Исследовательский проект выполнен после участия в Слете "Республика Будущего" в рамках Ильменского фестиваля авторской песни
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.doc | 22.5 КБ |
vvedenie.doc | 26 КБ |
1.1.doc | 42.5 КБ |
1.2.doc | 655.5 КБ |
1.3.doc | 700 КБ |
2.1.doc | 367 КБ |
2.2.doc | 354 КБ |
zaklyuchenie.doc | 26.5 КБ |
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты организации фестивального движения
1.1. Фестивальное движение: вчера, сегодня, завтра……………………….5
1.2. Ильменский фестиваль: история в деталях…………………………….8
1.3. Музыкальные странички Ильменского фестиваля……………………12
2. «Ильмены – 2014»: взгляд с позиции участника
2.1. Проект «Республика Будущего» в рамках Ильменского фестиваля….20
2.2. Авторская песня и Ильменский фестиваль……………………………..28
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………...30
Приложение.
Введение
Авторская песня – феномен музыкальной культуры, вызывающий интерес не только у музыкантах, но и людей науки. Это вызвано огромным социальным воспитательным потенциалом авторской песни. Авторская песня стала объектом научного интереса еще в конце ХХ века.
В книгах, монографиях и диссертациях по теме подробно описана история становления авторской песни, много внимания уделено творчеству классиков жанра – Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Галича, В. Высоцкого и других. Между тем жанр в целом также представляется достойным объектом для исследователей — он уже обрел статус явления, которое необходимо всесторонне изучать. Причем наступил такой этап, когда этим изучением уже могут заняться узкие специалисты — филологи, музыковеды, искусствоведы, социологи, культурологи.
Актуальность проведенного нами исследования заключается в том, что в настоящее время возник широкий интерес к фестивальному движению авторской песни («Грушинский» фестиваль авторской песни, Ильменский фестиваль авторской песни и многие другие). В исследовании мы остановили свой выбор на Ильменском фестивале авторской песни, так как являемся участниками «Ильмены – 2014»
Цель: исследовать музыкальный, воспитательный потенциал Ильменского фестиваля авторской песни.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
- выявить особенности фестивального движения;
- познакомиться с историей Ильменского фестиваля;
- рассмотреть проект «Республика Будущего» в рамках Ильменского фестиваля с позиции участника;
- провести среди сверстников опрос-анкетирование, в результате которого выяснить их отношение к авторской песне и фестивалям такого рода;
- обработать результаты и сделать выводы;
Объект исследования: фестивальное движение авторской песни.
Предмет исследования: музыкальный и воспитательный потенциал авторской песни для формирования нравственных качеств личности.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературы, сравнение, поиск, обработка полученных результатов.
.
1. Теоретические аспекты организации фестивального движения
1.1. Фестивальное движение: вчера, сегодня, завтра
Фестивали берут своё начало от олимпийских игр Древней Греции, состязаний средневековых трубадуров и миннезингеров. В Европе фестивали получили распространение в Швейцарии в конце XVIII века. Первоначально фестивали носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, посвященные определённым событиям.
В Англии и Австрии во 2-ой половине XVIII века на фестивалях исполнялись преимущественно оратории, в Англии произведения Г. Генделя. С начала XIX века фестивали (в том числе специальные певческие празднества хоровые фестивали) получили широкое распространение в других европейских странах, особенно в Германии. Они организовывались музыкальными обществами, учреждениями, отдельными городами, провинциями, округами. В их программы наряду с ораториально-хоровыми входили симфонические, концертно-инструментальные, оперные и другие произведения.
С 1876 в Байрёйте проводились музыкально-театральные фестивали, посвященные операм Р. Вагнера. Ряд фестивалей, проведённых в Зальцбурге в 1870-1910, был посвящен В. А. Моцарту. В США фестивали стали организоваться с середины XIX века. Среди американских музыкально-театральных фестивалей оперные фестивали в Равиния-Парк (Чикаго, 1911-1931).
2. фестиваль - (франц. festival - от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные (Энциклопедический словарь).
В XX веке число фестивалей возросло, и они часто приобретают международный характер. Стали проводиться международные фестивали современной музыки - «Варшавская осень» - с 1956, в Загребе - с 1961, в Лос-Анжелосе - с 1961, а также фестивали по отдельным современным музыкальным жанрам – фестиваль эстрадной песни в Польше - с 1961. Интернациональное общество новой музыки, основанное в Зальцбурге (1922) с 1923 организует фестивали музыки крупнейших современных композиторов в разных европейских городах.
Среди крупнейших современных зарубежных фестивалей, включающих в программы музыкальные и музыкально-театральные произведения - Залъцбургские фестивали (с 1917), Берлинские (с 1930), Страсбурские (с 1932), «Флорентийский музыкальный май» (с 1933), Люцернские (с 1939), «Пражская весна» (с 1946), Эдинбургские фестивали (с 1947), первый фестиваль театрального и музыкального искусства стран Дальнего Востока (1958, Осака).
В СССР первый музыкальный фестиваль состоялся в 1933 (Ленинград – Санкт-Петербург). С конца 50-х гг. проводятся фестивали республиканского, межобластного, зонального характера. В Куйбышеве (Самара) с 1963 проводились музыкальные фестивали памяти В. И. Ленина. Фестивали современной музыки проводились в Одессе (с 1958), Горьком (Нижний - Новгород) (с 1962). В 1962-63 году состоялись фестивали английской музыки Москве и Ленинграде. С 1964 стали проводиться музыкально-театральные фестивали «Московские звёзды».
В 1968 году состоялся первый «Грушинский» фестиваль авторской песни названный именем пропагандиста авторской песни 70-х годов Валерия Грушина. В те годы понятия «авторская песня» еще не существовало. Поэтому этот песенный жанр назывался туристской песней, и интерес к ней именно в эти годы необычайно возрос.
Из Куйбышева (Самара) фестивальная волна покатилась по всей стране – Минск, Челябинск, Алма-Ата, Ташкент, Тында на БАМе... Вот названия лишь некоторых некогда традиционных слетов и фестивалей – «Эсхар» (Харьков), «Гамбургский счет» (Ульяновск), «Приморские струны» (Владивосток), «Камчатская гитара» (Петропавловск-Камчатский).
С 1973 году «постоянную прописку» получает фестиваль авторской песни под открытым небом – «Ильмены». Тогда он назывался конкурсом исполнителей туристской песни.
Как ни странно, но авторская песня характерна не только русской культуры. В 1960-х годах бардовская песня стала популярна во всем мире. Так стали появляться фестивали авторской песни за рубежом такие как, международный фестиваль авторской песни «Русский акцент» в Берлине, российско-израильский фестиваль «БардЮморина» в Иерусалиме, фестиваль авторской песни «Встреча друзей бардовской песни. Минск» и многие другие.
Наиболее крупные фестивали способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Фестивали несут за собой цель долгосрочного влияния на культурно-художественное развитие участников и зрителей в рамках данного вида искусства, в нашем случае это музыка.
Музыкальный фестиваль рассматривается как особая форма социально-культурной деятельности, направленная:
- на освоение социокультурного опыта человечества;
- на возможность дополнительного образования;
- на организацию процесса, способствующего самоопределению участника;
- на выбор личностно значимых ценностных ориентиров;
- на изменение отношения каждого участника фестиваля к собственным результатам, способности к самоанализу и разносторонней самореализации.
Фестиваль, располагающий огромным числом методов, реализуется в культуротворческих, культуроохранных, крекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности и представляет собой культурную среду становления нового поколения музыкантов.
1.2. Ильменский фестиваль: история в деталях
На берегу Ильменского озера в окрестностях города Миасса получил свою «постоянную прописку» фестиваль авторской песни под открытым небом – «Ильмены».
Еще в далеких шестидесятых в городе Челябинске, впрочем, как и по всей России, распространилась авторская песня. Все любители авторской песни решили организовать клуб, официально оформив его при городском туристическом клубе.
С тех пор начались различные клубные мероприятия, где проводились различные вечера-посиделки, туристы обменивались между собой различными впечатлениями, смотрели фильмы и, естественно, много пели. Очень часто участники клуба выступали в городских концертах. Туристы любили часто собираться у костра, где они говорили о своей жизни. Далее проходили выступления во дворцах культуры, афиш по проведению мероприятия не было, но зал все время был заполнен. Никто не финансировал работу туристического клуба. Люди просто встречались, и пением выражали то, что больше всего волновало их в тот момент.
Первый Ильменский фестиваль авторской песни состоялся в мае 1973 года. Тогда он назывался конкурсом исполнителей туристской песни и собрал 600 человек из семи городов. Первым председателем жюри стал Борис Вахнюк. Он же был и первым гостем фестиваля, одним из тех, кого теперь называют мэтрами, классиками жанра авторской песни. Юрий Визбор, Александр Городницкий, Виктор Берковский, Валерий Боков, Владимир Ланцберг, Александр Дулов в разное время председательствовали в большом
жюри «Ильмен».
Б.Вахнюк
Главным для Ильменского фестиваля было и остается открытие новых имен в авторской песни, таково жизненное кредо фестиваля.
В числе организаторов первых «Ильмен» был Геннадий Васильев, интересный и самобытный автор, жизнь и творчество которого оборвались слишком рано. По традиции и как дань памяти в церемонии открытия каждой новой «Ильменки» звучат его песни.
Сам фестиваль продолжается на протяжении трех дней. Программа фестиваля заключается в сольных концертах всех желающих, выступлении лауреатов минувших годов.
Г.Васильев
Следует отметить, что в застойные восьмидесятые Ильменский фестиваль считался запрещенным и проходил в подполье. Собирались на природе друзья, пели песни из тех, что «не задушишь, не убьешь», и обязательно поднимали флаг фестиваля. Официально фестиваль возобновился только в 1987 году. Отсюда «двойная арифметика» — официальная и реальная.
Ныне времена изменились, фестиваль стараются сохранить, называют уникальным явлением в масштабах страны, поскольку проходит он под открытым небом и по популярности соперничает только с главным фестивалем авторской песни Всея Руси – Грушинским.
Ежегодно фестиваль открывает большое количество новых имен, география лауреатов – вся Россия. По негласно существующим правилам, если хочешь попасть на «плавучую гитару» (главную площадку главного фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина на Мастрюковских озерах под Самарой), сначала заяви о себе на «Ильменах»!
За время проведения Ильменского фестиваля появились традиции, которые скрупулезно соблюдаются по сей день – от акций по сбору мусора до мастер-классов с маститыми поэтами и концертов специально приглашенных бардов, в большинстве своем – выходцев с Урала.
Уникальна структура и творческая составляющая фестиваля. В течение трёх дней одновременно работают несколько площадок. Его программа включает творческие мастерские и лаборатории, сольные концерты гостей, выступления лауреатов прошлых лет, детский и юношеский конкурсы, юмористический концерт «Ильменские гвозди», концерт «Барды – детям», презентация дисков, книг, ночные программы у костров, пресс-центр, лесной кинотеатр, спортивный праздник «Ильменские игры». На фестивале работают «Лесная эстрада», организованная челябинским КСП «Моримоша» и «Детская республика» (с 2013 года «Республика Будущего»).
Лесная сцена
Времена меняются, а «Ильменка» и ныне жива, так что всем желающим проявить свои музыкальные способности прямая дорога на Ильменский фестиваль. Сегодня можно говорить об «Ильменке», как об уникальном региональном и всероссийском явлении.
Авторская песня для современных людей – это символ прошлого. Она вызывает ностальгию, светлые воспоминания о периоде молодости. Но не стоит считать, что всем поклонникам фестиваля далеко за 40. На «Ильменке» можно встретить и молодых талантливых исполнителей, которые продолжают традицию «шестидесятников» – сочиняют песни о насущных проблемах, наслаждаются романтикой туристической жизни. Как ни странно, но интерес к подобным фестивалям не утихает и в наше время.
Данный фестиваль, появившийся в результате туристско-самодеятельной среды, ныне уже имеет официальный статус.
Из года в год фестиваль авторской песни заканчивается, гости, и участники разъезжаются по домам, но уже на следующий год, «Ильменка» вновь соберет гостей на берегу теплого озера. Времена изменились, фестиваль стараются сохранить. «Ильменка» жива, у фестиваля счастливый возраст, ведь «поющие всегда счастливы».
1.3. Музыкальные странички Ильменского фестиваля
«Сосны, где пряная смола,
Где чутко дремлет тень,
Осколком зеркала легла
Синь озера Ильмень…»
И.Грекова
Первые музыкальные страницы фестиваля это его гимн, написанный Т. Фоменко и Н. Грековой
Ильменский фестиваль авторской песни это одно из самых ярких массовых культурных мероприятий на Урале. Он проходит под открытым небом и ежегодно собирает сотни людей не только из России, но и других стран. В июне 2014 года этот фестиваль прошел уже в 38-й раз. И каждый год – это неповторимое музыкальное явление, которое стоит увидеть каждому.
Зрители на Ильменской поляне
Около 40 000 участников и зрителей ежегодно посещают фестиваль. Огромное количество любителей авторской песни приезжают сюда для того, чтобы услышать новое, зарядится позитивом и энергией, а также отдохнуть под приятные ритмы музыки.
Ежегодно на Ильменском фестивале загораются новые звезды. Именно здесь можно увидеть их появление.
«Возьмемся за руки, друзья…»
Ныне известные авторы и исполнители Олег Митяев, Анатолий Киреев, Татьяна Фоменко, Анатолий Хмель, Юрий Зыков, Пётр Старцев, Елена Щибрикова, Юрий Гарин, трио «Мультики» (Лариса Брохман, Юрий Харченко, Андрей Волков), Евгений Лихачёв, Андрей Крамаренко, Михаил Сипер, Яна Симон, Николай Якимов, Александр Деревягин, Алексей Гущин и Сергей Андрейченко, Виталий Казарцев и Олег Степанов, Анна и Джесси Мара, Мария и Рафаэль Валитовы и многие другие — обязаны своим творческим рождением «Ильменке».
Жюри фестиваля всегда именитое, звездное: это Юрий Визбор, Борис Вахнюк, Владимир Ланцберг, Александр Городницкий и Виктор Берковский, Александр Дулов, Алексей Иващенко, Леонид Сергеев.
Ю.Визбор А.Городницкий В.Ланцберг В.Берковский
Особенность Ильменского фестиваля – это его открытость и доступность всем желающим, независимо от возраста и социального статуса, главное – музыкальный талант и огромное желание.
Также интересным является то, что на этот фестиваль постоянно приглашают специальных гостей, деятелей культуры и искусства, то есть это известные актеры, режиссеры, продюсеры, общественные деятели.
На фестивале гостили Владимир Кристовский (группа «Uma2rman»), Тамара Гвердцители, Вячеслав Бутусов, Никита Высоцкий, Сергей Безруков, Сергей Трофимов.
В.Кристовский, С.Безруков, В.Бутусов и О.Митяев, С.Трофимов
Одним из главных событий фестиваля – «Звездопад» - большой концерт ведущих бардов (от ирл. «bard» - поэт-певец) страны. Самый известный бард, выступающий здесь каждый год - Олег Митяев. Также тут можно увидеть и других известных исполнителей: Леонид Марголин, Родион Марченко, Сергей Трофимов, Анатолий Киреев, Галина Хомчик, дуэт «Мастер Гриша», Лариса Брохман, Ирина Сурина, Евгений Маталин, Рамиль Бадамшин, дуэт «Зелёная лампа», ансамбль «Седьмая бригада» и многих других.
Традиционными стали песни звучащие на Главной сцене фестиваля, такие как: «Как здорово» О.Митяева, «Милая моя» Ю.Визбора, «Ильмень» Т.Фоменко, «Моя Родина – Урал» Г.Васильева, «Есть на свете такая страна» Г.Васильева, «Пирога» А.Киреева и многие другие.
Главная сцена это место выступления не только именитых гостей и исполнителей авторской песни, но и начинающих, совсем юных артистов.
Главная сцена
Главным событием Ильменского фестиваля – является конкурс авторской песни, который проводится в трех возрастных группах: основной (старше 18 лет), «Наша смена» (14—18 лет), «Поют туристята» (до 14 лет). Ежегодно в конкурсе принимают участие около 300 человек.
Цель и задачи Фестиваля:
— приобщение молодежи к музыке, поэзии, туризму и спорту;
— популяризация, поддержка и развитие авторской песни среди широких слоев населения;
— сохранение и пропаганда лучших образцов авторской песни;
— повышение творческого уровня авторов – исполнителей;
— выявление и поощрение новых талантливых авторов и исполнителей;
— развитие самодеятельного песенного движения;
— развитие духовности и профессионализма в музыке и поэзии;
— пропаганда здорового образа жизни;
— экологическое воспитание подрастающего поколения:
Конкурс авторской песни. Участником конкурса может стать любой
участник фестиваля. Для этого необходимо подать заявку в оргкомитет и пройти предварительное прослушивание.
Детский конкурс авторской песни «Поют туристята». Конкурс этот стал традицией Ильменского фестиваля. Это очаровательное зрелище, когда на сцену выходят дети самых разных возрастов.
Конкурс «Наша смена». Конкурсантом может стать любой участник фестиваля в возрасте до 18 лет включительно. Для участия необходимо подать заявку в оргкомитет конкурса и пройти предварительное прослушивание.
Любители авторской песни – люди, увлеченные этим жанром, подчас до фанатизма. Авторская песня – часть из жизни, связанная с походами и общением с интересными людьми. Эта увлеченность может служить только на пользу детскому таланту, только зарождающемуся.
2. «Ильмены – 2014»: взгляд с позиции участника
2.1. Исследование музыкального и воспитательного потенциала авторской песни
МОУ «Гимназия № 20» стала обладателем гранта Ассоциации «Все настоящее – детям», который позволил вокальному ансамблю «Вейсэ» участвовать в Летнем слете Ассоциации «Все настоящее – детям» - «Республика Будущего» в рамках 38-го Ильменского фестиваля авторской песни. Участие в слете позволило исследовать музыкальный и воспитательный потенциал авторской песни в формировании нравственных качеств личности.
Для нашего исследования были выбраны методы – наблюдение, опрос, анкетирование.
Перед выездом на слет нами было проведено анкетирование, участниками которого стали ученики 6-х классов МОУ «Гимназия № 20» г.Саранска, в количестве 41 человека.
Цель и задачи:
- выявить степень осведомлённости учащихся в области авторской песни как жанра;
- выявить наличие интереса учащихся к авторской песни и фестивалям подобного рода;
- проанализировать воспитательный потенциал авторской песни.
Для выявления выше поставленной цели мы предлагали учащимся ответить на вопросы анкеты (Приложение 3).
Мы получили следующие результаты:
На вопрос, что такое авторская песня смогли ответить 30 человек (73,1%) опрашиваемых. Эта группа учащихся знает особенности этого жанра, имеет общее представление об авторской песне, при прослушивании смогли отличить жанр авторской песни от других жанров вокальной музыки. Другая группа (11 человек – 26,8%) не смогла ответить на поставленный вопрос, знания об авторской песне неточные.
При ответе на вопрос о фамилиях авторов-песенников учащиеся написали следующих авторов-исполнителей: Б.Окуджава, Ю.Визбор, О.Митяев, В.Высоцкий (100%).
Название авторских песен не вызвало затруднений у опрашиваемых, так как с авторской песней ребята часто сталкиваются на уроках музыки. Для них на уроках звучали такие песни, как «Пожелания друзьям», «Живописцы» Б.Окуджава, «Как здорово» О.Митяев (100%).
На вопрос о возникновении жанра авторской песни ребята отвечали по-разному «в 50-60-х гг. XX века» - 20 человек (49%), «в походах и туристических слетах» - 10 человек (24,3%), «не знают ответа» - 11 человек (26,8%).
На вопрос о значимости авторской песни были получены следующие ответы «Да, нужна» - 33 человека (80,4%). В своих пояснениях, почему нужна авторская песня в наши дни были выделены следующие предположения – «несет воспитательный характер», «они очень красивые», «да, потому что редко слушаем хорошие песни», «это искусство, а без искусства наш мир был бы унылым», «воспоминания, связанные с детским лагерем». «Не нужна» - 8 человек (19,5%), для этих учащихся жанр авторской песни является старомодным, и они интересуются другими направлениями в современной музыке.
При ответе на вопрос о существовании фестивалей авторской песни 33 человека (80,4%) опрашиваемых написали – «Грушенский» и «Ильменский» фестивали авторской песни, 8 человек (19,5%) – «не знают или не помнят».
Выражая свое отношение к авторской песне, учащиеся высказывались: «Положительно» – 31 человек (75,6%), нравится слушать и петь такие песни, «Отрицательно» - 10 человек (24,3%), считают это направление несовременным.
В результате анкетирования мы пришли к следующему выводу:
- учащиеся осознанно дают определения основных понятий по данной проблеме;
- уровень осведомлённости об известных авторах-исполнителей у школьников средний;
- учащиеся на слух определяют жанр авторской песни, но не знают музыкальные особенности этого жанра.
Полученные результаты и определили выбор темы нашего исследования направленной на популяризацию авторской песни как музыкального жанра.
Подтверждением вышесказанного являются отзывы об Ильменском фестивале авторской песни участников коллектива «Вейсэ».
«Ильмены – 2014»: взгляд с позиции участника
«Ильмены для меня – это отдых для тела души. Несмотря на то, что время здесь проводится в действии, и нет времени полежать. Это доставляет удовольствие и радость, а также позволяет завести новые знакомства».
Роман Шуляпов, 13 лет
Ура! Мы на Ильменке!
Здесь просто класс!
Приехали сюда мы в первый раз
Как сильно мы волнуемся сейчас!
У нас здесь новые друзья
И заскучать с ними нельзя
Здесь у всех отличное настроение,
Этот фестиваль ждут с нетерпением.
Хочу поехать на Ильменку
Еще хотя бы один раз!
Увидеть сотни ярких на небосклоне,
Как будто сотни ярких страз!
Екатерина Ивлева, 11 лет
«Для меня Ильменка – это хорошие песни, дружная компания, разговоры у костра, вкусная еда, победа в фестивале, приключение в лесу и много всего, что было связано с позитивом».
Софья Скачкова, 14 лет
«Ильмень для меня - способ показать свои таланты и проявить себя в разных видах деятельности. Это особый шанс показать не только свои навыки, но и поделиться своими умениями».
Артемий Хрущалин, 11 лет
«Ильменский фестиваль – мероприятие под открытым небом. Этот фестиваль можно смело назвать одним из самых ярких культурных событий на Урале. Я познакомилась со многими людьми из разных регионов России. На фестивале проходил «Теплообмен». Здесь я научилась сочинять песни, делали вазы на гончарных кружках. Ильменский фестиваль – это, прежде всего фестиваль авторской песни. Здесь мне очень понравилось, и я бы еще раз хотела поучаствовать в этом замечательном фестивале».
Мария Кочеткова, 16 лет
«Ильмены для меня – возможность проявить себя в разных видах деятельности: пение, танцы, сочинение стихов. Именно тут мы можем показать свои истинные таланты и обменяться опытом со своими сверстниками или другими детьми. Также на Ильменке нам выпадает огромный шанс увидеть известных людей и просто найти новых друзей».
Анастасия Бардина, 15 лет
«Для меня Ильменский фестиваль – это классный, хороший фестиваль. Мне понравилось, что приезжала Лариса Брохман. Она показывала мультфильмы и озвучивала их. Еще мне понравился теплообмен – добрая традиция фестиваля. Я была очень рада увидеть Олега Митяева. Я хотела бы приехать на этот фестиваль еще раз».
Алина Костина, 8 лет
«Для меня Ильмень – это встреча с новыми людьми. Например, Олег Митяев, Лариса Брохман. С ними очень приятно вести диалог. А еще тут очень добрые ребята, которые научат и покажут свое мастерство. Когда вам представится такая возможность, не отказывайтесь!»
Екатерина Бардина, 10 лет
«Для меня Ильмень – это добрый и яркий фестиваль! Здесь очень интересно и здорово! Мне очень понравилась встреча с разными знаменитыми людьми, теплообмен и концерты. Все барды собрались здесь, чтобы сыграть и спеть добрые и душевные песни под гитару. Я благодарна тем людям, которые предоставили нам такую возможность побывать здесь!»
Екатерина Борисова, 11 лет
«Для меня Ильменский фестиваль – это, в первую очередь, новые знакомства с интересными людьми, а также возможность хорошо провести время с старшими знакомыми и друзьями. На этом фестивале можно многому научиться и даже что-то осознать. Встречи со знаменитостями не исключение: можно как побывать на их мастер-классе, так и посидеть в теплом дружеском кругу, в комнате с хорошими песнями. Здесь, конечно, бывают и огорчения, но их количество несравненно мало относительно радости. Несмотря на то, что на фестивале всего три дня, он запоминается надолго и, конечно, хочется очутиться здесь снова и остаться надолго».
Татьяна Дубинина, 17 лет
«Я очень рад, что мне удалось побывать на Ильменском фестивале авторской песни. Во время пребывания на нем мне удалось выступить на главной сцене и пообщаться с известными людьми, такие, как Юрий Визбор (мл.), Лариса Брохман, Джесси Мара, а также познакомиться с огромным количеством таких же как я, юных музыкантов, и уже умудренных опытом, я благодарен этому фестивалю».
Андрей Грызлов, 15 лет
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что музыкальный и воспитательный потенциал авторской песни и фестивального движения имеют огромное влияние на формирование нравственных качеств личности. Так как процесс музыкального воспитания и развития школьников исходит от художественно-содержательного и эмоционально-выразительного смысла самой авторской песни. Она одухотворяет, возвышает и побуждает в человеке стремление к самосовершенствованию.
2.2. Проект «Республика Будущего» в рамках Ильменского фестиваля
Лежит море Правды над дымкой Туманов,
Достичь моря Ясности нам нелегко.
Но будет нам Совесть в пути Капитаном,
Но будет нам Честность в пути Маяком.
(из Гимна Детской республики)
Сегодня традиции авторской песни не менее популярны, но вместе с ритмом жизни, как и все вокруг, изменился стиль, появились новые, более современные форматы. Неизменным же осталось стремление сохранить культурное наследие. И в этом непростом деле поражает проект, реализуемый более 10 лет в рамках ежегодного Ильменского фестиваля авторской песни. Это фестиваль юных авторов и исполнителей под названием «Детская Республика».
Это новое направление на Ильменском фестивале родилось благодаря Челябинскому комсомолу (Е. Соломин) и оргкомитету детско-юношеского фестиваля «Поющие дворы» (Н. Бубенкова). Казалось бы, есть уже в программе фестиваля конкурсы «Поют туристята», «Мама, папа, я — поющая семья» и «Hаша смена», так для чего же еще создавать новый конкурс? Оказывается, не все так просто. По замыслу «родителей» «Детская Республика» — это не просто очередной конкурс, а фестиваль внутри фестиваля. Жителями республики на три дня становятся детско-юношеские клубы авторской песни и просто все желающие в возрасте до 18 лет.
Название «Детская республика» по праву подходит созданному на берегу озера Ильмень детскому миру, в котором есть свой парламент, твердо соблюдаются правила о чистоте, порядке, о полном отказе от спиртного и ненормативной лексики. Здесь происходит то, чего нет нигде, здесь происходит воспитание нового поколения любителей и носителей авторской песни. Здесь прививается культура общения, культура зрительская, умение слушать другого и уважение к слову другого.
Сцена «Детская республика»
В 2013 году «Детская республика» превратилась в «Республику Будущего». Ее хозяйка Наталья Соломина пояснила причину смены названия. Многие «птенцы» «Республики» первых лет уже сами стали взрослыми. Теперь она превратилась в творческую площадку для молодежи.
«Республика Будущего» – это детско-молодёжная территория Ильменского фестиваля со своим палаточным лагерем и творческой программой, где всё организуют сами молодые люди, существует молодёжный и детский парламент, развиваются идеи волонтёрства. Ежегодно гостями «Республики» становятся около 10 000 представителей молодого поколения: воспитанников лучших детских объединений страны, представителей волонтёрского движения, молодых педагогов.
Главная особенность этой площадки: организаторы всех событий в «Республике Будущего» — дети.
В июне 2014 года я в составе вокального ансамбля «Вейсэ» МОУ «Гимназия № 20» (руководитель Бардина Н.Г.) был приглашен для участия в Летнем слете Ассоциации «Все настоящее – детям» - «Республика Будущего» в рамках 38-го Ильменского фестиваля авторской песни (Приложение 1).
Вокальный ансамбль «Вейсэ», рук. Н.Г.Бардина
Для участников «Республики Будущего» работали две сцены — Главная и сцена волонтёров «Костёр», на которых в режиме нон-стоп проходили концерты, акции и конкурсы: конкурс юных авторов исполнителей «Наша смена», «Туристята», «Визитка», «Мода от Утиль», «Вокруг смеха», конкурсы на лучший лагерь «Лесс-Плаза», походный обед «Лесс-Ланч», «Весёлые старты» и другие мероприятия.
Согласно программе, первый день фестиваля прошёл под девизом
«МЫ – РАЗНЫЕ».
Слоганом второго дня стал призыв «МЫ – ВМЕСТЕ!»…
Прослушивание на конкурс «Наша смена»
Ключевыми событиями «Республики Будущего» стали:
Теплообмен. Большой круг вокруг Костра знакомств, на котором прошли мини мастер-классы для всех желающих, организованные детьми. Прошедшие обучение получили баранку на ленточке, которая дала им право участия во флэшмобе на Главной сцене фестиваля. «Теплообмен запомнился неповторимой атмосферой и стремлением детей поделиться своими знаниями. Удивил масштаб мероприятия и количество творческих коллективов из разных городов» - пишет ученица 6 класса МОУ «Гимназия № 20», участница вокального ансамбля «Вейсэ» о своих впечатлениях.
Обмен умениями
Костер «Теплый разговор». Гости из Москвы (О. Митяев, Г. Хомчик, А. Иващенко) и проект «Второе дыхание» (Ю. Визбор-младший, М. Иващенко, А. Хомчик), Л. Брохман, из Минска (Беларусь) – легендарный ансамбль «Белорусские Песняры» и из Чикаго (США) – Майкл Горелик, директор Bright Future International, пришли на разговор по душам, где дети и педагоги смогли задать вопросы взрослым о музыке и смысле жизни.
О.Митяев, ансамбль «Песняры», Г.Хомчик, А.Иващенко и другие гости фестиваля
Флэшмоб «Добро по кругу» на Главной сцене Фестиваля. Вкусная баранка в качестве символа акции «Добро по кругу». Флэшмоб на Главной сцене призван привлечь к идее добрых дел всех, с кем встречаемся. 2 500 баранок разлетелись по зрителям в считанные минуты – и теперь все, кто их получил, передают добро по кругу вместе с нами.
Все участники Летнего слета «Республика Будущего» смогли на себе ощутить атмосферу праздника, добра, творчества, позитива. Ансамбль «Вейсэ» стал лауреатом Ильменского фестиваля авторской песни, достойно представив Республику Мордовия и город Саранск (Приложение 2).
Ансамбль «Вейсэ» МОУ «Гимназия №20»
Заключение
Последнее десятилетие ХХ века и первые годы наступившего столетия стали для России временем серьезных испытаний. Общество оказалось в положении, когда проникновение в СМИ, в кинематограф и театр элементов, зачастую чуждых субкультур стало столь велико, что под угрозой оказалось формирование эстетических вкусов целого поколения. Как никогда остро стоит вопрос возрождения национальной духовности.
Одним из самых эффективных носителей национальной духовности и нравственности является авторская песня. Данный жанр, ставший уникальным социальным явлением, несет в себе мощный заряд оптимизма, нравственной чистоты, исторической памяти народа. Будучи явлением национальным, авторская песня надежно застрахована от влияния западных субкультур; это экологически чистая зона в огромном пространстве современного музыкального мира. Песни бардов не являются искусством элитарным или богемным, они общедоступны и понятны всем. Вместе с тем, стихи, лежащие в основе любой такой песни, манера и стиль их исполнения способны самым положительным образом влиять на формирование у зрителя (слушателя) положительных эмоций, создавать особое настроение души. Авторская песня обладает большим воспитательным потенциалом, так как ее содержание наполнено целиком позитивными личностными и социальными установками.
Музыкальный фестиваль - это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Для современного общества проведение музыкальных фестивалей имеет огромное значение, поскольку нет более важной задачи, чем нравственное, музыкальное развитие и создание максимально благоприятных условий для этого.
Предпосылками возникновения фестивалей являются:
- необходимость самовыражения (фестиваль является одним из способов самовыражения).
- необходимость творческого развития (фестиваль является источником духовного развития).
- необходимость неформальной обстановки (отметим, что демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты в учреждениях культуры).
Большинство из ныне известных и популярных фестивалей авторской песни появились с середины XX века. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связан с социально-экономическими и культурными изменениями в жизни страны.
Содержательный, нравственно-эстетический, художественный потенциал авторской песни позволяет говорить об эффективном формировании нравственных качеств подрастающего поколения.
Участие вокального ансамбля «Вейсэ» на Летнем слете Ассоциации «Все настоящее – детям» - «Республика Будущего» в рамках 38-го Ильменского фестиваля авторской песни убеждает в необходимости проведения подобных фестивалей. «Ильмены – 2014» - это атмосфера творчества, доброжелательности и доброты, которая надолго останется в памяти и куда хочется вернуть вновь и вновь.
Иван Васильевич меняет профессию
Сочинение
Ребята и утята
Как нарисовать черёмуху
Тупое - острое