Проект посвящён исследованию особенностей духовной музыки, поиску подтверждения высказывания "Духовная музыка- музыка души и света".
Вложение | Размер |
---|---|
proek_duhovnaya_muzyka-_muzyka_dushi_i_sveta._ozernov_egor.docx | 31.56 КБ |
Проект на тему:
«Духовная музыка - музыка души и света».
Выполнил: Озёрнов Егор, ученик 6-А класса.
Содержание:
1.Что такое духовная музыка.
2.Значение понятия.
3.Происхождение.
4.Виды музыки.
5.Известные композиторы духовной музыки (несколько примеров).
Введение.
Цель моей работы:
Понять, что такое духовная музыка, каковы её особенности, почему её могут называть «музыкой души и света».
Задачи:
Гипотеза.
Я предполагаю, что духовная музыка наравне с другими музыкальными жанрами способствует повышению нравственного уровня нашего общества и действительно является музыкой души и света.
Актуальность проекта:
Критик и композитор А.Н. Сеченов говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу «чувством скорби и чувством отрады». Духовная музыка не только отражает жизнь человека, но и организует, преображает её, являясь могучим фактором воспитания будущего человека.
Музыкальный образ духовной музыки - это свет и радость души, спокойствие, миролюбие, умиротворенность, гармония. Я считаю, что в наше непростое время актуальна необходимость возрождения духовности и воспитания хорошего музыкального вкуса, повышения нравственного уровня современного общества. Произведения духовной музыки всех мировых религий несут нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, в противопоставление суете, мятежности и порочности окружающего мира.
Основная часть.
Что такое духовная музыка?
Принято считать, что рассматриваемое нами понятие является музыкой, соотносящейся с религиозными текстами, которое используют для богослужений или для каких-то иных целей. В узком понимании — подобная музыка относится к церковной, т.е. звучит в храмах, причём у католиков может звучать как хоровое пение, так и орган, а в православных храмах звучит только вокальная музыка- т.е. только пение, без музыкальных инструментов. Считается, что голос человека подобен голосу Божьему (человек создан по подобию Божьему), поэтому в православных христианских храмах в музыкальных инструментах нет необходимости, голос поющего человека, голос, идущий от глубины души, не сопровождается и не заслоняется другими звуками. Современная духовная музыка исполняется не только в церкви, но и в филармониях, концертных залах, композиторы сочиняют музыку для оркестров, ансамблей. Главное в этой музыке- высоко духовное содержание, обращение к Богу, Богородице, святым.
Значение понятия.
Музыка духовного характера, как и всякая другая, является мощным инструментом воздействия на сознание человека, ушей которого достигают возвышенные благозвучия. Вне зависимости от религиозной окраски она является очень важной частью общемировой культуры. К тому же, где-то в глубине именно церковной музыки зародились и сформировались основы классического и профессионального музыкального направления, поскольку церковь христиан на протяжении столетий была главным духовным центром музыкальных профессионалов. Богослужебная музыка оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа. В ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. В ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
Какая музыка по характеру? Она тихая, спокойная, сдержанная, гармоничная. Благодаря ей в душах рождается гармония, просыпается духовная природа человека, тяготеющая к высокому. Душа человека, его помыслы при звучании духовной музыки становятся чище, светлее, человек задумывается о своих поступках, о добре и зле, о любви к близким людям, к жизни, о порядочности, терпеливости, ответственности и др.
Происхождение.
Еще во времена каменного века музыка сопровождала культовые действия, доказательством чего могут служить настенные пещерные рисунки древних авторов с изображением музыкальных инструментов и божеств.
В Индии и Китае, Персии и Египте, у кельтов и эллинов были религиозные обряды, сопровождавшиеся музыкальным исполнением соответствующих произведений, заключающих в себе глубокий сакральный смысл. Вспомним посвященного в глубину древнегреческих мистерий Орфея, к звучанию золотой лиры которого прислушивались даже боги, или дервишей древнего Востока, в духовную практику которых, помимо прочего, входил мистический танец-кружение под специальную мелодию, которую, как они полагали, можно услышать у ворот Рая. Живое слово, наполненное мудростью тысячелетий, в древней Руси несли калики перехожие, гусляры, или можно вспомнить песни Вещего Бояна.
Виды музыки.
У духовной музыки различных религиозных направлений — свои особенности, обусловленные разными акцентами на духовную жизнь в каждой из религий.
Христианская
Благодаря тому, что существуют несколько основных ветвей христианства и множество ответвлений, христианская музыка является весьма разнообразной: от канонической богослужебной до свободно исполняемой под светские тексты в сопровождении светских исполнителей.
Христианская музыка католической и православной традиции глубоко торжественна и печальна, дабы напомнить присутствующему о страстях Господних и о бренности земного бытия. Протестантская же музыкальная традиция, тем более евангельская, особенно позднего и современного периода, характерна призывом к высшей радости, которая может присутствовать в этом мире, источником которой является Бог.
Иудейская
Согласно Библии, еще при царе Давиде музыка была введена в обязательное сопровождение храмовых служб, где при храме находились оркестр и хор. Псалом являлся в то время единственным жанром храмовой музыки. И уже к началу нашей эры сложилось три вида псалмопений.
Синагогальная музыка начала развиваться после разрушения римлянами Иерусалимского Храма, которое произошло в 70 году н. э. Именно синагога явила миру молитву как новый жанр богослужения, которая заменила собой ритуальные жертвоприношения. Позже появилось песнопение на тексты не Псалтири, а других книг Ветхого Завета, называвшееся псалмодия. Если в храмовой музыке пение сопровождалось оркестром, количество инструментов в котором доходило до двадцати четырех, то на протяжении многих веков синагогальное исполнение было только вокальным. Возник особый вид декламации, где чтение речитативно соединялось с мелодией.
Исламская
Основным жанром исламской культовой музыки является Каввали. Эта традиция существует уже более семисот лет. Мужчины, которые в основном участвуют в певчей группе Каввали, поют на несколько голосов под аккомпанимент народных инструментов суфийские песни духовного содержания. Изначально Каввали использовались ритуально во время религиозных праздников, но позже стали применяться и в мирских музыкальных выступлениях. Цель Каввали — ввести всех присутствующих в особое состояние духовного экстаза — важд, в котором возможно ощутить свое соединение с Аллахом.
Композиторы духовных произведений.
Лицо мира очень сильно изменилось благодаря, в том числе, творчеству великих композиторов, оставивших огромное наследие в общемировой культуре, обогатив мировую духовность.
Русские
Духовная музыка русских композиторов весьма отличается от музыки западной. Самобытность русской высокой музыки заключалась в использовании композиторами тесного переплетения древних распевов Руси с богослужебной литургической музыкой, которое определяло ее самобытность и неповторимость.
Римский-Корсаков Николай Андреевич родился в 1844 году в городе Тихвин Новгородской губернии. В одиннадцать лет написал свое первое музыкальное сочинение. В 1871 году становится профессором Петербургской консерватории, которая до сих пор носит его имя. Обладал цветным слухом, видя каждую тональность в определенном цвете. До конца жизни на его концерты приходили люди, чтобы послушать необычайно-фантастическую музыку. За его дар и тяготение к миру сказок и волшебства его называли «сказочник». В Таинствах и обрядах Православной Церкви он видел некое таинство и волшебство, к которому тяготел всю свою жизнь. В определенный период творчества он с головой погрузился в постижение особенностей древних распевов и науку о церковном богослужении.
Почерпнутые из них знания он использовал в своих произведениях:
«Пение при всенощном бдении»; духовный концерт «Тебе Бога хвалим»;
увертюра «Светлый праздник»; сорок церковных песнопений.
Умер Николай Андреевич в 1908 году от последствий инфаркта, возникшего по причине запрещения постановки его оперы «Золотой петушок», в которой власти усмотрели высмеивание образа царя.
Рахманинов Сергей Васильевич родился в 1873 году в дворянской семье в имении Семеново Новгородской губернии. С пяти лет играл на фортепиано и уже в 1882 году поступает в Петербургскую консерваторию. Дирижировал в Большом театре. С 1906 года путешествует по миру, написав до этого два фортепианных концерта и одну симфонию. В 1917 году уезжает на гастроли в Европу, откуда уже не возвращается. В 1918 году перебирается в Соединенные Штаты Америки. Самое известное свое произведение «Симфонические танцы» заканчивает в 1941 году.
Большое внимание уделял церковной музыке. Изучал «Литургию» Петра Ильича Чайковского, но в отличие от него, за основу своих духовных произведений брал не древние распевы, а придерживался более строгой церковно-певческой традиции, которая нашла отражение в его «Всенощном бдении», ставшем вместе с произведением «Литургия Святого Иоанна Златоуста» духовной вершиной его духовного творчества. Благодаря использованию в «Литургии» имитации звона колоколов, мелодий знаменного пения и фольклора, он передал русскую самобытность с присущим только ей национальным характером. Скончался Сергей Васильевич в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.
Зарубежные
Своим мистическим воздействием музыка способна менять характеры людей, совершенствуя либо ухудшая их внутренние качества. Некоторые европейские композиторы оказали огромное влияние на нравы и мораль целой эпохи.
Гендель Георг Фридрих родился в 1685 году в Германии, но впоследствии переехал в Англию, получив ее подданство. Поэтому его считают как немецким, так и английским композитором. В то время было естественным для композиторов в своем творчестве соединять два направления: духовное и светское.
Если сделать краткое, но емкое определение значения музыки Генделя, его можно свести к следующему. Стараясь музыкой преобразить моральное состояние англичан, он неосознанно качнул маятник морали из одной крайности в другую, от все более свободных нравов — к чрезмерному ограничению. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки. В число наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Люди викторианской эпохи были склонны к формализму, высокомерию, ханжеству. Музыка Георга Фридриха явилась резонатором и усилителем процесса, который сбалансировал вышеприведенные человеческие качества чрезмерно усердным исполнением и соблюдением условностей, диктуемых церковью. Умер композитор абсолютно слепым в 1759 году в преддверии Пасхи.
Бах Иоганн Себастьян родился в том же году, что и Гендель в Германии, но их жизненные пути никогда не пересекались. За свою жизнь Бах написал более тысячи музыкальных сочинений. Был непревзойденным мастером полифонии. Его признанными духовными шедеврами мировой классики являются: кантаты; «Месса h-moll»; «Страсти по Матфею»; обработки протестантских хоралов.
Кроме того, Бах был убежденным протестантом. В разное время он работал церковным органистом, капельмейстером, кантором хора и одновременно церковным учителем, руководителем Музыкальной коллегии.
Его признают отцом современной музыки за мелодии удивительной и весьма редкой красоты, за смелость гармонических линий. Огромно было его влияние на всю германскую нацию, благодаря чему из ее недр родилась целая школа немецких философов. Скончался величайший композитор 28 июля 1750 года и был похоронен возле церкви, где прослужил 27 лет.
Неоценим вклад великих композиторов в богатейший фонд мировой культуры. Их великий гений смог соединиться с музыкой иных сфер, выступив ее проводником в мире людей.
Заключение.
Подводя итог, можно сказать следующее. В ходе работы над проектом я достиг поставленных целей и задач. Я был в церкви св. благоверного князя Александра Невского, слышал церковное пение, пела группа певчих, начало многих песнопений исполнял один человек или священник, позже присоединялся весь хор (у нас в церкви было несколько человек). Я подтвердил свою гипотезу, что духовная музыка является для человека умиротворением и действительно повышает нравственный уровень нашего общества. Сделал вывод о том, что духовная музыка -это та, в которой обращаются к Богу, Богородице, святым, ангелам, в ней добро, покой, свет, гармония, приятные стройные голоса, которые стремятся ввысь, к куполу церкви, к куполу неба, к Богу. В этой музыке обращение к нашей душе, но главное – это то, что духовная музыка и тексты несут веру, надежду, любовь, тепло и свет, заставляет задуматься о добре и зле, даёт духовные и даже физические силы, опору, снимает стресс, приводит в порядок мысли. Музыки в мире много, в разные моменты мы слушаем музыку в соответствии с настроением, жизненной ситуацией, но я знаю точно- именно духовная музыка, посвящённая Богу, в важные моменты жизни поможет разумному принятию правильного решения.
Информационные ресурсы:
Одна беседа. Лев Кассиль
Филимоновская игрушка
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
На горке
Плавает ли канцелярская скрепка?