презентация на школьный конкурс "История русской духовной музыки"
Вложение | Размер |
---|---|
prez_-_tserkovnoe_iskusstvo_rusi_na_sayt_dlya_attestatsii_szhatyy.ppt | 2.31 МБ |
Слайд 1
История русской духовной музыкиСлайд 2
Христианство на Руси было провозглашено Великим Киевским князем Владимиром (Красно Солнышко). По примеру своей бабушки – княгини Ольги он объявил на Руси веру в единого Бога – Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра. Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав Византии, потрясла их.
Слайд 3
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
Слайд 5
К церковному искусству относится всё, что связано с богослужением: храмы, иконы, церковная утварь, церковная музыка.
Слайд 27
После Крещения Руси для исполнения церковной музыки были привезены певчие из Византии. Они же начали готовить русских певчих. Для русских певчих византийская музыкальная культура была инородной, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной» породил уникальное явление в русской духовной музыке – знаменный распев .
Слайд 28
в церкви пели только мужчины; пение было одноголосным, унисонным; все голоса сливались и тембры нивелировались; пение не сопровождалось музыкой – a capella .
Слайд 29
Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времён принятия христианства до конца 17 века. Запись музыки велась с помощью специальных знаков (по-русски «знамя», «крюк» ). Отсюда и название – знаменный распев, знаменная нотация. Видеть за знаком молитву мог только посвящённый , поэтому множество таких записей, хотя и сохранились до нашего времени, не могут быть расшифрованы
Слайд 31
Древнерусское церковное пение, как и иконопись, чаще всего было анонимно, но всё же из письменных источников стали известны имена выдающихся мастеров знаменного распева 16 – 17 вв. Среди них: новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Фёдор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Иоанна Грозного.
Слайд 32
К 16 веку в церковной культуре усиливаются идеи Троицы. В музыке это выражается в постепенном отходе от одноголосного унисонного пения и появлении трёхголосия. Оно не имеет ничего общего с аккордовым многоголосием, поэтому получило название «строчное трёхголосие» : три голоса – три строки, главный голос (путь) – средняя строка, крайние (верхники и нижники) – сопровождающие. Строчное трёхголосие проявляется в знаменитой иконе «Церковь воинствующая» – три людских потока.
Слайд 34
17 век стал веком перемен в русской духовной музыке: появляются авторские и местные распевы (Киевский, Смоленский, Кирилловский); русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. В результате появляется новое многоголосное пение, отличающееся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, получившее название партесное (от partes – голоса), главным становится верхний голос, а количество голосов от 3-х до 48(!) .
Слайд 35
Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и многочисленных духовных концертов. Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.
Слайд 37
Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре. Сочинён Березовским в возрасте 16-18 лет (!). Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета». Вот его современный перевод: Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
Всему свой срок
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем акварельное мороженое
Юрий Визбор. Милая моя