Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_zdorove.docx | 279.79 КБ |
МБОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа»
Влияние музыки на здоровье человека.
Выполнила: Хольшина Виктория
ученица 9 класса
МБОУ «Калининская СОШ»
Руководитель: Хольшина И.М.
2018
Содержание
I. Введение …………………………………………………………… стр. 3
II. Основная часть. Влияние музыки на здоровье человека.
2.1 Как применяли музыку для лечения в древние времена………….стр.4
2.2 Современные ученые о влиянии музыки на организм человека ..стр.5
2.3 Что такое «музыкотерапия»?……………………………………....стр.5
2.4 Музыка лечит. «Эффект Моцарта»……………………………..…стр.6
2.5 Какая музыка разрушает здоровье человека?…………………… .стр.7
III. Практическая часть. Эксперименты.
3.1 Эксперимент №1. «Рисунок» …………………………………… .стр.8
3.2 Эксперимент №2. «Ассоциации»………………………………… стр.9
3.3 Эксперимент №3. ……………………………………………….. стр.9
IV. Заключение …………………………………………………….. стр.11
V. Литература………………………………………………………… стр. 12
VI. Приложение ……………………………………………………… стр. 13
I. Введение.
Однажды во время уроков в школе у меня запершило в горле. Учительница музыки сказала, что помочь вылечить горло может пение. Этот метод называется «вокалотерапия». Для начала нужно мурлыкать любимую мелодию про себя, затем постепенно усиливать голос. А когда достаточно распелся – можно петь в полный голос со словами. Этим методом пользуются многие врачи.
Мне стало интересно, как ещё музыка может влиять наздоровье человека? Какие болезни помогает лечить?
В своей работе я решила ответить на эти вопросы.
Тема исследования: влияние музыки на здоровье человека . Цель: выявление влияния музыки на здоровье человека.
Задачи:
Гипотеза:
Могу предположить, что музыка помогает организму человека справиться с болезнями. Музыка влияет на человека по-разному.
Актуальность:
Музыка так же обладает способностью оказывать заметное воздействие на умственное, эмоциональное и другие состояние человека .
Объект исследование:
Организм человека
Предмет исследование: музыка
Методы исследования:
Музыка лечит душу и тело.
(надпись на музыкальном инструменте
эпохи Возрождения)
II. Основная часть. Влияние музыки на здоровье человека.
Как применяли музыку для лечения в древние времена.
Еще с древних времен люди применяли музыку для лечения. Царь Давид игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саида. Гиппократ лечил с помощью музыки бессонницу и эпилепсию, а так же душевнобольных людей. Он доказал, что определенные ноты влияют на определенные органы:
Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора. Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специальных составленных композиций. Каждое утром начинал с пения, по его словам это помогала возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум от сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых. Пифагор ничуть не колебался относительно влияние музыки на организм человека, и повсеместно доказывал огромное ее воздействие на чувства и эмоции человека , на ум и тело . Он даже ввел такое понятие как – «музыкальная медицина » . «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественными и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире » -говорил древнегреческий ученый .
В I веке до нашей эры Парфии музыкой лечили от душевных переживаний и тоски. Для этого был специально построен музыкально- медицинский центр.
В парфянском царстве (III век до нашей эры) был построен музыкально-медицинский центр, в котором с помощью мелодий изгоняли тоску.
Древнекитайские врачи считали, что музыкой можно вылечить любые болезни. В современном Китае таблетки и лекарства считают мусором для человеческого организма. Поэтому выпускают музыкальные альбомы: "Пищеварение", "Бессонница", "Мигрень", "Печень", "Легкие", "Сердце". Они заменяют больным лекарственные травы и даже таблетки.
На Руси издавна подмечено исцеляющие свойства колокольного звона, им лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными в современности установлено, что колокольный звон содержит резонансное ультразвуковое излучение , убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями.
Современные ученые о влиянии музыки на организм человека.
Начиная с XIX века, зарубежные и русские ученые начали проводить исследования и эксперименты, чтобы изучить воздействие музыки на организм человека. Они пришли к выводу, что многие мелодии обладают лечебным эффектом. Русский ученый, академик Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыка «положительно влияет на дух, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость».
Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье:
музыкальные звуки создают поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Электромагнитные волны внутри нас изменяют ритм дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений.
Академик В.М.Бехтерев, известный психоневролог, научно доказал благотворное влияние музыки на дыхание, газообмен, ЦНС, кровообращение,
Известным русским хирургом академиком Б. Петровским музыка использовалась во время сложнейших операций, что обеспечивало более гармоничную работу организма.
Что такое «музыкотерапия»?
В настоящее время в медицине существует направление, которое называется «музыкотерапия». Музыкотерапия - это «исцеление музыкой». В Москве при музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.
Существуют два вида музыкотерапии:
1.пассивная музыкотерапия - когда человек является слушателем;
2.активная музыкотерапия - это пение, игра на музыкальных инструментах, исполнение хороводов, танцев.
Музыка лечит. «Эффект Моцарта».
В музыкотерапии есть понятие эффект Моцарта».
Музыка этого композитора хорошо лечит нервные расстройства, особенно у детей. Если ежедневно ребенку давать слушать произведения Моцарта по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней он будет вести себя более спокойно.
Знаменитый французский актер Жерар Депардье в юности сильно «заикался, специалисты не могли ему помочь. По совету врача он начал ежедневно по два часа слушать музыку Моцарта. Уже через несколько месяцев избавился от заикания.
В качестве эксперимента серенады Моцарта исполнялись специально для коров. Результат был удивительный: буренки давали в два раза больше молока!
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного. Поэтому врачи разработали специальные рецепты музыкотерапии. Произведение Моцарта полезно слушать перед экзаменами или тестами где требуется творческое мышление ,поиск нестандартных решений для этого лучше всего подготовят произведение великого композитора .
Произведения несут в себе очень мощный энергетический заряд , заряжают мозг , словно будят его и пробуждают его смекалку и реактивность
Лучше всего это выполняют симфонии и концерты для скрипок .
Мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе. Проведены компьютерный анализ ,что в произведениях Моцарта предпочитал мажорные тона . Следовательно ,слушая этого ,поистине великолепного композитора и музыканта сознательно стремимся к победе.
Музыка не только лечит.
Однако применение музыки в лечебных целях имеет некоторые противопоказания и ограничения, о которых следует обязательно знать. Не стоит чрезмерно увлекаться сочинением Шуберта и Вагнера, их произведения, по мнению музыкотерапевтов, могут пробуждать низменные инстинкты, ноктюрны Шопена могут усугубить депрессию. Современная рок-опера может вводить в состояния стресса и подавленности.
Современная рок-музыка может вводить в состояния стресса. Слишком быстрая и громкая диссонансная музыка вызывает усиленный выброс адреналина, что не всегда и не всем полезно.
Есть музыкальные направления, которые разрушают здоровье. Медики и психологи относят к ним панк-рок, тяжелый рок, хэви-металл. Эта музыка действует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые наш организм воспринимает. Эти звуки разрушают мозг. Такая музыка часто исполняется очень громко. Человеческое ухо может справляться с шумом до 85 реактивного двигателя). Слух ухудшается.
Интересный опыт провели японские ученые: кормящие мамы, слушавшие классические мелодии, были более спокойны, у них увеличивалась лактация на четверть. Мамы, которые слушали рок- композиции, нервничали, количество молока у них сокращалось вдвое.
Ученые утверждают, что необходимо контролировать музыку, которая нас
окружает. Следите за своими реакциями, если музыка вызывает внутренний протест (жанр, исполнение, неприятные ассоциации), то использовать ее в качестве терапии не стоит, даже если она рекомендована врачом.
Рецепты
При хронической усталости обеспечит зарядом бодрости и энергии Скрипичный концерт и Венгерские танцы Брамса
Бессонница. Немецким ученым установлено ,что колыбельные песнигораздо эффективнее снотворных. Прослушиваемые на ночь колыбельные обеспечивают глубокий здоровый сон , как детям ,так и взрослым .
Алкоголь лечится под звуки балета Равеля Данфис и Хлоя .
Шизофреники ведут более стабильнее под музыку Генделя.
Улучшение кровообращения вызывают звуки кларнета или флейты-пикало.
Нормализует давление и сердечную деятельность негромкие, спокойные и мелодии струнных инструментов и Свадебный марш Ф. Мендельсона
Мигрень Японские врачи от мигрени предлагают Весеннюю песни Мендельсона, американец в Париже Гершина, юморески Дворжака и полонез Огинского.
Будущим мамам полезно слушать классику, которая способствует правильному формированию косной структуре плода .
III. Практическая часть.
Эксперимент №1.
Влияние музыки на чувства, настроение и активность человека. Тест «Рисунок».
В эксперименте участвовали 10 учеников 2а класса.
Цель: выяснить, как второклассники воспринимают разную музыку; как она влияет на их чувства, настроение, активность.
Ход эксперимента
1. прослушать музыкальное произведение;
2.передать цветом свое настроение от музыки (рисовать цветными карандашами).Можно использовать несколько цветных карандашей в одном рисунке.
Эксперимент проходил в течение 3-х дней.
Первый день – прослушивание поп-музыки («Wheretoyougo»);
второй день –музыка стиля металл (Metallica «Untilitsleeps»);
третий день: - классическая музыка (В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»).
Результаты:
Направления | Количество выборов цвета учащимися | |||||||
Цвета 1-ой группы | Цвета 2-ой группы | |||||||
Синий, голубой | зелёный | красный, розовый | жёлтый | фиолетовый | коричневый | серый | чёрный | |
Поп-музыка | 7 | 5 | 7 | 3 | 2 | 2 | 0 | 0 |
Металл | 4 | 0 | 4 | 5 | 2 | 6 | 1 | 6 |
Классика | 4 | 3 | 13 | 5 | 2 | 2 | 0 | 0 |
Что обозначает цвет (Люшер):
1-ая группа: синий – спокойствие, удовлетворение;
зелёный – настойчивость; стремление к самоутверждению;
красный – сила, активность, стремление действовать и добиваться успеха;
желтый - стремление смотреть вперед и надеяться.
2-ая группа: фиолетовый, коричневый, черный, серый.
Эти цвета говорят, что человек испытывает чувство тревоги, стресс, огорчение, страх.
Выводы:
После прослушивания поп-музыки большинство учащихся выбрали цвета первой группы.
После прослушивания музыки металл больше выбрали темных цветов второй группы.
После прослушивания классической музыки большинство ребят выбрали цвета первой группы (Приложение 1, Приложение2).
Проведенный эксперимент доказал, что музыка влияет на настроение, чувства человека. Музыка разных направлений влияет на человека по-разному.
Эксперимент № 2. «Ассоциации»
В эксперименте участвовали 11 учеников 2а класса.
Цель: узнать, какие ассоциации вызывает музыка разных направлений у учеников; какие эмоции вызывает.
Ход эксперимента: Прослушать музыкальное произведение. Записать слово-ассоциацию. Определить характер музыки, свое настроение. Нарисовать во время прослушивания музыкального произведения животное (реальное или фантастическое).
Произведения для прослушивания:
1-ый день: Боккерини «Менуэт»
2-ой день: группа «Ария», «Игра с огнем».
Результаты эксперимента:
Боккерини «Менуэт» | Группа «Ария», «Игра с огнем». | |
Ассоциации | Вальс, бал, балет, поляна с цветами, трава и лес, ветер и осень, я на горе | лошадь, верблюд, ковбой на лошади, я бегу |
Характер музыки | грустно-весёлая, спокойная, радостная, весёлая | грозная, громкая, крутая, жесть |
Настроение | радость, спокойствие, чудесное, весёлое | весёлое, нормальное, супер |
Выводы:
Прослушивание классической музыки вызвало у всех участников эксперимента радостное, спокойное, грустно-весёлое настроение. На рисунках (Приложение 3) ласковые, добрые животные. Цвета яркие или нежные.
Характер рок-музыки ребята определили как грозный, крутой. Настроение у большинства весёлое или нормальное. По силе звучания - слишком громкая. На рисунках (Приложение 4) есть хищные животные, некоторые ребята нарисовали зубы, копыта, клюв, острые крылья. Многие выбрали тёмные цвета.
Можно сделать вывод, что музыка влияет на настроение человека, его чувства.
Эксперимент №3. Влияние музыки разных направлений на самочувствие человека .
В эксперименте участвовали 15 учеников 2а класса. Эксперимент проводился в течение трех дней.
Цель: выяснить, как второклассники оценивают свое самочувствие до и после прослушивания музыки разных направлений.
Ход эксперимента
1.Оцените свое самочувствие в баллах до прослушивания музыки. Запишите в таблицу.
2.Оцените свое самочувствие в баллах после прослушивания музыки. Запишите в таблицу.
Баллы: 1- очень плохое, 2- плохое, 3 –нормальное, 4 –хорошее, 5 – отличное.
Каждый ученик заполнил таблицу:
До прослушивания | После прослушивания | |
самочувствие |
Результаты:
До и после прослушивания поп-музыки(«Wheretoyougo»):
Самочувствие | До прослушивания | После прослушивания |
очень плохое | 0 | 0 |
плохое | 0 | 0 |
нормальное | 3 | 0 |
хорошее | 3 | 3 |
отличное | 9 | 12 |
До и после прослушивания музыки металл(Metallica «Untilitsleeps»):
Самочувствие | До прослушивания | После прослушивания |
очень плохое | 0 | 2 |
плохое | 0 | 0 |
нормальное | 3 | 3 |
хорошее | 4 | 2 |
отличное | 8 | 8 |
До и после прослушивания классической музыки(В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада):
Самочувствие | До прослушивания | После прослушивания |
очень плохое | 0 | 0 |
плохое | 0 | 0 |
нормальное | 3 | 1 |
хорошее | 3 | 1 |
отличное | 10 | 13 |
Выводы:
После прослушивания поп-музыки 6 ребят отметили, что их самочувствие стало лучше.
После прослушивания музыки металл 1 ученик отметил, что самочувствие стало лучше и 3 ученика, что самочувствие стало хуже.
После прослушивания классической музыки 5 учеников отметили, что самочувствие стало лучше.
Можно сделать вывод, что прослушивание ритмичной поп-музыки и музыки классической может улучшить самочувствие (Приложение5).
Выдвинутая в начале работы гипотеза - музыкаразных стилей влияет на человека по-разному и может помочь человеку справиться с болезнями -подтвердилась в ходе проведенных экспериментов.
IV. Заключение
Музыка влияет на состояние человека. Разные направления музыки могут оказывать разное влияние (положительное и отрицательное).
Практическое использование.
На уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии лучше использовать классическую музыку. Современную популярную музыку - во время проведения классных праздников, игровых программ, физминуток.
Хочется всем участникам и учителям крепкого здоровья. Чаще слушайте музыку, ведь в ней вся сила духа.
Закончу свое выступление такими словами:
Да, музыка так хороша.
Она от зла и лжи оберегает.
Смеется в упоении душа-
Мелодия ее заполняет.
Я призываю, вас услышьте ее тон
Он организм здоровьем наполняет.
Поймете вы тот чудный камертон,
Который нас высокой нотой окрыляет.
V. Литература
Приложение .
Влияние музыки на самочувствие человека
Музыкальные рецепты:
1.Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
2.Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы многие произведения Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
3.Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию № 6», часть 2, Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны» Дебюсси.
4.Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата № 21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет № 5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.
5.Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия № 1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.
6.Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию», 3 часть, Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена, «Прелюдию № 1, опус 28» Шопена и «Венгерскую рапсодию № 2» Листа.
7. Для уменьшения чувства обиды и озлобленности, а также зависти к успехам других людей специалисты рекомендуют слушать «Итальянский концерт» Баха» и «Симфонию» Гайдна.
Музыкальные рецепты:
1.Уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
2.Уменьшают раздражительность и способствуют лечению бессонницы многие произведения Бетховена («Лунная соната», «Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
3.Для общего успокоения полезно слушать «Симфонию № 6», часть 2, Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны» Дебюсси.
4.Снять симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата № 21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет № 5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.
5.Быстро избавиться от головной боли помогают «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия № 1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.
6.Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности и настроения полезно слушать «Шестую симфонию», 3 часть, Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена, «Прелюдию № 1, опус 28» Шопена и «Венгерскую рапсодию № 2» Листа.
7. Для уменьшения чувства обиды и озлобленности, а также зависти к успехам других людей специалисты рекомендуют слушать «Итальянский концерт» Баха» и «Симфонию» Гайдна.
Заяц-хваста
Знакомимся с плотностью жидкостей
Глупый мальчишка
Невидимое письмо
Пейзаж