Работа посвящена творчеству одного из самых ярких солистов Татарского театра оперы и балета певцу Хайдару Бигичеву (1949-1998).
И струится голос, словно Волга… Певец Хайдар Бигичев
ученица: Хайдарова Амира, 6 класс
преподаватель: Стрельникова Наталья Анатольевна
МБУДО «Детская музыкальная школа №30» Советского района г. Казани
Ты поёшь – и песня длится долго.
И её дыханью нет конца.
И струится голос, словно Волга,
Через годы, души и сердца…
И в земной, небесной ли отчизне
Соловьиный не прервётся дар –
И всегда про жизнь, во имя жизни,
Даже после смерти – пой, Хайдар!
Э. Трескин
Хайдар Бигичев (1949-1998) был одним из ведущих солистов Татарского театра оперы и балета. Обладая прекрасным мощным драматическим тенором, он исполнял главные партии в оперных постановках татарских композиторов, успешно выступал в операх классического репертуара. Он пел свободно и легко, голос поражал красотой и величием, а исполнение – темпераментом, его исполнение завораживало зал. Но уникальность таланта Хайдара Бигичева состояла в том, что он обладал и редким даром оперного певца, и был блестящим исполнителем народных песен. В 70-90-ые годы ХХ века певец был одним из наиболее популярных татарских исполнителей, и большинство людей всё-таки знало его как исполнителя татарских народных песен.
Жизнь певца, имевшего звания Заслуженного артиста России и народного артиста Татарстана, оборвалась очень рано, в возрасте 49 лет. В памяти современников он остался не только прекрасным оперным исполнителем, но и первым исполнителем многих сочинений композиторов Татарстана, а также непревзойдённым исполнителем старинных протяжных народных песен. При жизни артист пользовался огромной любовью и признанием среди слушателей, и даже в среде коллег-солистов, артистов хора и оркестра тоже существовало внимание, даже поклонение, причиной которого была искренность, эмоциональность и красота его пения. При жизни он был поистине народным певцом – его знали и любили все. Человеком был на редкость гордым и независимым, а внутри – страшно ранимым, с большой душой и горячим сердцем. Он никогда не брался за всё, а пел лишь то, что было созвучно его тонкой душе.
Будущий певец родился в деревне Чембилей Краснооктябрьского района Горьковской области. В Чембилее вся семья Бигичевых славилась своей музыкальностью: дед Хасан, отец Аббас, семеро, кроме Хайдара, братьев и сестёр, - все пели. Первую любовь к песням своего народа Хайдару привила его мать Рашида-ханум.
В 1961 году, по пути в родные края, в село Чембилей заехал певец Рашит Вагапов. Он заехал выступить с концертом, а заодно навестить Хасана-абый, своего друга. Вечером в переполненном клубе состоялся концерт. Школьников в те годы на вечерние концерты не пускали, они лишь гроздьями висели на окнах, чтобы заглянуть в зал. Но Рашит-абый заметил Хайдара, внука своего друга, подозвал его и увёл за кулисы, где мальчик прослушал весь концерт. Для Хайдара это была первая встреча с настоящим артистом, выступающим на сцене. Годы спустя Бигичев признавался: «В этом, на первый взгляд случайном событии, я нахожу глубокий символический смысл» [6, c.199].
Во время службы в рядах Советской Армии Хайдар два года пел в военном хоре, а по возвращении домой принял участие в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» и победил в двух турах. Далее он поступил на учёбу в Казанскую консерваторию, и уже будучи студентом стал «звездой» татарской эстрады, завоевав любовь публики проникновенным исполнением народных песен. Хайдар Бигичев всегда говорил, что петь надо всем сердцем. Что бы ни исполнял певец: народную песню, романс, оперную партию, - у него всегда пела душа. Музыка лилась от сердца, и проникала в сердца людей. За это его любили многочисленные почитатели. Для него специально писали песни Рустем Яхин, Сара Садыкова, Бату Мулюков и другие татарские композиторы. Часто романсы и песни посвящались авторами Бигичеву, как первому исполнителю, сочинялись в расчёте на его голос. Не случайно Рифат Фаттахов свою книгу, посвящённую певцу, назвал «Китмэ, китмэ, сандугач» (Казань, 1999), - по названию одной из самых известных песен Рустема Яхина, неподражаемо исполняемой Бигичевым.
Можно сказать, что певец сумел постичь душу народа и проникнуть в тайну самобытной национальной исполнительской традиции. Он тонко и проникновенно исполнял народные песни. Однажды в Германии Хайдар Бигичев спел татарскую народную песню «Тафтиляу»: публика сначала замерла, а затем «здание чуть не снесло громом аплодисментов» [1, c.187].
В оперном театре Хайдар стал одним из ведущих исполнителей, начиная с 1977 года. В течение 21 года он пел все сложнейшие теноровые партии, и во многих спектаклях исполнял главные роли без дублёров, то есть был единственным исполнителем. Ещё студентом 5 курса консерватории певец исполнил роль Самата в одноименной опере Хуснуллы Валиуллина. Он создал образ национального героя, и публика полюбила молодого солиста уже в первой его большой и сложной оперной роли.
В опере Назиба Жиганова «Алтынчеч» певец исполнил роль Джика.
«Алтынчеч» - опера-легенда о борьбе древних булгар с золотоордынскими ханами. Джик – это отважный батыр, символ непобедимого народного духа. В этой роли певец проявил себя как прекрасный импровизатор, мастерски владеющий традициями татарского народного пения. Опера как будто была специально написана для него. Голос лился изумительно наполненно и красиво, а богатырский облик певца настолько соответствовал герою, что казалось – вот он и есть Джик.
В опере Назиба Жиганова «Джалиль» Хайдар Бигичев исполнял роль главного героя.
Возможности его голоса были безграничны, а тембр голоса, огромная мощь и диапазон позволяли создать трагедийный и героический образ. Он пропустил эту роль через своё сердце и был очень убедителен, создав драматический образ поэта. Сильный и гибкий голос певца донёс до слушателей и любовь поэта к Отчизне, и презрение к врагам, и до последнего вздоха веру в жизнь.
За роль Закира в опере Бату Мулюкова «Черноликие» певец получил Государственную премию имени Габдуллы Тукая.
Это была очень сложная постановка, трагедия по жанру. Закир – сложный многогранный образ. С одной стороны, он простой крестьянский парень, а с другой – мятежная душа, наделённая даром чистой и горячей любви. Певица Зиля Сунгатуллина, исполнявшая в этой опере главную женскую роль, вспоминает, что в этой партии Хайдару пригодилась его физическая выносливость: он должен был через всю сцену нести на руках Галиму (это и была Зиля Сунгатуллина) и при этом петь прощальную кульминационную арию. Ария была очень сложной и вокально, и психологически. И исполнял её певец настолько проникновенно, что в зале все плакали.
Хайдар Бигичев исполнял весь национальный репертуар в оперном театре тех лет. Но он также успешно выступал в операх классического русского и зарубежного репертуара. Большой удачей была партия Германа в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама», одна из сложнейших в мировом оперном репертуаре. Эта партия стала одной из лучших в его творческой судьбе, и он был единственным исполнителем Германа в этой опере.
Вершиной же исполнительского мастерства стала партия Отелло в опере Джузеппе Верди.
Над этой ролью певец работал неистово. Дело в том, что партию Отелло певцы обычно исполняют в более старшем возрасте; многие отговаривали Бигичева от этой роли, говорили о том, что он рискует потерять голос, что роль эта станет его «лебединой песней»… Но Бигичев упрямо шёл к своей цели. В роли Отелло ярко проявился талант Хайдар Бигичева - прекрасного певца с красивейшим сильным голосом и талант Хайдара Бигичева – великолепного актёра с неподдельной искренностью. За трёхчасовой спектакль им проживалась на сцене целая жизнь от любви Отелло, трепетности и нежности к нему Дездемоны, и до убивающей ревности. Жизнь, проживаемая на сцене, была настолько искренна, что покоряла и завораживала публику, и наградой исполнителю были бурные и несмолкаемые овации. Надо ли говорить о том, что Бигичев был в театре единственным исполнителем партии Отелло, тогда как в партии Дездемоны выступали четыре (!) певицы. Вот что вспоминает Зиля Сунгатуллина о сценическом воплощении роли Отелло певцом: «Во всём мире спеть Отелло могут лишь единицы. Хайдар был настоящим Отелло! Бигичев – первый и, возможно, последний из татар спел эту партию. Он подходил к роли и вокально, и по темпераменту. Был такой же ранимый, доверчивый, временами наивный, нежный и суровый одновременно. Перевоплощался он полностью. В финале я даже немного побаивалась, что он по-настоящему задушит меня и заранее готовила руку, чтобы перехватить косынку… Я на него не сердилась, а лишь искала приспособления, чтобы не отвлечь его… Внешне он казался сильным, а душа у него была ранимой и беззащитной» [2, c.5].
Певец исполнял роль Самозванца в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Также с успехом исполнял роль Хозе в опере «Кармен».
Партия Хозе украсила оперную биографию Хайдара Бигичева: его герой был темпераментным, любящим, в то же время грозным и бесконечно страдающим. Когда в Казань в 1984 году приехала солистка Большого театра Тамара Синявская, именно Бигичеву театр доверил спеть с ней в знаменитой опере Жоржа Бизе. По свидетельству директора театра, в этом спектакле «на сцене возникла такая сценическая правда любви и трагедии между ними, которая вызвала бурю восторга у публики» [1, c.179]
Певец Хайдар Бигичев – гордость и душа нации.
Его аудио- и видеозаписи сегодня, спустя 20 лет после ухода из жизни и со сцены, являются эталоном подлинного высокого искусства.
Однажды в молодые годы певец сказал: «Пока жив татарский народ – жив Хайдар Бигичев». И эти слова оказались пророческими.
Список литературы
1. Хайдар Бигичев. Альбом. Воспоминания. Составители Сахабиева-Бигичева З.,
Загидуллина Р. // Казань, 2010.
2. Воспоминания о Бигичеве // Республика Татарстан. 1999. 17 июня. С.5
3. Есть много чудных звуков в сердца глубине. Памяти народного артиста
Татарстана Хайдара Бигичева // Идель. 1999. №11.С.36-37.
4. Рахмани А., Салитова Ф.Ш. Хайдар Бигичев // Татарская энциклопедия. Том
1.- Казань, 2002.С.379.
5. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999.С.76.
6.Фаттахов Р. Рашит Вагапов. Личность. Творчество. Эпоха. – Казань, 2003.
С.199.
7.Фаттахов Р. Китмэ, китмэ, сандугач! // Казань, 1999.
Одеяльце
Рисуем кактусы акварелью
Золотой циркуль
Снежная книга
Бородино. М.Ю. Лермонтов