Проект для реализации со старшими дошкольниками.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245.43 КБ |
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Наука. Природа. Человек. Общество»
Проект
«Музыкальные и шумовые инструменты»
Авторы:
Бабушкина Анжелика, Пасларь Егор
Батина Диана, Комова Полина
Кропотов Андрей, Матыс Тимофей
Молдобаев Руслан, Майер Александр
Осипова Анастасия, Таранов Даниил
Таганова Любовь, Бивол Елизавета, , обучающиеся старшей группы
МБОУ «СОШ №6»
Руководитель: Кривоногова О.В., первая квалификационная категория,
музыкальный руководитель МБОУ «СОШ №6»
г.Югорск
2016г.
Аннотация
Актуальность: В дошкольном возрасте музыкальное воспитание играет важную роль формировании личности ребенка, художественного вкуса, творческих и нравственных качеств. В нашем детском саду есть русская изба. В ней есть музыкальные инструменты балалайка, домра, много шумовых инструментов, а также много разных предметов, которыми пользовались в старину.
Наблюдая за детьми, я узнала, что им интересны предметы русской старины и еще более интересны музыкальные инструменты.
Проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития чувства ритма, слуха, музыкального творчества, посредством музыкально-дидактических игр.
Гипотеза: любой предмет может звучать как музыкальный инструмент
Цель: Изучить, почему звучит музыкальный инструмент?
Задачи:
Объект проекта: процесс исследования русских народных музыкальных инструментов, предметов быта.
Предмет проекта: музыкальные и шумовые инструменты, старинные предметы быта
Проблема: Нам стало интересно, почему музыкальные инструменты звучат по-разному, отчего это зависит? Может ли зазвучать любой предмет?
Методы и приемы: исследовательские, словесные, наглядно-практические
Выводы:
Дети научились понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснили причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей формируется навык игры на разных музыкальных инструментах, развиваются творческие способности при звукоизвлечении на различных предметах быта.
Играя в шумовом оркестре, дети становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах музыкальной деятельности.
Результат: создание оркестра музыкальных инструментов и инструментов-предметов
Оглавление
План исследований
Все предметы издают разные звуки: металлические, деревянные, пластиковые и другие. Мы решили узнать, отчего это зависит, поэтому провели опыты и поиграли в музыкальные игры
Пособия и материалы | Задачи | Опыты | Дидакт. и речевые игры | Слушание |
«Почему все звучит?» | ||||
| закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; -развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление | «Музыка или шум», «Откуда берется голос».
| «Замри и слушай»; | «Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик; А/з «Звуки окружающего мира» М. Потоловский. «Лошадка»; Э. Григ. «Птичка»; Л. Дакен. «Кукушка»; Д. Россини «Кошачий дуэт». |
«Знакомство с деревянными звуками». | ||||
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон | привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха; - вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева. | «Найди звук»; | «Определи по ритму»; «Палочка-стукалочка». | П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел». |
«Знакомство с металлическими звуками» | ||||
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник . | развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами; -учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах; | «Как распространяется звук?» | «Колокольцы-бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня. | М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»; В. Агафонников. «Сани с бубенцами»; З. Левина«Неваляшки»; В.Гаврилин«Тройка»; колокольный звон; В. Кикта. «Гусляр Садко» |
Основная часть
Опыты
Опыт №1. Мы решили выяснить, откуда берется звук или голос, и определили, что звуки издают различные предметы, если их задеть или ударить. Голос получается, когда работают наши связки в горле.
Опыт №2. Что бывает на улице - музыка или шум? В основном на улице шумят машины, дети, животные или птицы. Это все шум.
Опыт №3. «Найди звук». Все музыкальные инструменты: домра, ложки, ксилофон, треугольник, звучат по-разному. Металлические музыкальные инструменты издают металлический звук, деревянные – деревянный. Почти на всех инструментах можно регулировать громкость звука. Различные предметы быта: чайник, горшок, бочка, ступа, стиральная доска тоже издают звуки и деревянные и металлические в зависимости от материала предмета.
Выводы:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты. Поэтому мы утверждаем, что различные предметы быта можно отнести к ударным шумовым инструментам, на них можно играть в оркестре.
У музыкального звука имеется своя высота, именно она позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Заключение
Дети поняли, что звуки бывают разные, и разные предметы звучат по-разному, выяснили причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформировался навык игры на разных музыкальных инструментах, продолжают развиваться творческие способности при звукоизвлечении на различных предметах быта.
Играя в шумовом оркестре, дети стали более коммуникабельными, выступили в конкурсе «Одаренные дети – будущее России».
Список использованных источников:
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР! методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.
Именинный пирог
Рыжие листья
Смекалка против Змея-Горыныча
По морям вокруг Земли
Акварельные гвоздики