Исследуется история возникновения балалайки, её устройство, роль в жизни русского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_korolyov.doc | 549 КБ |
Секция: « Моё увлечение.»
Тема: «Балалайка – народный инструмент»
Автор:
Королёв Дмитрий
обучающийся 4 «В» класса
МОУ «СОШ № 41» г. Саратова
Руководитель:
Григорьева Елена Александровна
учитель начальных классов
Консультант:
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………
2. История возникновения русского народного инструмента – балалайки……
3. Устройство балалайки…………………………………………………………..
4. Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки………
5. Практическая часть……………………………………………………………...
6. Заключение……………………………………………………………………...
7. Список литературы……………………………………………………………..
8. Приложение …………………………………………………………………….
Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре бесписьменной традиции.
Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.
Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Тема моей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент».
Я выбрал эту тему, потому что мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.
Гипотеза имеет свои особенности. Я сделал предположение, что если я узнаю и расскажу о балалайке и истории её развития, то ученики моего класса узнают больше о русском музыкальном инструменте, у них расширится кругозор в области музыкального искусства, а может даже у них появится желание научиться игре на балалайке, так же, как и у меня.
Проблема. Я обратил внимание на то, что почти все ребята интересуются современной музыкой и хореографией. И мало кто интересуется музыкальным народным творчеством.
Цель: расширить представление сверстников о музыкальном инструменте балалайка.
Задачи:
1. Найти и обработать информацию об истории народных инструментов;
2. Поиск информации о музыкантах балалаечниках;
3. Провести анкетирование одноклассников, и выяснить их осведомлённость о балалайке.
4. Продемонстрировать всю прелесть звучания инструмента.
История возникновения русского народного инструмента – балалайки
«...Балалайка - инструмент любительский:
таким он и должен быть,
в этом сила балалайки и ее значение;
но образцовое исполнение на ней,
как показатель игры,
должно существовать,
иначе не может быть подражания...»
В.В.Андреев.
русского народного инструмента - балалайка
Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре.
Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.
Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою повседневную жизнь. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.
Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».
Этимология названия инструмента
Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора .
Суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного .
Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.
Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию.
Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка.
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.
в развитии и совершенствовании балалайки
Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин, талантливый балалаечник и дирижер, Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки.
Я провёл анкетирование среди учащихся 4-х классов, было опрошено учащихся.
Анкетирование 4 классы
ВОПРОС | ДА | НЕТ |
1.Умеешь ли ты играть на каком – ни будь народном инструменте? | ||
2. Знаешь ли ты народный инструмент балалайка? | ||
3.Играет ли на балалайке кто –то из твоих родственников или знакомых? | ||
4. Слышал ли ты живое звучание инструмента? | ||
5. Знаком ли ты с историей появления балалайки? |
Выводы:
Изучив и обработав анкеты, я пришел к выводу: что большая часть класса знает такой народный инструмент как балалайка, видели, а многие слышали звучание и никто из класса кроме меня не умеет играть на этом инструменте. Не все ученики знают, как выглядит балалайка. Практически все ученики согласны, что музыка благотворно воздействует на человека.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Сейчас наиболее известны балалаечники Горбачев Андрей Александрович, Архиповский Алексей, Добатовкин Дмитрий Михайлович, преподаватель в Саратовской Консерватории.. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
Я во внеурочное время учусь в музыкальной школе № 3 по классу балалайки.
(Исполняет музыкальное произведение)
VII. Список литературы.
1.Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. Москва,1987
2.Павлоцкая Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО, 2005
3.Пересада А.И. Справочник балалаечника. Москва,1977
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Тигрёнок на подсолнухе
Самодельный телефон
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
В какой день недели родился Юрий Гагарин?