Данная работа актуальна и эффективна для приобщения детей к русской народной музыке, отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы.
Все материалы проекта на ссылке:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kakaya_pesnya_bez_bayana.docx | 71.8 КБ |
titulnyy_list.docx | 12.33 КБ |
retsenziya_na_proekt.docx | 16.32 КБ |
Содержание
На уроках музыки мы изучали русские народные инструменты. Бывая на экскурсиях в музее с. Октябрьское, мы видели ряд гармоник и баянов, от души подаренных простыми людьми. Помня рассказ Валентины Карповны Новиковой о том, что в нашем селе было много самоучек-гармонистов, что они были очень востребованы, без них не обходилась ни одна вечеринка, ни один праздник села, у нас и зародилось желание больше узнать про эти музыкальные инструменты и рассказать о них ребятам нашей школы и доказать, что баян является душой русского народа. Появилась проблема: есть ли будущее у баяна?
Так как игра на гармони сопровождалось пением песен, мы решили назвать наш проект словами из песни: «Какая песня без баяна».
Цель: Приобщить детей к русской народной музыке.
Задачи:
Гипотеза:
Почему баян является душой русского народа?
Объект исследования:
Русские народные инструменты: гармонь и баян.
Предмет исследования:
История развития баяна.
На параллели 4-х классов мы провели анкетирование.
В опросе принимало участие 69 учащихся 4-х классов.
Отношение детей к гармони и баяну (см. прил.)
В результате исследования оказалось, что всем детям нравится звучание баяна и гармошки, но они не знают почему эти музыкальные инструменты распространены именно на Руси. Большинство детей знакомы с такими телепередачами как: «Играй, гармонь», «Искры камина», видели гармонистов и баянистов в телепередаче «Поле чудес» и на концертах народных коллективов.
Многие ребята хотели больше узнать об истории создания гармони, в чём разница между гармошкой и баяном, как они устроены. Почти половина ребят хотели бы научиться на них играть.
Нам самим это стало интересно! Изучив данные опроса, мы поставили перед собой цель: найти информацию о гармошке и баяне, рассказать ребятам историю их развития.
Начали мы с составления плана работы.
3. Создание наглядности (альбомов):
4. Предложить учащимся 4-х классов изготовить гармонь своими руками.
5. Дать задание ученику нашего класса, который обучается в детской школе искусств по классу баяна, разучить частушки.
6. Девочкам нашего класса – найти и выучить частушки.
7. Создание презентации к проекту.
Ожидаемые результаты:
Этапы работы:
II. Основная часть
Собирая материал мы узнали, что к музыкальным инструментам южноуральцы обращались во время календарных (новогодне-рождественские колядования, Масленица и др.) и семейных (свадьба) праздников; с гармошкой и песнями ходили провожать солдат и встречали их со службы. Ни одна вечерка не обходилась без гармошки и балалайки.
У каждого народа есть свой любимый музыкальный инструмент. У немцев – это аккордеон, у итальянцев – мандалина, в Испании – гитара, на Украине – бандура, а у нас в России – гармонь и баян.
Видимо глубокий смысл и народная мудрость заключается в том, что инструмент носит имя древнего певца – сказителя Киевской Руси.
Боян или Баян - это древнерусский певец и сказитель. Кроме того, это был реальный человек в славянской вере он стал практически Языческим Святым и даже Богом, покровителем искусств и провидчества.
Изначально слово Боян лингвисты относят к нескольким вариантам. Боян - распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение:
Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того, как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать именно сказание, разговоры и песни - баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д.
Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника.. Древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей).
В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев.
В Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых - что Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся насаждению новой веры Владимиром и поднял настоящий бунт. К сожалению, Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, убили многих людей, сокрушили идолы и капища, а других силой крестили. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия.
Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью "Словиша" т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт нам право делать предположения, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.
Одним из первых по популярности и любви русского народа является народный инструмент гармоника. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.
Баян с любовью назван людьми “душой русского народа”.
Почему же баян пользуется поистине всенародной славой? Главное, наверное, в том, что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно спеть задушевную песню. Его глубокий, густой, дышащий звук, соответствует широте русского характера. Он может передать целую гамму чувств – от глубокой печали до безудержного веселья, поэтому наша гипотеза подтверждается.
По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических (пневматический – от греческого – “воздушный”). К язычковым относятся: губная и иные виды гармоник, аккордеон, орган.
Давным-давно, за два - три тысячелетие до нашей эры в Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу.
В 1821 г. Немецкий мастер Фридрих Бушман изготовил музыкальный инструмент представляющий собой продолговатую металлическую коробочку, длиной около 100 см. (губную гармонику). Воздух в нее вдувался губами через рот. Этот же немецкий мастер применил воздушный резервуар – мех. По форме инструмент напоминал раскрытую книгу. На нем можно было исполнять только мелодию.
В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан изменил устройство прежней гармонии, разделив корпус на две половины. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева. Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали “саратовские”, “елецкие”, “ливенские”, “вятские”, “хромки” и много других гармоник. “Имя” инструменту, как правило, присваивалось по названию той или иной местности, где он был изготовлен. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).
Двухрядная хроматическая гармоника, «хромка», появилась в самом конце XIX века и изначально назывались «северянка».
Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные. В дальнейшем такие гармоники стали называться гармониками русского строя.
Тульская однорядная гармоника изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова.
Саратовская гармоника по строю и количеству звуков (8-10 клавиш) была близка тульской, которую использовали для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно, гармоника стала пятиголосой, её отличительная черта - наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса.
Череповецкие гармоники (черепашки) отличались от тульских крайне малыми размерами. Такая гармоника по месту изготовления (г Ливны) была названа ливенкой.
На её основе, позже были созданы такие образцы, как вятская и елецкая рояльная гармони,а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах. Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина, Л.Толстого, Н.Лескова, И.Тургенева и других.
В городе Ельце Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно. Первая такая гармоника была сконструирована мастером Ильиным, а вторая, более совершенная, - елецким мастером Черных. Диапазон Елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно. Клавиши для левой руки располагались с обеих сторон грифа.
Вятская гармоника использовалась без плечевых ремней, встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях и прилегающих территориях у старых гармонистов и в самодеятельности.
Кирилловская гармонь названа так по названию района Вологодской области. Инструмент изготавливался в Кириллове, Ферапонтове, Никольском Торжке, Горицах. Мастером, сделавшим подобный инструмент являлся Иван Разин из деревни Гора, что в Волокославинской волости.
Сибирская гармоника появилась в конце XIX века на Северном, Южном Урале и Сибири с переселенцами.
Новое время требовало новых песен, и после Октябрьской революции в сопровождении гармони стали звучать не только народные русские, башкирские, татарские, но и авторские патриотические песни, разнообразные переделки песен.
Интересно было узнать о том, что привозной инструмент имел высокую стоимость, что натолкнуло на создание своих мастерских по изготовлению гармоней около металлургических центров. Постепенно в селениях Южного Урала появились самые разнообразные гармоники. Успехом пользовались «сибирские» тальянки, «артинские» (Арти –город в Свердловской области), «вятские», казанские, национальная гармонь «Казань», «хромка», 1–2–3-х рядные тальянки. Встречались инструменты с язычками, изготовленными из монетного серебра. Известным гармонным мастером начала XX в. был Т.А. Трофимов (пос. Верхний Авзян Белорецкого района). Несколько позднее стали популярны имена Ш. Мухаярова, А. Шайхуллина, В.В. Вагина, А.А. Батршина и др.. В селе. Караякупово Чишминского района Галимов Мухарям Сабирович (1919 г.р.), сам изготавливал тальянки.
Челябинский музыкант и академик Владимир Фёдорович Кочеков, в своей статье «Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони в массовой музыкальной культуре 1920-1930-х годов», писал о том, что следствием популярности гармони в дореволюционном Челябинске стало появление ряда мастерских по ремонту и производству гармоник: Корытова (ул. Оренбургская, 48, ул. Сибирская, 14), Логинова (ул. Ахматовская, 14), мастерская братьев Чернядевых (ул. Ключевская).
В те времена гармонь бала истинно народным инструментом. Она прочно обосновалась в быту, играла роль прикрытия от зоркого взгляда надзирающих государственных органов на консперативных собраниях, маёвках, сходках уральских революционеров. Это ещё раз подтверждает нашу гипотезу о том, что баян – душа русского народа.
Первое выступление профессионального гармониста Петра Невского в Челябинске состоялось в 1909 г. « Железнодорожный клуб положительно не вмещал всех слушателей, часть публики из-за нехватки мест должна была стоять в дверях зрительного зала и слушать игру, не видя музыканта.
Хроматическая гармоника, сконструированная в 1897 г. Мастером П.Л. Чулковым, получившая название баян, до Челябинска дошла довольно быстро. Единственным музыкантом-баянистом в дореволюционном Челябинске был Павел Толстихин. Администрация г. Челябинска постоянно привлекала баянистов для проведения различных мероприятий: «…На острове устраивается вечер баянистов, играет 10 баянов – в кино, в буфете, на эстраде».
Одной из сфер профессиональной биографии баяна являлся кинематограф. Баянисты сопровождали кинофильмы как сольно, так и дуэтами, в ансамблях с другими инструментами.
В 1927 г. В церкви бывшего монастыря на Большой улице (Цвиллинга), в расположенном в ней клубе городского совета профсоюзов, были открыты курсы для взрослых по обучению игре на народных инструментах.
Гармонь и баян активно включались в общественную жизнь, присутствуя в качестве музыкального оформления на всех массовых административно-партийных мероприятих. Когда техника Челябинского городского радиоузла стала более совершенной, к большим праздникам специально оборудовали микрофонами и репродукторами курсирующий по городу автобус, в котором играли баянисты и оркестры струнных народных инструментов.
Гармонь тесно связывали с новым бытом. Это была государственная стратегия по воспитанию нового мировоззрения у молодёжи города и села. Правительство, чётко осознавая её роль, уделяло самое пристальное внимание популяризации и развитию этого народного инструмента.
В 1926 г. «…на всю Уральскую область было занято изготовлением гармоник 88 дворов с участием 99 лиц; из них 45 сельских дворов (48 лиц) и 43 городских (51 лицо)».
В 20-х гг. прошлого столетия по всей стране прошли конкурсы и олимпиады гармонистов и баянистов, в которых участвовали десятки тысяч исполнителей, около трёх миллионов слушателей.
В нашем регионе первый подобный конкурс прошёл в начале 1927 г. Конкурсы (1927-1935гг.) и олимпиады стали традиционными и сыграли в дальнейшем огромную роль в становлении профессионального исполнительства на баяне.
В Челябинске имелись свои известные гармонисты и баянисты. Это гармонисты братья Даниил и Николай Шугаевы, блестящий исполнитель на «хромке» Серафим Андреевич Петров. Из баянистов выделялся М. Бондарев, своего рода – он играл в любой тональности, каким бы сложным не было произведение. Популярностью пользовались баянисты И.Иванов, П. Фалалеев, Логиновы отец и сын, В.Власов, Гонтарев.
В настоящее время в регионе распространена гармонь «русского строя», чаще всего представленная «саратовской» гармоникой. Еще более любима тальянка (тальян-гармонь, тальян). Гармоника «русского строя» производится в объединении «Дружба». В сельских домах она по-прежнему находится на почетном месте.
Жизнь гармоники и баяна продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов.
Проведя исследование, мы узнали, как выглядел предшественник баяна, где и кем он был создан и почему его так назвали. Наша группа изучила архив центральной библиотеки, где раскрыли культурное богатство села Октябрьское. Из беседы со специалистом Полётиной Ниной Петровной, мы узнали обо всех гармонистах и баянистах послевоенного времени, которые принимали участие в культурной жизни нашего села на всех праздниках, посиделках, вечеринках и концертах. Это доказывает, что баян – это душа русского народа.
Это были известные всем люди, некоторые занимали ответственные должности. Швец Иван Андреевич (гармонь), Геринг Родион Оттович (гармонь, санитарный врач района), Плющай Михаил (гармонь), Умрихин Павел Александрович (гармонь), Пласконенко Сергей (гармонь).
С 50-х годов профессиональным баянистом РДК был Гельбутовский Виктор Александрович, ещё он работал учителем музыки в октябрьской средней школе, в Доме Пионеров вёл кружок баянистов: Прутян Валерий Николаевич, Тенегин Юрий Евгеньевич, Гаврилов Александр Васильевич, Саплин Леонид, Ковальчук Виктор, Уманец Александр [фото см. приложение];
Полётин Сергей Александрович (баян, гармонь), Фахрутдинов Арнольд (баян) и Петухов Аркадий (баян) работали концертмейстерами в РДК.
В 1964 году в С. Октябрьское была открыта Детская школа искусств, 70-е годы Сандыбеков Дмитрий учился, а потом преподавал в ДШИ.
Чугаев Владимир Васильевич - преподаватель по баяну ДШИ, руководитель Оркестра народных инструментов, концертмейстер РДК. [фото см. прил.]
Гаврилов Юрий Васильевич – композитор, окончил ДШИ по классу баяна, после музыкального училища работал 2 года в Октябрьском ДШИ, затем закончил Академию Культуры и До сих пор работает в Кургане в колледже Культуры и во Дворце Культуры руководит хоровыми коллективами. [фото см. прил.] Наш земляк написал много песен о родном крае. Одна из них о гармошке «Гошечка», которую исполнил ансамбль русской песни «Лебёдушка» РДК.
Сандыбеков Дмитрий;
Косоротова Светлана, Елисеев Юрий Фёдорович, Васильев Николай Александрович, Филиппов Николай Александрович работали концертмейстерами в РДК, Витохин Виктор, Вяткина (Мезенцева) Елена, музыкальный руководитель д/с № 4, Мунирова Алёна, Хвостик Елена Ивановна – директор ДДТ.
В настоящее время баянистами в селе Октябрьское являются: Сергей Павлович Новиков, заведующий Управления Культуры, концертмейстер хора «Ветеран» и ансамблей русской песни в районном Доме Культуры с. Октябрьское [фото см. прил.];
Директор октябрьской детской школы искусств Костенок Виктор Михайлович, руководитель ансамбля баянистов, педагог по классу баяна, выпустил около 100 учеников, Толкачёв Владимир Викторович, руководитель ансамбля русских народных инструментов, учитель музыки СОШ № , музыкальный руководитель детского сада Бухтатых Марина Владимировна. Все эти педагоги являются участниками ансамбля баянистов, в который входят и ученики-баянисты детской школы искусств.
Заведующая краеведческим музеем, Новикова Валентина Карповна, рассказала о том, что из своего семейного архива супруги Самарины Валентина Петровна и Владимир Михайлович в дар музею передали гармонь «Хромка» В-Устюгской фабрики гармоний Ленинградской обл. 1965 г. [см.фото в прил.].
Житель д. Шипкино, Канашин Иван Павлович , передал из семейного архива гармонь саратовскую с колокольчиками, которая 100 лет передавалась из поколения в поколение [см. фото в прил].
Баян Кировской Баянной фабрики 1950г. передала в дар музею Еланцева Вера Леонтьева (играл её муж) [см. фото в прил.].
Баян немецкой фирмы «Weltemeister» передал в дар музею директор ДШИ Костенок Виктор Михайлович, которому в своё время подарил его учитель [см. фото в прил.].
По словам Валентины Карповны в 2003-2006 годах в музее был организован клуб «Селяночка», в котором проводились праздничные мероприятия. В составе клуба был ансамбль с таким же названием, в который входили: Лепёхина Лидия Павловна, Дейнеко Лидия Геннадьевна, Кутепова Ульяна Игнатьевна. Аккомпанировали им Яресько Екатерина на аккордеоне, Швец Иван Андреевич и Геринг Родион Оттович на гармошке.
В данный момент в музее существует клуб «Кудесница» аккомпанировал до 2015 года на баяне Игорь Витохин . С 2013 года аккомпанируют на баянах и поют песни Муниров Фарид и его дочь Алёна (когда приезжает из Челябинска), ученица Костенка Виктора Михайловича.
Мы считаем, что у баяна есть будущее потому, что в наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов.
Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем.
И при всем том, баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.
Оказывается, поиск – это увлекательное занятие. Мы узнали как люди раньше любили гармонь, а теперь и баян. Побывали в музее, библиотеке, в детской школе искусств, в Управлении Культуры, где пополнили наши знания о гармонистах и баянистах нашего села. В телепередачах обращали внимание на звучание этих замечательных музыкальных инструментов. Песни, звучащие под гармонь и баян, исполняются очень задушевно, трогают до слёз.
О гармони в нашем крае сложено много песен и частушек, стихов и других произведений народного творчества. Наша гипотеза подтверждается – баян является душой русского народа.
III. Заключение
Чтобы учащиеся нашей школы хорошо знали историю развития гармони и баяна, заинтересовались русскими народными инструментами, мы создали альбомы: «Играй, гармонь!», «Гармонь глазами художников», «Баян русский инструмент», «История баяна».
Для ознакомления, эти альбомы мы будем передавать в школьную и центральную библиотеку, детскую школу искусств.
Ещё ребята 4-х классов сделали гармошку из бумаги своими руками.
В заключении можно сказать, что игра на баяне доставляет огромное удовольствие исполнителю и, конечно же слушателю. Возможности баяна безграничны, репертуар от простых застольных песен до сложных оркестровых произведений даёт возможность баянисту полностью раскрыть себя как музыканта и творческую личность.
Проблема «Есть ли будущее у баяна?», которую мы определили в начале работы над проектом, решаема. Хорошие гармонисты у русского народа пользуются , до сих пор, большим уважением и почётом, они находятся в центре всех праздничных событий. Не зря так популярна телепередача «Играй, гармонь», которая проходит в разных городах и сёлах нашей необъятной страны, чтобы больше людей узнало о гармонистах-самородках. В будущем, мы хотели бы чаще бывать на концертах и интересоваться культурной жизнью нашего села. Может быть, кто-то из ребят, в скором времени, выберет обучение игры на баяне. Ведь в детскую школу искусств уже «не зарастёт народная тропа»! Гармонь на Земле не умрёт!(слова из песни).
Литература
Используемые ресурсы:
Приложение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская начальная общеобразовательная школа»
«Какая песня без Баяна»
Информационно-исследовательский проект по музыке
Выполнили ученики 4-х классов: Журавлёва Анна
Малясова Екатерина
Литвякова Виктория
Полетаева Кристина
Трегубова Ксения
Руководитель проекта: учитель музыки высшей квалификационной категории Широкова Елена Александровна
С. Октябрьское
- 2016 -
Рецензия
на информационно-исследовательскую работу по музыке группы учеников 4-х классов: Журавлёвой Анны, Малясовой Екатерины, Литвяковой Виктории, Полетаевой Кристины, Трегубовой Ксении.
Для исследовательской работы была выбрана тема: «Какая песня без баяна». Данная работа актуальна и эффективна для приобщения детей к русской народной музыке, отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы.
Содержание теоретической части работы направлено на развитие творческой инициативы, выведены гипотеза и определена проблема, которая очень актуальна в наши дни: есть ли будущее у баяна. В работе дети проявили самостоятельность в изучении вопросов проекта, исследовательские качества, компьютерную грамотность в оформлении.
Исследовательская работа структурно выстроена правильно: логична, представлены цели и задачи, имеются доказательства гипотезы, сделаны выводы. В работе использованы различные методы исследования : опрос, наблюдения, работа с разными источниками информации: литература, интернет, беседа с интересными людьми. Учащимися исследован материал, выходящий за рамки школьной программы. Были представлены исследования о баянистах и гармонистах г. Челябинска и села Октябрьское в послевоенное время и в наши дни. Все наблюдения оформлены и иллюстрированы. Главная ценность работы в том, что учащиеся получили новые знания и умения, научились анализировать, обобщать, делать выводы на конкретных примерах своей деятельности. Работа вызвала у них интерес.
В приложении представлены работы обучающихся, выполненные из бумаги своими руками.
Такой материал может быть использован на уроках музыки, в детской музыкальной школе и в библиотеке, в разделе краеведение.
Данная работа выполнена в соответствии с требованиями положения, грамотно изложена, в ней прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью.
Считаю, что полученные результаты можно представить на заседании методического районного объединения Искусство.
Рецензент: Широкова Е.А. учитель музыки МОУ «Октябрьская НОШ»
Дата « 11» марта 2016 г.
Нора Аргунова. Щенята
Есть в осени первоначальной...
Сила слова
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Сказка "Колосок"