Актуальность исследуемой темы предполагает необходимость найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления в учебно-педагогическом процессе. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это музыка. В современной психологии существует отдельное направление - музыкальная терапия.
Вложение | Размер |
---|---|
Динамические переменки | 88 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Тихвина Ленинградской области
Научно-практический проект
Динамические танцевальные переменки
для участников учебного процесса в МОУ «СОШ №6»
как способ снятия напряжения
Выполнила:
Иванова Александра,
ученица 11 класса
Научный руководитель:
Разумовская Ирина Николаевна.
учитель музыки
Тихвин
2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Заключение………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………………...14
Приложение.
Введение
Актуальность. Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Интенсивные перегрузки, эмоциональное напряжение не только снижают работоспособность и мотивацию к учебной деятельности, но и являются источниками физиологических заболеваний. На школьные нагрузки накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других цифровых устройств, что приводит к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств. По данным Российской академии медицинских наук, за последние годы их количество увеличилось в два раза.
Важным фактором учебной деятельности является возрастные особенности психики школьника. Современный темп жизни влияет и на формирование индивидуального темпа ребенка. За последние годы наблюдается рост гиперактивности детей. Накопленная энергия, которая по различным факторам не может найти своего применения, негативно влияет на обучение детей: снижается концентрация внимания, теряется контроль над адекватным восприятием действительности, повышение агрессии, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости, увеличению конфликтных ситуаций и травматичности школьников.
Практическая значимость исследования. Актуальность исследуемой темы предполагает необходимость найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления в учебно-педагогическом процессе. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это музыка. В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Согласно научной концепции российской музыкотерапевтической школы, при воздействии музыки происходит влияние акустических волн на психо-эмоциональную, духовную сферу человека, на тело и внутренние органы. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов в соответствии с биологическими часами способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию.
Еще одним важным фактором педагогической деятельности является возрастные особенности психики школьника. Интенсивный современный темп жизни влияет и на формирование индивидуального темпа ребенка. За последние годы наблюдается рост гиперактивности детей. Накопленная энергия, которая по различным факторам не может найти своего применения, негативно влияет на обучение детей: снижается концентрация внимания, теряется контроль над адекватным восприятием действительности, повышение агрессии, что в свою очередь приводит к снижению успеваемости, увеличению конфликтных ситуаций и травматичности школьников.
Новизна исследования: проведенные исследования влияния музыки на организм человека были проведены в закрытых помещениях (зал библиотеки, тренажерный зал, кабинет врача, палата больницы, школьный кабинет и т.д.). Закрытое помещение само по себе носит психологически сдерживающий фактор, организует настрой и направленность восприятия. Исследование, которое предложено нами, носит массовый характер, т.е. предполагает охват всей школы.
Цель исследования: изучить влияние музыки на работоспособность и активность учеников школы № 6 г. Тихвина и разработать рекомендации для эффективного применения музыкотерапии в педагогической деятельности.
Задачи исследования:
Направления эксперимента:
Объект исследования: учащиеся школы № 6 г. Тихвина, частный объект – ученики 6 «А» класса школы № 6.
Предмет исследования: влияние музыки на работоспособность и активность учащихся школы.
Методы исследования: Эксперимент, наблюдение, анкетирование, социологический опрос, методика САН.
Негативные тенденции в состоянии здоровья нации приобрели устойчивый характер. В настоящее время изучение стресса стало актуально в медицине труда, педагогике, психологии и др., т.е. проблема приобрела междисциплинарный характер. Интенсивность и напряженность современной жизни приводят к состоянию длительного стресса и увеличение риска «болезней адаптации», требуют активации механизмов приспособления.
От состояния здоровья педагога и учащегося зависит успешность учебно-воспитательного процесса. В условиях современной образовательной системы ее участники испытывают стресс различной степени интенсивности. Изучение стрессоустойчивости является одной из актуальных научно-практических задач.
По данным статистики аффективные расстройства наблюдаются у 46% учащихся, тревога - у 66% учащихся, астения – у 86% учащихся, депрессия - у 26,5% учащихся.
Основные признаки стресса среди школьников:
психологические признаки стресса, такие как тревожность в 55% случаях, раздражительность в 75% случаях, сниженный фон настроения в 45% случаях, нарушение концентрации внимания в 60% случаях;
физиологические признаки стресса: на первом приоритетном месте повышенная утомляемость в 70% случаях, боль (головная и в области шеи) в 70% случаях, эпизоды учащения сердцебиения в 60% случаях;
поведенческие признаки стресса: частое употребление седативных препаратов в 30% случаях, неусидчивость в 50% случаях, откладывание выполнения задания в 60% случаях, хронические опоздания в 40% случаях.
Основные стрессоры: необходимость ускоренной обработки информации - работа в условиях дефицита времени – 74,6% учащихся; отсутствие цели в жизни – 65% учащихся; нарушение физиологических процессов в организме при различных заболеваниях – 49,2% учащихся. Из личностных качеств, усугубляющих стресс, учащиеся выделили – страх неудовлетворительной оценки (71,4 %); страх публичных выступлений, открытых мероприятий (49,2 %); низкая или завышенная самооценка (42,8%). Конфликтные отношения (с коллегами, детьми, родителями, администрацией) отмечали 93,6% учащихся.
Полученные результаты свидетельствуют, что стресс при сложившейся системе образования связан, прежде всего, с повышением нагрузки и отсутствием свободного времени для отдыха, с различного рода конфликтами (с коллегами, детьми, родителями, администрацией).
Возникновение стресса связано с высоким эмоциональным, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения педагог-ученик, с одноклассниками, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками. Состояние напряжения создает барьеры в учебной деятельности и способствует формированию девиантного поведения у учащихся[1].
Физиологический механизм влияние музыки основан на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы.
Специалисты по неврологии считают, что физиологические аспекты воздействия музыки основаны на восприимчивости ЦНС (центральной нервной системы) к акустическим воздействиям. А именно, к импульсам, направляемым звуковой волной необходимой частоты. Звуковая волна вызывает ответную реакцию со стороны ЦНС в виде выработки биологически активных веществ, которые регулируют работу внутренних органов и систем организма.
Действие музыки можно объяснить физически, с помощью звукового резонанса. Резонанс (от лат. resono — откликаюсь) явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. Причина резонанса— совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. Резонанс — явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. Амплитуда механических колебаний достигается наибольшего значения в том случае. Если частота вынуждающей силы совпадает с собственной частотой колебания системы. Таким образом, эффективность музыкотерапии достигается с помощью относительного совпадения внешнего раздражителя (звука, темпа, частоты) с внутренним состоянием системы (организма).
Психологическое влияние музыки на свойства и состояния психики человека.
В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В. И. выделяет общие закономерности музыкального характера, как правило, формируются следующим образом:
Исследования. Эксперементальными методами было доказано, что совпадение внешнего ритма (музыкального) с биологическим ритмом организма музыка благоприятно влияет на психофизиологическое состояние организма. Дисонанс (несовпадение) влияет негативно. Если ритм организма выше (активнее) внешнего раздражителя (ритма музыки), то звук либо не воспринимается (не замечается), либо носит разрушительный характер: резкий спад настроения, работоспособности, мотивации, эмоциональное состояние доходит до апатии, уныния. Если ритм организма ниже (медленнее) внешнего раздражителя, то это приводит к увеличению агрессивности, раздражительности и напряжению.
Музыка и биологические часы.
Часы | Влияние на организм | Темп | Примечание |
6-9 часов | выработка надпочечниками гормона "пробуждения" - кортизола. | нейтральный | Возможна стимуляция |
9-11 часов | высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память: бессознательно запоминается эмоциональное состояние в этот период. | активный | |
11 часов | Все силы организма - в высшей фазе. Сердце готово выдержать любые нагрузки. | активный | Необходимость снятия напряжения |
12 – 14 часов | Спад энергии. Необходимо уменьшить физические нагрузки | медленный | |
14 часов | Максимально низкая точка суточной активности организма | медленный | Реакции замедляются |
15 часов | Органы чувств обострены, начинается подъем энергии | нейтральный | |
16-18 часов | Производительность высока. | активный | |
18- 19 часов | Потребность в движении | активный | Необходимость снятия напряжения |
После 19 ч | Снижение активности организма | медленный |
Активные способы музыкотерапии. Влияние танца на активность организма. Темпо-ритм создает свое особое поле влияния на психо-телесные реакции человека. Самой распространенной реакцией человека в поле темпо-ритмической музыкальной структуры является танец. Излишняя энергия мешает четкому и логичному мышлению, поэтому танец наиболее подходящий варианта экспрессии (эмоция «на выходе»). Эмоциональный импульс обретает возможность энергетического выплеска вовне посредствам движений. При этом излишняя эмоциональность, скопившаяся энергия получает позитивный окрас.
В ходе экспериментов, которые были проведены в группах добровольцев (30 – 120 чел.), было сделано открытие, что монофоническое звучание барабана (басов), в виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно-двигательный аспект реакции человека (заставить танцевать тело, когда темп достигает или превышает скорость биения сердца (130-140 ударов в минуту).
Танец благоприятно влияет не только на психо-эмоциональное состояние человека, кроме того, он улучшает общее физиологическое состояние, улучшает работу сердца и легких, увеличивает тонус мышц, придает телу гибкость и ловкость.
Эксперимент проводился по двум направлениям: общее – влияние музыки на работоспособность учеников на всей школе, частное – влияние активных способов музыкотерапии (танца) на активность учащихся. Для частного эксперимента был выбран – 6 «А» класс.
Целесообразность проведения эксперимента была обоснована результатом социологического опроса среди учеников школы, который выявил: 65.3% - приходят в школу в плохом настроении или хотят спать; 17.8% - без настроения или не могут определиться; 16.9% - в бодром настроении. На момент опроса (3 и 4 перемена) ученики оценили свое самочувствие и активность как желание подвигаться – 42.3%; желание отдохнуть – 37.8%; не определились – 19.9%.
77.3% из опрошенных ответили, что хотели бы, чтобы в школе играла музыка перед уроками по школьному радио. 69.5% - хотели бы поучаствовать в танцевальной динамической переменке.
С целью повышения настроения, а как следствие работоспособности учеников было предложено прослушивать музыкальные композиции по средствам школьного радио перед началом занятий в течение 30 минут. На протяжении недели были представлены для прослушивания 5 музыкальных подборок, различающихся по своему темпу. Проведенные опросы помогли сформировать наиболее эффективные музыкальные композиции. Выяснилось, что музыку необходимо подбирать нейтрального ритма (сочетание в подборке ритмичных и спокойных композиций). Кроме того, в зависимости дня недели различается и само восприятие музыки. Понедельник и пятница – необходимы более спокойные композиции, среда – более быстрые. Проведенный опрос после первой недели эксперимента подтвердил необходимость и целесообразность проведения проекта. Опрос среди учителей показал: 57.1 % считают, что музыка положительно влияет на работоспособность учеников. По мнению педагогов работоспособность организма повышает нейтральная музыка (сочетание в подборке быстрых и спокойных мелодий) – 60.7%; активная (бодрая) – 28.57%. Предпочли отсутствие музыки – 3.57%
Частным экспериментом было проведение динамической переменки после 4 урока, которая проводилась в форме танцев с учениками 6 «А» класса. Учениками 10 класса были подготовлены движения, которые показывались ребятам с целью повторения. Эксперимент показал, что детям необходимы эти перемены. Большинство опрошенных учеников отметили, что динамические переменки на них влияют положительно.
Эксперименты с подбором музыки для динамических переменок показали необходимость использование музыки с активным, быстрым ритмом и преобладанием басов. Только такая музыка позволяет в короткие сроки (10-15 минут) достигнуть максимального энергетического выплеска лишней энергии. 78.6 % опрошенных педагогов согласились, что для динамических переменок необходимо использовать ритмичную клубную музыку.
Предложенные нами рекомендации по результатам эксперимента:
Заключение
Результаты эксперимента подтвердили необходимость внедрения в учебную деятельность музыкотерапии. Результаты опросов и анализ динамики методики САН (самочувствие, активность, настроение) на 6 «А» классе подтвердили ее эффективность. У 37.3% испытуемых снизилась активность с 6.4 баллов до нормы в 5 – 5.5 баллов. У 73.2% испытуемых поднялось настроение и самочувствие. 85.7% опрошенных педагогов согласились, что целесообразно продолжение проекта.
С сентября 2012 г. по настоящее время ученики регулярно (2 раза в неделю) проводят такие переменки. Желающих поучаствовать в них с каждым разом становится больше. Инициативу проведения танцев начинают перехватывать и другие старшеклассники. Такие переменки вызывают множество разных эмоций. И это главное. Ведь основная идея таких мероприятий – выплеснуть накопившееся напряжение, негативные эмоции и зарядится позитивным настроем.
Список используемой литературы
[1] Е.М. Власова, С.И. Блудова, В.В. Шевчук. Оценка состояния психологического и физиологического здоровья учащихся и преподавателей как фактор эффективности учебного процесса // Научно-методический журнал «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – СПб, 2014, выпуск № 3, с. 87-92
[2] Петрушин В. И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 141-144.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Почта
Девочка-Снегурочка
Круговорот воды в пакете
Сказка "Морозко"