Актуальность: глаза являются для нас важнейшим источником информации об окружающем мире.
Вложение | Размер |
---|---|
beregitezrenie4.doc | 680.5 КБ |
beregite_zrenie_1.ppt | 2.9 МБ |
МБОУ «Дубёнская СОШ»
Дубёнского муниципального района РМ
Проект-исследование на тему:
«Берегите зрение!»
Исполнитель проекта:
ученица 6А класса
Азикова Олeся
Научный руководитель:
Плешакова Анна Викторовна
учитель музыки и МХК
2016 год
Содержание
Содержание | 2 |
Введение | 3 |
Глава I. Теоретическая часть | 5 |
1.1 Строение глаза | 5 |
1.2 Дефекты глаза | 9 |
1.3 Гигиена органов зрения | 11 |
Глава II. Практическая часть | 13 |
2.1. Опыты 1,2,3 | 13 |
| 14 |
2.3 Правила бережного отношения к зрению | 16 |
Заключение | 19 |
Список использованных источников и литературы | 20 |
Приложение А (обязательное) Результаты проверки зрения | 21 |
Приложение Б (обязательное) Анкета «Как я забочусь о своих глазах» | 22 |
Приложение В (рекомендательное) Буклет. Упражнения для глаз | 23 |
Введение
Зрение – бесценный дар природы, который следует тщательно беречь. Широта мира, красота природы и художественных произведений, многообразие их красок познаются зрением. И недаром народная пословица гласит: «Береги глаз, как алмаз».
А вот зачем же беречь наши глаза как драгоценный камень, мы и должны разобраться в этом вопросе. С помощью проведённых опытов мы узнаем о строении глаза, выясним, отчего ухудшается зрение, научимся заботиться о сохранении хорошего зрения.
Глаз – это особенный орган. Первое на что мы смотрим при встрече с человеком, – это глаза. Они отражают чувства и выражают настроение. Глаза являются для нас важнейшим источником информации об окружающем мире. Неудивительно, что глаза всегда находились и находятся до сих пор в центре многочисленных исследований, посвященных изучению здоровья человека.
Так как посредством глаз мы находимся в тесном контакте с окружающим миром, мы решили более подробно познакомиться с органом зрения.
Актуальность: глаза являются для нас важнейшим источником информации об окружающем мире.
Проблема: как научиться бережно относиться к нашему зрению?
Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач «О самом главном» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Анна Викторовна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Использованы соответствующие методы исследования:
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Строение глаза
Разберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари — карие,
У Васи с Верой — серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Наталия Орлова
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Я поподробнее познакомилась с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
1.2. Дефекты глаза
Зрение – это биологический процесс, который обеспечивает восприятие формы, размеров, цветов предметов, окружающих нас, ориентированию среди них. Он возможен благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат – глаз. Функции зрения заключаются не только в восприятии светового излучения. Им пользуются для определения расстояния, объемности предметов, наглядного восприятия окружающей среды.
Существует множество недугов, связанных с глазами. Простейший способ их исправить – очки. Очки – простейший прибор для коррекции оптических дефектов зрения или для защиты глаз.
Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения:
Близорукость корректируется рассеивающими линзами, дальнозоркость – собирающими, астигматизм – цилиндрическими и сфероцилиндрическими линзами, косоглазие – призматическими стеклами. Близорукость (миопия), недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.
Дальнозоркость (гиперметропия), недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза. Исправляется очками с положительными (собирательными) стеклами.
1.3 Гигиена органов зрения
Глаза – это не только зеркало души. Это – орган, позволяющий нам воспринимать окружающий мир более полноценно. И очень серьезной проблемой становится ухудшение зрения. Человек становится более раздражительным, могут появиться головные боли и нервные расстройства. Значит, очень важно сохранить зрение. Сделать это можно, если соблюдается гигиена зрения, а также общие правила здорового образа жизни. Поэтому давайте посмотрим, как продлить хорошее зрение, как помочь нашим глазам быстрее справляться с различными заболеваниями. Для этого обратимся к некоторым рекомендациям, рассмотрим правила гигиены зрения, но сначала остановимся на образе жизни.
Серьезной проблемой сегодня является здоровый образ жизни. И не потому, что он «здоровый», а потому, что люди начинают, как это ни странно, злоупотреблять этим. В итоге это приводит к более раннему старению и смерти. Все хорошо в меру. По сути, это главное и золотое правило всей жизни. Организм – идеальный механизм, который сам подсказывает и сам знает, что для него хорошо, а что — плохо. Значит, главная цель здорового образа жизни – прислушаться к собственному организму. Однако вместо этого мы пускаемся во все тяжкие. Используем разнообразные диеты, которые иногда реально вредят, загоняем себя в рамки, из которых выбраться потом очень сложно. Однако осознание неправильности выбранного пути приходит только после начала серьезных заболеваний.
Чтобы сохранить зрение, нужно правильно питаться, чаще находиться на свежем воздухе, выполнять физические упражнения. Комната должна быть хорошо освещённой. Подоконник не стоит заставлять высокими цветами, а шторы на окна лучше подобрать светлые. В солнечную летнюю погоду, особенно на пляже, рекомендуется пользоваться темными очками, которые защищают сетчатку от ярких солнечных лучей (в частности, ультрафиолетового спектра). Вечером нужно пользоваться лампами мощностью 60-100 Вт с плафонами, которые рассеивают свет. Домашнее задание нужно выполнять только в хорошо освещённом месте. Книжку или тетрадь держать на расстоянии 30-35 см от глаз. На столе, за которым вы готовите уроки, лампа располагается так, чтобы её свет падал с левой стороны на тетрадь или книжку, а глаза были в тени. Чередуйте зрительный труд с отдыхом: через каждые 40-45 мин работы делайте перерыв на 10 мин.
Глава II. Практическая часть
2.1 Опыты
Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
Опыт № 1:
Я посадила на стул свою старшую сестру Лeну, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.
Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Я отправилась за помощью к нашей школьной медсестре Eкатeринe Петровне.
Для начала мы сделали сравнение проверки зрения нашего класса: на начало 1 класса и 6 класса. В первом классе (сентябрь 2011г.) 13 учеников, из них 12 – имели хорошее зрение и 1 человек имел нарушение зрения. В 6 классе – 17 учащихся (сентябрь 2015 г.) уже только 13 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 4 человек. (Приложение 1)
Далее Eкатeрина Петровна, подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина – неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)
На основе полученных результатов мы с Анной Викторовной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьная медсестра Екатерина Петровна.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
В сети «Интернет» я нашла электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули.
С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение!» (Приложение 3)
Заключение
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Литература
Приложение А
Результаты проверки зрения
Количество детей | 1а класс начало учебного года (сентябрь 2011г.) | 6 а класс начало учебного года (сентябрь 2015г.) | ||
норма зрения | нарушение зрения | норма зрения | нарушение зрения | |
13 учеников | 12 | 1 | ||
17 учеников | 13 | 4 |
Приложение Б
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
5А
Вопросы | ДА | НЕТ |
1. Всегда читаю сидя. | 18 | 0 |
2. Делаю перерывы во время чтения. | 13 | 5 |
3. Слежу за посадкой при письме. | 15 | 3 |
4. Делаю уроки при хорошем освещении. | 17 | 1 |
5. Делаю гимнастику для глаз. | 6 | 12 |
6. Часто бываю на свежем воздухе. | 17 | 1 |
7. Употребляю в пищу растительные продукты. | 18 | 0 |
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. | 3 | 15 |
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. | 2 | 16 |
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача | 18 | 0 |
Приложение В
Буклет
Упражнения для глаз
1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!
Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.
Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!
2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.
Правила
Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.
То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.
Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.
Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.
Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.
В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.
При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).
Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.
Слайд 1
МБОУ «Дубёнская СОШ» Дубёнского муниципального района РМ Проект-исследование на тему: «Берегите зрение!» Исполнитель проекта: ученица 6А класса Азикова Ол e ся Научный руководитель: Плешакова Анна Викторовна учитель музыки и МХК 2016 годСлайд 2
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз. Задачи: 1. Изучить литературу по теме. 2. Выяснить причины ухудшения зрения. 3. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению. 4. Создать буклет «Береги зрение!» Актуальность: глаза являются для нас важнейшим источником информации об окружающем мире.
Слайд 3
Объект исследования: глаза как органы зрения. Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению. Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Слайд 4
Методы исследования: 1. Подбор и анализ литературы. 2. Беседа. 3. Практические опыты. 4. Анкетирование.
Слайд 5
Разберемся вместе, дети: Д ля ч e го глаза на свете? Почему у всех у нас H а лиц e есть пара глаз?
Слайд 6
Зрение – это биологический процесс, который обеспечивает восприятие формы, размеров, цветов предметов, окружающих нас, ориентированию среди них. Глаза – это не только зеркало души. Это – орган, позволяющий нам воспринимать окружающий мир более полноценно
Слайд 7
Строение глаза
Слайд 8
2 вида светочувствительных клеток
Слайд 9
Опыт № 1: Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Слайд 10
Опыт № 2: Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Слайд 11
Опыт № 3: Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
Слайд 13
В сети «Интернет» я нашла электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули.
Слайд 14
Заключение Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила. Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Слайд 15
Литература 1.Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144 2.Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232 3. http:// www .alenushka-ds.ucoz.ru/ 4. http:// www .lekron.ru/ 5. http://www.medpulse.ru/ 6.http:// www .sila-priroda.ru/ 7.http:// www .studm.md/ 8.http:// www .viki.rdf.ru/ 9.http://www.zrenimed.com /
Слайд 16
Приложение 1 Результаты проверки зрения Количество детей 1а класс начало учебного года (сентябрь 2011г.) 6 а класс начало учебного года (сентябрь 2015г.) норма зрения нарушение зрения норма зрения нарушение зрения 13 учеников 12 1 17 учеников 13 4
Слайд 18
Приложение 2 Вопросы ДА НЕТ 1. Всегда читаю сидя. 12 5 2. Делаю перерывы во время чтения. 8 9 3. Слежу за посадкой при письме. 9 8 4. Делаю уроки при хорошем освещении. 14 3 5. Делаю гимнастику для глаз. 7 10 6. Часто бываю на свежем воздухе. 12 5 7. Употребляю в пищу растительные продукты 14 3 8. Смотрю только детские передачи по телевизору 0 17 Анкета «Как я забочусь о своих глазах» 6 А класс
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Яблоко
Если хочется пить...
Разлука
Медведь и солнце
Зимний лес в вашем доме