Проект на тему
«Реконструкция праздника «Кузьминки»
как один из способов возрождения и сохранения
русской традиционной культуры»
Введение
В современных условиях культурного кризиса, возникает серьёзная задача – сохранение национального культурного наследия и традиций наших предков.
Традиция – это явление, изначально присущее человеку с момента появления его на свет. Традиция означает переход от старших к младшим, от поколения к поколению, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна.
С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, будь то движение солнца или вызревание колоса. А одним из способов этого участия и были календарные народные праздники.
Актуальность
Я считаю, что в наше время очень важно знать свою культуру. Не могу не согласиться с словами фольклориста Ольги Антиповой: « Богатые народные песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении.
Забывая эти традиции, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы, чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей»
Сейчас стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в нас в детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент будущего.
Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, отреставрировать его и отобрать всё самое лучшее, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше, постепенно и органично наполняясь новым содержанием.
Поэтому в своей работе я постарался максимально приблизиться к народному празднику, попытался передать его прелесть, проникнуть в таинство обрядового действа. Реконструировав древний малоизвестный праздник «Кузьминки».
Объектом исследования данный проект предусматривает Народный праздник «Кузьминки» как элемент традиционной народной культуры.
Предметом данной проектной деятельности является реконструкция праздника «Кузьминки» как один из способов возрождения и сохранения традиционной культуры.
Цель проекта: Использовать реконструкцию народного праздника кузьминки как способ возрождения и сохранения традиционной культуры русского народа.
Задачи проекта:
Новизной и отличительной особенностью проекта является то, что сами дети, молодежь занимаются разработкой и реализацией этого проекта, углубляясь в мир народной культуры, и впоследствии, возобновляют и пропагандируют русский фольклор во всех его проявлениях, вызывая интерес не только у старшего поколения, но и у сверстников.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он может использоваться и в образовательных учреждениях как наглядный материал для уроков литературы, музыки, искусства, краеведения. Ансамбль может выступать с этим театрализованным представлением на различных мероприятиях, конкурсах, итд.
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации проекта
этап | мероприятия | сроки | ответственный |
I.Организационно-подготовительный | Обоснование и актуальность темы, мотивация ее выбора; Определение цели и задач проекта; Обсуждение вопросов связанных с реализацией проекта с другими специалистами и участниками ансамбля; Подбор литературы, музыкального и игрового материала, атрибутов. Составить сценарий праздника «Кузьминки»; | Сентябрь – октябрь 2016г | Чумаков Иван и учитель музыки Лапшина Н.Н- руководитель фольклорного ансамбля Печки-лавочки |
II. Основной | Разучивание песенного и игрового материала с участниками ансамбля; Подготовка декораций; Доработка костюмов и атрибутов; Совместная деятельность - работа с приглашенными специалистами хореографом, хормейстером, концертмейстером, режиссёром; Репетиции музыкально-театрализованного представления | Ноябрь 2016 - февраль 2017 | Участники ансамбля и руководитель Родители участников Швецов В.В –концертмейстер Ю Чудакин – хореограф А.М. Адаякова –режиссёр Участники ансамбля «Печки-лавочки» |
III. Заключительный | Выступление с театрализовано - музыкальной композицией праздника «Кузьминки»; Видеосъемка; Монтаж; Подготовка и размещение ролика в интернет сети на YouTube и в социальных сетях; дизайн диска; Обобщение результатов работы – Презентация проекта; | Март - Апрель 2017 | Участники ансамбля «Печки-лавочки» Родители Чумаков И Чумаков И Учитель музыки |
Основной принцип проекта –
Постановка проблемы
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
2. Материально – технический ресурс
3. Информационный ресурс:
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное:
Финансовое:
Реализация проекта осуществляется за счет педагогов и родителей детей участников коллектива
Материально-техническое:
Реализация проекта требует изготовление информационных материалов- видео - дисков
Кадровое:
Подготовку проекта обеспечивают штатные работники МБУК Подсинский СДК:
Разработку и реализацию проекта обеспечивают:
Ученик МБОУ «Подсинская СШ» Чумаков Иван
Учитель музыки МБОУ «Подсинская СШ» Лапшина Н.Н.
Ученики МБОУ «Подсинская СШ» частники детского образцового фольклорного ансамбля «Печки-лавочки»
В результате реализации проекта:
Простые летающие модели из бумаги
"Морская болезнь" у космонавтов
Пока бьют часы
За чашкой чая
Одеяльце