И сторя музыкального инструмента в сказочной интерпритации. Особенности тембра и волшебные свойства дудочек в сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_itog.docx | 24.36 КБ |
Текст выступления
Здравствуйте, я Корнишина Анастасия ученица 6 класса кадетской школы города Нефтеюганска, представляю вам свое исследование на тему «Волшебная дудочка», или мир чарующих звуков флейты». Тема исследования выбрана не случайно, я уже несколько лет занимаюсь в музыкальной школе и учусь играть на флейте. Обучаясь игре на флейте в скором времени понимаешь, что эта область знания доступна узкому кругу людей и большинство моих сверстников и одноклассников даже не подозревают, что музыка это не только современные хиты.
В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, при любом удобном случае. Телефон с наушниками - неотъемлемый атрибут современной молодежи. У многих музыкальные увлечения носят только развлекательный характер. В связи с этим, обращаясь к теме исследования я пытаюсь привлечь своих сверстников взглянуть на мир музыки с другой стороны. И показать им, что музыка это не только современные хиты, но и интересный мир музыкальных инструментов, живое звучание которых способно разбудить в душе самые добрые и нежные чувства.
Флейта это удивительно виртуозный инструмент, с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминает пение птиц, блеск утренней росы на солнце, весеннюю капель. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейту наделяют волшебными свойствами. И меня заинтересовало, почему, когда говорят о звучании флейты, то всегда используют эпитеты «чарующее», «волшебное», «завораживающее»? И почему флейты, дудочки, свирели в сказках представлены как волшебные инструменты, которые преобразуют мир вокруг одним только звучанием?
В связи с этим и была обозначена цель исследования: выявить смысловые значения тембра флейты и раскрыть мир музыкальных образов, которые она способна передать.
Почти во всех сказках дудочка играет сама, стоит только герою поднести ее к губам. Эту особенность волшебной дудочки определяет история появления первых инструментов. Способность струи воздуха издавать звуки подсказала человеку сама природа: например, ветер, гудящий в печнОй трубе или среди узеньких стволов камыша. Человек все это слышал и наблюдал за звучанием природы, в конечном итоге ему осталось только научиться управлять этим звуком и так появились первые духовые инструменты. Дыхание самой природы, воплощенное в музыкальном звуке, отражено в сказочном образе дудки-самогудки.
Все волшебные дудочки в сказках способны влиять на мир природы. В одной сказке дудочка играет и поднимает на море волны. В другой сказке главный герой, играет на дудочке и ему на помощь приходят звери и птицы. Момент родства человека с миром природы через красоту мелодии является одной из универсальных составляющих волшебных сказок во всем мире. Человек при помощи дудочки общается с Природой, на ее языке - на языке звуков живого мира.
Виртуозность, блеск и легкость пассажей флейты превосходит все остальные духовые инструменты. Высокий регистр и возможности техники игры на флейте позволяют с подлинной точностью передавать звуки природы. Например, так может звучать пение птицы в исполнении флейты. ИГРАЕТ «Птичка» симфоническая сказка «Петя и волк» композитор С. Прокофьев
Звучание дудочки в сказках также призывает невиданных фантастических существ, которое помогают главному герою. Данный мотив в сказках встречается редко, но имеет место быть. Здесь мы видим отголоски первобытных верований, когда воображению людей казалось, «что вся природа оживлена, населена и наполнена живыми существами», и единственным средством общения с ними была музыка. Именно поэтому неотъемлемой частью ритуала в древности были музыкальные инструменты, звучание, которых воспринималось как магическое.
И это не случайно. Именно тембр музыкальных инструментов способен вызвать у нас ассоциации с тем или иным образом. Так тембр флейты великолепно подходит для изображения сказочно-фантастических персонажей. Например, в балетах в фантастических образах сильфид и виллИс используется звучание флейты для передачи легкости и быстрого порхания. ИГРАЕТ Отрывок из балета «Сильфида» композитор Ж. Шнейцгоффер
Изучая волшебные сказки не возможно, оставить без внимания еще один мотив - мотив «ожившего тростника». На месте пролитой крови вырастает тростник, пастух или путник срезает тростник, делает дудочку и дудочка поет о совершенной несправедливости. Звучание ожившего тростника здесь ассоциируется с голосом человеческой души. Это связано с особенностью игры на данном инструменте, ведь именно дыхание «оживляет» тростник. Играющий не просто потоком воздуха создает звук, он вдыхает в дудочку жизнь. В сказках можно встретить такое описание игры на дудочке: когда главный герой начинает играть и всё вокруг смолкает - птицы не поют, ручей не журчит, как будто, поет душа и вся природа замирает.
Тембровая способность флейты дает возможность передать некоторые душевные состояния человека, которых ни один другой инструмент не смог бы передать. Так, например, самым проникновенным в музыкальной литературе считается знаменитое соло флейты из оперы К.-В. Глюка «Орфей», где мы ощущаем не поддельное звучание страдающей души. ИГРАЕТ
Таким образом, тембровое своеобразие флейты прикасается к сокровенному: к миру природы и душе человека, а это и создает ощущение волшебства и зачарованности. Эта особенность первых духовых инструментов и отражена в сказочном фольклоре в образе волшебной дудочки, что подтверждает нашу гипотезу.
И в заключении следует отметить: говорят, что искусство не нуждается в переводе, а «музыка - это универсальный язык человечества». Однако любое искусство необходимо понимать, а музыку нужно учиться слушать и слышать, и только тогда она сможет разбудить в душе самые добрые и нежные чувства.
За еду птицы готовы собирать мусор
Любили тебя без особых причин...
Груз обид
Цветение вишни в лунную ночь
Снежная книга