Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, коммуникабельность, творческое видение, в формировании которого огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_muzyke_zhivyot.docx | 465.41 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза
А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
__________________________________________________________
215119 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Ленина,47. директор – 4 21 42, учительская – 4 21 81
Проект на тему
«Сказка в музыке живёт»
Руководитель
Учитель музыки
Т. З. Савельева
Учитель изобразительного искусства
Т. В. Лазаренкова
Вязьма 2016.
Содержание
1. Актуальность проекта ……………………………………………………….3-4
2. Идея создания проекта ……………………………………………………..….5
2. Цель и задачи проекта ………………………………………………………6-7
3 Направление работы ……………………………………………………………8
4. Краткое описание работы над проектом ……………………………………..9
4. Этапы реализации проекта …………………………………………………..10
5. Ожидаемый результат …………………………………………….………….11
6. Вывод ……………………………………………………………………….…11
5. Используемая литература ……………………………………………………12
1. Актуальность проекта
«Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча
В уютной комнате все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
И сказки слушать в тишине…»
(А.Н.Майков)
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, коммуникабельность, творческое видение, в формировании которого огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Такие виды искусства как музыка, устное народное творчество, живопись, тесно перекликаясь, обладают мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного постижения народной мудрости, даёт возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, они приоткрывают детям дверь в храм различных видов искусств.
Сказка, музыка, живопись - необходимые элементы духовной жизни ребёнка. Входя в мир волшебства и искусства, ребёнок погружается в глубину своей души, открывает в себе творческое начало. Эти три вида искусства одинаково мудры, потому что учат добру, состраданию, житейской мудрости и даже философскому началу.
К сожалению, далеко не все современные дети воспитываются на добрых сказках, мудрых притчах, и тем более не на лучших образцах классической музыки и живописи. Взрослые оправдывают себя вечной нехваткой времени для походов на выставки, совместного просмотра передач об искусстве, рассматривания иллюстраций великих художников. Детские же психологи считают, что это наносит непоправимый ущерб неокрепшей психике, не прививает иммунитет к пошлости и примитивизму . Занятия, на которых дети "рисуют" музыку, всегда является для них праздником. Дети, слушая рассказы, классическую музыку, воплощают её затем в своих рисунках, ощущая себя творцами красоты.
2. Идея создания проекта
При подготовке к урокам музыки в начальной и средней школе я часто задумывалась над тем, что образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Классическая музыка, устное народное творчество и живопись полностью отвечает этому требованию. Они:
Сказка же помогает доступнее донести музыкальный материал, «окуная» ребёнка непосредственно в заданную ситуацию.
Дети с удовольствием погружаются в атмосферу творчества, они как бы вживаются в мир сказки или притчи, живописи и музыки, потому что это им близко, понятно и интересно. Порой, они сами хотят додумать ту или иную историю, опираясь на свой, пусть и небольшой жизненный опыт.
Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала учащихся в различных видах деятельности на основе внедрения проекта «Сказка в музыке живёт».
Эту цель мы осуществляем с помощью следующих задач:
Образовательные:
- расширить представление детей о музыкальной сказке, притче, репродукци
- учить детей рассуждать, самостоятельно мыслить, быть интересным рассказчиком
- развивать навыки творческого мышления
- обогащать и расширять словарный запас
Развивающие:
-воспитывать культуру речи
-учить работать в коллективе
-раскрывать творческий потенциал в рисунке
развивать образное мышление
-содействовать развитию эстетического вкуса
Воспитательные
-способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
-содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов
-повышать уровень мотивации на уроках через средства обучения;
-воспитывать чувство прекрасного через музыку, живопись, литературу.
Работу в этом направлении мне помогали осуществлять не только мои ученики, но и, прежде всего, учитель изобразительного искусства Лазаренкова Т. В.
Участники проекта: ученики 1-5 классов
Срок реализации: сентябрь 2016 по декабрь 2016.
На уроке по теме «Разыграй сказку» дети услышали историю «Для чего нужна музыка?». Разбирая ситуации, которые происходили с героями сказки, изучая характер каждого персонажа, дети сформировали свои представления о том, как выглядит тот или иной герой данного рассказа. Обсуждая сюжет и содержание данной истории, ребята отстаивали своё видение каждого из персонажей. Затем на уроках изобразительного искусства под руководством Татьяны Владимировны дети постарались запечатлеть данных героев в рисунке. Разбирая и рассматривая все рисунки, ребята вместе с Татьяной Владимировной отбирали самые лучшие, которые соответствовали данному сюжету и раскрывали характер каждого персонажа. Этих рисунков было достаточно, чтобы их хватило на создание фильма «Для чего нужна музыка». Репродукции к рассказу, без сомнения, усиливает впечатления от сказки, вызывает в детском воображении яркие зрительные образы.
Этапы реализации проекта.
Работа над проектом происходила в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
II этап - рефлексивно-диагностический:
111 этап - заключительный
Ожидаемый результат
Совместный творческий проект позволит учителю музыки доступнее излагать музыкальный материал, используя творческий потенциал ребёнка, будет способствовать развитию внимания, музыкальной памяти, умению реализовывать свои творч в изобразительном искусстве помогает раскрыть творческое дарование учащихся.
Вывод
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью.
Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку и живопись тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени, сказка, музыка и рисунок имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может научить воспринимать и понимать музыку, воплощать музыкальные фантазии в живописи, и в синтезе это даёт возможность реализовывать свои идеи в совместном творческом проекте.
За время работы над проектом у обучающихся заметно вырос интерес не только к музыке, фольклору, изобразительному искусству, но и к новым возможностям компьютерных технологий.
Любимое яичко
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Есть ли лёд на других планетах?
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Сказки пластилинового ослика