее разгорелся скандал и через три месяца после премьеры оперы, Жорж скончался из-за сильного стресса. И только после смерти «Кармен» получила достойного к себе внимания.
Действие начинается на площади в Севилье, где взгляд наш сразу приковывает охрана на сторожевом посту. Но вот, сменяется охрана, и мы видим одного из главных героев – Хосе, что обсуждает работниц фабрики. Но наступает обеденное время, и перед нами предстает Кармен. Она ведет себя развязно и кидает цветок Хосе. Но приходит Микаэла, и завязывается ссора между двумя девушками, в результате которой Кармен ранила Микаэлу, и чтобы ту не взяли под стражу, она признается в любви Хосе. И в итоге арестовывают самого мужчину.
Через два месяца мы наблюдаем сцену в таверне заигрывание друга Хосе – капитана Цунигу по отношению к Кармен. Но появляется Хосе, а Кармен, как и обещала, танцует танец для него, не обращая внимания на ухаживания уже третьего ухажёра тореадора Эскамильо. Между мужчинами завязывается конфликт.
Хосе уходит со службы, лишь бы быть рядом с Кармен. Зарабатывая теперь контрабандой. Но девушка теряет к нему всю свою любовь и между этими двумя людьми теперь напряженные отношения. Хосе оставили охранять товар, но вот только стоит ему увидеть Эскамильо, что пытается найти цыганку, слышится выстрел. Она прибегает и успевает разнять мужчин, но между ней и Хосе вспыхивает ссора.
Позже они встречаются на родео быков, где Хосе просит Кармен вновь вступить с ним в отношения, но услышав отказ…он убивает ее.
3) Оперетта
(Уменьшительное от слова Opera) Оперетта – жанр музыкального театра, представляет собой сценическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия, хореографии и музыки. Оперетта произошло от итальянского «opera» и буквально означает маленькая опера. Название говорит за себя. Ее та же часто называют комической оперой. Корни ее уходят еще в средние века, когда странствующие артисты исполняли комические номера. Далее в 18 веке в Италии зародилось такое понятие как Опера-Буффа, и уже далее во Франции появилось такое понятие, как Водевиль. (жанр драм. театра.) и вот в 1855 году появляется Оперетта. Одним из первых композиторов-основателей данного жанра является Жак Оффенбах. Он написал более сотни оперетт. И после этого данное направление приобрело свою популярность, особенно среди парижан. Вторым же мастером по написанию Оперетт стал Штраус. (написанная им Оперетта «Летучая мышь») ее часто сравнивают с английской балладой, австро-немецкой зингшпиль, испанской тонадильей и сарсуэлой. Но несмотря на эту схожесть с другими жанрами, различия все равно есть. В отличии от мюзикла, например, в оперетте классический состав оркестра, без участия каких-либо электронных музыкальных инструментов. У нее так же нет такой же сильной собственной драматургии. Как у других произведений различных жанров.
Оперетты так же бывают: пародийные, пародийно-сатирические, лирико-романтические, героико-романтические и абсолютно никакой драмы, в отличие от мюзикла и той же самой оперы.
Рассказать я хочу об уже ранее несколько раз упомянутом Жаке Оффенбахе. Родился он 1819 году в городе Кёльне, что был частью королевства Пруссии. Свое первоначальное музыкальное образование он получил у отца(скрипача), а позже в шесть лет начал учиться играть на скрипке, а в 9 на виолончели. Якоб, он же Жак, вместе со своим старшим Братом Юлиусом и сестрой составляли трио музыкантов. Втроем они ходили по городу и играли на улицах.
Такая одаренность сыновей побудила отца в следствии поехать с ними в Париж, чтобы дать им образование, а вследствие этого они смогли бы построить свою карьеру. Благодаря щедрой поддержки со стороны местных музыкантов, в 1833 году они отправляются в путешествие по Франции.
В Париже Жак учился в Парижской консерватории (1833-1834 из-за проблем с финансами) у Луиджи Керубини. Хотя консерватория и запрещала прием иностранцев, Керубини, прослушав игру Жака, пошёл на нарушение устава.
Сначала он планировал сочинять серьезную музыку (а именно оперы) но после, когда театры все время отвергали предложения неизвестного композитора, он вместе с Фридрихом Фон Флотовым организует дуэт. Таким образом, он получает известность, и в 1839 году он впервые ставит первую водевиль.
В 1844 году женится и в 1847 году получает место дирижера в театре Франсе.
В 1855 году появляется жанр оперетты. Оффенбах открывает театр Буфф-Паризьен и ставит там несколько оперетт, которые пользуется успехом у парижан, и вскоре эти композиции они напевают с радостью!
И уже в 1858 году снимаются все ограничения, и теперь позволено ставить уже не только одноактные пьесы с 4-мя персонажами.
Одна из его популярнейших оперетт – «Прекрасная Елена».
В поисках нового сюжета для оперетты Оффенбах в начале 1864 года обратился к «Илиаде» Гомера и первоначально должна была называться «Взятие Трои».
Жизнь в Спарте течёт, как и повсюду в Древней Греции. Женщины под руководством Калхаса, жреца Юпитера, поддерживают традиционные духовные ценности, молодёжь в лице царевича Ореста бунтует против традиций.
Из Трои прибывает царевич Парис. Он только что рассудил трёх богинь и вручил яблоко раздора Венере, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин — Елены, супруги царя Менелая, дочери Леды и Юпитера. В Спарте Парису предстоит завоевать царицу. На первом этапе своего хитроумного плана он знакомится с греческими царями и побеждает их в соревновании силой интеллекта. Юпитер устами Калхаса велит Менелаю совершить путешествие на Крит.
Вместо того чтобы хранить вверенную им честь супруги Менелая, во время его отсутствия, греческие цари предаются развлечениям. Парис пользуется этим и переходит ко второму этапу плана по похищению Елены: он завоёвывает любовь самой царицы. Внезапно возвратившемуся Менелаю приходится позаботиться о своей супружеской чести — Парис изгоняется из Спарты.
Тщетно пытаясь восстановить душевное равновесие, греки предаются развлечениям. Оскорбленная изгнанием Париса Венера обратила свой гнев на весь греческий народ, который изнывает в невыносимых мучениях. Вместе с народом страдают его цари. Есть только один способ умилостивить богиню: увезти Елену из Греции и принести щедрую жертву Венере. Эту миссию берется выполнить Парис, который переходит к третьему — заключительному этапу плана по похищению царицы. Парис увозит Елену. Народ славит героев...
4) Мюзикл (musical comedy- музыкальная комедия) Мюзикл – один из самых сложных жанров, который вместил в себя несколько направлений. Исходной точкой этого жанра считают постановку, прошедшую в 1866 году в Нью-Йорке «black Crook» - в ней переплетается драм балет и мелодрама. Поставлен он был в театре Нью-Йоркской улицы «broad way». (Мюзиклы, поставленные в театрах, что на ней находятся, считаются самыми зрелищными). Сам же Мюзикл произошел от оперетты. Во время войн в 19-20 веке, композиторы Оперетт начали переезжать в Америку (США), но так как там уже существовала своя традиция музыкальной комедии, произошло некое слияние этих 2х жанров, итогом стало появление мюзикла. И вот в 1920-1930 годах, после прихода новых композиторов (Джорджа Гершвина и Кола Портера), мюзикл приобрел американскую окраску. Именно в это время он окончательно сформировался, однако признан был лишь в 1940х годах. Но он сочетал в себе не только оперетту, но и Оперу, Бурлеск и водевиль. (Бурлеск-театральный номер с элементами эротического танца). Он очень легок для восприятия зрителей. В нем нет строгих ограничений. Он может быть как драматическим и лирическим, так и комическим. Используются в основном электронные музыкальные инструменты, но конечно иногда и классические джазовые инструменты. Я хочу рассказать вам про два мюзикла: «Призрак оперы» и «Lalaland».
Автором мюзикла «Призрак Оперы» считают Эндрю Ллойда Уэббера. Родился он в 1948 в Великобритании в Лондоне. Семья его очень музыкальная, отец – органист, мать – пианистка, брат – виолончелист. Он добился огромных успехов на площади музыкального театра, создав 13 мюзиклов, многие из которых даже сейчас идут на Бродвее! А также 2 темы к кинофильмам и один реквием. (многочастное сочинение для хора).
Первый успех пришел к нему, когда Уэбберу было 19 лет. Он и Тим Райс написали мюзикл для школьной постановки «Иосиф и его удивительный волшебный плащ снов». Позже с Тимом они так же написали два мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда» и «Эвита». Но после творческие пути композиторов разошлись.
22 марта 1984 года — в день своего рождения и в день премьеры своего же нового мюзикла под названием «Звездный Экспресс», Уэббер женился на оперной певице Саре Брайтман, которая исполнила главную партию в его новом мюзикле — Призрак оперы. У обоих это был повторный брак, причём у Уэббера в предыдущем браке родилось двое детей.
Произведение «Призрак Оперы» начинается с аукциона. Одной из продававшихся на нем вещей была люстра, прямиком из дома Оперы, в котором и разворачивается основное действие.
Все начинается с представления в зале, на котором Кристин-главная героиня этого мюзикла, дебютирует, и день этот стал днем ее триумфа. У нее был талант в пении, и тот, кто его обнаружил, стал ее, уже покойный отец.
В конце выступления она теряет сознание и ее унесли в артистическую комнату.
И в это же время находят труп в подвале здания. Главный работник сцены – Жозеф Бюке. Его нашли повешенным. Казалось бы, самоубийство, но все те, кто работают в театре, с уверенностью сказали, что это преступление совершил призрак. Ему каждый месяц директора выплачивают пособие и 5ое ложе для него всегда свободно.
Своим Триумфом Кристин обязана именно призраку, которого она считает ангелом, а на деле он лишь человек со своей грустной и печальной историей. Он уродлив внешне и именно потому он выживает в здании Оперы. Кристин же он очень любит и питает к ней сильные чувства. Благодаря своему обману он овладел разумом Кристин.
И вот в один из дней на представление приходит Рауль. Знакомы они с Кристин еще самого детства. Но они оба любят друг друга и Кристин, рассказав ему все об отношениях ее с призраком, решает сбежать вместе с парнем.
Однако призрак крадет девушку, и Рауль идет на ее поиски. Между ним и Призраком завязывается драка, но после Рауль даже пытается помочь Эрику(призраку). Но все что нужно, чтобы прекратилось насилие со стороны «ангела», - это согласие Кристин на то, чтобы выйти за него замуж. Но по итогу. Эрик ее отпускает, и Кристин вместе с Раулем уезжают в другой город.
Через несколько лет, находят скелет в одном из подвалов. То был Скелет Эрика.
Однако сейчас среди молодежи популярны такие мюзиклы как «Be more chill» и «Heathers». Так же очень сильной популярностью пользовался совсем недавно кино-мюзикл Lalaland.
И в пример я возьму именно Heathers. Описывается в нем обычная жизнь девушки, что обучается в старшей школе. Ничем непримечательная, до того момента, как она знакомится с компанией самых классных девушек ее школы, они же Heathers.
Все, казалось бы, могло идти хорошо, если бы не появление Джейсона Дина как одновременно главного героя, так и в последствии главного антагониста. У Вероники Сойер (она же главная героиня) завязывается роман с этим пылким парнем, что в первый же день в школе поставил на место хулиганов. Но кто мог ожидать, что потом, как бы в помощь Веронике, он решает убить главную Heather. А потом и главных хулиганов. А школа, ученики, и сами учителя, полицейские, вовсе не замечают того, что все это – убийства, замаскированные под самоубийство.
Чтобы предотвратить это, Вероника Сойер подстраивает и свое повешение, и когда Джейсон узнает о ее «смерти», решает взорвать всю школу.
Вероника поет вместе с ним их последний дуэт, который появлялся в течение всего произведения после начала их отношений. «Our love is god».
Изначально это кино-мюзикл, который уже после стали ставить на сцене.
Вывод:
Рассмотрев и изучив некоторые материалы по поводу всех этих направлений, я могу сделать вывод о том, что к сожалению, Опера сейчас не получает сильного развития, в большей части из-за появления новых направлений, таких как мюзикл. Однако в 20м веке особое развитие получила советская киноиндустрия, таким образом, было снято множество фильмов-опер (к Примеру «Евгений Онегин», «Богема», «Травиата»). То же самое касается и оперетт («Летучая мышь», «Сильва», «Вольный ветер»).
Если взять развитие оперы, как жанра в целом, то итогом всего ее существования стало появления самой оперетты. А вследствие и мюзикла.
Что касается Балета. Несмотря на все свои жесткие рамки, если сравнивать то, что мы имеем сейчас с тем, что было во время Ренессанса, я могу с уверенностью сказать, что он стал куда богаче.
И именно благодаря балету появился Танец Модерн. Появился он в 19-20м веке как направление современной зарубежной хореографии в США и Германии. Существует он для обозначения сценической хореографии, что отвергает традиционные балетные формы. Основной принцип: отказ от канонов.
Но самое большое распространение сейчас получил Мюзикл. И именно потому, что он является самым свободным и самым новым. Он – самый сложный, но в это же время и самый захватывающий благодаря почти полному отсутствию рамок, которые могут сковывать этот жанр. Разные сценарии, которые могут включать в себя раскрытие абсолютно различных тем; использование как новых электронных инструментов, спец. эффектов.
И именно потому, что мюзикл сейчас развивается стремительнее всех остальных жанров – я решила рассмотреть два произведения.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
За чашкой чая
Стеклянный Человечек