"Первое, что приходит на ум, когда я слышу звук барабана - древние ритмы, ритуальные танцы. Иногда - Африка и туземцы, а иногда - задумчивый Восток. Ритмы и ритмическая музыка появились одновременно с рождением человека на нашей планете. Откуда они берутся? Из природы, тела и души - из всего естественного, что находится вокруг и внутри нас".
Вложение | Размер |
---|---|
sinilnikova_issledovanie_ritma.docx | 449.95 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №632
Приморского района Санкт-Петербурга
«Как бить в барабан?» Исследование ритма
Синильникова Софья Антоновна
ученица 3 «Б» класса
Санкт-Петербург
2021
Оглавление
Введение____________________________________________________________3
Глава I. Теоретическая_________________________________________________5
Глава II. Практическая_________________________________________________8
Заключение__________________________________________________________11
Список литературы____________________________________________________12
Приложения__________________________________________________________13
Введение
Барабан и барабанная установка - инструмент особый, и музыка барабана волшебна. (см. Приложение 1). Первое, что приходит на ум, когда я слышу звук барабана - древние ритмы, ритуальные танцы. Иногда - Африка и туземцы, а иногда - задумчивый Восток. Ритмы и ритмическая музыка появились одновременно с рождением человека на нашей планете. Откуда они берутся? Из природы, тела и души - из всего естественного, что находится вокруг и внутри нас.
Барабанная музыка - это ритмическая музыка. А ритм - это естественные импульсы нашего организма. Музыкальный ритм - универсальное средство выразительности, он глубоко связан с физиологическими, двигательными, эмоциональными, психологическими основами человека и имеет огромное влияние на человека.
Актуальность исследования. По своей природе барабанные ритмы воздействуют на человека в наибольшей степени, в отличие от других инструментов, так как звуки барабанов имеют сильно сконцентрированный волновой эффект (эффект выстрела). По этой причине воздействие барабанов велико не просто на психику человека, но даже на физиологические функции. Именно ритм способен восстанавливать работу сердца и приводить в порядок кровеносную систему, влиять на физическое состояние и эмоции человека.
Проблемой исследования барабанного ритма я считаю скучные, не несущие в себе искры барабанные ритмы и гармонические структуры современных произведений, которые сейчас легко и в большом количестве создаются, не выходя из дома.
Тем исследования – барабанный ритм
Объект исследования – ритмический рисунок (ритм) 4х4. Предмет исследования – барабанная установка.
Цель – теоретически обосновать и проверить в опытной работе изменение ритма в зависимости от изменения условий, таких как скорость (изменение темпа) и силы удара (тихое и громкое звукоизвлечение). Гипотеза: барабанный ритм - сила, которая способна влиять на человека как во благо, так и во зло, ритмы помогают снять эмоциональное напряжение «разрядиться» или сконцентрироваться.
Барабанная установка относится к классу ритмических музыкальных инструментов, и подклассу ритмических инструментов с неопределенной высотой звучания, то есть звук, который издает барабан, помимо основного тона, насыщен множеством красок и определяется по желанию музыканта, в зависимости от стиля музыки, техники игры и требований композиции.
Поэтому барабанщику предоставлен огромный выбор опций для барабанной установки, которые в определенной комбинации могут давать тот или иной звук.
Задачи охарактеризовать основные ритмические приемы игры, выявить особенности изменения ритма, организовать и провести опытную работу и обобщить ее результаты.
Методы исследования изменение ритма при помощи темпов, акцентов, окраса звучания, времени, длительности.
Практическая значимость и новизна исследования барабанного ритма заключаются
в возможности нестандартно пересмотреть и исследовать привычный ритмический рисунок путем изменения условий его исполнения, применив известные комбинации способов и методов игры на барабанной установке.
Краткий анализ литературы
В своем исследовании я использовала русскую и зарубежную литературу. Включающую в себя самоучители игры на барабанной установке, нотную грамотность для барабанщиков, статьи, методики и полезные советы в изучении барабанного искусства.
Глава I. Теоретическая
Игра на барабанах начинается с короткого знакомства с ударной установкой и правильной посадки за барабанной установкой, постановки рук и ног. Начать играть первые ритмические рисунки позволяют: бас-барабан, малый барабан, хай-хет (см. Приложение 2)
Бас-барабан – издает низкий звук, по нему играют колотушкой, которая приводится в движение педалью.
Малый барабан – имеет высокий, яркий тон, его располагают между ног и играют на нем более слабо рукой.
Хай-хет – тарелка, круглый музыкальный инструмент, издающий резонанс, когда по нему играешь. Хай-хет – это набор из двух тарелок, которые устанавливаются на стойке с педалью, слева от барабанщика.
Материал корпуса барабана (древесина клена, ореха, березы, тополя, липы, махагона и д.р. экзотических пород дерева, а также полимерные акриловые и металлические корпуса) - пластик на ударной и обратной стороне (1 или 2-слойные, с/ без демпферов, с/без покрытия)
Барабаны различны по количеству, типам, размерам тарелок и эффектов, их материалу и весу.
Всё это многообразие способно издавать тысячи различных звуков и создавать неповторимую индивидуальную картину звучания, подчеркивать индивидуальность, технику и музыкальность.
Но зачем, казалось бы, столько различных инструментов, если мы слышим в песнях любимых исполнителей в основном 1-2 инструмента ударной секции?
Ответ кроется в области подсознания и особенностях восприятия человеком звуков различной громкости, высоты и частоты звучания. Различные инструменты издают разный звук, который попадая в ухо, а далее в виде сигналов в мозг может вызывать определенное настроение, ощущения, эмоции и даже движения. Заметьте, когда люди слушают музыку, одни морщатся, другие улыбаются, кто-то засыпает, а кому-то хочется танцевать. Для налаживания контакта со слушателем, задача барабанщиков - дополнить звучание композиции своей составляющей, чтобы она придавала слушателю настроение, задуманное композитором. Атак как композиции могут иметь совершенно различные настроения, инструменты, которыми мы дополняем её, тоже существуют в великом множестве.
Итак, с чем же работает барабанщик, посредством чего он общается со зрителем и что же такое ритм? За какие составляющие музыки в целом отвечает барабанщик.
Барабанщик исполняет свою партию преимущественно на ударной установке - ритмическом музыкальном инструменте. Что же определяет его инструмент как ритмический?
Обратимся к энциклопедии:
Мелодия — одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. П. Шишову, 1927). Под этим понимается, прежде всего, выражение посредством изменения высоты звука во времени (мелодического движения). Мелодия непосредственно связана с ритмом, однако условно область мелодии и ритма разделяются так, что к мелодии относится изменение звука по высоте, а к ритму организация звуков во времени по длительности и акценту.
Таким образом, барабанщик управляет не высотой звука и мелодией, а ритмом, временем, длительностью, акцентами и окрасом звучания.
Из этого можно сделать вывод: ритм – это определенная последовательность музыкальных долей и пауз, расположенных во времени, друг относительно друга согласно творческой идее.
Создавая, управляя и развивая ритмы, барабанщик сообщает зрителю свой внутренний пульс и старается передать слушателю свои эмоции, дополненные мелодической составляющей композиции.
Все мы, музыканты или не музыканты, слушаем музыку. Разные стили и направления, имеющие разные построения мелодий и ритмов. Музыка, конечно, гораздо более широкое понятия чем просто набор мелодий и ритмов.
Музыка – совокупность ритмов, и мелодий, связанных некой идеей. Ритм непосредственно связан с мелодией и имеет некоторые общие, а также отличные с ней свойства. Одним из основополагающих свойств Мелодии/Ритма является темп.
За единицу времени в музыкальной теории принята – 1 минута (60 сек.)
Если указано, что темп («скорость») композиции – 120. Это следует понимать, как скорость проигрывания мелодии/ритма, при которой за 1 минуту проигрывается 120 ударов метра.
Что же такое метр? Метр - условно определенная длительность, взятая за единицу отсчета временных промежутков, количество которых определяет темп. Выбор метра - персональная задача музыканта при написании или разучивании ритма.
Ещё одно свойство музыки - пульс. Пульсация музыки/ритма/мелодии (лат. pulsatio биение, удары) – психоакустический эффект, возникающий при прослушивании ритма. Пульсация может быть быстрее или медленнее чем основной темп, и зависит от расстановки акцента. Также пульсация может усиливать и обострять восприятие ритма или размывать, ослаблять его. Проявление пульсации и обострения восприятия мы можем заметить, когда кто-то, услышав ритмично пульсирующую композицию, начинает постукивать в такт пульсу ногой или рукой, или пританцовывать, кивать головой. Это эффект, который пульсация музыки производит на слушателя и это значит, что музыкант в некоторой степени добился контакта со слушателем, что извлекаемые звуки достигли сознания слушателя и интерпретируются им как положительные образы. Это может значить что музыка нравится слушателю, и цель музыканта.
Барабаны, действуя на сознание и подсознание, могут организовать или разобщить, воодушевить к труду или обратить в бегство, поэтому они получили широчайшее применение везде от юрт шаманов туземцев Южной Америки до Швейцарских военных оркестров и бенд-метров мирового джаза.
Сейчас, конечно, не первобытные времена и новейшие технологии, владение техникой и многообразием звука помогают барабанщику управлять настроением слушателя. Таким образом, барабанщик является частью ансамбля несущей часть общего смысла композиции слушателю. Он переживает, передает и принимает эмоции слушателю, он управляет настроением.
Глава II. Практическая
В основе моего исследования лежит определенный ритмический рисунок - барабанный ритм, который играется в темпе 60-160 ударов в минуту метрономом (см. Приложение 3).
В исследовании я решила проверить, как от медленного (тихого/громкого - 60 ударов в минуту) до быстрого (тихого/громкого - 160 ударов в минуту) темпа меняется его восприятие и характер.
Я определила для себя шкалу различных скоростей совершаемого действия, от самого медленного до самого быстрого. И обозначила условной нумерацией с помощью метронома, воспроизводящего заданный темп (60 – 80 – 120 – 160 ударов в минуту метрономом (Далее bpm). Переход от одного темпа к другому при выполнении одного и того же ритмического рисунка я осуществляла следующим способом: от изменения обстоятельств, динамического оттенка (тихо/громко) к изменению темпа (скорости).
Этапы исследования:
1. Проигрывание ритма в темпе 60 ударов в минуту метрономом от тихого к громкому
- тихий темп ритма при 60 bpm влечет замедление действий и определяет состояние душевного покоя. В таких условиях ритм кажется немного пустым и даже возникает желание его заполнить. У этого ритма спокойная интонация, мягкое, напевное настроение.
-громкий, веселый темп немного ускоряет процесс совершения действий. Такой темп определяет приподнятое настроение, радостное, звонкое.
2. Проигрывание ритма в темпе 80 ударов в минуту метрономом от тихого к громкому
- тихий темп 80 bpm похож на темп выполняемой работы, которая производится почти автоматически. У него настойчивая интонация и сдержанное настроение.
- громкий – настойчивый, приближается по восприятию на темп, похожий на марш и возникает желание двигаться вместе с ударами. Здесь чувствуется четкая интонация и боевое настроение.
3. Проигрывание ритма в темпе 120 ударов в минуту метрономом от тихого к громкому
- звучание барабанов в тихом темпе при 120 bpm – это активное звучание, которое побуждает тело танцевать. Активная интонация и динамическое настроение.
- громкий темп и решительное настроение, звучит очень четко, торжественно, активно, и естественной телесной реакцией человека становится произвольная имитация марширования «на месте».
4. Проигрывание ритма в темпе 160 ударов в минуту метрономом от тихого к громкому
- в таком темпе оказалось очень сложно контролировать себя и играть тихо. И тихое и громкое исполнение темпа при 160 ударах в минуту, когда темп превышает скорость биения сердца, это танцевальный темп, при котором звук ударных инструментов всегда звучит на переднем плане и громче, чем любые другие звуковые сочетания, сознание оказывается в измененном состоянии, то есть, можно сказать, отключается, и это становится заметно по изменению мимики и движений тела.
- при тихом динамическом оттенке у ритма слышится стремительная интонация и торопливое настроение.
- при громком динамическом оттенке, ритм звучит настойчиво, энергично и вызывает насыщенное, мощное настроение.
Данные анализа музыкального ритма, взятого за основу данного исследования приведены в таблице (см. Приложение 4).
В своем исследовании я сделала следующие выводы:
Могущество музыкального ритма так велико, что дало в свое время Римскому-Корсакову воскликнуть: «И все-таки, главное в музыке — ритм, и только он один!».
Природа ритма универсальна и воспринимается человеком легче, чем мелодия и гармония. Поэтому ритм лежит в основе музыкальных произведений. В исследовании я заметила, что музыкальный ритм основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Это прежде всего ритмы дыхания, сердечных сокращений, ходьбы и бега. Слушая музыку, человек как-бы сонастраивается с ней, а также со всеми ее составляющими – ритмом и темпом.
От изменения темпа и акцентов одного и того же ритмического рисунка (ритма), действия меняются в зависимости от предлагаемых обстоятельств, а последовательность действий остается неизменной, но меняются обстоятельства времени. Поэтому темп и ритм являются одними из важнейших элементов артистической техники.
Например, можно в различном темпе и ритме сидеть, стоять, искать потерянный предмет, рассматривать окружающие объекты, слушать, думать, вспоминать, взаимодействовать с партнером, легко проделывать трюки с барабанными палочками. Можно попробовать жить, ходить, вставать, оборачиваться, здороваться, садиться, брать какую-нибудь вещь, во всевозможных темпах и ритмах. Тогда мы увидим, что только этим темпом мы сможем производить разное впечатление, и что мы сами от производимого ритма будем получать и узнавать самые разнообразные внутренние чувства и ощущения».
Заключение
Трудно оценить всю значимость ритма в жизни человека - он практически везде. Но самое, на мой взгляд, важное значение ритма - это его воздействие на человека.
Сначала я не замечала, но, когда стала свободнее играть, заметила, что после 15-20 минут занятий на барабанах у меня повышается настроение. Данное явление я связываю с эффектом синхронизации. Все ритмические фигуры в музыке известные нам, присутствуют в нашем организме. Наша жизнь основана на различных ритмах - дыхания, сердца, движений, отдыха и бодрствования. Каждую секунду в нашем организме звучат миллионы ритмических вариаций в клетках, сосудах, капиллярах и органах. И когда мы начинаем что-то выстукивать, то возникает эффект резонанса, выражающийся в виде эмоционального подъема.
Ритм возникает в результате осмысления, идеи и желания выразить свою мысль в той или иной форме. Мне нравится говорить о ритме, потому что он открывает для меня тайны, позволяет узнать новое о себе и мире. Проигрывая один и тот же ритмический рисунок с изменением темпа и обстоятельств удара и способов звукоизвлечения, я заметила не только меняющийся темп и звук, а смысл ритма и перемены в его восприятии.
А кроме того, я обратила внимание на то, что подобные этапы проигрывания одного и того же ритма могут быть и хорошим способом тренировки и сделать занятия более эффективными.
Я думаю, важно помнить о том, что мы не просто отстукиваем ритмичные удары по поверхности барабана, а передаем настроение, управляем эмоциями и обмениваемся информацией со слушателем не в виде слов или букв, а в виде ассоциативных мыслей и образов, которые зачастую более понятны, более приемлемы и желанны чем слова.
Список литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Барабан
http://sugardrums.ru/ Школа игры на барабанах «SugarDrums»
https://www.tekadum.by/ Школа этнических барабанов «TekaDUM»
Приложение 1
Барабанная установка
Приложение 2
Бас-барабан
Малый барабан
Хай-хет
Приложение 3
Приложение 4
Темп ударов в мин. | Динамический оттенок | Интонация | Характер, настроение |
60 bpm | Тихо | Спокойная, мягкая | Напевное |
Громко | Веселая | Радостное, звонкое | |
80 bpm | Тихо | Настойчивая | Сдержанное |
Громко | Марш | Боевое | |
120 bpm | Тихо | Активное | Динамическое |
Громко | Торжественная, четкая | Решительное | |
160 bpm | Тихо | Стремительная | Торопливое |
Громко | Настойчивая, энергичная | Насыщенное, мощное |
Глупый мальчишка
О чем поет Шотландская волынка?
Солдатская шинель
Простые летающие модели из бумаги
Агния Барто. Сережа учит уроки