Актуальность моей темы формируется из потребности в совершенствовании воздействия на формирование интересов подростка. В настоящее время массовая культура прочно вошла в нашу жизнь, и она, естественно, имеет огромное влияние на нее.
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_diskoteki_za_i_protiv.docx | 138.23 КБ |
МБОУ «Дубёнская СОШ»
Дубёнского муниципального района РМ
Проект-исследование
«Как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся»
Тема
«Детские дискотеки: за и против»
Исполнитель проекта:
ученица 8б класса
Маркова Ирина
Научный руководитель:
Плешакова Анна Викторовна
учитель музыки и МХК
2016 год
Содержание
Содержание | 2 |
Введение | 3 |
Глава I. Теоретическая часть | 5 |
| 5 |
1.2 Стили музыки | 7 |
1.3 Влияние музыки на подростков | 13 |
Глава II. Практическая часть | 17 |
2.1. Эксперимент 1. «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся» | 17 |
2.2 Эксперимент 2. «Влияние музыки на поведение учащихся» | 18 |
2.3. Эксперимент 3. Проанализировать, какое место занимают дискотеки у обучающихся в нашей школе (8-11 классах) | 20 |
Заключение | 27 |
Список использованных источников и литературы | 28 |
Приложение А (рекомендательное) Музыкальные произведения для гармонизации различных состояний человека | 29 |
Приложение Б (рекомендательное) Что может музыка? | 30 |
Введение
Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств
Л. Бетховен.
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать.
Актуальность моей темы формируется из потребности в совершенствовании воздействия на формирование интересов подростка. В настоящее время массовая культура прочно вошла в нашу жизнь, и она, естественно, имеет огромное влияние на нее.
Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку больших частот и классическую музыку.
Наша школа одна из лучших в районе. Она же является главным из центров образования Дубенского района. Это подчеркивает, несомненно, высокий образовательный статус школы, а так же профессионализм преподавательского состава. В нашей школе часто проходят большие развлекательные мероприятия: концерты, КВН, спортивные игры и т.д., в которых принимают участие и младшие и старшие учащиеся нашей школы. И конечно всем, несомненно, интересно. Мы с удовольствием принимаем участие в разного рода интеллектуальных играх и спортивных состязаниях, но наиболее посещаемых мероприятием нашей школы, особенно среди учеников старших классов является дискотека.
Несомненно, любой школьник любит «оторваться» на нашем школьном Disco. Туда я пришла не только, чтобы отдохнуть, но и взглянуть на нее со стороны. Мне бы очень хотелось, чтобы этот исследовательский проект помог решить вопросы, которые мешают стать нашей школьной дискотеке самой лучшей…
Итак, в своём проекте, мы выясним, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся. Узнаем, какое место занимают дискотеки у обучающихся нашей школы.
Цель исследования: выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся. Узнать какое место занимают дискотеки у обучающихся в нашей школе.
Перед собой мы поставили следующие задачи.
Объект исследования – музыка.
Предмет исследования – влияние школьных дискотек и различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Задачи проекта:
– проанализировать научную информацию по теме;
– установить какие музыкальные стили привлекают детей;
– выявить, как музыка влияет на поведение и умственную деятельность учащихся;
– проанализировать какое место занимают дискотеки у обучающихся нашей школы;
– провести классный час «Музыкотерапия»
Гипотеза
Могу предложить, что классическая музыка благотворно влияет на выполнение задания разной сложности.
Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние школьника.
Содержательный отдых и досуг (школьные дискотеки), наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей школьника, играют большую роль в его развитии.
Методы исследования:
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Сила музыки
Чтобы выяснить, в чем сила музыки, нужно, прежде всего, вернуться в прошлое и рассмотреть некоторые гипотезы ее появления. Их существует сегодня немало, поэтому версии принято было классифицировать по предмету их происхождения. Это могут быть научные, мифологические, философские и даже лингвистические теории. Ученые до сих пор не могут прийти к одному мнению о возникновении данного искусства. Согласно научной гипотезе, музыка возникла на основе ритмов танцев, которые исполнялись во время ритуальных обрядов. Еще в древние времена музыка стала для человека одной из самых важных частей единого искусства, которое воплощало в себе танец, слова и, конечно же, мелодии. Чарльз Дарвин в своих работах говорил, что музыка возникла на основе звукового и интонационного соперничества среди самцов. Именно они мелодичными звуками старались привлечь свое внимание одной из представительниц противоположного пола. Мифологическая теория происхождения музыки гласит, что ее сотворили олимпийские боги, а прародителем и покровителем данного искусства являлся Аполлон, которого всегда сопровождали 9 Муз.: 1 Муза: Каллиопа, муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы);
2 Муза: Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов); 3 Муза: Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке; 4 Муза: Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом; 5 Муза: Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент; 6 Муза: Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой; 7 Муза: Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой; 8 Муза Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем. 9 Муза: Эвтерпа - муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом;
Продолжением эмоциональной речи согласно лингвистической гипотезе стала именно музыка, которая начинала "звучать" в состоянии некого аффекта, то есть человек свою радость или переживания, начал выражать и высказывать "нараспев". Перейдем все же к роли самой музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Давно уже было доказано, что каждое музыкальное произведение должно выполнять несколько функций. Одной из них стала эстетическая, благодаря которой мелодия передает определенное настроение автора и, чаще всего навязывает его слушателям. Человек с помощью музыки развивает также свои эстетические вкусы и определяет свои духовные ценности. Не менее важной функцией музыки является ее познавательная роль. Благодаря изучению музыкальных произведений, ученик познает мир вокруг себя. Он одновременно знакомится с выдающимися личностями, историческими этапами, национальными ценностями и традициями. Наконец, тот человек, который занимается творчеством, быстрее развивает свое образное, логическое и абстрактное мышление. Также формируются чувство ритма, воображение, наблюдательность, память и даже мелкая моторика пальцев.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать очень простой вывод: для того чтобы быть здоровым, иногда просто нужно послушать правильную музыку. Кроме неоспоримой пользы, можно получить и огромное удовольствие.
Музыка, она существовала всегда с появления человека. С появлением всевозможных человеческих орудий.
Музыка сопровождает нас везде, всюду наяву и даже во сне. Музыка рождается во всем, что нас окружает. Даже собственное дыхание можно, услышав, рассматривать как напевы.
Без музыки невозможно представить никакое мероприятие. Музыка расслабляет, поднимает настроение, отвлекает от грусти и скуки. Музыка дарит новую жизнь, она излечивает от болезней. Прослушивание музыки часто превращается в целое искусство. Музыка объединяет и соединяет воедино.
Музыка так разнообразна, что порой очень сложно дать правильное направление той или иной композиции.
Сколько людей, столько музыкальных предпочтений.
Так какие же направления (стили) музыки существуют? И какие у них особенности?
Направлений музыки существует довольно много. Они объединяются в большие группы.
1. Направление: классическая музыка. Музыка из прошлого, это всемирно известные произведения музыкального искусства от талантливых авторов от Бога. Культурное наследие мира, успокаивающее звучание которых признано шедеврами мира и живы даже спустя десятки и сотни лет. Самые яркие представители: Бах, Шуберт, Чайковский, Шмидт и многие другие, имена которых при упоминании все узнают и уважают за их музыкальный талант. Это направление можно не расшифровывать, что такое классическая музыка правильно знает и представляет каждый. Поэтому долго на этом направлении останавливаться не будем.
2. Направление: поп-музыка. Популярная музыка, музыка для всех, широкого круга лиц.
Поп-музыка имеет двоякое значение. В общем, поп-музыка – это в целом вся современная музыка, исполняемая и слушаемая современными людьми. Она включает все направления, кроме народной и классической музыки. Второе значение поп-музыка как отдельное музыкальное направление, имеет своей особенностью ритмичность, мелодичность и танцевальное звучание. Акцент сделан на голосе и тексте, а потом на инструментальном исполнении. Принцип куплет+припев+куплет – основа песен поп-музыки. Смысл песен этого направления: любовь, любовные переживания, грусть, тоска и веселое настроение. Нет глубокого смысла в этих песнях. Слова и музыка подобраны так, чтобы можно было танцевать до упаду. Танцевать и ни о чем не думать. Эта музыка очень легкая, непринужденная и заряжена положительной энергией. У направления поп-музыки много поклонников, во многом это связано с тем, что она слышима везде: на радио, на телевидении и в Интернете. Ее можно спокойно услышать в автобусе, в метро и в любом месте, где есть проигрыватель. Поп-музыка звучит на дискотеках. Хоть это направление музыки и наполнено некоторыми положительными эмоциями, она все же не несет глубокого смысла. Она пуста по содержанию, просто набор слов, особенно в современном мире.
Зато ее можно использовать для развлечения.
3. Направление: хип-хоп музыка. Это направление включает в себя несколько музыкальных направлений, самые известные из которых рэп и R’n’B. Как субкультура она включает в себя также брейк-данс и граффити.
Если обратиться к истории возникновения хип-хоп направления, то можно отметить, что это направление родилось у афроамериканцев, своим творчеством боровшихся с несправедливостью против своей расы, а также рассказывающие о своем образе жизни. То есть это направление музыки из трущоб и неблагоприятных, бедных афроамериканских районов Америки.
Со временем хип-хоп совершенствовался и постепенно стал приобретать более обширную аудиторию, свои танцы, называемые брейк-дансом, всевозможными немыслимыми телодвижениями, четко раскрывающие значение “hip-hop” – прогрессирующие движения, умственные скачки, растущие движения. Плюс к этому искусство, называемое «граффити», роспись аэрозольными баллончиками на стенах или других местах, смысл таких изображений подобен смыслу направления хип-хопа – борьба с несправедливостью в собственном отношении представителей бедных слоев.
В общем и целом хип-хоп ассоциируется с репом и представителями репа. Это молодые люди (чаще темнокожие) в спортивной одежде или широких брюках/джинсах, в больших кроссовках, с короткими дредами на голове или в бейсболках с прямым козырьком, а также с массивными украшениями на шее и пальцах, читающие реп с глубоким текстом протеста, высмеивании богатых, а также рассказывающих о несправедливостях своей жизни.
Эволюционировав, данное направление приобрело еще больше улучшений, добавив молодое и больше развлекательное направление, как R’n’B. Танцевальное
направление хип-хопа, также повествующее о жизни бедных районов, только не в грустном виде.
В целом, такое музыкальное направление, как хип-хоп, будучи просто музыкальным направлением, стало уже целой культурой, очень доходной, коммерчески успешной индустрией и даже образом жизни.
4. Направление: рок-музыка. Пожалуй, самое обширное и разнообразное направление музыки. От легкого, до очень тяжелого. Порой от невозможно звучащего, до мелодичного.
Это направление музыки получило свое появление из такого направления музыки, как блюз. Если обратиться к истории возникновения рока, то можно четко отследить его развитие из самых легких мелодичных и вовсе не свойственных современному пониманию рок-музыки направлений. Первые исполнители рок-музыки очень отличаются от современных рокеров. Их вообще сложно было бы назвать рокерами, будь они исполнителями рока сейчас. Рок-музыка появилась как направление в 60-х годах 20 века, тогда не было тяжелых ударных, тяжелых рифов и криков, не было дерганья на сцене и длинных волос у музыкантов. Не было и крушения инструментов в выступлениях. Это стало появляться позже. Песни содержали смысл любви двух людей, а позже любви ко всему. Также смысл песен того рока мог иметь отвлеченные темы. В общем, рок-музыка, как направление музыки не выделялась особенно, как это происходит сейчас. Ведь сейчас рок-музыка и ее участники являются представителями отдельной субкультуры. Культуры противостояния против всего привычного, навязывающего стандартное мышление, отношение к миру и к отдельным его частям. Такие субгруппы, как хиппи, готы, эмо и другие — это представители данного направления музыки, только отдельных его поднаправлений. Ведь в рок-музыке бесконечное количество направлений. Начиная от самых легких, таких как, например, поп-рок или блюз-рок и заканчивая, например, хард-роком, металлом и готической рок-музыкой.
У представителей рок-музыки есть своя особенность, отличающая ее от всех остальных направлений. А именно. Обязательное наличие ансамбля (группы музыкантов) во главе с солистом (вокалистом, фронтменом), один, два или три (но чаще два) гитариста, музыкант на ударных, плюс музыкант на клавишах, но не обязательно. Исполнение песен, написанных собственноручно и только. Обязательные живые выступления на публике, чаще всего в виде шумных, эмоциональных и ярких. Гитарные рифы, рев толпы, голос вокалиста с хрипотцой – вот описание классического рок-ансамбля. Главный упор в рок-музыке сделан на исполнении инструментов, а именно гитар и ударных, а затем уже звучание голоса.
Смысл песен рок-музыки очень часто колеблется от заунывных, где-то трагичных до философских, с глубоким смыслом, от хулиганских, бессмысленных до морально тяжелых, с размышлениями о жизни и смерти (чаще о последнем).
Рок-музыкант всегда в свободной одежде, от хулиганской: кеды, джинсы, футболка, бейсболка, до абсолютно черной, с металлическими украшениями, украшениями черепов, крестов и тому подобного. Бывает и такое, что музыканты полностью либо частично в кожаных одеждах. Все зависит от направления рока, в котором работает музыкант. Музыканты этого направления почти всегда в татуировках или с пирсингом.
Рок-музыка недаром целая культура, ведь именно рок-музыка имеет самую большую аудиторию, молодежь и часть людей зрелого возраста. Именно здесь человек может отключиться от всех привычных стереотипов, от скучных правил жизни. Он просто противостоит всему этому и живет своей полной свободы жизнью. И никто ему не скажет ничего против, только похвалит.
Однако у данного направления есть и злейшие враги, ненавидящие все, что связано с рок-образом. Это так называемая «попса». На протяжении многих лет поп-музыка и рок-музыка противостоят, и терпеть не могут друг друга.
С каждым годом направлений рок-музыки становится все больше. Все новое направление бывает уже сложно отнести к кому-то одному, именно поэтому на рок-сцене колоссально огромное количество музыкантов, и оно не собирается снижаться.
Рок-музыкантом может стать любой, кто имеет музыкальных слух, умеет играть на гитаре и мыслит иначе, а также может писать стихи, ложа их на музыку. Этим и привлекает все больше молодежи рок-музыка и жизнь в стиле рок.
Есть еще одна особенность данного направления. Рок-музыка может идеально сочетаться с любым другим направлением, и тогда в сочетании она будет относиться все равно к роковому направлению музыки.
Отсюда и великое разнообразие этого уникального и очень популярного музыкального направления.
4. Направление: электронная музыка. Эта музыка представляет собой синтез звуков и мелодий, выполненных на синтезаторе, компьютере и других электронных инструментов, в том числе электронной гитаре. Композиции, созданные в данном направлении, рождены из электронного мира, часто представляют только отдельную мелодию, а если присутствует словесное звучание, то оно так же выполнено искусственно. Это направление музыки направлено на танцевальную составляющую своих слушателей, чаще остальных направлений музыки используется на дискотеках и различных вечеринках. Распространенное выражение композиций данного направления – это всевозможные ремиксы на известные песни. Электронная музыка полностью создана с помощью музыкальной аппаратуры и не несет в себе живое звучание ни привычных всем музыкальных инструментов, ни голосов исполнителей.
Эта музыка создана для танцев и тусовок. Как правило, электронная музыка не проводит концертов, зато обязательным атрибутом имеет музыкальные шоу и весьма многолюдные и яркие. В таком виде, как все мы привыкли видеть данное направление музыки, существует сравнительно недолго. Но истоки лежат с начала 19 конца 20 веков. Именно в эти века были изобретены фоноавтограф, дисковой фонограф, аудион и так далее. Эти изобретения стали первыми приборами электронной музыки. Конечно, они не сравнятся со всеми сегодняшними усовершенствованиями в музыкальном мире, но именно эти изобретения положили начало целому направлению музыки, без которой современный мир не обходится.
5. Направления: Джаз и Блюз. Истоки этих двух направлений имеют одинаковый источник – эмоциональная окраска афроамериканской народности, ее обычаев и образа жизни. Оба направления музыки являются результатом трудовых напевов и песен афроамериканских рабов, трудящихся на плантациях и занятых на тяжелых работах. Разница состоит в исполнении, используемых инструментах и наличии или отсутствии импровизации.
Джаз – классическое его звучание и существование представляет собой наличие джаз-банды (музыкального коллектива, играющих на различных музыкальных инструментах), исключительно ориентированных на звучании духовых инструментов, таких как саксофон, труба и так далее, а также пианино барабанов и гитар. Главная отличительная черта этого направления – импровизация. Если слышится легкая даже шуточная игра со звучанием саксофона, можно сразу говорить о джазе.
Блюз – направление музыки очень сильно схожее с блюзом, но все же имеющее свои отличительные особенности. Это направление музыки может похвастаться тем, что именно с него произошли почти все направления музыки. В первую очередь это касается джаза. Именно блюз стал родителем джаза, именно по этой причине эти два направления имеют схожие черты и порой довольно сложно различимые композиции. Музыку этого направления можно описать как диалог инструментов между собой в структуре «вопрос-ответ». Основу представляет собой основной один инструмент, а все остальные уже обыгрывают его, переходя в единое живое звучание, имея импровизационный характер. В целом, если обратиться к истории возникновения данного направления, то с уверенностью можно сказать, что направление этой музыки представляет собой воплощение наболевшего афроамериканских рабов и трудящихся.
Итак, вкратце было освещено 6 направлений современной музыки. Каждое из них имеет свои особенности и выделяется своими отличительными чертами. Каждое из них схоже чем-то, но именно своими отличительными особенностями входят в свое определение.
Вообще музыка в целом – это то, без чего нельзя нигде обойтись. Будь то вечеринка, свадьба, день рождение, юбилей, или другие события, музыка – инструмент, который не только сближает людей, но и дает им силы, энергию и жизнь. Именно поэтому музыка, какой бы она не была, одно из неповторимых изобретений человечества.
1.3 Влияние музыки на подростка
Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку больших частот и классическую музыку.
Музыка больших частот пользуется массовым спросом подростков. Благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению, эта музыка позволяет подростку включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить свои смутные переживания. Музыка для них выступает в качестве регулятора поведения: «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение (в первую очередь аффекты), то овладевая ими, то преодолевая его».
Многие исследователи показали, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции – усиливает метаболизм (обмен веществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Музыка, и в частности музыкальный ритм, производит в организме физиологические изменения, которые подобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах. Классической работой в этой сфере является исследование, проведенное в конце 19 века К. Бюхером, в котором он показывает перспективность ритмического строя работы, осуществляемой благодаря различным видам трудовых песен. Сегодня исследования воздействия музыки на физиологию и психику человека продолжаются.
Оказалось, что именно подростки и юноши наиболее сенситивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к поп - и рок-музыке.
Как ритм, так и частота ведут к зависимости от них – появляется потребность во все более высоких частотах, приближающихся к ультразвуку.
При всем внешне демонстрируемом стремлении к самостоятельности подросток, по существу, проявляет себя как негатив и конформист. Именно в зависимости от сверстников он утверждает свою «самость». Музыка как нельзя лучше погружает подростков в зависимость от ритмов, высоты, силы и т.д., объединяет всех метаболическими ощущениями темных телесных функций и создает сложную гамму слуховых, телесных и социальных переживаний. При этом, чем более мощное психофизиологическое воздействие оказывает музыка, тем больший «кайф» получает погруженная в музыку масса подростков, тем в большей мере каждый подросток отрешается от самого себя. Японские журналисты провели экспресс-исследование в крупнейших рок - залах Токио. Они произвольно задавали юной публике три вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?». Оказалось, что ни один из опрошенных не смог ответить на эти простые, обычные вопросы. Под воздействием музыки произошла потеря самоидентичности.
Увлечение рок – музыкой (рокеров) нередко сравнивают с наркоманами, так как они уже не могут отказаться от препровождения времени вне рок-музыки. Действительно, привыкание к высоким частотам, к выраженному ритму объясняется возникающей зависимостью психофизиологического и социального плана.
Одна из потребностей восприятия музыки – музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку и точно воспроизводить его. Слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями. В подростковой субкультуре эти реакции оформлены в определенные (современные) танцевальные движения. Чем отчетливее ритмы, тем более совпадают с ними танцевальные движения.
То, что происходит в массе случаев с подростом в этой сфере, - явление, отражающее начальный уровень развития восприятия музыки. По существу, оно сводится к переживанию ритма и больших частот музыкальных звуков в сочетании с телесными движениями. Это явление относится к возрасту, поэтому в дальнейшем выросшие из подросткового возраста люди перестают с таким же энтузиазмом отдаваться музыке больших частот.
Наряду с массовым погружением в поп - и рок-музыку можно отметить склонность отдельных подростков к восприятию классической музыки. Последнее требует наличия трех основных музыкальных способностей. Б. М. Теплов характеризует эти способности следующим образом:
Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или персептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, отчлененной от тембра.
Проявляется оно в восприятии, узнавании мелодии, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма ладовое чувство образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерное проявление этого чувства – любовь и интерес к слушанию музыки.
Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Музыкально-ритмическое чувство. Комплекс основных музыкальных способностей образует ядро музыкального восприятия. Специальной способностью, сформированной на восприятии музыки, является музыкальный слух.
В музыкальном слухе слиты в неразрывное целое восприятие высоты, силы, тембра, а также и более сложных элементов: фразировки, формы, ритма и т.д.
С.Л. Рубинштейн писал, что «музыкальный слух в широком смысле слова выходит собственно не только за пределы ощущения, но и за пределы восприятия. Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения».
Подросток, увлеченный слушанием музыки и включенный в исполнительскую музыкальную деятельность, погружен в развитие у себя музыкальных способностей: он стремится совершенствовать мелодический слух, ладовое чувство, стремится развить гармонический слух и способность к слуховым представлениям. Развивая внутренний слух, он погружается в поток музыкального воображения и испытывает глубокое духовное чувство.
Родители должны помочь подросткам, обращая внимание на их покупки, прослушивая и просматривая образцы и помогая им идентифицировать музыку, которая может быть разрушительной.
Музыка не будет представлять опасность для подростка, жизнь которого счастлива и здорова. Но если подросток постоянно окружен музыкой, которая отражает серьезные разрушительные темы, и при этом, у него наблюдаются изменения в поведении, вроде изоляции, депрессии, злоупотреблениями лекарственными препаратами, алкоголем или наркотиками, то в этом случае необходимо обратить внимание на его душевное здоровье.
Глава II. Практическая часть
Эксперимент 1. «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
Для эксперимента мы взяли 10 человек, которые мы разбили на 2 группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.
Каждая группа участвовала в эксперименте два раза: первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, мы установили, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3 минут. А школьники из 2 группы 6,6 минут.
При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся и 1 группы и 2 группа затратили 4-5 минут. Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличилось примерно на три, чем в полной тишине.
Эксперимент 2.
«Влияние музыки на поведение учащихся»
В эксперименте я попросила участвовать ребят своего класса 8Б – 19 человек.
Эксперимент прошел в 2 этапа:
Цель анкетирования: проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.
1 часть Анкета.
Результаты анкетирования:
№ | Вопросы | Да | Нет | Не знаю |
Нравится ли тебе слушать музыку? | 19 | |||
Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? | 19 | |||
Нужна ли музыка в повседневной жизни? | 10 | 2 | 7 | |
Согласны ли вы с тем, что классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? | 5 | 4 | 10 | |
Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? | 6 | 2 | 11 |
6. Какая музыка вам больше нравится (подчеркните):
классическая -4
поп-музыка - 9
рок-музыка –6
2 часть Музыкальный эксперимент
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс
Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.
Впечатления детей: музыка спокойная, нежная, светлая, чистая.
На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые ребята даже стали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.
Вывод: пульс значительно участился, настроение заметно стало лучше.
Впечатления детей: музыка задорная, веселая, легкая, хочется танцевать.
На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжелого рока.
Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих ребят стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.
Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.
Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.
Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.
Вывод: проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.
Эксперимент 3. Проанализировать, какое место занимают дискотеки у обучающихся в нашей школе (8-11 классах)
Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи – всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.
Дискотека – это самая популярная форма отдыха среди молодежи. Она собирает полные залы, как в РДК, так и в школе. Однако не везде проведение дискотек соответствует интересному и содержательному отдыху. В своем большинстве ее проведение сводится только к танцам под зарубежную музыку.
Проведению дискотек в нашей школе уделяется особое внимание. Благодаря дискотечным программам определены базовые учреждения культуры, где приобретено современное оборудование, музыкальные инструменты, светоэффекты, ведут дискотечные программы ди-джеи. А к созданию программ присоединяется сама молодежь. Базовыми дискотеками являются: Дома культуры, школа.
Мною было проведено анкетирование учащихся нашей школы (8-11 классов), с целью анализа и определения, какое место занимают дискотеки у обучающихся в нашей школе.
Анкета среди 8 – 11 классах: Пойду ли я на дискотеку?
Муж. Жен.
12-13 14-15 16-17
Да нет
5. Почему школьники предпочитают проводить часть досуга на дискотеке?
1) Дискотеки помогают отвлечься от учебы, отдохнуть, расслабиться
2) чтобы вдоволь натанцеваться под полюбившиеся композиции
3) Дискотеки это место для общения с друзьями и товарищами
4) Больше некуда пойти
Результаты анкетирования, что было проведено между 8-11 классами, мною были сгруппированы, и наглядно продемонстрированы в виде диаграмм.
В процентном соотношении обучающихся у нас вышло, что 55 % опрошенных – это девочки, 45 % опрошенных – это мальчики.
На вопрос: Любите ли вы ходить на дискотеки? Мы получили процентное соотношение: что большинство моих сверстников – 87 % предпочитают часть досуга проводить на дискотеках, а меньшинство – это 13% - другие виды занятия.
Из них мальчики и девочки
5. На вопрос, почему школьники предпочитают проводить часть досуга на дискотеке? Мы получили следующие результаты:
1) Дискотеки помогают отвлечься от учебы, отдохнуть, расслабиться – 40 %
2) чтобы вдоволь натанцеваться под полюбившиеся композиции – 21 %
3) Дискотеки это место для общения с друзьями и товарищами – 32 %
4) Больше некуда пойти – 7 %.
У нас вышли следующие результаты:
Класс 8А | Класс 8Б | Класс 9А | Класс 9Б | Класс 10А | Класс 11А | Класс 11Б | |||
| 18 | 19 | 26 | 21 | 27 | 11 | 19 | ||
| 83 | 89 | 73 | 81 | 93 | 93 | 84 |
Вывод
Проведенный нами эксперимент доказал, что дискотеки у большинство обучающихся являются частью досуга, где можно и потанцевать, расслабиться, можно пообщаться с друзьями, также дискотеки помогают отвлечься от учебы. У ребят разные вкусы и предпочтения музыкальных направлений, которые должен учитывать ди-джей школьных дискотек.
Заключение
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Без музыки в жизни очень тихо и одиноко. Если мне грустно, я стараюсь слушать веселые и озорные мелодии, и мое настроение меняется. Музыка помогает справляться с повседневными делами, а в праздничные дни создает приподнятое настроение. Спокойная и размеренная музыка успокаивает и помогает разобраться в своих ощущениях и мыслях. Музыка звуками, как словами, рассказывает обо всем. Недаром музыкой лечат и создают рисунки, навеянные различными мелодиями.
Музыка в нашей школе – это неотъемлемая часть нашей жизни.
Список использованных источников и литературы
Приложение А
(рекомендательное)
Музыкальные произведения для гармонизации различных состояний человека
Для каких состояний | Музыкальные произведения |
Для уменьшения агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром. | А. Вивальди «Времена года» (зима) Ф. Шопен Концерт № 2 для ф-но с орк. Р. Шуман «Детский уголок» И.С. Бах Кантата №2 Л. Бетховен «Лунная соната» |
От озлобленности | И.С. Бах «Итальянский концерт» Й. Гайдн Симфонии |
Для уменьшения чувства скованности, тревоги, неуверенности в своих силах и благополучном исходе происходящего | Л. Бетховен Симфония № 6 Ф. Шопен Полонез № 6 Й. Гайдн Квартет № 2 И. Штраус Вальсы |
Для общего успокоения, умиротворения и согласия самим собою | Ф. Шуберт «Ave Maria», Ф. Лист «Обручение» К. Сен-Санс «Лебедь», К. Дебюсси «Лунный свет», П.И. Чайковский Серенада До мажор Балетная сюита ор.66 И. Брамс «Колыбельная» |
Для улучшения общего самочувствия после эмоционального напряжения | Л. Боккерини Менуэт, Ф. Шопен Вальсы В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» И.С. Бах Мелодия из сюиты № 3 |
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения, повышения активности | Ф.Лист «Венгерская рапсодия» № 12 А. Хачатурян «Галоп», «Вальс» Ф.Шопен Вальс до-диез минор |
Для создания чувства радости | Дж. Гершвин «Голубая рапсодия» И. Штраус «Сказки Венского леса» |
Приложение Б
(рекомендательное)
Что может музыка?
Музыка возвращает человеку веру в жизнь. Музыка может убедительно показать человеку красоту мира, напомнить ему о Божественной гармонии ритмов, которыми дышит Вселенная. Именно поэтому воздействие музыки на человека столь велико, что может удержать его от самоубийства или помочь в опасной болезни.
Музыка позволяет нам войти в состояние расслабления. Для современного человека, ежедневно подвергающегося различным стрессам, это неоценимое качество.
Прекрасная, одухотворенная музыка усиливает высшие стороны человеческой натуры.
Музыка, так же как и звуки природы, воздействует на человека через ритм и вибрацию. Поскольку все музыкальные инструменты человек создавал, ориентируясь на собственный организм, вибрации, которые возникают при звукоизвлечения, способны непосредственно воздействовать на определенные внутренние органы человека. Так, инструменты, которые работают по принципу вибрирующей струны или вибрирующего столба воздуха, оказывают влияние на любые трубчатые структуры организма - кости, сосуды. Раньше длина струны музыкального инструмента определялась длиной позвоночника исполнителя (музыкальные инструменты изготавливались индивидуально, и мастер снимал с человека мерку - как портной).
Сегодня медики уже вывели определенные закономерности, которые позволяют с точностью сказать, какой именно инструмент соответствует определенному органу человеческого тела.
Лечебное воздействие музыкальных инструментов.
Арфа связана с работой сердца. Прослушивание записей игры на арфе снимает сердечные боли, избавляет от аритмии, нормализует артериальное давление.
Виолончель благотворно влияет на мочеполовую систему, заболевания почек. Прослушивание виолончельной музыки помогает избавиться от внутренних и внешних отеков, способствует выведению из организма излишней жидкости.
Орган – регулятор энергетики. В органе сочетаются звуки многих инструментов, поэтому оказывает исключительно положительное влияние на человеческий организм. Приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос — земля — космос».
Пианино – очищает щитовидную железу.
Барабан – восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему.
Флейта положительно воздействует на головной мозг, нервную систему и печень, помогает преодолеть апатию, депрессию. Очищает и расширяет легкие.
Скрипка действует подобно флейте, но в несколько раз сильнее. Лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию.
Цимбалы – «уравновешивают» печень.
Баян и аккордеон – активизируют работу брюшной полости
Гобой – активизирует работу желчного пузыря.
Губная гармонь воздействует на толстый кишечник.
Симфонический оркестр гармонично сочетает в себе большое количество инструментов и воздействует на весь организм в целом.
Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце и тонкую кишку. Но надо учитывать не только инструмент, на котором вы играете или который слушаете, но и, обязательно то, что на нём исполняется. Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард-рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, длительное воздействие которых вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.
Колокол – самый мощный инструмент музыкотерапии. Вибрации колокольного звона упорядочивают все внутренние структуры человека, "промывают" энергетические каналы. Их звуки действительно благотворно влияют на общее самочувствие, но лучше, наверное, слушать колокола той религии, приверженцем который вы себя считаете. Так, пасхальный благовест православных колоколов способен вернуть человеку мир и душевное спокойствие, радость жизни, помочь избавиться от страхов. Однако если вам ближе колокола католические или тибетские, слушайте их.
Анкета.
Анкета.
Анкета.
Есть ли лёд на других планетах?
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Лиса и волк
Как нарисовать зайчика