Собранные материалы могут быть полезны учителям ОРКСЭ и музыки, в проведении мероприятий по православной культуре города.
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnyy_zvon_proekt.docx | 221.62 КБ |
Министерство науки и образования Удмуртской Республики
Управление народного образования
Проектно – исследовательская работа по музыке
Тема: « Колокольный звон».
Автор: Казаку Виктория Сергеевна,
ученица 5 «В» класса, МБОУ «Лицей № 1
им. Н.К.Крупской» г. Камбарка УР
Руководитель: Силина Вера Александровна,
учитель музыки, МБОУ «Лицей № 1 им.
Н.К. Крупской» г. Камбарка УР
г. Камбарка
2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………..………...4
1.1.История возникновения колокола и колокольного звон………..…………….4
1.2.Разновидность колокольных звонов……..……………………………………..5
Глава 2. Практическая часть.……………………………………………………….7
2.1. История возникновения и возрождения традиции колокольного звона в г.Камбарка……………………………………………………………………………7
2.2. Встречи с духовными людьми в храме……………………………………….8
2.3.Наше исследование: «Влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека».……………………………………………………………….. 9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Приложение…………………………………………………………………........12
Введение.
Актуальность темы:
Я часто слышу колокольные перезвоны, которые разливаются по всему городу из храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Мне очень нравятся эти переливы. От их звучания мне становится спокойно и радостно. Совсем не хочется ругаться или ссориться с кем то.
Меня заинтересовало такое влияние колокольного звона на меня, и я захотела узнать о колоколах больше.
Тема моей проектно-исследовательской работы «Колокольный звон» Предмет исследования - церковный колокол,
Объект исследования - особенности восприятия человеком звуков, издаваемых колоколом.
Практическая значимость. Собранные материалы могут быть полезны учителям ОРКСЭ и музыки, в проведении мероприятий по православной культуре города.
Цель исследования: формирование духовного мира человека через влияния традиции колокольного звона.
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
1. Изучить материал по истории возникновение колокола и колокольного звона на Руси.
2.Собрать сведенья о колоколах храма Петра и Павла г. Камбарка, подтверждающие существование традиции колокольных звонов на нашей земле.
3.Исследовать влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.
4.Создать презентацию и брошюру «Колокольный звон».
Гипотеза:
Традиция колокольного звона жива на территории нашего города Камбарки, каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние. Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
-сбора и анализа информации;
-наблюдения, анкетирования, интервьюирования;
-методику эмоционально-звуковой аналогии (методика А.Н. Лутошкина).
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. История возникновения колокола и колокольного звона.
«Что такое колокол? Откуда появился на Руси?» Задала я, себе вопрос перед началом проектно-исследовательской работы. Ответ нашла в разных энциклопедиях.
В Википедии сказано: Ко́локол (ст.-слав. кла́колъ) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола, подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол.
Большой российской энциклопедии: колокольные звоны - сигнальные либо музыкально осмысленные звуки церковного колокола или колоколов.( М. В. Есипова).
Как устроен колокол? 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечники. ( Приложение 1)
По преданию Святой епископ Павлин Ноланский был основателем традиции колокольного звона в конце IV или начале V века. Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. Проснувшись, епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов.
На Руси колокола появились в конце X в. Первое упоминание о колоколах датируется 1066г., первое летописное свидетельство об отливке колокола на Руси относится к 1259г. С 14 в. колокола распространились по всей Руси, первыми литейщиками были мастера из Западной Европы.
Колокола стали размещать в специальных постройках – звонницах (Псков, Новгород) и колокольнях. В середине 16 в. на Руси начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол, а язык. Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание, приветствовали победителей, встречали знатных гостей. В колокола звонили во время пожаров, набегов недругов. Сейчас звук колокола созывает верующих на молитву, к богослужению, возвещает о важных частях совершаемой в храме службы. [1]
Литургия - главная церковная служба. О начале литургии оповещает звонарь. Звонарь – это человек, звонящий в колокола храма. Звонарём может быть человек, обладающий определёнными качествами: чувством ритма; знание звукового ряда, техники исполнения; знанием Церковного устава. Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через звук донести до людей торжество Православия. Искусство звона традиционно передавалось устным путём. [ 2]
Итак, изобретение колокола приписывается Св. Павлину, который во сне увидел его форму. Колокола на Руси появились в конце X в. Это единственный музыкальный инструмент в православном храме. Он располагался на звонницах и созывал верующих на молитву - литургию. Звонарь должен обладать чувством ритма; знание звукового ряда, техники исполнения; знанием Церковного устава.
1.2.Разновидность колокольного звона.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.
Автор учебника ОРКСЭ выделяет серебряный (сплав меди, олова и серебра), малиновый (г.Малин), красный (красивый, праздничный).
Православный информационный портал «Вера» говорит:
В энциклопедии сказано, что колокольня или звонница была оснащена тремя группами колоколов разной величины: благовестники (самые тяжёлые), подзвонные (средние), зазвонные (малые).
В книге «Школа церковных звонарей - секреты колокольного звона открывает Илья Дроздихин» различаются несколько видов канонических звонов, которые могут применяться отдельно или в комбинациях. Это Молебный, Водосвятный, Красный, Благовест, Трезвон, Погребальный и другие звоны. Рассмотрим основные.
1) Торжественный звон (трезвон) церковных колоколов производился по случаю коронований, царских свадеб, военных побед, прибытия знатных гостей. Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом.
При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.
2)Благовест (мерные удары в большой, тяжёлый колокол – благовестник), призывающий к Богослужению. Колокольные звоны напрямую зависят от статуса службы, поэтому имена колоколов соответствуют названиям дней церковного календаря. Праздничный благовест(малиновый), самый тяжёлый по весу, звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма. Воскресный благовест, меньший по величине, звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
3) Погребальный звон - медленные удары в каждый колокол, начиная с самого малого. Кроме богослужебного употребления звон с церковных колоколен служил как набатный при пожаре (частые удары в большой или средний колокол), как путевой в метель и бурю (ряд ударов с промежутками). Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.
Кроме названий колокола могут носить произвольные имена или прозвища: Широкий, Лебедь, Баран (здесь угадывается краткая характеристика тембровой окраски их звучания); Корсунский, Немчин, Ростовский.
У каждого колокола свой тембр, своё имя. Колокол «Сысой» имеет звук До, «Полиелейный» (Ми), «Баран» (ми), «Безымянный» (ре) и (фа), «Лебедь» (Соль), «Красный» (соль), «Голодарь» (Ля бемоль), «Козёл» ля бемоль.
Из выше сказанного следует, что основными считаются такие колокольные звоны: благовест, трезвон, набат. У каждого колокола свой тембр, своё имя. Колокольные звоны зависят от статуса службы, поэтому имена колоколов соответствуют названиям дней церковного календаря: Праздничный, Воскресный благовест и тд.
Колокола могут носить произвольные имена или прозвища: Широкий, Лебедь, Баран.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. История возникновения и возрождения традиции колокольного звона в г. Камбарка.
Из бесед со священнослужителями, прихожанами храма, работниками районного музея истории и культуры мы узнали, что три поколения в России не помнили, что есть такое чудо – колокольный звон. Лишь в восьмидесятых годах XX века началось возрождение, стали строить новые часовни, восстанавливать храмы.
Например, обратимся к истории появления храма Апостолов Петра и Павла в г. Камбарки. (Приложение 4) Колокольня была построена 1889 году над входом в храм. (Приложение 5)
Из беседы со звонарём храма Апостолов Петра и Павла Таначёвым Александром Леонидовичем мы узнали, что в храме находятся 6 колоколов, используются два типа колокольного звона: Будничный, Трезвон. Колокольные звоны напрямую зависят от статуса службы, поэтому имена колоколов соответствуют названиям дней церковного календаря.
В праздничные дни в Рождество, Пасху перед началом чтения 3-го и 6-го совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа перед самым началом Литургии звучит колокольный звон – трезвон. Колокольный звон торжественно плывёт над матушкой землёй, возвещая о возрождении старинной духовно-музыкальной традиции нашего края.
Звонарь Владимир рассказал о своих ощущениях, «Это была радость от общения с Богом и ощущение Красоты». Он отметил, что если ему приходится долгое время звонить в колокола, то у него проходят все болевые ощущения и он редко не болеет простудными заболеваниями.
Значит, колокольные звоны воздействуют не только на душу человека, но и на его физиологическое состояние. Чтобы подробнее узнать об этом явлении, мною была изучена соответствующая литература.
Из литературных источников мы выяснили, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в сердца и исцеляющая человека физически и духовно. Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее людей.
Значит, воздействие колокольных звонов делает людей добрее, общительнее, любвеобильнее. По словам настоятеля храма Петра и Павла отца Сергия: «Колокол – это голос Божий, он пробуждает душу, заставляет людей задуматься над смыслом жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе должно что-то измениться» В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.
2.3.Наше исследование: «Влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека».
Чтобы убедиться в этом мы приступили к решению третьей задаче и провела исследование влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека. Было проведено анкетирование обучающихся 5 «В» класса и их родителей. В анкете принимало участие 15 человек. Результаты анкетирования показали, что большинство людей воспринимают колокольный звон, как нечто возвышенное и облагораживающее душу человека, но историю возникновения и разновидность звонов не знают.
Для изучения эмоционального состояния учащихся 2 класса под воздействием разных типов звонов использовала цветовой тест. В цвете колокола учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Необходимый материал: лист белой бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги должны быть нарисованы 3 колокола и пронумерованы для каждого ребёнка. Эти листы раздаются детям с предложением закрасить цветным карандашом соответствующий колокол после прослушивания определённого типа звона. Чтобы найти материал для звуковых тестов я обратилась к учителю музыки нашей школы с просьбой помочь мне. Вместе с Силиной Верой Александровной мы отобрали музыкальный материал (примеры разных видов звонов:1-набат, 2-трезвон, 3-благовест). Кроме того составили композицию колокольных звонов и записали её в виде партитуры. Затем разучили её с детьми 5 класса. Дети с удовольствием исполняют эту композицию, получая от этого огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Они помогли мне провести звуковое тестирование с учениками 2 класса. Дети 2 класса прослушали фонограммы 3-х видов звона (благовест, перезвон, трезвон) и имитацию колокольного звона. Учащиеся закрашивали соответствующий колокол цветным карандашом, изображая своё состояние, то есть то, что в данный момент переживают. В тесте приняли участие 21 человек. При обработке и анализе результатов использовался ключ [Приложение 2]. После обработки звуковых тестов были получены определённые результаты [Приложение 2].
Таким образом, опытным путём было подтверждено, что колокольные звоны вызывают эмоции спокойствия, умиротворения, восторга, что благотворно влияет на психику ребёнка.
Заключение
Опираясь на результаты проведённой работы, мы пришли к выводу:
Музыкальный звук колокола - это музыкальный ударный и сигнальный инструмент в православной церкви. Изучили материалы по истории возникновение колокола и колокольного звона на Руси.
Колокольный звон собирает людей на православную молитву - литургию. Это главная церковная служба. О начале богослужения оповещает звонарь.
Узнали о колоколах храма Петра и Павла г. Камбарка, подтверждающие существование традиции колокольных звонов на нашей земле. Вместе с реставрацией храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла в нашем городе продолжается традиция колокольных звонов. Во время праздников звучит трезвон.
Исследовали влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека. Создали брошюру «Колокольный звон».
Колокол-это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе что - то меняется. Мы думаем, эту традицию нужно продолжать, так как она приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю.
Гипотеза подтвердилась.
Традиция колокольного звона жива на территории нашего города Камбарки, каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние. Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
Собранные материалы могут быть полезны учителям ОРКСЭ и музыки, в проведении мероприятий по православной культуре города.
Список литература.
1.Задубовская Е. Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006.
2. Костюкова Т.А. и др. РКСЭ: Основы православной культуры – Москва: Дрофа, 2014.
3. Прибыловский А. Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. 1927. № 28. С. 898-899
4. Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И.В. Коновалов, Н.И. Завьялов.- М.: Триада плюс, 2002.
5.Словарь русского языка. С. И. Ожегова, М.1989г.
Интернет-ресурсы.
.http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolokolnyj-zvon-v-pravoslavii.html
. https://bigenc.ru/text/5062833 (большая российская энциклопедия)
. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kolokolnyj-zvon-v-pravoslavii.html
- http://knowledge.su/k/kolokolnye-zvony энциклопедия
-http://.zvon.ru/zvon4.view1.page2.html названия колоколов
-https://5music.ru/ звоны
http://bellschool.ru/ школа звонарей И.Дроздихина
Приложение 1
Устройство колокола.
Устройство подвесного европейского колокола:
1. хомут,
2. корона,
3. голова,
4. поясок,
5. талия,
6. звуковое кольцо,
7. губа,
8. устье,
9. язык,
10. заплечики
Приложение 2
1. Презентация к исследовательской работе «Колокольный звон»
2. Ключ по методике Лутошкина Н.А и таблица результатов исследования.
Методика эмоционально-цветовой аналогии
Автор методики А.Н. Лутошкин. Методика разработана на основе существующей специфической связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием. Способность цвета особым образом воздействовать на эмоциональное состояние людей, а эмоциональных состояний - отражать в себе богатую палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности и её состояний. В цветопсихологии установлено соответствие определённых цветов различным проявлениям эмоциональных состояний человека. Существует традиционная эмоциональная оценка цветов:
Таблица результатов исследования влияния разных видов колокольных звонов на эмоциональное состояние человека.
Кол-во детей | Цвета | |||||
красный | зеленый | черный | желтый | синий | Другие цвета | |
21 | 9 | 5 | 1 | 4 | 5 | 5 |
Вывод: Колокольные звоны благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Приложение № 3
Анкета «Колокольный звон»
1.Что такое колокольный звон?
2. Когда появились колокола на Руси?
3. Назовите 3 колокольных звона?
4. Кто такой звонарь?
5. Как называется самый большой колокол на Руси?
Приложение 4
Наталия Лукашова «История Камбарских церквей»
Статья из газеты «Камская новь» от 18.07.2018 г.
На окраине Удмуртии, за рекой Камой стоит город Камбарка. Городок не велик и не мал – со своей незамысловатой историей. Жизнь камбаряков издревна связана с храмами. Начало строительства церквей уходит глубоко в XVIII век. Вкратце проследим историю их возникновения и развития.
Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В 1884 году начато строительство каменного храма на средства Бирского купца 2-й гильдии Гавриила Степановича Кондюрина. В 1889 году возведение церкви и колокольни было завершено. 17 сентября состоялось освящение церкви. Церковь была истинным украшением Камбарки. Её фрески вызывали восхищение не только прихожан, но и гостей. Мало кто знает, что храм был местом погребения двух жен Кондюрина – Анны и Елены. В 1933 году храм был закрыт. Камбарские революционеры забрались на купол, спилили мачту, на которой держался крест. Склепы жен Кондюрина были вскрыты и разграблены. Согласно Постановлению Совета народных комиссаров Удмуртской АССР от 9 мая 1941 года за № 868 здание полуразрушенной церкви было передано литейно-механическому заводу для использования под компрессорную станцию. В 2009 году храм был возвращен верующим, начались восстановительные работы, которые продолжаются по сегодняшний день.
Церковь на Базарной улице
Имеются сведения о том, что на Базарной улице (сейчас - территория машзавода) находилась единоверческая церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена между 1804 и 1850 годом, т.к. по имеющимся данным можно сказать, что в 1804 году действовала еще одна церковь (церковь во имя Рождества Христова), а в 1850 действовало уже 2 церкви: православная – во имя Рождества Христова и единоверческая – во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Приложение 5
СПРАВКА
ПО ХРАМУ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА и ПАВЛА г. КАМБАРКА
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Камбарки был построен в период с 1884 по 1889 года на средства купца Гавриила Степановича Кондюрина. 17 сентября 1889 года Храм освящен Преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским.
В 1933 г. Храм был отдан властям под клуб, снесены купол и колокольня. С 1940-х годов стены Церкви использовались в качестве компрессорной станции Машиностроительного завода. 09 апреля 2003 г. Местная православная религиозная организация Прихода Храма Первоверховных Апостолов Петра и Павла зарегистрирована в качестве юридического лица. В период с 2004 по 2009 год решался вопрос о передаче Храма прихожанам. В 2009 году Храм передан верующим, а 29 апреля 2009 г. совершено освящение работ по его восстановлению. С весны 2009 по 2011 год при участии работников Камбарского ПМК, прихожанами Церкви были проведены работы по восстановлению разрушенных стен Храма, восстановлены дверные и оконные проемы. В этот период времени вся территория Церкви внутри была расчищена от мусора, восстановлена стропильная часть и положена крыша. Параллельно с внутренними работами была начата закладка фундамента столбов церковной ограды. Прилегающая территория Петропавловской Церкви была огорожена металлическим забором, смонтирована входная группа. В 2012 году проведены внутренние работы: установлен алтарь, смонтировано внутреннее освещение, возведена металлическая дровяная печь и проведено паровое отопление, была оборудована иконная лавка. С указанного периода времени в Храме Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла стало возможным совершать регулярные богослужения. 21 мая 2012 г. здание Храма оформлено в собственность прихода, общая площадь составляет 321, 3 кв. м., а 29.04. 2014 г. передан в собственность прихода земельный участок, площадью 1625 кв. м. В настоящее время, для реализации работ по восстановлению здания Церкви, изготовлена и оплачена проектная документация, разработаны технических условия для проведения канализации, ведутся подготовительные работы для бурения скважины водопровода. На август 2018г. силами администрации г. Камбарки запланирован снос примыкающего к Храму разрушенного здания ДК «Машиностроитель», что позволит расширить прилегающую территорию земельного участка. На обращения Приходского Совета Храма о помощи в восстановлении, получен положительный ответ от депутата Совета Федерации РФ – Ю.В. Федорова о помощи в безвозмездной поставке кирпича в количестве 40 000 штук в 2018 г. для восстановления купола. По возведению купола станет возможным проведение теплового контура по всему периметру Храма и проведения реставрационных внутренних работ. В настоящее время не прекращаются работы по облагораживанию внутреннего убранства Храма и прилегающей территории. Ведутся регулярные богослужения и совершается отправление треб. В 2018 году при Храме создана детская Воскресная группа, которую посещают на регулярной основе 18 воспитанников. Прихожане Церкви и воспитанники Воскресной группы участвуют не только в приходской жизни Храма, но и в соработничестве с Советом рабочей молодежи города, отделом культуры, детской библиотекой, принимают участие в духовной и культурной жизни города Камбарки.
Настоятель Храма Святых Первоверховных
Апостолов Петра и Павла г. Камбарки
иерей Сергий Булдаков
Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»
Приложение 5
Цветовой тест
Автор: Казаку Виктория
Ученица 5 «В» класса, МБОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка УР
Руководитель: Силина Вера Александровна ,
МБОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка У
2018г.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Рисуем кактусы акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Две снежинки
Император Акбар и Бирбал