Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано по разнообразию возможностей, по тому, как универсально оно используется.
Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Умение играть на нём обязательно для музыкантов всех специальностей.
Мы считаем, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Волшебное фортепиано" | 1.51 МБ |
Работа "Волшебное фортепиано" | 69 КБ |
Рецензия на работу | 16.92 КБ |
Слайд 1
«Волшебное фортепиано»Слайд 2
Цель: снять учебный фильм, который рассказал бы ребятам историю фортепиано. Задачи: Изучить литературу по данной тематике в сети интернет. Составить сценарий фильма. Снять фильм, используя составленный сценарий Провести анкетирование среди 1-8 классов Показать учебный фильм ребятам 1-8 классов
Слайд 3
Объект исследования: фортепиано Предмет исследования: музыкальные возможности фортепиано
Слайд 4
Фортепиа́но или фортепья́но (от итал . forte — громко, piano — тихо) — струнный-ударно-клавишный музыкальный инструмент.
Слайд 5
История создания фортепиано Самым ранним предком фортепиано считается монохорд , который изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. Позднее появились полихорды – « многоструны ».
Слайд 6
История создания фортепиано Примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам появились клавикорды. Звук клавикорда был нежным и певучим, но большей громкости звучания так и не удалось добиться .
Слайд 7
История создания фортепиано Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда , струны клавесина были разной длины и распложены параллельно, как у современного рояля. Клавесин включали в различные ансамбли и даже в оркестр. Звук клавесина был сильнее, чем у клавикорда , но не так выразителен и красив.
Слайд 8
История создания фортепиано В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано , что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.
Слайд 9
История создания фортепиано В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Эти инструменты позволяли получать различные тембры, имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона.
Слайд 10
Фабрика была создана на базе фабрики «Спортинвентарь» как гармонно-лыжная (1955–59), баянная фабрика (1959–64), выпускающая баяны, гармони, футляры для них, лыжи для детей и взрослых и струны для пианино . Предприятие выпускало пианино «Октава», струны, товары народного потребления – всего около 70 видов продукции.
Слайд 11
Р оль фортепиано и музыки в жизни людей Фортепиано – универсальный инструмент: звучит в концертных залах, музыкальных школах, с экранов телевизоров. Музыка может потрясти, успокоить, заставить радоваться и горевать. М узыка дисциплинирует, обогащает, заставляет глубже чувствовать, помогает в работе .
Слайд 12
Анкетирование: 1.Что означает слово «фортепиано»? 2.Любите ли Вы слушать фортепианную музыку? 3. Умеете ли Вы играть на фортепиано? 5.Считаете ли Вы фортепиано самым популярным музыкальным инструментом ?
Слайд 13
Результаты анкетирования учащихся 1-8 классов.
Слайд 14
Выводы: Моя гипотеза подтвердилась . Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но ни один из них не может сравниться с фортепиано по разнообразию возможностей, по тому, как универсально оно используется. Умение играть на фортепиано обязательно для музыкантов всех специальностей. Я считаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»
Волшебное фортепиано
Сведения об авторе (авторах):
Дубский Никита Сергеевич
Христофоров Евгений Максимович
Данилов Роман Эдуардович
МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», 6 класс
Научный руководитель:
Пилюгина Мария Валерьевна,
учитель МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»
Новочебоксарск, 2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Из истории появления и развития фортепиано……………………..4
1.1. История фортепиано……………………………………………………..4
1.2. Производство фортепиано в Чувашии.………………………………7
Глава 2. Кино о фортепиано …………………………….8
2.1. Преимущества и недостатки инструмента………………………………..8
2.2. Роль фортепиано в современном мире…………………………………...9
2.3. Роль музыки в жизни людей………………………………………………9
2.4. Анкетирование среди учеников 1-8 классов и анализ результатов анкетирования………………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………….13
Приложение……………………………………………………………………..14
В современном мире звучит очень много стилей и направлений музыки: классическая, поп, джаз, рок и т.д.. Но неизменно популярным остается музыка, исполняемая на фортепиано. Этот инструмент стоит в нашем классе, и нет ни одного ребенка в школе, который бы ни хотел во время перемены что-нибудь съиграть на нем. Но, когда мы начали обсуждать эту тему, оказалось, что наши одноклассники практически ничего не знают об этом музыкальном инструменте. Поэтому мы задались целью снять учебный фильм, который рассказал бы ребятам историю фортепиано.Для этого мы поставили следующие задачи:
- Объект исследования: фортепиано.
Предмет исследования: музыкальные возможности фортепиано.
Я подумал, как и где мне найти нужную информацию?
1. Посмотреть в энциклопедиях, справочниках.
2. Поискать литературу в Интернете.
3. Спросить у преподавателя по музыке
Методы исследования:
Изучение литературы, беседа, анкетирование, интервью, анализ полученных данных, обобщение.
.
Глава 1. Из истории появления и развития фортепиано
Прежде всего разберемся что такое фортепиано. Фортепиа́но или фортепья́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный-ударно-клавишный музыкальный инструмент.
У каждого инструмента есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее не только интересно, но и полезно. Мы расскажем вам историю появления удивительного инструмента – фортепиано.
Самым ранним предком фортепиано считается монохорд, который изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.
Позже находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами – ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. Играли на них различными способами: зацепляли струны пальцами, как на арфе; били по струнам палочками, как на цимбалах; играли специальными пластиночками, как на мандолине.
Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда и назвали инструмент клавикордом. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано, но были гораздо проще. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Но был у клавикорда и серьёзный недостаток: большей громкости так и не удалось добиться.
Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины и распложены параллельно, как у современного рояля. Клавесин включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.
Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. Его отделывали драгоценными сортами деревьев, слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.
На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке; инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.
В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.
Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.
В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Эти инструменты позволяли получать различные тембры, имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона. Синтезатор, вообще, имеет память. Музыкант задаёт синтезатору задачу: ритм, состав инструментов, темп, и инструмент будет сам вести ритмическое сопровождение, а музыканту остаётся лишь мелодия.
На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано:
горизонтальный – рояль (рис.1.) и вертикальный – пианино (рис.2).
Рояль стал концертным инструментом, он используется там, где нужна мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.
1.2. Производство фортепиано в Чувашии.
В ходе съемок нашего кино мы познакомились с Ильиной Верой Константиновной, которая сама изготавливала фортепиано.. Много лет она работала на фабрике музыкальных инструментов в городе Алатырь. Фабрика была создана на базе фабрики «Спортинвентарь» как гармонно-лыжная (1955–59), баянная фабрика (1959–64), выпускающая баяны, гармони, футляры для них, лыжи для детей и взрослых и струны для пианино. В 1965 построена фабрика «Пианино», выделенная из состава Алатырского деревообрабатывающего комбината, которая после объединения с баянной фабрикой стала называться Алатырская фабрика музыкальных инструментов. В 1968 предприятие разделено на А.ф.м.и. и Алатырскую лыжную фабрику. Предприятие выпускало пианино «Октава», струны, товары народного потребления – всего около 70 видов продукции. В начале 1990 предприятие стало арендным, а в 1992 зарегистрировано как Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Фирма «Альба»; в 1999 преобразовано в Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Фирма «Альба». Численность работающих составляла 1850 чел. В 2003 признана банкротом, в 2004 ликвидирована.
Глава 2. Музыкальные возможности фортепиано.
2.1. Преимущества и недостатки инструмента.
Преимущества инструмента. На клавиатуре фортепиано семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном.
Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.
Но есть у пианино и недостатки. Их два:
1. Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне. При исполнении певучей музыки любая ударность неприемлема, поэтому во время обучения игре на инструменте пианисту приходится много работать, чтобы добиться певучести в звучании.
2. Коснувшись клавиши, пианист уже больше не властен над звуком: он не может усилить его, ослабить, оставить постоянным. Он может прервать его, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен.
Выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что легко покрывают его недостатки
2.2. Роль фортепиано в современном мире.
Фортепиано занимает важное место не только в музыке, но и в жизни людей в современном мире. Теперь уже трудно представить себе классическое музыкальное богатство без фортепианных сонат Бетховена, например, или всей фортепианной музыки Шопена. Рядом с нами живёт фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой. Многие композиторы XIX-XX веков писали и пишут для фортепиано. Их привлекают его огромные, безграничные возможности. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может и как целый оркестр. Фортепиано можно увидеть в концертных залах, в музыкальных школах, на экранах телевизоров.
2.3. Роль музыки в жизни людей.
Трудно перечислить все области жизни человека, в которых участвовала музыка. С древних времён она является помощницей человека в работе. С помощью звуков музыки происходили, например, усмирение и дрессировка диких животных или заманивание в сеть рыбы.
Музыка – величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать. Музыка имеет свой язык. Она способна «рассказать» о человеческих чувствах, мыслях и переживаниях.
Также музыка имеет очень сильное воздействие на чувства человека. Она может потрясти, успокоить, заставить радоваться и горевать. Люди разных профессий во все времена стремились приобщиться к музыке. Даже учёные утверждают, что музыка их дисциплинирует, обогащает, заставляет глубже чувствовать, помогает в научной работе.
Что же мне даёт обучение игре на фортепиано?
Мне кажется, что занятие музыкой оказывает воздействие и на моё общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память.
В музыкальной школе я учусь ещё только в первом классе, но уже и эта подготовка позволяет мне порадовать мою семью минутами музыки. Я радую и других людей общением с музыкой: участвую в отчётных концертах учащихся музыкальной школы и в концертах на сцене городского Дворца культуры.
Я считаю, что музыка нужна всем!
2.4. Анкетирование среди учеников 1-8 классов и анализ результатов анкетирования.
Нам было интересно узнать, что думают и знают о фортепиано ученики нашего лицея. С этой целью нами было проведено анкетирование среди учеников 1-8,. В анкетировании приняло участие 473 человека. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы.
1.Что означает слово «фортепиано»?
2.Любите ли Вы слушать фортепианную музыку?
3. Умеете ли Вы играть на фортепиано?
5.Считаете ли Вы фортепиано самым популярным музыкальным инструментом?
Результаты анкетирования занесены в таблицы и диаграмму. (Таблица 1, 2; Рис.1; Приложение).
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: 90% от учащихся знают, что означает слово «фортепиано», 70% любят слушать фортепианную музыку, всего 5 детей умеют играть на фортепиано и 65% от числа учащихся считают фортепиано самым популярным инструментом.
Я был очень удивлён тем, что ребята 1-8 классов (несмотря на разницу в возрасте) давали примерно схожие ответы. Опрос показал, что ребята мало знают о фортепиано; многие из них затрудняются ответить, чем отличаются рояль и пианино. Но меня порадовало то, что большинство ребят любят слушать фортепианную музыку и считают фортепиано довольно популярным музыкальным инструментом. Кроме этого, 5 учеников умеют играть на фортепиано.
Заключение.
В результате проделанной работы мы многому научились: искать нужную информацию в интернете, работать с предметным указателем, словарями и другой литературой, снимать кино. Мы много узнали из истории инструмента. Мы пришли к выводу, что знать историю музыки не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понять содержание того или иного музыкального произведения. Теперь мы с большим интересом посещаем уроки музыки.
Исследование показало, что ребята не очень много знают о фортепиано, но большинство ребят любят слушать фортепианную музыку и считают фортепиано довольно популярным музыкальным инструментом и хотят научиться на нём играть. Наша гипотеза подтвердилась. Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано по разнообразию возможностей, по тому, как универсально оно используется.
Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Умение играть на нём обязательно для музыкантов всех специальностей.
Мы считаем, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.
Список использованной литературы.
Рецензия
на индивидуальный исследовательский проект на тему «Волшебное фортепиано» учеников 6-а класса МБОУ «НКЛ»
Дубского Никиты Сергеевича
Христофорова Евгения Максимовича
Данилова Романа Эдуардовича
Работа выполнена как исследовательский и творческий проект. Она посвящена изучению истории появления и путей развития фортепиано.
Исследовательская работа содержит все структурные части. Во введении чётко сформулированы цель, задачи, предмет, объект, гипотеза исследования, необходимые приложения и список использованной литературы; грамотно сформулирована актуальность изучаемой проблемы.
В основной части автор работы знакомит нас с историей фортепиано, его изобретателем итальянским мастером Бартоломео Кристофори. Кроме этого, автор познакомился с историей старинного рояля, который в настоящее время находится в детской школе искусств, и представил результаты в своей работе.
Авторы исследования провел анкетирование «Считаете ли Вы фортепиано самым популярным музыкальным инструментом?» среди одноклассников и учащихся 1-8 классов, сделал соответствующие выводы и представил результаты в виде таблиц и диаграммы.
Достоинством работы следует считать выбор актуальной темы, работа над которой воспитывает стремление к красоте, доброте, творчеству; умение сочувствовать, сопереживать другим людям, чего так не хватает в настоящее время. Исследовательская работа выполнена на высоком уровне и имеет практическую значимость, потому что представленный материал можно использовать во внеклассной работе.
Автор исследования провел большую работу по сбору и систематизации полученного материала и представил результаты учащимся школы.
Руководитель: учитель музыки Пилюгина М.В.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
По морям вокруг Земли
Рисуем акварельное мороженое
Крутильный маятник своими руками
Сторож