Проект по музыке:
«Фортепиано - лучший музыкальный инструмент»
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по музыке: «Фортепиано - лучший музыкальный инструмент» | 38.6 КБ |
«Фортепиано - лучший музыкальный инструмент» | 1.47 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Проект по музыке:
«Фортепиано - лучший музыкальный инструмент»
Подготовила:
Шлейникова Татьяна
ученица 8 «Д»
Руководитель:
Гареева Алина Ирековна.
г. Нижневартовск, 2019
Объектная область исследования: музыка
Предмет исследования: фортепиано
Цель исследования: выяснить, почему фортепиано считают самым популярным инструментом.
Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально оно используется.
Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нём обязательно для музыкантов всех специальностей.
Скоро фортепиано исполниться 300 лет и в связи с этим у меня возникли вопрос:
Гипотеза. А что если фортепиано устарело, стало не нужным? Так как в современном мире существует много электромузыкальных клавишных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят фортепиано по некоторым качествам?
Задачи:
1. Узнать, что было до фортепиано
2. Почему, где и когда оно появилось
3. Выявить преимущества фортепиано
4. Провести анкетирование среди детей с целью ответа на вопрос: «Считают ли дети фортепиано самым популярным музыкальным инструментом и почему?»
История создания.
Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.
Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами – ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. Полихорды конструировались по-разному, и играли на них различными способами.
Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но был гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик ударял струну. В тоже время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Струны у клавикорда располагались перпендикулярно как у современного пианино. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу (в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн). Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.
Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов.
Другой клавишный инструмент – клавесин - скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.
Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает современный рояль. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной или прямоугольной. Инструмент был очень популярен во время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Хотя поначалу свои концерты клавесин мог давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. Голос у клавесина был чуть суховатый, «стеклянный». Однако это был хороший многозвучный инструмент, на котором, ловко перебирая клавиши можно было играть легкую музыку, подвижные пьесы, и аккомпанемент, сопровождающий пение. Короткие звуки клавесина и плавные тянущиеся звуки голоса, виолы или скрипки хорошо дополняли друг друга. Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином – левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.
На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.
Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.
Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.
А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г).
Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.
Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им все больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. И к концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.
Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. В ΧΙΧ веке фортепиано развивалось очень интенсивно: постоянно совершенствовался механизм фортепиано, изменялось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все три струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.
На протяжении и веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло (рисунок), и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.
Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тем местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.
В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано.
Некоторые синтезаторы запоминают мелодию. Она программируется, причём трудные для исполнения места можно закладывать в синтезатор в замедленном темпе, а потом они будут виртуозно воспроизведены. Даже обладая способностью как угодно формировать тембр, электромузыкальные инструменты не могут точно воссоздавать звучание ни одного классического инструмента. Синтезатор может звучать очень похоже на кларнет, фагот, скрипку, клавесин, фортепиано и другие, но повторить их не может.
Преимущества инструмента.
А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано: в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. При нажатии на клавишу, прикрепленный к ней молоточек приходит в движение – ударяет по струне. Одновременно от нее отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу, как глушитель возвращается на свое место (то есть опускается на струны), и звук мгновенно гаснет.
Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым, то есть, как говорят музыканты, поменять ″окраску″. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.
Анализ результатов исследования.
Принимали участие дети 8-10 лет в количестве 20 человек.
Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты.
Ответы на вопросы
8 человек ответили «да»,
6 человек ответили - «не всегда»,
4 человека – «часто»,
2 человека – «нет».
6 человек затруднились дать ответ ,
8 человек назвали Дениса Мацуева,
3 человека – Сергея Рахманинова,
3 человека ответили Моцарта и Чайковского.
6 человек ответили – «крышкой»,
5 человек – «формой»
5 человек – «размер»,
3 человека – «звуком»
1 человек – затруднился ответить.
10 человек ответили «Форте» – громко, «пиано» - тихо,
2 человека – «пианино»,
5 человек – «музыкальный инструмент»,
1 человек – «Чёрное и белое»,
2 человека затруднились с ответом.
12 человек ответили «да»,
6 человек – «нет»,
2 человека затруднились ответить.
В результате анализа анкет приходим к выводу, что не все дети имеют элементарные сведения о фортепиано, ошибочно «принимают» Моцарта и Чайковского за пианистов, но есть и положительные стороны анкетирования, которое позволило нам убедиться в 100% популярности фортепиано среди наших друзей.
Вывод:
За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты: Бетховен, Шопен, Шуберт, Рахманинов, Скрябин и другие. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано раскрывали его огромный потенциал. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.
Значит ли это, что фортепиано устарело?
Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Ему не более трёхсот лет. Он оказывает на общество большее воздействие, чем любой другой инструмент. Уверены, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась.
И подтверждение этому мы находим в количестве людей стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, любимый музыкальный инструмент. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности.
Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концертах, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садиться за рояль и зал замирает. На глазах у всех совершается великое таинство – рождается музыка…
Так и живет с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.
В процессе исследования, мы многому научились: искать нужную информацию в интернет (научились оформлять текстовый документ, ссылки), работать в нотном редакторе, с предметным указателем, словарями и другой литературой. Мы многое узнали из истории инструмента, игре на котором обучаемся 3 года. Мы поняли, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения.
Слайд 1
Проект: «Фортепиано - лучший музыкальный инструмент» Подготовила: Шлейникова Татьяна 8 «Д» Руководитель: Гареева Алина Ирековна .Слайд 2
Все инструменты хороши по-своему. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу. Фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться в музыке.
Слайд 3
Объектная область исследования: Музыка Предмет исследования: фортепиано Цель исследования: выяснить, почему фортепиано считают самым популярным инструментом.
Слайд 4
Гипотеза . А что если фортепиано устарело, стало не нужным? Так как в современном мире существует много электромузыкальных клавишных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят фортепиано по некоторым качествам?
Слайд 5
Задачи: Узнать что было до фортепиано. Почему, где и когда оно появилось. Выявить преимущества и недостатки фортепиано. Провести анкетирование среди детей с целью ответа на вопрос: «Считают ли фортепиано самым популярным музыкальным инструментом и почему?»
Слайд 6
История создания. Самым ранним предком фортепиано считается монохорд, который изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. Позднее появились полихорды – « многоструны ».
Слайд 7
Примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам появились клавикорды. Звук клавикорда был нежным и певучим, но большей громкости звучания так и не удалось добиться. Играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов.
Слайд 8
Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда , струны клавесина были разной длины и распложены параллельно, как у современного рояля. Клавесин включали в различные ансамбли и даже в оркестр. Звук клавесина был сильнее, чем у клавикорда , но не так выразителен и красив.
Слайд 9
В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано, что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо. В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор.
Слайд 10
Преимущества инструмента. На клавиатуре фортепиано семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и мягким. При нажатии правой педали звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.
Слайд 11
Анализ результатов исследования . Принимали участие дети 9 -11 лет в количестве 20 человек. Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты. Любите ли вы слушать фортепианную музыку? Назовите известных вам пианистов. Чем отличается рояль от пианино? Что означает слово «фортепиано» Считаете ли вы пианино современным и самым популярным музыкальным инструментом ?
Слайд 12
Ответы на вопросы На первый вопрос : 8 человек ответили «да», 6 человек ответили - «не всегда», 4 человека – «часто», 2 человека – «нет». На второй вопрос : 6 человек затруднились дать ответ , 8 человек назвали Дениса Мацуева , 3 человека – Сергея Рахманинова, 3 человека ответили Моцарта и Чайковского. На третий вопрос : 6 человек ответили – «крышкой», 5 человек – «формой» 5 человек – «размер», 3 человека – «звуком» 1 человек – затруднился ответить.
Слайд 13
На четвёртый вопрос : 10 человек ответили «Форте» – громко, «пиано» - тихо, 2 человека – «пианино», 5 человек – «музыкальный инструмент», 1 человек – «Чёрное и белое», 2 человека затруднились с ответом. На пятый вопрос : 12 человек ответили «да», 6 человек – «нет», 2 человека затруднились ответить.
Слайд 14
В результате анкетирования приходим к выводу что не все имеют элементарные сведения о фортепиано, но есть и положительные стороны опроса, которое позволили нам убедиться в 100 % популярности фортепиано среди наших друзей.
Слайд 15
Вывод: За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.
Слайд 16
Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Он оказывает на общество большое воздействие, чем любой другой инструмент. Уверены, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась. И подтверждение этому мы находим в количестве в люде стремящихся научиться играть на фортепиано. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок оттенков, любимый музыкальный инструмент.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Мать-и-мачеха
Позвольте, я вам помогу
Горячо - холодно
Юрий Визбор. Милая моя
Есть ли лёд на других планетах?