Несколько лет Екатерина является солисткой вокольной группы "Аккошлар",
которая исполняет татарские песни. В своей работе она рассказывает о
истории возникновения татарского фольклора и группы "Аккошлар".
Вложение | Размер |
---|---|
Татарский фольклор. | 2.67 МБ |
npk_2017g_wecompress.com_.ppt | 1.31 МБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа Заиграевский район Районная научно-практическая конференция «Первые шаги.» Номинация: история родного края Тема работы «Татарский народный фольклор» Выполнила: Адигамова Екатерина Руководитель: Балаганская Светлана ИвановнаСлайд 2
Обоснование проекта В нашей школе идет работа по изучению истории культур народов, живущих в нашем селе, районе и республике, и я заинтересовалась данной темой.
Слайд 3
Задачи: 1.Углубить знания об истории родного края. 2.Выявить особенности и значение татарского фольклора. 3. Воспитывать уважение к родным истокам, родной земле, языку и малой родине.
Слайд 4
Актуальность: Отечество начинается с малой Родины, а малая родина – с дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села, в котором ты родился и вырос.
Слайд 5
Гипотеза: «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Методы - метод наблюдений - поисковый метод; -архивные материалы; -встречи с жителями села.
Слайд 6
Введение Наше село Старый Онохой находится на берегу реки Уды в 30 километрах от города Улан-Удэ. В основном в селе проживают русские-50%, татары-20%, семьи смешанного брака между русскими и татарами-30% и только две бурятских семьи. Я родилась в татарской семье, и с самого раннего детства я слышала татарскую речь. Моя бабушка пела мне колыбельные песни и рассказывала сказки на татарском языке. Мне очень нравилось слушать её и хотелось узнать ещё больше.
Слайд 7
Когда поступила в 1 класс, я стала участницей кружка народно-прикладного творчества при музее татарского народа, где мы не только делаем поделки , но и под руководством Зайнутдиновой Рашиды Измаиловны изучаем обычаи, традиции татар и проводим национальные праздники. А на одном из праздников сбылась моя мечта – я спела татарскую песню, да ещё и в красивом национальном костюме . И сегодня я вам расскажу ,что мне удалось узнать о татарском фольклоре и как он процветает в нашем селе.
Слайд 8
Фольклор Фольклор -это народное устное творчество, не имеющее автора и отражающее традиции жизни общества. Своё начало фольклор берёт в далёкой древности. Он зарождался и возник тогда, когда человечество ещё не имело письменности. В разных формах фольклора люди формировали свои чувства и эмоции, а после устно передавали свои знания другим. В татарском фольклоре отразились исторические особенности жизни татар. Устное народное творчество включает в себя песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки. считалки, игры.
Слайд 9
Сказки Сказки татарского народа основывались на сюжетах, присущих сказкам других народов. Но все же отличались некоторыми особенностями, которые были только у конкретной национальности. Волшебные сказки включали в себя элементы магии. Популярным героем был Таз(Плешивый). В русских сказках этого героя называют Иван-дурак. Хитроумный Таз — это образ самого бедного, угнетенного, униженного человека. Но он мудр и хитер и побеждает врагов. Народ относится к нему с большой симпатией. В других сказках бедняк, пастух или батрак своим умом и хитростью побеждает богача.
Слайд 10
Популярными были и сказки о животных. Нередко герои наделялись человеческими качествами. Со временем сказки о животных станут главным орудием для высмеивания пороков человека. В сентябре этого года у нас в гостях побывал Государственный академический театр кукол города Казани «Экият» (Сказка), и мы с удовольствием посмотрели татарскую народную сказку « Коза и баран ». В этой сказке высмеивается жадность и глупость богача, а побеждает добро и правда .
Слайд 11
Песни. Татарский музыкальный фольклор так же, как и фольклор других народов, имеет тысячелетнюю историю. Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков! Как говорил великий татарский поэт Габдулла Тукай: «Народные песни – и пушки не разбили, И стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа. Они живы и здравствуют, они всегда будут звучать. Народные песни дороже жемчугов и рубинов и потому их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные песни – зеркало народной души. Потому что какую бы народную песню мы не взяли, при тонком исследовании и изучении она, без сомнения, раскроет перед нами душу народа, расскажет о его чаяниях, поведает думы и мысли»
Слайд 12
Татарские народные песни разделяют на лирические и эпические. Лирические песни считаются у татар самой популярной частью народно-песенного наследия. Татарские песни делятся на несколько видов: - баиты, - протяжные песни, - деревенские напевы, - короткие песни, - сложные напевы, - такмаки, - игровые.
Слайд 14
Ансамбль «Аккошлар» Ансамбль «Аккошлар» был организован в 1993 году директором ДК Шамовой Галиной Кирилловной. Первыми участниками ансамбля были Батталова Сахия Гилязетдиновна ,Шакирова Рахима Галдиевна, Валеева Софья Хузеевна, Назипова Наиля, Адигамова Зальфира Нигматуловна.
Слайд 15
В этом же году в гости к нам приезжали татары из Иркутска. Праздник назывался «Встреча друзей». Здесь прозвучали татарские песни в исполнении иркутян и ансамбля. Это был дебют «Аккошлара». Здесь прозвучали баиты – это самый древний жанр татарского творчества, рассказывающий трагедию того или иного времени. Они пели о том, что много лет назад оставили свою родину и приехали на чужбину ,и теперь этот край стал им родным.
Слайд 16
Позднее в коллектив влились молодые исполнители : Саттарова Насима, Саттарова Олеся, Саттарова Назиля, Янькова Татьяна, Сапожникова Олеся .
Слайд 17
В 2004 году ансамбль принимал участие в первом районном фестивале национальных культур «Содружество сердец» и в том же году ездили на республиканский фестиваль Здесь они исполняли лирические песни, в которых распространены образы природы «Кара урман» (Дремучий лес), «Салкын чишмэ»(Холодный ручей»), «Идел» (Волга). В этих песнях воспевается любовь к родине, к человечеству .
Слайд 18
В 2007 году участница ансамбля Чайка Насима Ренатовна, которая с 2005-2010 год была председателем автономии татар Бурятии , выезжала в город Новосибирск на фестиваль татарской песни «Йолдэзларэ» (Звёзда).
Слайд 19
Со временем состав группы менялся, так как участники коллектива заканчивали учёбу и уезжали из деревни, ансамбль стал пополнятся маленькими участниками.
Слайд 20
В 2008 году «Аккошлар» получил приглашение от татарского центра на встречу с Надеждой Георгиевной Бабкиной- солисткой группы «Русская песня»
Слайд 21
С 2007 года ансамбль ежегодно принимает участие в традиционном республиканском празднике-фестивале «Сабантуй», который проходит в нашем селе или в Мухоршибири. Здесь звучат в основном игровые песни, задача которых увеселительность, танцевальность, хороводность, а это значит единение народов.
Слайд 22
Ансамбль «Аккошлар» давно стал узнаваемым не только в районе, но и в республике. Они восхищают зрителей своими сложными напевами. Например, лицо любимой уподобляется «сиянию зарницы». Символы одиночества и тоски - это «одинокий месяц», «грустная кукушка», «отставший от стаи лебедь». Некоторые песни названы именами девушек Марфига, Сания, Зубаржат.
Слайд 23
Я тоже принимаю участие в различных мероприятиях. В 2015 году выступала на празднике Сабантуй. В 2016 году была участницей конкурса «Золотые звёздочки», где получила Диплом III степени.
Слайд 24
Приняла участие в IV Международном фестивале «Найрамдалай дугы». В этом году я участвовала в телепередаче, где рассказывалось о народных традициях нашего села. Моя любимая песня «Урман радиосы» (Лесное радио). В ней поётся о том , что рано утром до восхода солнца все собираются в лесу и слушают пение птиц .
Слайд 25
Национальный костюм Рассказать о народном фольклоре и не рассказать о национальном костюме невозможно. Национальный костюм хранит в себе какие-то тайны и традиции. Татарские наряды всегда выделялись яркостью и обилием украшений. Наряд для девочки представляет собой платья с несколькими ярусами. Оно закрывает плечи, шею и рукава. Сверху платья одевают камзол (безрукавка). На голове непременно красуется национальный головной убор, а с него деликатно спадает полупрозрачная вуаль. Волосы заплетены в 2 косы .В каждую косу вплетаются на ленточке чулпы- украшение из монет
Слайд 26
На голову незамужние девушки надевали шапку или калфак. Женщины в браке должны были закрывать все волосы и спину. Поэтому в головные уборы всегда включались волосники и покрывала.
Слайд 27
Большое внимание уделялось красному цвету. Он говорил о родовитости своего хозяина, а чуть позже стал указывать на денежную состоятельность. Сейчас одежду красного цвета начали надевать на какие-то праздники и мероприятия, так как она считается нарядной. Татарский костюм тесно связан с национальными традициями и обычаями, поэтому мы должны хранить традиции своих предков.
Слайд 28
Заключение Фольклор отражает индивидуальные особенности татарского народа. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору подрастающее поколение, ученые, историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что значение фольклора просто неоценимо для науки. Но в то же время мы знаем, что фольклор постоянно находится в процессе развития и меняется вместе с жизнью .
Слайд 29
Хочется не просто носить татарскую фамилию, а действительно быть татаркой, знающей язык и культуру своего народа, развиваться вместе с ней и самой участвовать в её развитии. Я горжусь тем, что я - татарка и стараюсь, во что бы то ни стало, продолжать традиции наших предков.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Заповеди детства и юности
Как нарисовать небо акварелью
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Твёрдое - мягкое
Девочка-Снегурочка