В 2020 г. наша страна празднует 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Это выдающееся событие в жизни нашей Родины и летописи всего человечества. в наше мирное время трудно представить всю боль, тяготы и горести того страшного времени. Но у поколения, не знающего своего прошлого, нет будущего. По этой причине в настоящее время особую актуальность в нашей стране приобретает проблема патриотического воспитания. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом. И среди многочисленных источников мы хотим выделить роль музыкального искусства. а именно роль Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 101 КБ |
о времени. Мы посмотрели художественные фильмы «Ленинградская симфония», «Крик тишины», «Блокада» и еще несколько документальных фильмов, посвященных блокадному Ленинграду и истории создания Седьмой симфонии, изучили в сети Интернет воспоминания бывших блокадников, познакомились с биографией Шостаковича и его творчеством. Но особое внимание уделили изучению и анализу симфонии и в итоге выделили главную цель нашей работы: определить историческую роль Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича в победе над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Для достижения цели перед нами встали необходимые следующие задачи:
- изучить литературные источники и Интернет-ресурсы по данной теме;
-познакомиться с биографией и особенностями симфонической музыки Шостаковича;
- изучить историю создания и исполнения Седьмой симфонии;
- изучить содержание и развитие драматургии симфонии через её прослушивание и анализ;
- воспитать чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое нашей страны;
- развивать умения анализировать исторические события;
-подвести итоги исследования и сделать выводы.
В процессе работы определили следующую гипотезу: Седьмая симфония Шостаковича – великое произведение, отражающее волю к победе и непреодолимую силу духа русского народа.
Область исследования: литература, музыка, история, киноискусство.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов;
- просмотр художественных и документальных фильмов о «Ленинградской» симфонии;
- метод содержательного анализа симфонии №7;
- метод анализа и сравнения.
2. Основная часть
2.1. История создания симфонии
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.
Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города. Враг окружил Ленинград со всех сторон, душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом и стал готовиться к последнему штурму. На 9 августа 1942 г. Гитлером был запланирован торжественный банкет по случаю падения Ленинграда в лучшей гостинице города «Астория», во вражеской типографии напечатаны пригласительные билеты.
Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами. Это были четыре большие объёмистые тетради, исписанные нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича.
Свою Седьмую симфонию Шостакович начал писать с первых дней войны. Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, композитор остается в осажденном Ленинграде. Зачисленный в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города. Шостакович продолжал сочинять музыку и преподавать в консерватории, выступал в концертах, руководил театром народного ополчения, дежурил на крыше консерватории вместе с другими участниками пожарной дружины, рыл противотанковые окопы.
В сентябре 1941 г., после выступления Шостаковича по радио, страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как «Ленинградская» симфония. «Музыка неудержимо рвалась из меня, - вспоминал композитор, - Ни голод, ни холод, ни бомбежки не могли помешать моему вдохновенному труду».
Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, куда по приказу был эвакуирован.
2.2. Премьеры Седьмой («Ленинградской») симфонии
Симфония № 7 была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А. Самосуда на сцене Театра оперы и балета в Куйбышеве. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней Александрова «Священная война» сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу.
После премьеры симфония получила огромный резонанс в мире. Сразу несколько стран захотели исполнить её в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры.
И теперь, когда симфония прозвучала в Куйбышеве, Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцы ждали ее в свой город. Город, где она родилась...
Решение играть симфонию в блокадном городе казалось совершенно невыполнимым. В оркестре радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста. Некоторые музыканты ушли в армию – защищать город, некоторые больны, другие, не выдержав тягот блокадной зимы, погибли. Эти оставшиеся пятнадцать человек решили: симфония во что бы то ни стало должна быть исполнена в Ленинграде. Радиокомитет совместно с Управлением по делам искусства, а также сам дирижер Карл Элиасберг стали возрождать оркестр, собирать оставшихся в городе артистов и музыкантов с линии фронта, которым вместо оружия предстояло взять в руки музыкальные инструменты.
Карл Ильич Элиасберг потратил много сил, чтобы собрать музыкантов для исполнения симфонии. Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций - два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, но несколько артистов не дожили до концерта.
Ужасные лишения и горести, которые обрушила на музыкантов война, невероятно закалили их дух. И желание сыграть симфонию Шостаковича, в которой композитор пророчил победу, было настолько сильным, что поднимало многих буквально со смертного одра. Ни одно исполнение в стране и на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. Зал филармонии был полон. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 г., мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...».
С первых же тактов симфонии ленинградцы поняли, что эта музыка о них. Они знали, что враг еще слишком близко от города, что он готовится к штурму, что он попытается обрушить на Ленинград новые жестокие испытания. Но страшный год блокады не ослабил защитников, не испугал их, а лишь закалил их волю, плавя ее в огне и остужая во льду.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: вера в победу и безграничную любовь к Родине.
Музыка сразу же нашла доступ к сердцам людей, потому что в ней с пламенной выразительностью был отражен всепобеждающий гуманизм. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Она возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний.
80 минут, пока звучала симфония, вражеские снаряды в городе не взрывались, потому что по приказу командующего фронтом генерала Л.А. Говорова наши артиллеристы все это время вели непрерывный огонь по врагу, исполняли свою «огненную симфонию». Эта операция так и называлась «Шквал». Артиллерист Николай Савков после ее окончания напишет такие стихи:
...
И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась —
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал...
И в зале — шквал, и по фронту — шквал.
2.3. Содержание симфонии
Седьмая симфония Шостаковича – это вдохновенная поэма. В ней автор с большой художественной силой выразил мысли и чувства советского народа. Она рассказывает о грозных потрясениях, охвативших весь мир, все человечество. Рожденная великим чувством патриотической любви к Родине и жгучей ненависти к ее врагам, симфония раскрывает правду сегодняшней нашей жизни, ту правду, во имя которой борется, приносит жертвы и побеждает советский народ.
Драматургия этого произведения построена на конфликте между советским народом с одной стороны и немецкими захватчиками с другой.
О I части симфонии Шостакович написал в авторском пояснении, опубликованном в программе концерта 5 марта 1942 года в Куйбышеве: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война…. Первая тема – образ радостного созидания. Это подчеркивает русский размашисто-широкий склад темы, наполненный спокойной уверенностью. Затем звучат мелодии, воплощающие образы природы. Они как бы растворяются, тают. Теплая летняя ночь опустилась на землю. И люди, и природа – все погрузилось в сон».
Тема нашествия – нарочито тупая, квадратная – напоминает прусский военный марш. Она повторяется одиннадцать раз – одиннадцать вариаций. Меняется гармония, оркестровка, но мелодия остается неизменной. Она повторяется с железной неумолимостью – точно, нота в ноту. Все вариации пронизаны дробным ритмом марша. Эта ритмическая фигура малых барабанов повторена 175 раз. Звучание постепенно нарастает от едва уловимого pianissimo до громового fortissimo. «Разрастаясь до гигантских размеров, тема рисует какое-то невообразимо мрачное, фантастическое чудовище, которое, увеличиваясь и уплотняясь, движется вперед все более стремительно и грозно». В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашистской военщины.
Чем же завершается такое мощное развитие темы вражеского нашествия? «В момент, когда, казалось бы, всё живое никнет, будучи не в силах сопротивляться натиску этого страшного, всесокрушающего чудовища-робота, свершается чудо: на пути его появляется новая сила, способная не только противостоять, но и вступить в борьбу. Это тема сопротивления. Маршевая, торжественная, она звучит со страстью и великим гневом, решительно противостоя теме нашествия. Момент ее появления – наивысшая точка в музыкальной драматургии I части. После этого столкновения тема нашествия теряет свою монолитность. Она дробится, мельчает. Все попытки воспрянуть напрасны – гибель чудовища неотвратима».
II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
В III части мужественное сопротивление соседствует с эпизодом скорби, монологом-плачем, который сам композитор назвал «реквием жертвам войны». За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Одно из редких свойств таланта Шостаковича – его способность передать в музыке великую скорбь, слитую с великой силой протеста против зла.
Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народного гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. По силе своего эмоционального воздействия и по необычайной духовной чистоте, этот эпизод может быть сравним лишь с таким величайшим творением, как траурный марш из «Героической» симфонии Бетховена. Затем происходит утверждение главной партии. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.
О трудностях и жертвах на пути к победе, о том, что эта победа во всей ее справедливости и величии неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии. Последние такты симфонии возвещают о радости победы.
2.4. Использование Седьмой симфонии в различных видах искусства
Главный дирижер Самарской филармонии Михаил Щербаков сказал: «Седьмая симфония Шостаковича звучит актуально и в наши дни, ведь в мире много угроз, с которыми столкнулась наша страна».
Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
28 февраля 2015 года Седьмая симфония была исполнена в Донецкой филармонии в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне как часть благотворительной программы «Блокадники Ленинграда — детям Донбасса».
На сегодняшний день «Ленинградская» симфония нередко используется и в кинематографе, и этот факт также увеличивает историческую значимость произведения. Фрагменты знаменитого сочинения ХХ века мы можем услышать в следующих кинофильмах: «1871» (1990 г.); «Военно-полевой роман» (1983 г.); «Ленинградская симфония» (1958 г.); «Секретарь райкома» (1942 г., режиссер Иван Пырьев).
14 апреля 1961 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) состоялась премьера балета на музыку первой части этой симфонии, названной по праву «Ленинградской». Благодаря молодому хореографу театра Игорю Бельскому, балет не сходил с афиши почти три десятилетия и на зарубежных гастролях.
Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде было отображено и в поэтических строках Ю. П. Воронова («Баллада о музыке»), Н. Смирновой («Ленинградская симфония»), Н. Жильцовой («Седьмая симфония Шостаковича»), Льва Болеславского (поэма «Шостакович»), Н. Савкова («Шквал»), Михаила Матусовского («Седьмая симфония в Москве»).
Все эти примеры говорят о том, что и в наши дни Седьмая симфония Шостаковича сохраняет духоподъемное патриотическое значение. Ведь тема симфонии понималась Шостаковичем много шире битвы с германским фашизмом. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины», - писал композитор и, словно предваряя будущие споры, пояснял, что война понимается им как... «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой».
3. Заключение
Итак, изучив и проанализировав исторические события блокадного Ленинграда, мы пришли к выводу о подтверждении выдвинутой гипотезы. «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение. Это один из самых грандиозных, монументальных памятников Великой Отечественной войны, живая страница истории.
И хотя время все дальше и дальше отдаляет нас от тех страшных дней, мы, приходящие на смену старшим поколениям, не должны забывать о великих подвигах защитников нашего Отечества. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг и ответственность перед памятью героев. И одним из таких героев был Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония – это не только музыкальный, но и его военный подвиг во имя жизни на земле.
И пока звучит Седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей отдали собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой. Своё выступление я хотел бы закончить такими строками:
Была война, и голод, и блокада,
Но в этот день в неистовой тиши
Играл оркестр под небом Ленинграда,
Все звуки остальные заглушив.
А в зале, позабыв про боль и страх,
Сидели наши бабушки и деды.
И в их войной измученных глазах
Светилась вера в скорую Победу.
Бесшумным ветром пронеслись года.
И мы - их дети, правнуки и внуки-
Встаем, едва заслышав эти звуки,
И замираем, как они тогда.
И словно память тех блокадных дней,
Мы свято чтим сокровище сокровищ-
Симфонию, что выковал в огне
Наш легендарный Дмитрий Шостакович.
Н.Смирнова
Список используемой литературы
1. Бирюкова А., Татаринов В. Стихи о музыке. Русские, советские, зарубежные поэты. – М., Советский композитор, 1986, с.98.
2. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века, 2007 год.
3. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература для VII класса детской музыкальной школы под ред. Т.В. Поповой. Восьмое издание. – М., «Музыка», 1987. Стр. 78–86.
4.Третьякова Л.С. Советская музыка. – М., Просвещение, 1987.
5.Цинберг Т.С. «Седьмая симфония», повесть.
Интернет - источники:
1. http://thefireofthewar.ru/lirika/?p=639
2. https://ronl.org/nauchnyye-raboty/Muzika/812588/
3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=464715
4.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=696534
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. https://www.youtube.com/watch?v=mIOZGXVMR8U
7. http://music-fantasy.ru/materials/dmitriy-shostakovich-simfoniya-no7-leningradskaya
8. https://nashenasledie.livejournal.com/1360921.html
9. https://pikabu.ru/story/sekretnoe_oruzhie_leningrada__simfoniya__7_shostakovich_56647
10. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-dmitriya-shostakovicha
11. https://www.youtube.com/watch?v=EbwTYKDsHtY
12. https://www.chitalnya.ru/work/976678/
13. https://www.stihi.ru/2011/09/22/305
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Л. Нечаев. Яма
Рисуют дети водопад
Снежная сказка
Астрономы получили первое изображение черной дыры