В данной работе рассказывается о калмыцком танце
Вложение | Размер |
---|---|
kalmytskie_tantsy.doc | 131 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МБОУ «Яшкульская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся
«Бичкн Төрскм»
Номинация: «Культурное наследие»
Тема работы: «Калмыцкие танцы – особый вид танца»
Подготовили:
Максаева Ангелина Мингияновна, учащаяся 10 б
класса МБОУ «Яшкульская СОШ»
Максаев Сергей Мингиянович, учащийся 11а класса
МБОУ «Яшкульская СОШ»
Адрес образовательного учреждения с индексом: 359150, Республика Калмыкия, Яшкульский район,
п. Яшкуль, ул. Губаревича, 20
Домашний адрес с индексом: 359150, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Сенглеева д. 18
Контактный телефон: 89374613367
e-mail: yahss@mail.ru
Руководитель:
Максаева Елена Владимировна, логопед МБОУ «Яшкульская СОШ»
Адрес образовательного учреждения с индексом: 359150, Республика Калмыкия, Яшкульский район,
п. Яшкуль, ул. Губаревича, 20
Контактный телефон: 88474691657
e-mail: elenmaksaeva2009@yandex.ru
п. Яшкуль, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
I. КАЛМЫЦКИЙ ТАНЕЦ – ОСОБЫЙ ВИД ТАНЦА
1.ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ………………...4
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА…………………………4
3.ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ КАЛМЫЦКИХ ТАНЦЕВ …………………………….5
4.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА……………..7
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ТАНЦА «ТЮЛЬПАН»..11
II. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ……………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Одним из древних видов художественного творчества является танец. Он возник в первобытном обществе, и сопровождает жизнь человека на протяжении веков, он прошел сложный путь развития. Танцевальное искусство калмыков формировалось в общем процессе развития национальной культуры, и было неразрывно связано с другими видами художественного творчества народа, поэтому язык, устный и музыкальный фольклор, явление материальной и духовной культуры несут самые различные сведения о танце.
Актуальность этой темы обусловлено тем, что эта проблема глубоко не изучена. Имея богатое танцевальное искусство, многие калмыки не знают историю развития танца, не умеют танцевать. Так же актуальность заключается в том, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования.
Объектом исследования в данном случае является танцевальное наследие калмыцкого народа.
Цель исследования: выяснить, как развивалось танцевальное искусство калмыков? Выявить движения, характерные для калмыцкого танца. Узнать отношение современников к народному танцу.
Для достижения поставленных целей решили следующие задачи:
Значимость и ценность работы заключается в возрождении, сохранении и передаче традиции национального танца калмыцкого народа.
Данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и приложения.
I. КАЛМЫЦКИЙ ТАНЕЦ – ОСОБЫЙ ВИД ТАНЦА
Танцы — это один из древнейших видов художественного творчества. В исторических летописях и литературных памятниках разных веков отражены различные этапы развития танцевального искусства монголоязычных народов. Даже в «Сокровенном сказании» — одном из древнейших сохранившихся памятников монгольской литературы XIII века — упоминается о плясках. Персидский историк Рашид ад-Дин так же описывал монголо-ойратские танцы. Он писал, «…они так топали ногами, что земля вокруг… оказалась в рытвинах». В танцах можно было выразить свое отношение к окружающим, продемонстрировать уважение к гостю, дать выход избытку жизненной энергии, совершить ритуально-религиозное действо и т.д.
Только у ойратов отмечают наличие особой разновидности танцевального искусства «биилех», или танец тела, поскольку главными были движения тела. Часто при этом сидели на земле, скрестив ноги, активно двигались только торс и руки танцующего.
Танцы подразделялись на обрядовые и необрядовые. Обрядовые танцы исполнялись во время религиозных праздников буддийскими священнослужителями. При этом танцующие выходили в богатых одеждах и ярко раскрашенных масках, как, например, при исполнении многочасовой танцевальной мистерии Цам. В 1723 г. И. Унковский, побывавший в Джунгарском ханстве, отмечал, что в честь празднования Цаган сар «калмыцкие ламы плясали» в «машкарадных костюмах» и масках, закрывающих лицо.
Необрядовые танцы подразделялись на подражательные, имитировавшие движения какого-либо животного или птицы; воинские, передававшие в движении и в звуках характер боя, борьбы; трудовые, отражавшие трудовые процессы кочевников-скотоводов (Хеечнрин би — танец чабанов, Адучнрин би — танец табунщиков и т.д.)
Калмыцкий народ издавна имеет самобытную культуру. Танец, подобно другим видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Массовой формы калмыцкий танец в далеком прошлом не имел. Это объясняется тем, что калмыки танцевали круглый год, а в холодное время года веселье проходило в тесной юрте. Вот поэтому одной из основных форм калмыцкого танцевального искусства был сольный танец-импровизация, также было распространены парные танцы и танец вчетвером. Конечно, калмыцкий танец имеет монгольские корни. В отличие от монголов, у которых в танце двигалась только верхняя часть тела – плечи, руки (некоторые танцы исполнялись даже сидя), то калмыки, кочуя по России, смогли значительно расширить диапазон своего танца, добавив, в том числе движения ногами. При множестве "вливаний" элементов танцевального искусства народов Сибири, Башкирии, Татарстана, Кавказа, калмыцкий танец, тем не менее обрел и сохранил свое лицо, уникальный рисунок. Прямых заимствований не было, калмыки каждое "па" переделывали на свой лад. Конечно, танец любого народа уникален. Но все-таки можно найти много общего, например, в танцевальной культуре народностей Кавказа, тюрков, в манере исполнения русского и украинского танцев. Калмыцкое же танцевальное искусство отличает яркая самобытность, оно не похоже ни на какое другое. И это видно даже неспециалисту. В конце 19 века у калмыков уже "двигались" ноги – вместе с корпусом, ногами, плечами. В современном калмыцком танце изменилась и пластика рук. Необходимо также отметить, что калмыцкий костюм отличается от монгольского. В нем чувствуется влияние Кавказа, особенно в мужском костюме.
Основными формами калмыцкого танца были сольный танец-импровизация, парное танцевание и танец вчетвером. Танцы сопровождались игрой на домбре и похлопыванием окружающих. Обычно танец выливался в соревнование солистов, которых подбадривали восклицаниями «хадрис, овад од» (быстрей, энергичней). Во время танца танцующий мог подойти до одного из присутствующих и коснуться правой рукой левого плеча, так образом приглашая разделить веселье. Танцевали всегда лицом к лицу, повернуться спиной означало оскорбление.
Изучая народный танец, необходимо обратить пристального внимания на национальное музыкальное творчество, в особенности на танцевальную музыку. В калмыцкой танцевальной музыке выражены характерные для каждого танца ритм и темп. В основе танцевальной мелодии лежит особая ритмическая последовательность, непрерывно повторяемая или варьируемая. Одному танцу могут соответствовать разные мелодии, но непременно координируемые с основной ритмической формулой данного танца. Каждый район, совхоз наряду с традиционными калмыцкими мелодиями имеет свои оригинальные, сочиненные в данной местности.
Калмыцкие танцы подразделяются на обрядовые и необрядовые. Обрядовые танцы исполнялись во время религиозных праздников буддийскими священнослужителями. Многочасовая танцевальная мистерия – цам проводится во дворе хурула на специально приготовленной для него площадке с размеченным мелом по земле кругами разных диаметров, находящимися один в другом. Из дверей главного храма по одному или небольшими группами выходили действующие лица в богатых одеждах и ярко раскрашенных масках. Они двигались по отведенному для них кругу. Движения, из которых состоят танцы цама, очень разнообразны – это мерное шествие и остановки в выразительных позах одних персонажей, быстрый подвижный танец других, и бешеная вихревая пляска третьих. Маски их состояли из голов разных зверей, которым была придана уродливость и свирепое выражение. По подолу халатов были пришиты маленькие колокольчики. Солисты олицетворяли собой силы добра и зла, вступавшие между собой в противоборство. В танцах солистов присутствовали элементы акробатики: исполнители перекидывали друг друга через себя, поднимали вверх, кидали оземь, прижимали к земле.
К этой же группе можно отнести шаманские пляски. Шаман, одетый в особый костюм, бил в бубен, выкрикивал заклинания, плясал, доводя себя до состояния экстаза. Считалось, что во время камлания (вступления в общение шамана с духами) духи приходят к нему или он сам отправляется в сверхъестественный мир духов. Танец исполнял чаще всего мужчина, одетый в специальный костюм, отличающийся от обычной повседневной одежды. Движения танца могли знать только некоторые посвященные люди. В танце преобладали движения рук, которые поднимались вверх, ладони были обращены к небу. Торс покачивался из стороны в сторону, сначала медленно, затем темп постепенно ускорялся.
Свадебные танцы. В ряду обрядовых танцев важное место занимает свадебные, исполнявшиеся в период продолжительного свадебного цикла, состоявшего из сложных, последовательно осуществляемых действий, начиная с многоэтапного сватовства и кончая самой свадьбой. О достоинствах и недостатках жениха судили по его товарищам, поэтому последние старались максимально продемонстрировать свои знания и умения. Этой цели служило исполнение танцев. Характерен для таких случаев исполняемый двумя юношами танец Хавчур, состоявший из комплекса спортивно-акробатических приемов, требовавших большой силы и ловкости. Одной из фигур они исполняли в форме пирамиды, то есть один стоял на плечах другого во весь рост или сидел у него на плечах, свесив ему на грудь ноги. В другой фигуре танца Хавчур наиболее ловкий юноша обхватывал ногами талию своего товарища, после чего, приблизившись к старшему свату «ахлачи», брал у того трубку, кисет и, свешиваясь головой вниз, набивал трубку табаком, закуривал её и затем возвращал её хозяину.
Так же существует еще один из танцев – Шалвр. Его исполняла мать или бабушка жениха после торжественного преподнесения ей подарка от родственников невесты – больших белых штанов, которые она надевала поверх платья и тут же исполняла ритуальный танец.
В традиционной хореографии калмыков преобладают необрядовые танцы, хотя некоторые из них в прошлом были связаны с тем или иным обрядом.
Подражательные танцы чаще всего исполняются мужчинами, сольно. Эти танцы – отголосок прошлого, возможно танцы связаны с обрядом поклонения тотему. Существуют шуточные подражательные танцы, как «Туула би» – танец зайца, во время исполнения которого танцор складывал перед грудью обе руки в виде заячьих лапок, втягивал в себя щеки, демонстрируя острую заячью мордочку. Этот танец, как и все подражательные танцы, как правило, исполнялся мужчиной. Тек би – танец козла отличали высокие прыжки во всех направлениях и громкое блеяние. Для тогруна би – танца журавля и шовуна би – танца цапли характерны взмахи руками, как крыльями, передача состояния полета, осторожная птичья походка на высоких полупальцах. Народный юмор нашел свое яркое проявление в этнографическом танце чикиндян дельдинг. Как правило, танец исполнялся мужчиной, который в шуточной форме демонстрировал трудовой день женщины.
Воинственные или военные танцы. Отголоском богатого военного прошлого калмыков является их воинственные или военные танцы. Мелодии бывают быстрые, подвижные. В них прославляется сила, меткость, острый ум, ровный характер, красивая одежда, верный конь, надежное оружие и доспехи богатыря. Структуру мелодий танца разнообразят частые триоли. К военным танцам относятся «Танец богатырей», «1812 года».
Трудовые танцы отражали трудовые процессы кочевников-скотоводов, нелегкий труд рыбаков. Первоначально в основе танцевальных движений лежали конкретные трудовые жесты и телодвижения, которые постепенно абстрагируясь, превращались в ритмизованные обобщенные символы производственных процессов. И если в начальный период исполнение трудовых танцев было тесно связано с природным календарным циклом, то позднее эта зависимость ослабла, и танец мог исполняться в любое время года.
Бытовые танцы. Они исполняются во время общественных и семейных праздников и служат для удовлетворения психофизиологической потребности человека в движении. Бытовые танцы составляют значительную часть сохранившегося хореографического наследия калмыков.
4. Особенности исполнения калмыцкого танца
Обширная степь вырастила трудолюбивый калмыцкий народ, а так же даровала им дерзновенный темперамент, подобный диким лошадям и мужественным беркутам. Калмыки всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Стоит калмыку услышать звуки домбры, как ноги сами пускаются в пляс. Танцы калмыков наглядно демонстрируют своеобразие кочевников, богатство их внутреннего мира. Танцам, которые выражают насыщенный аромат их культуры, присущи быстрота, легкость, жизнерадостность, сила и твердость. Трогательные мелодии и очаровательные позы танца так захватывают людей, что, кажется, сам находишься в танце. В танцах часто применяются такие приемы, как "движение плеч", "конный шаг" и другие сильно ритмические движения, которые проявляют дерзновенную удаль танца.
Можно попытаться выделить наиболее важные элементы танца, которые связываются с культовой обрядностью:
1.Круг (танец исполняется по кругу).
2. Как архаизм осталось и то, мужчина танцует рядом с женщиной, но не прикасается к ее телу. Что означает знак высочайшего уважения к женщине.
3. Возглас мужчины (женщина в танце не произносит ни звука) «Хадрис, овад од!
Анализируя традиционное танцевальное искусство Калмыкии, можно выделить три основных исполнительских стиля, сложившиеся в разных районах расселения калмыков, огромные расстояния между которыми способствовали возникновению оригинальных, характерных только для данной территории танцев. Появились быстрые темпераментные танцы приволжских калмыков, медленные величавые малодербетовские танцы, исключительный по своей хореографической природе танец донских калмыков чичрдг.
Этнограф Н. Нефедьев в своей работе «Подробные сведения о волжских калмыках» (первая половина XIX в.) описывает танец, похожий на существующий и поныне танец чичирдыг. «Пляска калмыков состоит не только в движении ног и рук, но можно сказать, всех мускулов, потрясаемых каждым звуком музыки, как будто электрическою силою» [4, с. 205]. Чичрдг означает тряска, основное движение, которого – вибрация всего корпуса и рук проходит через весь танец, чередуясь с другими менее сложными движениями. В танцах многих народов встречается тряска, вибрация отдельных частей тела. Так в цыганском танце вибрируют плечи, у народов Средней Азии – кисти рук, у арабов – бедра, у некоторых африканских народов происходит вибрация всей тазобедренной части. В отличие от них в чичрдг танцор передвигается с места на место и при этом вибрирует все тело и руки до кончиков пальцев. А так как донские калмыки, будучи военными казаками, носили на сапогах шпоры, то это движение приобретало эффектное звуковое сопровождение. Н. Нефедьев описывает, насколько экстатичным может быть исполнение этого танца. «Калмык... падает на колени, с каждой минутой приходя в большее исступление, изгибается так, что, перегнув спину, касается головой до земли, потом вскакивает и по мере учащения такта усиливает судорожные движения свои до того, что пот катится с него градом...» [4, с. 205].
Резюмируя вышесказанное, мы пришли к следующему выводу: у калмыков в первой половине 19 века существовал танец чичрдг и к концу 19 века его танцевали по всей Калмыкии. Исполняя этот танец, танцор так же опускался на колена и прогибался назад. Этот элемент танца, присущий монгольскому танцу, сохранялся вплоть до 19 века. В современном варианте исполнения танца опускание на колена и прогиб корпуса назад отсутствуют. Следовательно, за прошедший исторический отрезок времени танец заметно изменился, хотя еще в 30-х гг. 20 столетия наблюдалось исполнение в таком варианте: исполнитель поворачивался вокруг своей оси и, скрестив ноги, опускался вниз. Сидя на скрещенных ногах, выдвигал вперед поочередно плечи, вновь поднимался, описывал круг и вибрировал на месте.
В современном варианте чичрдга, кроме основного движения, есть и другие элементы – это пристук каблуками, когда танцующий разводит пятки в стороны, сгибая колени, затем со стуком их соединяет, выпрямляясь. Движение может исполняться все время на полупальцах на месте или с продвижением в сторону, предварительно делая шаг (колян цокад). Есть своеобразный притоп, в котором тяжесть корпуса все время приходится на одну ногу, другая же нога на сильные доли такта как бы припечатывается. Есть и другие шаги, но исполняют его тяжело, приземисто, с согнутыми коленями, четко ударяя каблук одной ноги о каблук другой, и очень часто соединяют с притопом. Руки в этом танце в основном прямые, вытянутые в стороны на уровне плеч, ладони, повернутые вниз, иногда поднимаются и опускаются в такт музыке, как птичьи крылья. Есть предположение, что элемент вибрации появился из повседневной жизни калмыков – передвижения на лошадях. Вторая версия появления этого танца – это подражание жаворонку, который во время полета вдруг замирает и парит, размахивая крыльями.
Калмыцкие танцы иногда получали название от названия основного движения, а иногда от музыки. Лирический танец шарка-барка был назван по мелодии, которая его сопровождала. Возможно, этот танец описывал этнограф XIX в. П.И. Небольсин в своей работе «Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса» [6, с. 168]. Он писал, что танец калмыков представляет собой легкое плавное движение. Легко подергивая плечами, размахивают руками, выражая обращение к степи, восхищение природой, выжидание дорогого гостя. Переступание в одну сторону прерывается быстрым поворотом в противоположную сторону. Участие женщин придает танцу некоторую грациозность. Действительно, современное исполнение танца шарка-барка почти не отличается от описания, данного этнографом П. Небольсиным: основное движение состоит из одного шагоприпадания и трех переступаний на полупальцах. Танцевальный шаг сопровождается широкими круговыми движениями рук, которые поочередно поднимают вверх, в сторону и опускают вниз, немного за себя. Этнографы отмечают, что во всех районах Калмыкии существовали танцы с платком. Возможно, что эта особенность заимствована у русских и татар. В последнее время чаще танцуют с хадаками нежели с платком.
Одним из популярных калмыцких танцев является танец «Ишкимдк» (от слова шагать). Возможно, на становление и развитие этого танца повлияло близкое соседство с татарским и кавказским народами. Его основное движение состоит из скользящего движения носка одной ноги вперед и переступания. Но в кавказских танцах подобное движение исполняют медленно, плавно, тогда как в калмыцком танцор стремительно движется по площадке. В комбинациях с другими движениями этот ход исполняется на протяжении всего танца. Исполнение ишкимдга отличается большой легкостью, динамикой и скульптурностью. Некоторая статичность руки корпуса только подчеркивает удивительное чувство формы танцора. Ишкимдг всегда исполняется только мужчинами, так же, как и танец мольджур. Положение ног во время исполнения основного движения этого танца очень похоже на положение ног в стременах. Это естественно, так как калмыки большую часть жизни проводили в седле. Основное движение исполняется следующим образом: делая упор на одну стопу, танцор одновременно «перекатывает» другую стопу на внешнее ребро, при этом стопы могут стоять рядом, а могут в перекрещенном положении одна за другой. Исполняют движение в одних случаях с немного согнутыми коленями, в других с согнутыми почти до полного приседания. В сочетании с этим движением часто используется очень рельефная поза, встречающаяся и в других калмыцких танцах. Немного присев, танцор отводит обе руки в одну сторону, а корпус и голову наклоняет в другую. Возникает впечатление, что он к чему-то прислушивается. По-видимому, эта поза появилась в результате того, что в старину калмыки исполняли свой танец в сопровождении домбры с жильными
струнами. Звучание такой домбры слабое, и несколько удалившись от музыканта, танцор плохо слышал мелодию, поэтому напрягал слух, наклонялся в сторону домбриста.
Танцам, бытующим в центральных районах Калмыкии, свойственны спокойные, плавные движения рук и бисерно-дробные движения ног. Наиболее
интересным является танец дорвдэ би. Он единственный из калмыцких танцев построен на своеобразном дробиритмическом шаге и отличается очень сдержанной манерой исполнения [1, с. 169]. Основное движение танца – быстрые переступания ног в такт музыкального инструмента. Исполнители выходят в круг простым шагом, подбирая ритм, прислушиваясь к звучанию домбры, но руки уже «танцуют», и, выждав начало мелодии, начинают танец. Движениям рук и плеч в дербетских танцах уделяется огромное внимание: энергичны и выразительны руки у мужчин, величавы и спокойны у женщин.
У каждого танца есть свои вариации, возьмем, к примеру, ишкимдык: Лаганский ишкимдык, лиманский ишкимдык, бага-цохуровский ишкимдык и т.д. Что же касается дербетских танцев, то лет 60-70 назад они не имели какого-то общего названия, а всегда подразделялись по названиям родов и местностей: напр. манжихнә залусин би (танец манджикинских молодцев). Соответствующие названия имели и мелодии. В наше время дербетские танцы стали называть "тавшур". Данный термин является собирательным для всех дербетских танцев. Но изначально такого танца не было у калмыков, в частности и у дербетов. Впервые танец с этим названием был поставлен нашим выдающимся хореографом Петром Тимофеевичем Надбитовым.
Калмыцкие танцы характеризуются многообразием танцевальных фигур, получивших в народной практике специальные наименования: тошна, сюбеган, тушне, доро орнэ, эмен, ценна, иргимэ. Движения танцующего мужчины энергичны, стремительны, в женском, более спокойном танце преобладают плавные движения и мелкий шаг; руки парят в воздухе, выражая жестами разнообразное содержание.
Калмыцкие танцы завораживают своей пластикой, ритмом движений, энергетикой. Известный российский хореограф Игорь Моисеев был пленен красотой и темпераментом калмыцкого танца. В 1937 года балетмейстер включил его в репертуар Ансамбля народного танца СССР. Этот танец по сей день жемчужина репертуара. В танцах других народов есть заимствования из калмыцкого танца: «Мольджур» (карачаево-черкесский танец), «Кара Жорга» (казахский танец).
Хочется рассказать о казахском танце «Кара Жорга». В Синьцзянском автономном округе Китая бок о бок живут калмыки, казахи, уйгуры и другие народы. Местное население называли калмыцкий танец "Қалмақтың қара жорғасы" (калмыцкий танец черного иноходца). Затем уйгуры и казахи стали тоже танцевать его. В 70 годы прошлого столетия этот танец перекочевал в Казахстан. Сначала его ставили, как художественный номер. Это вызывало много споров между казахами, ведь у казахского народа были женские танцы, а мужчины никогда не танцевали. Но постепенно этот танец стал распространяться, и теперь этот танец называется просто «Кара Жорга» и его танцуют почти все казахи, не только женщины, но и мужчины.
В условиях социалистического общества, с развитием материальной и духовной культуры, создание государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан» началось развитие танцевального искусства. Старинные калмыцкие танцы, воспринятые профессиональными танцовщиками, обогащенные новыми выразительными средствами и содержанием, со сцены профессионального театра перешли в народные самодеятельные коллективы.
5. Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан»
В 1937 году был создан ансамбль «Тюльпан». Название ансамбля глубоко символично: тюльпаны – это степные цветы, которые для каждого калмыка как пятая стихия. Народные танцы калмыков, обогащенные новыми выразительными средствами, содержанием, радовали жителей не только Калмыкии. Народные танцы получили новое развитие, но не менялся, свойственный им, веселый, легкий и стремительный стиль. С 1943 году коллектив прекратил свое существование ровно на 13 лет. Возрождение ансамбля «Тюльпан» состоялось только в 1957 году, после восстановления автономии Калмыкии. В разные годы им руководили известные деятели культуры, легендарные, заслуженные народные артисты как Республики Калмыкия, так и Российской Федерации. В современной культурной жизни Калмыкии ансамбль «Тюльпан» занимает одно из ведущих мест, в нем — история, быт, традиции и фольклор республики. В репертуаре ансамбля и песни, и танцы, и музыка, и театральное искусство. Ведь именно искусство точнее всего расскажет о характере народа.
Калмыки признаются, что «Тюльпан» дарит им со сцены ощущение внутреннего подъема, одновременно возвращая к корням. Куда бы ни приехали молодые танцоры, будь то Европа или Азия, их выступление всегда настоящий праздник: энергетический посыл «Тюльпана» попадает прямо в сердце. Самые теплые и благодарные отзывы сопутствовали артистам «Тюльпана» во время их гастролей по Лаосу, Китаю, Индии, Польше, Италии, Америке, Франции, Тайваню, Швейцарии и другим странам. Фонтан эмоций, который способен подарить зрителю ансамбль, как глоток чистого воздуха для людей, зачастую не успевающих прислушаться к своему сердцу.
Ансамбль несет миру всю классику калмыцкого танцевального искусства: «Ишкмдг» — чисто мужской, темпераментный, быстрый, резкий танец, где танцор может высоко подняться в прыжке; «Чичрдг» (Парящий орел), включающий движение плечами вверх-вниз, так называемую «тряску». Событиями в разное время были такие хореографические постановки, как «Табунщики», «Танец богатырей», «Товшур», «1812 год», «Ойратский стан». Эти танцы составили золотой фонд ансамбля «Тюльпан».
За заслуги в развитии национальной культуры Государственный Калмыцкий ансамбль песни и танца «Тюльпан» награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, является дипломантом Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди ансамблей песни и танца, лауреатом Всероссийского конкурса малых жанров среди ансамблей песни и танца.
Сегодня коллектив, рассказывающий об истории калмыков на языке танца, находится в расцвете сил и мастерства, в активном поиске в области музыки и хореографии. В «Тюльпане» сосредоточены лучшие национальные исполнительские силы. Несомненно, впереди у него новые яркие встречи со зрителями.
В свое время руководителем коллектива был Петр Надбитов. Этот человек внес огромный вклад в развитие танцевального искусства Калмыкии. Ему мы обязаны тем, что многие забытые танцы он смог по крупинке воссоздать и дать второе дыхание. Так, по его инициативе была проведена Международная научно-практическая конференция «Танец как историко-культурное наследие монголоязычных народов», которая прошла в Элисте с 5 по 8 ноября 2013 года.
Именитый хореограф обратился в ЮНЕСКО с предложением о внесении в список мирового культурного наследия эпос «Джангар», калмыцкие танцы «Чичрдг», «Ишкмдг», «Дербетовский товшур».
II.Результаты анкетирования
Культурное наследие является одним из важнейших направлений научного исследования в современном мире. Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи.
Для изучения данной проблемы было проведено анкетирование среди учащихся старших классов. Молодые люди отвечали на следующие вопросы:
Если «да», то какой народный танец напоминает?
Результаты анкетирования таковы:
В соцопросе участвовало 57 человек: 1 группа – это 35 учащихся школы
и 2 группа – это взрослые люди в возрасте от 35 лет и старше.
100 % респондентов ответили, что калмыцкие танцы им нравятся.
20% респондентов 1 группы занимается в хореографическом кружке, есть опыт выступления на самодеятельной сцене. Остальные ребята не умеют танцевать, из них лишь 40% хотели бы научиться азам калмыцкого танца. Что касается респондентов второй группы, то на третий вопрос они ответили следующим образом: 50 % любят танцевать, остальные 50% горячо желали бы научиться владеть телом во время калмыцкого танца. Взрослые люди, имея за плечами определенный жизненный опыт, понимают, что каждый калмык должен уметь танцевать свой народный танец, чтобы в будущем передать традицию подрастающему поколению. Приведем высказывание одного из респондентов: «Бывает, что приглашают на различные веселья, свадьбы. Как только услышу звуки родной домбры, так душа рвется в пляс, а ноги-то не умеют. Эх, начинаю сам себя ругать, что не научился до сих пор танцевать свой народный танец».
Отвечая на четвертый вопрос: Какие калмыцкие танцы Вы знаете (названия)? Респонденты обрадовали знанием названий калмыцких танцев: товшур, чичердык, танец чабанов, ишкимдык, шарка-барка и т.д.
Отвечая на пятый вопрос, респонденты старшей возрастной группы ответили следующим образом: 80% сказали, что калмыцкий танец просто уникален, так как ни на какой не похож, а 20% ответили, что похож на кавказские танцы. Надо заметить, что калмыцкий танец – особый вид танца. В нем переплелись элементы монгольского и кавказских танцев, но выполненные на свой лад.
40% старшеклассников решили, что танец похож на казахский. Этот факт говорит о незнании истории развития калмыцкого танца, лексики движений.
Последний вопрос анкеты звучал так: калмыцкий танец – это…. Анкетируемые высказали все мысли, эмоции, переживания, связанные с калмыцким танцем. Вот высказывания некоторых из них:
«Некоторые думают, да что там танцы, нет, танцы это не просто пляски - это характер, гордость, образ жизни, уникальность каждого народа! Приятно смотреть и слышать наши родные душе мотивы, дорогие земляки учитесь танцевать НЕ хип-хоп, брейкданс, а - Тавшур, Чичердык, Ишкмдык!».
«Когда смотрю футбол и вижу долгожданный гол в воротах соперника, то мне кажется, что в такие моменты должна играть калмыцкая музыка( чичирдык,товшур и т.д.) после каждого гола, будет офигенно».
«Больше всего люблю танцевать наши народные танцы) Чичирдык, Шарка-барка, Товшур, байсвр,итд не забывайте наши танцы, а крутить пятой точкой все умеют))))»
«Человек который танцует брейк называет себя брейкером!!!а человек который танцует чичирдык называет себя чичирдейкером!!!»
«Когда у меня все получается, то мое сердце чичрдг танцует!»
«Только мы, калмыцкие девушки, можем на 12 сантиметровом каблуке отжигать Чичрдг!»
Для многих респондентов калмыцкий танец – это история, дух народа, пронизанный степным воздухом, дуновением ветра, это традиция народа, передаваемая из поколения в поколение.
Калмыцкий танец интересен сейчас зрителям во всем мире. Наша задача, обогащая его, сохранить национальные корни и донести до будущих поколей. Калмыцкие танцы – это полет души, победный клекот орла, стремительный бег скакуна, сиянье глаз любящей и любимой женщины, смех ребенка и колыханье тюльпанов на весеннем ветру – это то, что в любой дали сжимает сердце от щемящей гордости от того, что ты – частичка народа, создавшего это чудо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по этнографии родного края, соответствующие сайты Интернета и проведя анкетирование среди современников, мы пришли к выводу, что калмыцкий танец – это уникальный вид танца. Этот танец формировался в общем процессе развития национальной культуры, и было неразрывно связано с другими видами художественного творчества народа.
Благодаря культурному наследию осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, так и внутри общества между странами и народами. В этом смысле культурное наследие предстает как память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.
Таким образом, культурное наследие предстает как главный способ существования культуры. Человек за свою жизнь успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии его сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия столь естественно и необходимо, как сохранение природы.
Калмыцкие мастера народного танца стараются возродить традиционное танцевальное искусство и передают свое мастерство подрастающему поколению.
Калмыцкий танец интересен сейчас не только этническим жителям Калмыкии, но и зрителям во всем мире. Наша задача, обогащая его, сохранить национальные корни и донести до будущих поколей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
мыках / Н. Нефедьев. – СПб., 1834.
народной хореографии / Е.Л. Гварамадзе. – Тбилиси,
1956.
3. Кригер, В. Народное творчество / В. Кригер. – М.,
1937.
4. Небольсин, П.И. Очерки быта калмыков Хошеутов-
ского улуса / П.И. Небольсин. – СПб., 1852.
5. Эрдниев, У.Э. Калмыки: историко-этнографические
очерки / У.Э. Эрдниев. – Элиста, 1980.
6. Интернет- ресурсы
7. СМИ
Шум и человек
Лепесток и цветок
Две снежинки
Мастер-класс "Корзиночка"
Акварель + трафарет = ?