Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы. На них вырастают поколения. Мультики понятны каждому. Но без чего нельзя себе представить ни один мультфильм? Конечно же, без музыки.
Музыка в мультипликации играет очень важную роль. О роли музыки, о тех великих композиторах и их вечных произведениях и, конечно, о любимых всеми мультфильмах пойдет речь в моей работе.
Тема моей работы: Классическая музыка в мультипликации
Цель работы: Изучить как классическая музыка влияет на мультипликацию.
Область исследования: Анимационное искусство.
Объект исследования: Музыка в мультипликации.
Предмет исследования: Становление и развитие музыки в мультипликации.
Гипотеза исследования: Ни один мультипликационный фильм не может существовать, быть популярным и любимым без музыкального сопровождения. Это связано с воздействием музыки на чувства, восприятия сюжета и раскрытия художественного образа.Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю возникновения мультипликации в различных
источниках информации;
2) Выявить причину появления музыки в мультфильмах;
3) Определить роль музыки в современной анимации;
4) дать понятие классической музыки, узнать, в каких мультфильмах авторы используют классическую музыку и музыку каких композиторов они используют;
5) Провести анкетирование учащихся, с целью сбора дополнительной
информации по теме исследования;
Методы исследования:1. Анализ и синтез материала из различных источников информации.
2. Просмотр и анализ мультфильмов разных направлений и поколений;
3. Определение музыкальных стилей в анимации;
4 Анкетирование с целью сбора дополнительной информации по теме
исследования;
5. Обобщение данных в ходе работы
Практическая значимость исследования. Данный материал может быть использован на уроках музыки, МХК, изо, классном часе, а также всеми интересующимися мультипликацией и музыкой.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.91 КБ |
mazurova_5a.ppt | 1.82 МБ |
Республиканская научно-практическая конференция
«Музыкальная академия школьника»
Тема
«Классическая музыка в мультфильмах»
Выполнила ученица 5А класса
МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»
Мазурова Анстасия
Научный руководитель:
Пилюгина Мария Валерьевна
Чебоксары, 2019
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы |
10 |
«Человек, который живет без сказки, музыки и фантазии, несчастлив. Он ничего хорошего в жизни не сделает»
Инесса Ковалевская, известный режиссер-мультипликатор
Введение
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы. На них вырастают поколения. Мультики понятны каждому. Но без чего нельзя себе представить ни один мультфильм? Конечно же, без музыки.
Музыка в мультипликации играет очень важную роль. О роли музыки, о тех великих композиторах и их вечных произведениях и, конечно, о любимых всеми мультфильмах пойдет речь в моей работе.
Тема моей работы: Классическая музыка в мультипликации
Цель работы: Изучить как классическая музыка влияет на мультипликацию.
Область исследования: Анимационное искусство.
Объект исследования: Музыка в мультипликации.
Предмет исследования: Становление и развитие музыки в мультипликации.
Гипотеза исследования: Ни один мультипликационный фильм не может существовать, быть популярным и любимым без музыкального сопровождения. Это связано с воздействием музыки на чувства, восприятия сюжета и раскрытия художественного образа.Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю возникновения мультипликации в различных
источниках информации;
2) Выявить причину появления музыки в мультфильмах;
3) Определить роль музыки в современной анимации;
4) дать понятие классической музыки, узнать, в каких мультфильмах авторы используют классическую музыку и музыку каких композиторов они используют;
5) Провести анкетирование учащихся, с целью сбора дополнительной
информации по теме исследования;
Методы исследования:1. Анализ и синтез материала из различных источников информации.
2. Просмотр и анализ мультфильмов разных направлений и поколений;
3. Определение музыкальных стилей в анимации;
4 Анкетирование с целью сбора дополнительной информации по теме
исследования;
5. Обобщение данных в ходе работы
Практическая значимость исследования. Данный материал может быть использован на уроках музыки, МХК, изо, классном часе, а также всеми интересующимися мультипликацией и музыкой.
Глава 1. Особенности развития мультипликации
1.1 История возникновения анимационного кино.
На протяжении всего своего существования человек пытался отразить движение в своем искусстве. Первые попытки передачи движения в рисунке относятся примерно к 2000 году до нашей эры (Египет).
Сегодня передача движения может быть реализована средствами анимации. Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.
Синоним «анимации» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства. Принятое в мире профессиональное определение «анимация» (в переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.
Анимация, как и любой другой вид искусства, имеет свою историю. Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом. Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой – клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке.
Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания Томом А. Едисоном фотокамеры и проектора. Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц».
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер.
В 1936 г. в Москве по решению правительства была создана специальная студия рисованных фильмов "Союзмультфильм". В этот период в своих работах художники-мультипликаторы начинают постепенно осваивать цвет (Выходят первые цветные детские фильмы "Сладкий пирог" (1937 г., реж. Д.Бабиченко), "Красная шапочка" (1937 г., реж. В. и 3.Брумберг), "Маленький Мук" (1938 г., реж. О.Ходатаева), и т.д. Эти произведения интересны своим изобразительным решением, богатством творческих находок, значительным ростом режиссерского мастерства в области рисованного детского фильма.
1.2 Появление музыки в мультипликации.
Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в мультфильмах активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Звуковое решение мультипликации имеет свои особенности.
Во-первых, мультипликационные персонажи весьма часто требуют необычных голосов (преображенных, трансформированных). Эти трансформированные голоса должны точно совпадать и с образом персонажа, и с его артикуляцией.
Во-вторых, в мультфильмах желательно порою и необычные шумы, и необычная музыка (с необычным звучанием музыкальных инструментов).
В-третьих, обычная музыка и обычные звуки должны тоже совпадать с необычными персонажами. Одни сцены снимают под готовую фонограмму, другие озвучивают после съемок. Активнее всего в аниме используется так называемая «атмосферная музыка» — тематические композиции, используемые для задания тона сцены.
Звуковые мультфильмы возможны без слов, но без музыки вряд ли. Под музыку персонажи ходят, бегают, плавают, летают... Под музыку поют и танцуют. Музыка выражает их чувства. А порою наше отношение к ним: сочувственное или насмешливое. Музыка может звучать привычно, а может поражать своей причудливостью (необычным звучанием необычных музыкальных инструментов). Существует особый «жанр» — музыкальная мультипликация, где музыка звучит с первой до последней секунды. Без музыки невозможен их сюжет. Можно комбинировать обычные и необычные звуки или шумы. Порою обычные шумы производят более сильное впечатление. Например, нарисованный человек нырнул в нарисованную речку, а зрители слышат «настоящий» всплеск воды. Как правило, все обычные шумы получены в фильмах не совсем обычно: искусственно. Конечно, хорошо, когда для нового мультфильма сочинена новая музыка, но неплохо, когда используют и уже известные мелодии. Зрители, узнавая мелодии в новых, неожиданных ситуациях, получают еще большее удовольствие от фильма. Есть просто музыкальные мультипликационные фильмы, в которых ведущая роль принадлежит музыке. Вспомним "Бременских музыкантов" (режиссер И. Ковалевская, композитор Г. Гладков), "Времена года" (И. Иванов-Вано на музыку П. Чайковского), "Как жены мужей продавали" (режиссер И. Гурвич, с использованием украинских народных песен) и многие другие.
Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода фильма издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для мультфильмов обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.
Благодаря миру анимации, работы Чайковского в «Спящей красавице», Баха, Стравинского, Мусоргского, Шуберта в «Фантазии» Диснея стали гораздо ближе рядовому слушателю, далекому от консерваторий и в популяризации классической музыки – одна из больших заслуг мультипликации. В производстве мультфильмов нередко бывает так, что музыка на 2/3 пишется задолго до окончания работы над всей картиной. Художникам еще только предстоит провести над столами с бумагой и карандашами многие месяцы не разгибаясь, а музыка уже будет жить своей жизнью. Не стоит также забывать о песнях, являющиеся главными в классических полнометражных мультфильмах студии Диснея. Немногие фильмы могут похвастаться тем, чтобы после посещения кинотеатров песни, исполненные в них и написанные специально для них, не забывались, а наоборот – распевались и шли в широкой массы. Например, песни из той же «Русалочки» (Little Mermaid), написанные Аланом Менкеном и Говардом Ашманом, та же 'Under The получили даже призы за «лучшую песню» и «лучшую звуковую дорожку». Такие двойные успехи в истории студии пошли один за другим, повторившись в «Красавице и Чудовище», «Алладине» (в котором Ашмана сменил Тим Райс), «Короле Льве» (продукт сотрудничества Райса, элтона Джона и Ханса Циммера). С «Короля Льва» песенный успех диснеевской продукции начал сходить на нет, ровно, как и интерес у аудитории к нарисованной вручную анимации.
1.3 Классическая музыка в анимации.
Большинство из нас любит мультфильмы, и любовь эта не зависит от возраста. Добрые и смешные, трогательные и таинственные сюжеты не оставляют равнодушными ни ребенка, ни взрослого. Мультики понятны каждому. Классическая музыка звучит в очень многих мультфильмах и мультипликационных сериалах, и, порою, неискушенные зрители даже не догадываются, что это классика. Мы попытаемся рассмотреть те мультфильмы, где классическая музыка является главным действующим лицом или выполняет особо важную роль в развитии сюжета.
Что же такое «классическая музыка»? Под этим термином понимают музыку любой эпохи, которая «прошла проверку временем» и продолжает нас волновать.
Чаще всего музыка служит вспомогательным фоном к основному сюжету. Но есть мультфильмы, в которых классическая музыка является главным действующим лицом.
Начнём с известного мультфильма "Щелкунчик" (Союзмультфильм, 1973) Ни один Новый год не обходится без этой сказки и без показа старого отечественного мультфильма по мотивам сказки Эрнста Гофмана и балета Петра Чайковского. Балет "Щелкунчик» весьма популярен у мультипликаторов из разных стран, по его мотивам поставлено по крайне мере ещё четыре полнометражных мультфильма и несколько небольших.
Бессмертная диснеевская «Фантазия» (1940г.) - это первая полномасштабная и, возможно, самая красивая реализация классической музыки в анимации. В фильме использована музыка Баха, Чайковского, Стравинского, Бетховена, Мусоргского, Шуберта и Дебюсси.
Симфоническая сюита "Петя и волк" Сергея Прокофьева - один из любимых материалов для мультипликаторов. Самые известные мультипликационные постановки "Пети и волка" снимали студия Дисней в 1946г., наш Союзмультфильм в 1958г., и очень необычный анимационный фильм был снят в 2007г. польской студией "Семафор" в содружестве с аниматорами из разных стран.
В 1969 году Иван Иванов-Вано создал мультфильм «Времена года». Это фантазия на музыку из альбома «Времена года». Всего восемь минут ожившей сказки, а положительных эмоций хватит надолго.
В 1946 году вышел в прокат музыкальный фильм «Весенние мелодии». Это замечательный мультфильм о пробуждении природы. Все звуки оживают в красочном танце, прославляющем весну. Танцуют все: и летучие мыши в ночи, и только что проснувшаяся бабочка, и прилетевшие с юга птицы
В мультфильме режиссера Гарри Бардина «Гадкий утенок» использована музыка из балета Лебединое озеро.
Еще множество замечательных мультфильмов иллюстрируют нам доступным и понятным языком классическую музыку.
Музыка звучит и в современных мульфильмах. Мы можем услышать Ф.Шуберта в мультфильме «Иван царевич и серый волк»
В мультсериале «Незнайка на Луне» использована музыка из произведений Михаила Ивановича Глинки, Камиля Сен-Санса, Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза, Александра Бородина, Иоганна Штрауса, Джоаккино Россини, Рихарда Вагнера, Эдварда Грига, Поля Дюка, Модеста Петровича Мусоргского и других композиторов в аранжировке Юрия Прялкина. Например Ромашка поет песню на музыку Эдварда Грига "Песня Сольвейг".
В мультсериале «Маленькие Эйнштейны» использованы произведения
П.И.Чайковского.(«Лебединое озеро», «Щелкунчик»
), Л.ван Бетховена. (Симфония № 5.), Иоганна Штрауса. («На прекрасном голубом Дунае.»)
Антонина Дворжака.(« Юмореска.»),Шарля Гуно. (Марш марионеток.), Франца Шуберта. (Неоконченная симфония.), Вольфганга Амадея Моцарта.(Симфония № 40.), Бедржиха Сметаны. (Влтава.), Жана Жозе Муре. (Рондо.) и Фридриха Генделя. («Музыка на воде»).
Успех мультиков про «Машу и Медведя» сложился из нескольких факторов: простая, но симпатичная анимация, вечные сюжетные вариации «вождя краснокожих», милый ребёнок и очень терпеливое животное в качестве заглавных героев, минимум текста, делающий ленту понятной далеко за пределами бывшего СССР. И музыка, естественно; по форме примитивно-электронная, будто сыгранная на синтезаторе той самой непоседливой Машей, но вместе с тем очень запоминающаяся и незаметно демонстрирующая большой профессиональный кругозор своих авторов. Если нужно, композитор стилизует музыкальные темы «под классику»: так, в «Волчьей сонате» слышны отголоски Лунной сонаты, цирковая тема не избежала влияния «Советского цирка», «Тема Маши. Хард-рок» заметно отдаёт «диппаплом», и угадайте, какая мелодия обильно цитируется в композиции «Чардаш». Тут и постмодернистские штучки, и ненавязчивое просвещение детской аудитории, и комплименты музыкальным вкусам родителей.
|
Мы провели исследование среди двух возрастных групп : Дети 4-6 лет(дошкольники) и дети 6-10 лет (младшие школьники)
Для проведения исследования мы посетили детский сад №22. Старшие группы и 1-4 классы МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей».
Мы включали ребятам отрывки 7 выбранных нами мультфильмов без звука и просили подобрать музыку из трех данных нами произведений.
Как показали наши исследования в 82% школьники правильно справились с заданиями. Ребята детского сада справились на 53%. Отличить, что за произведение звучит лучше смогли, конечно, школьники. Мы пришли к выводу, что музыкальный опыт играет важную роль в подборке и анализе музыкального произведения.
Вывод.
Музыка – это такой вид искусства, который дает неограниченный простор для фантазии ребенка. И понятно, что чем раньше ребенок приобщится к классической музыке, тем больше у него шансов понять, принять и полюбить её по-настоящему. Один из вариантов донести классику понятным ребенку образом – через мультипликацию. Когда прекрасная музыка соединяется со зримыми образами, она становится родной и понятной.
Мультфильмы с раннего детства знакомят нас с классической музыкой и прививают нам чувство прекрасного.
В рамках моей работы невозможно описать то количество мультфильмов, где использована классическая музыка. Существуют и современные отечественные мультфильмы о композиторах, а как много зарубежных мультфильмов, где использована музыка русских классиков. Кроме этого, можно остановиться и на музыке зарубежных композиторов и на мультфильмах великого Уолта Диснея. Вот насколько обьемна оказалась моя тема. И далее я планирую ее изучить подробнее.
Список использованной литературы.
Слайд 1
Классическая музыка в мультфильмах. Выполнила Мазурова Анастасия, ученица 5 «А» класса МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей» г. Новочебоксарска Руководитель : Пилюгина М.В .Слайд 2
Цель работы: Изучить как классическая музыка влияет на мультипликацию. Область исследования : Анимационное искусство. Объект исследования : Музыка в мультипликации. Предмет исследования : Становление и развитие музыки в мультипликации.
Слайд 3
Задачи: 1) Рассмотреть историю возникновения мультипликации в различных источниках информации; 2) Выявить причину появления музыки в мультфильмах; 3) Определить роль музыки в современной анимации; 4) Дать понятие классической музыки, узнать, в каких мультфильмах авторы используют классическую музыку и музыку каких композиторов они используют; 5) Провести анкетирование учащихся, с целью сбора дополнительной информации по теме исследования; 6) Разработка и проведение внеклассного мероприятия «Знатоки мультфильмов».
Слайд 4
Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.
Слайд 9
Музыкальная угадайка. Будут даны отрывки из мультфильмов. Задача отгадать мультфильм и композицию
Слайд 10
№ 1 «Маша и медведь» отрывок из оперы Ж.Бизе «Кармен»
Слайд 11
№ 2 «Незнайка на Луне»К.Сен-Санс «Пляска смерти»
Слайд 12
№ 3 «Маленькие Эйнштейны» Э.Григ «В пещере горного короля» «Пер Гюнт»
Слайд 13
№ 4 «Щелкунчик» П. И. Чайковский «Вальс Цветов»
Слайд 14
№ 5 «Ну погоди» П. И Чайковский «Лебединое озеро»
Слайд 15
№ 6 «Иван царевич и Серый волк» Фредерик Шопен «Собачий вальс
Слайд 16
Есть еще множество замечательных мультфильмов, которые иллюстрируют нам доступным и понятным языком классическую музыку.
Слайд 17
Исследование Для проведения исследования мы посетили МДОУ «Детский сад №22» «Журавленок». Группы старшего дошкольного возраста «Непоседы» и «Крепыш», 1-4 классы МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей». Мы включали ребятам отрывки 7 выбранных нами мультфильмов без звука и просили подобрать музыку из трех данных нами произведений. 1. «Щелкунчик» 2. «Маша и медведь» 3. «Маленькие Эйнштейны» 4. «Незнайка на Луне» 5. «Иван царевич и серый волк» 6. «Ну, погоди» Как показали наши исследования 82% школьников правильно справились с заданиями. Ребята детского сада справились на 53%. Отличить, что за произведение звучит лучше смогли, конечно, школьники
Слайд 18
1. Дети узнали мультфильм? Дети групп «Непоседы» и «Крепыш»
Слайд 19
2. Дети узнали мультфильм? Школьники
Слайд 21
Вывод Музыка – это такой вид искусства, который дает неограниченный простор для фантазии ребенка. И понятно, что чем раньше ребенок приобщится к классической музыке, тем больше у него шансов понять, принять и полюбить её по-настоящему. Один из вариантов донести классику понятным ребенку образом – через мультипликацию. Когда прекрасная музыка соединяется со зримыми образами, она становится родной и понятной. Мультфильмы с раннего детства знакомят нас с классической музыкой и прививают нам чувство прекрасного. В рамках моей работы невозможно описать то количество мультфильмов, где использована классическая музыка. Существуют и современные отечественные мультфильмы о композиторах, а как много зарубежных мультфильмов, где использована музыка русских классиков. Кроме этого, можно остановиться и на музыке зарубежных композиторов и на мультфильмах великого Уолта Диснея. Вот насколько обьемна оказалась моя тема. И далее я планирую ее изучить подробнее.
Слайд 22
Спасибо за внимание!!!
"Разделите так, как делили работу..."
Есть ли лёд на других планетах?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Зимняя сказка
Загадка старого пирата или водолазный колокол