развити духовной музыкие в истории человечества;духовная музыка в творчестве русских композиторов 20 века
Вложение | Размер |
---|---|
Традиции духовной музыки в 20 веке | 92 КБ |
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕЦИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В XX ВЕКЕ
Автор: Жеребина Софья,
учащаяся 9 «А» класса
МАОУ «Лицея №3 им. А.С. Пушкина»
Научный руководитель:
Ломакина Евгения Александровна,
учитель музыки
МАОУ «Лицея №3 им. А.С. Пушкина»
Саратов 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
I. | Развитие духовной музыки в истории человечества | 5 |
II. | Духовная музыка в творчестве русских композиторов XX века | 11 |
Заключение | 19 | |
Список литературы | 20 |
Введение
Духовность – важнейший аспект в жизни каждого человека. В. Даль дал определение духовного: «…все, относящееся к Богу, Церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля»[1]. Духовность рассматривается как выражение стремление человека к высшим, надприродным ценностям, которые сопряжены с конкретным человеческим существованием и всегда находят проявление в духовной жизни индивида.
Возможности духовного развития содержатся в таком огромном пласте музыкальной культуры как духовная музыка. Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки пробуждает устремленность к Добру и Свету, является источником нравственности и гармонии.
Духовному возрождению, наступившему в конце XX века, предшествовал мощный расцвет сакрального искусства в начале столетия и связан он с блестящими творениями А.Гречанинова, А.Кастальского, П.Чеснокова, К.Шведова и С.Рахманинова.
В условиях возрождения в XX веке, духовная музыка оставалась одним из важнейших источников формирования профессиональной музыки, что повлекло за собой развитие еще большего интереса к данной области.
Актуальность заявленного положения подтверждается и в настоящее время, тем, что проявляется в творчестве целого ряда современных композиторов, создающих произведения в жанрах духовной музыки. Произведения духовной музыки - величайшие памятники музыкальной и духовной культуры, национальной культуры России в целом.
Объектом нашего анализа станет музыка тех композиторов, которые пишут не только для храмов, но и творят в других направлениях: В.Агафонников, Ю.Буцко, К.Волков, Г.Дмитриев, В.Довгань, А.Караманов, В.Кикта, А.Киселев, А.Микита, В.Пожидаев, Г.Свиридов, В.Ульянич, С.Трубачев и др.
Основной нашей задачей является изучение духовных жанров, стилей того времени, сопоставляя их с индивидуальными авторскими стилями, не теряя при этом связи с традицией и достижениями русского искусства ХХ века[2].
Профессиональное музыкальное искусство (на Западе и в России) длительное время было связано с церковью: при храмах и монастырях содержались специальные певчие, создавались хоровые школы, развивалась музыкальная наука, специфическая письменность (крюки). В течение веков церковное искусство в разных его формах (архитектура, живопись, литература, музыка) являлось главным фактором эстетического воспитания.
В каждой из христианских церквей (православной, католической, протестантской) имеются свои разновидности богослужения с присущим им музыкальным оформлением. Наблюдаются и общие виды, например, утреннее богослужение — литургия (обедня, месса), вечернее (всенощная, вечерня — vesper) и др.
Основным жанром духовной музыки издревле был псалом (от греч. psalmos – песнь, исполняемая под аккомпанемент стр. инстр.; хвалебная песнь) – библейск. религиозные песни и молитвы, составляющие Псалтирь[3]. Тексты древних псалмов отличались разнообразием: это и плачевная песнь, и молитва, и хваление, и учение. Псалмы христиан I в.н.э. с их библейскими текстами и старинными мелодиями служат образцами духовной классической музыки. Все крупные вокальные или вокально-инструментальные духовные произведения являются историческим продолжением (поджанрами) жанра псалма. Псалом - это развитая вокальная музыка с инструментальным сопровождением, имеющая самостоятельные инструментальные эпизоды и части. Для духовной песни, в отличие от псалма, характерно вокальное начало «без участия инструмента».
Распространенным жанром духовной музыки был и есть гимн. Гимн - это хвалебная песнь в честь Бога или какого-нибудь героя[4]. В отличие от Восточной церкви, в Западной церкви гимны именуются хоралами (латинское слово «хоралос» происходит от слова «хорус» - группа певцов, хор). Григорианский хорал - единственное, что сохранилось от далекого музыкального прошлого Европы.
Наряду с другими жанрами духовной музыки закрепился духовный хоровой концерт а'капелла, который является исторической разновидностью псалма.
Другой исторической разновидностью псалма является кантата и оратория. Кантата (от лат. «пою») - крупное вокально-инструментальное произведение. Определяющими признаками этого жанра являются: ведущая роль хора с инструментальным сопровождением (или хора, солистов, и инструментального сопровождения); по содержанию кантата - это славословие, посвященное Господу, или величественное, торжественное песнопение в честь какого-либо знаменательного события. Оратория отличается более значительными размерами произведения и наличием определенного развивающегося сюжета. Однако трудно провести резкую грань между развитой кантатой и ораторией.
Музыкальное искусство православной русской церкви имеет наряду с общностью и свои отличия от западноевропейских конфессий. Это искусство — исключительно вокальное. Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения»[5]. Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения — а'капелла. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.
Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии (в X веке после Крещения Руси), неизвестные создатели гимнов и распевщики не могли сразу «запеть» на чужом языке, поэтому они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской, выразился в таком явлении, как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью[6].
Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя — знак). Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных ее знаков — крюка.
В XV — XVI вв. знаменный распев становится все более протяженным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней!
появляется многоголосная церковная музыка.
XVII век был веком перемен в русской духовной музыке. В начале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский распевы и др.). Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» — «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, и «новым» — многоголосным партесным (от слова partes — голоса) пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, звучания, ощущением движения, света, огромного пространства[7].
В XVIII веке, в эпоху расцвета партесного пения, в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт. Духовный хоровой концерт а'капелла как жанр русской церковной православной музыки оказал определенное влияние на творчество различных композиторов. Подлинных художественных вершин в этом жанре достигли русские композиторы: М.С.Березовский (1745-1777) и Д.С.Бортнянский (1751-1825). Целый ряд замечательных произведений этого жанра создали и другие композиторы того времени: украинский композитор Артемий Ведель (1767-1806), русские композиторы Степан Дегтярев (1760-1813) и Степан Давыдов (1777-1825). церковная музыка того времени была отмечена сильным итальянским влиянием.
Русские классики XIX в. сочиняли музыку для церкви эпизодически (соч. Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского), но церковный элемент нашел яркое отражение в хорах русских опер
Новый подъём русской церковной музыки, произошедший на рубеже XX века, был связан с деятельностью Чайковского, Балакирева, Римского-Корсакова и московской композиторской школы, к которой принадлежали А. Гречанинов, А. Кастальский и П.Чесноков. “Для православного церковного пения, чтобы оно стало истинно русским, нужно вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему как своему близкому, родному...” - писал А. Т. Гречанинов в своей автобиографической книге “Моя жизнь”. Эпоха рубежа XIX - XX вв. явилась подлинным “духовным ренессансом” русской церковной музыки. Хоровые сочинения, созданные период примерно с середины 1890-х по 1917г., относятся, к так называемому Новому направлению в отечественном богослужебном музыкальном искусстве. Это направление было представлено композиторами разных творческих возможностей и установок.
Обращение к истокам, к практике знаменного пения Древней Руси становится сутью Нового направления. Музыка Нового направления - это совершенно особая ветвь художественного творчества, поскольку она выполнила своеобразную посредническую функцию между богослужебной практикой с её строгим каноном и светским искусством концертного предназначения. Сочинения приверженцев этого течения связаны не только с литургическим текстом (что часто встречается в музыке XX века), но с конкретным богослужением, что позволяло включать многие произведения в церковную службу.
Преодолевая консервативность мышления “ценителей”, новый стиль в духовной музыке развивался быстро и плодотворно. Композиторы внимательно изучали старинные распевы, пытаясь на их основе выделить принципы гармонизации церковных мелодий.
Предтечами Нового направления были Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский, духовная музыка которых относится еще к пореформенному периоду. Позднее наиболее значительные силы музыкантов сосредоточились в стенах московского Синодального училища, поэтому храмовую музыку “серебряного века” нередко называют “школой Синодального училища”. Среди московских композиторов, принадлежавших к Новому направлению, были А.В.Никольский, С.Калинников, М.М.Ипполитов-Иванов, В.И.Ребиков, Н.С.Голованов и др. В Петербурге крупнейшими его представителями были Н.Н Черепнин и С.В.Панченко[8]
II. Духовная музыка в творчестве композиторов XX века
Духовная музыка – музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту[9]. Понятие "духовная музыка" охватывает широкий круг произведений, написанных на религиозную тематику. По содержанию (преобладание музыкально-эстетической стороны), форме, объему, свободному использованию текста эта музыка больше соответствует исполнению в концертном зале. Слово “духовный” имеет более широкое значение, чем “церковный”. Разграничить духовную и собственно церковную музыку не всегда возможно. Церковная музыка – музыка, непосредственно обслуживающая церковное богослужение.
Современная духовная, понимаемая и как храмовая, и как вне храмовая, - это такой пласт культуры, который сосуществуя в современности со многими другими, образует с ними целостное единство, востребованное духовными запросами общества.
Серьезные социальные потрясения ХХ века сыграли трагическую роль в истории духовной музыки. Например, отечественная музыкальная культура была насильственно отторгнута от своих национальных художественных традиций, была прервана возможность обмена с западными музыкально-христианскими традициями.
Импульсом к возрождению традиций духовной музыки стала потребность в обретении некой духовной опоры, позволяющей человеку выстоять в условиях все более возрастающего драматизма современной жизни, сохранить высшие ее ценность от поглощения сиюминутными, нередко низменными потребностями.
После многих десятилетий запрета на все, что связано со сферой религиозного, позиция каждого автора в данном вопросе приобретает совершенно индивидуальный характер выражения.
Результатом всего этого стало появление большого количества произведений, созданных в различных жанрах, где композиторы пытались воплотить свое понимание данного вида художественной культуры, пользуясь новыми музыкально-выразительными средствами, ряд композиторов обратился в своих творческих и философских поисках к жанрам духовной музыки.
Композиторы пробуют себя в различных духовных жанрах, обращаются в своём творчестве к различным стилевым пластам и эпохам в истории развития духовной музыки. Конечно, здесь в основном имеются в виду композиторы светского направления, которые оказались в ситуации открытия запрещенной ранее музыки. Но следует упомянуть и о композиторах церковных, творивших непрестанно, продолжая творческую работу не выходя из художественных традиций[10].
В XX веке создаются целые циклы («Всенощная» и Литургия В.Успенского; литургии В.Мартынова, Н.Сидельникова; «Всенощная» и Литургия Н.Лебедева; духовные циклы Г.Свиридова, Ю.Фалика). Написано много музыкальных произведений на духовную тематику (В.Артемов — «Реквием», К.Волков — «Плач протопопа Аввакума», В.Мартынов — «Плач пророка Иеремии», «Апокалипсис», А.Петров — симфония с хорами «Время Христа», В.Рубин — «Светлое воскресенье», A.Шнитке — «Стихи покаянные», Р.Щедрин — «Запечатленный ангел», А.Эшпай — «Первое послание коринфянам св. апостола Павла», соч. С.Губайдулиной, Г.Уствольской и др.)[11].
Историки утверждают, что сложилась своеобразная ситуация: если до середины XX века довольно четко разграничивались понятия «музыка и пение», «концертное и клиросное», то в конце XX века соотношение этих понятий усложнилось.
Духовная музыка - в виде классического репертуара, «опусных» хоровых переложений и сочинений, особенно произведений Нового течения - активно вышла на концертные подмостки, вошла в различную исполнительскую практику.
В настоящее время духовная музыка воспринимается как широкое понятие, включающее произведения, ориентированные на священные тексты (канонические и поэтические). При этом форма воплощения не регламентирована и может быть различной (хоровой, оркестровой или вокально-оркестровой) и создавать новый простор для художественного творчества.
Большинство композиторов – композиторы светские, именно поэтому особая «направленность» на слушателя произвела огромный пласт сочинений, написанных для концертного исполнения, в которых открываются новые грани сакрально-мистического. В концертной духовной музыке оформилась новая область, связанная с вокально-инструментальными жанрами, представляющими собой развитие тенденции отхода от православного богослужебного канона и введения инструментального сопровождения.
В сочинениях на канонические тексты наблюдается как соблюдение достаточно строгих традиций, сложившихся в богослужебной практике, так и довольно свободное сочетание традиционных и нетрадиционных начал в сочинениях, ориентированных на концертно-духовный показ.
С каких позиций следует рассматривать духовную музыку ХХ века? Отличаются ли подходы к ней от тех подходов, которые применяются к «общей музыке»?
Духовное творчество в искусстве ХХ столетия, включающее в себя религиозные темы, сюжеты, образы, заимствованы из библейских источников и в их идейном осмыслении выходят за рамки «чистой» религиозности. Большинство современных произведений берут начало из Священного писания, которое может быть представлено различными источниками. Псалмы, сосредоточенные в Псалтири – самой древней книге, на Руси, почитаемой как богослужебной; Четвероевангелие – как «евангельская история», новозаветное «благовествование» от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; «Апокалипсис» - Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового завета; Послания Апостолов, «Молитвослов» и др. – эти источники, полагаемые в виде фрагментов или повествований находят применение в духовных произведениях ХХ века.
«Евангельская история» пронизывает большинство произведений – и как прямое повествование, и как основа для сочетания с другими «сюжетами». Пример такого рода – «Рождественская история» В.Пожидаева.
Наряду с «Евангельской историей», композиторы посвящают свои сочинения образам исторических личностей «Служба преп. Сергию» С.Трубачева, хоровая мистерия «Аввакум» (на тексты из жития) К.Волкова. В качестве модели избираются как литературные, так и художественно-изобразительные источники в различных сочетаниях. Примером того является, «Фрески Дионисия» и «Запечатленный ангел» Р.Щедрина, «Фрески Софии Киевской» В.Кикты, «Завещание Николая Васильевича Гоголя» Г.Дмитриева и концерт-картины «Андрей Рублев» К.Волкова.
Композиторы, создавая свои произведения сочетали традиционное и нетрадиционное, создавая целостное единство. Этот прием сам по себе был не нов, он представлен, например в «Трех страстях» И.Баха, где евангельский рассказ сочетается с ариями на поэтические тексты и хоралами.
Также в русской музыке cочиняли гимны, псалмы, стихиры, молитвы, литургии, всенощные, пассионы, как для хора, так и для различных инструментальных составов.
Литургия – «последование», содержащее закрепленный уставом текст, служащий основанием для определенного ансамбля песнопений. «Авторская» литургия – явление не новое, известны литургии П.Чайковского, А.Кастальского, М.Ипполитова-Иванова, К.Шведова, С.Рахманинова, П.Чеснокова, А.Гречанинова, А.Никольского и других.
Современная литургия может приобретать специфические жанрово-смысловые признаки, которые придают ей характер духовно-концертного сочинения на канонические тексты.
Всенощное бдение – другой церковный музыкально-циклический жанр, в котором работали в богослужебных сочинениях – О.Н.Ведерников, диакон С.Трубачев, архим. Матфей; в композиторских опусах, в которых жанр не теряет традиционности, а жанровая форма приобретает современные черты. В трудах этих музыкантов преобладают обработки различных напевов и распевов.
Среди духовных композиторов ярко выделяется С.Трубачев (1919-1995), оставивший немалое творческое наследие. Его песнопения свод богослужебного пения, музыкально облеченного в переложения древних мелодий и авторские сочинения.
Другой стороной духовно-музыкального творчества того времени является создание циклов, имеющих и по композиции, и по музыкальному образу концертный облик. Такова Всенощная Георгия Дмитриева. Композитор, ориентируясь на литургический образец, создает малые хоровые поэмы, требующие концертных исполнительских сил и соответствующей слушательской аудитории.
Особенно наглядно отголоски многовековых традиций духовной культуры отразились на киноискусстве. Одна из ранних работ – кинолента режиссера С.Эйзенштейна «Иван Грозный», с музыкой С.Прокофьева. Среди других работ: «Дворянское гнездо» (1969, режиссер А.Михалков-Кончаловский, композитор В.Овчинников), «Андрей Рублев» (1971, режиссер А.Тарковский, композитор В.Овчинников) и другие.
В этих и других работах для полноты раскрытия всей атмосферы, обязательным было включение духовной музыки, которая не только иллюстрировала кинодействие, но и обогащала его, создавая своеобразные звуковые дополнения к зрительным впечатлениям.
Анализ духовно-музыкальной поэтики всегда тесно связан с представлениями о стиле композитора.
Георгий Свиридов – композитор, о тематике которого долго велись споры. Его творческий метод анализировали как претворение народного начала. Ясно выразился А.Белоненко: «Религиозная идея, несомненно, становится ключевой, центральной в творчестве Г.Свиридова…». И в качестве доказательства указывает на ряд произведений – «Ночные облака», «Песни безвременья», «Пушкинский венок», «Отчалившая Русь», «Гимны Родине» и другие, которые можно охарактеризовать как принадлежащие к жанру «духовной лирики»[12].
В творчестве этого мастера в годы «застоя» появились новые духовные тенденции, связанные с возрождением духовного интереса к религиозному сознанию, свойственному русской культуре.
Художественные образы русского средневековья связаны прежде всего с гимнографией, и если в ранних сочинениях он обращался к текстам несущим признаки народной культуры, близким к жанру апокрифа, то в более поздних наблюдается тяготение к текстам канонического стиля[13].
Большого внимания заслуживает творчество Валерия Кикты (р.1941) – композитор, работающий в двух направлениях – создание духовно-церковных и духовно-концертных произведений (и те и другие в основном ориентированы на концертное исполнение).
Музыка Кикты проникнута глубокой философско-религиозной мыслью, и эстетически прекрасной формой, и совершенной техникой композиции. Его содержательные произведения, связанные с духовной образностью, имеют в свей основе различные источники, а именно: Священное писание (канонические тексты); литературные произведения – классические (св. Дмитрия Ростовского, А.С.Пушкина) и современные (О.Романовой, В.Татаринова); факты истории («Владимир Креститель»); художественно-изобразительные памятники («Фрески Софии Киевской»).
Но особое место в творчестве В.Кикты занимает молитва. Для него она область глубокомысленного отношения к слову, содержащемуся в ней, образу и настроению, создаваемого ею. Его знаменитые молитвы: «Чудотворная молитва Серафима Саровского» (2001), «Великопостная молитва» (1996), «Не Рыдай Мене, Мати…» (1989), «Христос-Спаситель, помоги» (1990), «Молитва во имя Любви» (1997), «Песнь Пресвятой Богородице» (1997) и другие.
Заключение
Духовная музыка служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она обращает к совести, добру, красоте, внутренней дисциплине. Способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, воспитывает чувство красоты, гармонии, взывает к совести и милосердию.
Развитие музыкальной культуры каждого народа - это маленькое звено одной цепи, которая связывает воедино все народы земли, и что культура каждого народа ценна своим своеобразием, неповторимыми национальными чертами. Необходимо поддерживать и развивать потребность духовного общения. И здесь, по-моему, большую роль может сыграть развитие современной светской духовной музыки, которая, заполняя вакуум бездушия, связанный с различными рок-направлениями, послужит мостиком между двумя состояниями человека, между жизнью - живущего вне Бога и жизнью с Богом.
Создавая свои произведения на основе «литургической поэзии», композиторы не ставили задачи жанрового уподобления. Мелодии сохраняли лишь некоторые черты национального мелодийного мышления (попевочность, речитация, повторность, поступенность голосоведения). Для него был важен смысл, выраженный избранными стихами или словами, смысл, который и обусловил тип музыкальной композиции. Композитор, создавая традиционные молитвословия, вкладывает в их музыкальный образ современное слышание старинных текстов.
«Вот художественная болезнь нашего века: люди внимают искусству духовно глухим умом и созерцают искусство духовно слепым глазом, - писал И.А.Ильин. - И пусть не говорят нам об изжитых традициях искусства; ибо священные традиции не изживаются никогда! Великое искусство будет и впредь всегда, как и было всегда, служением и радостью».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Романовский Н.В., Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230с.
[2] Худякова С.В., Музыка моего народа /Районный конкурс цифровых образовательных ресурсов. Березовский информационно-методический центр. Номинация: «Создание дидактических и методических материалов». – Березовка, 2008.
[3] Романовский Н.В., Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230с.
[4] Там же.
[5] Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.: илл.
[6] Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с. – С. 51.
[7] Сергеева Г.П., Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с. – С. 52.
[8] Аксенова Т.Н. Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения// http://festival.1september.ru
[9] Романовский Н.В., Хоровой словарь. – С. 62.
[10] http:// otherreferats.allbest.ru (Глобальная сеть рефератов)
[11] Романовский Н.В., Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000. – 230с. – С. 155-156.
[12] Новейшая религиозная музыка в России.
[13] Труханова А.Г., Развитие духовной тематики в русской музыке ХХ века.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Глупый мальчишка
Горка
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Два Мороза