Целью моего исследования является подтверждение, что баян и гармонь как опора государственности и духовных ценностей, играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем времени. На мой взгляд, эта тема, особенно актуальна сейчас, когда многие считают, что народные инструменты и музыка в настоящее время не являются важными для жизни русского народа.
Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:
- исследовать историю возникновения баяна и гармони;
- изучить данные виды музыкальных инструментов;
- подтвердить, что баян и гармонь играют важную роль в жизни не только прошлого, но и современного общества.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что для жизни русского народа, начиная с истоков его существования и до наших времён, очень важны народные музыкальные инструменты баян и гармонь, и это осознаётся ещё с раннего возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
timoshenko_denis_1-b.doc | 139 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №12
Краснооктябрьского района
г. Волгограда
Гармонь и баян в жизни русского народа
Выполнил:
учащийся 1«Б» класса
МОУ гимназии № 12
Тимошенко Денис Дмитриевич
Учитель:
Коваленко Людмила Николаевна
Волгоград, 2016
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.История возникновения гармони и баяна ………………………………..5
Глава 2. Классификация язычковых музыкальных инструментов ………………7
Глава 3.Деревенская гармонь – символ России………………. …………………11
Глава 4. Гармонь и баян в современной жизни…………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………...............18
Введение
Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа, во все времена слушалась с удовольствием.
У меня есть дядя Олег – баянист-самоучка. Он необыкновенно одаренный человек, так как умеет играть на многих музыкальных инструментах: на баяне, на аккордеоне, на гармони. Дядя очень серьёзно увлечен музыкой. Он постоянно что-то играет, ни один праздник в нашей семье не обходится без его выступлений.
Я тоже с малых лет интересуюсь музыкой. Моя мама рассказывала, что мне было всего несколько месяцев, а дядя уже играл для меня на баяне. Я считаю, что это мой дядя Олег привил мне любовь к народной музыке и песням.
Народная музыка, народные музыкальные инструменты, баян и гармонь, всегда благотворно влияли на души людей. Они в жизни русского народа были больше, чем просто музыкальные инструменты. Баян и гармонь, можно смело сказать, считались нашими культурными и национальными символами. Прежде они были накрепко связаны с жизнью народа: и в праздниках, и в буднях, и на войне.
В последнее время, можно заметить, возникает проблема потери национального самосознания, забывание народных традиций. Если это действительно так, то следует предпринять срочные меры для того, чтобы вернуть баяну и гармони заслуженную в истории народа роль и значение. Бесспорно, народная песня и музыка являются мощным источником патриотизма и народного самосознания. Баян и гармонь, как щит и меч, незаменимые виды русского духовного оружия.
Поэтому целью моего исследования является подтверждение, что баян и гармонь как опора государственности и духовных ценностей, играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем времени. На мой взгляд, эта тема, особенно актуальна сейчас, когда многие считают, что народные инструменты и музыка в настоящее время не являются важными для жизни русского народа.
Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:
- исследовать историю возникновения баяна и гармони;
- изучить данные виды музыкальных инструментов;
- подтвердить, что баян и гармонь играют важную роль в жизни не только прошлого, но и современного общества.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что для жизни русского народа, начиная с истоков его существования и до наших времён, очень важны народные музыкальные инструменты баян и гармонь, и это осознаётся ещё с раннего возраста.
Объект моего исследования – музыкальные инструменты русского народа, предмет исследования – баян и гармонь.
Практическая значимость моей работы – формировать в себе и своих ровесниках национальное самосознание, необходимость соблюдения народных традиций в повседневной жизни.
Структура: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. История возникновения гармони и баяна.
Баян – один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.
Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен еще с X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.
В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.
Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенке, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.
Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник, создаваемые в городе Череповце, которые получили название ЧЕРЕПАШЕК. Эти миниатюрные гармошки были высотой от 7 до 20 сантиметров, на которых играли, зажав их в ладонях. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.
Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.
Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.
Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию.
Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.
Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.
В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И все же этот инструмент был еще очень далек от баяна.
Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.
Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.
В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в тоже время очень усложняет технику игры.
В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.
Глава 2. Классификация язычковых музыкальных инструментов.
Такие инструменты, как гармонь, баян, аккордеон дали возможность широкому кругу людей приобщиться к музыке.
Гармони, баяны, аккордеоны, предназначенные для сольного и ансамблевого исполнения музыкальных произведений, входят в различного рода оркестры, а также в состав оркестров народных музыкальных инструментов; они способствуют развитию хорового искусства, являясь аккомпанирующими инструментами, и, благодаря своей портативности, повсеместно широко используются. Эти инструменты относятся к язычковым музыкальным инструментам.
Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).
Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин — правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.
Корпус состоит из правого и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.
Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13—17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.
Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.
Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.
Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.
Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.
Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине — басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.
Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот — чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.
От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.
Голосовые планки изготавливают из латуни или алюминия.
Гармонь, несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гаpмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными "голосами", обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.
Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.
"Венки" характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. "Хромки" пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.
В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.
Баян появился в результате усовершенствования гармони. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рисунке.
По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.
Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рисунке.
Разница между баяном и аккордеоном — в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.
Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.
Глава 3. Деревенская гармонь – символ России.
«Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!»
А. Жаров. Поэма "Гармонь"
В начале XIX века гармонь приобретает большую популярность и становится любимым музыкальным инструментом российской деревни. Внезапный интерес народа к гармони можно объяснить её простотой: для того чтобы играть на ней и воплощать природные музыкальные данные, не обязательно получать специальное образование. Эту тенденцию быстро уловили российские предприниматели. В 1830 году в Туле началось массовое изготовление гармоней. И «зацвела Россия ситцевыми разноцветными мехами». Поплыли величавые и светлые русские песни — живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой.
Без гармони нельзя было себе представить ни праздника, ни свадьбы, ни проводов в армию. А хороший гармонист считался едва ли не самым уважаемым человеком на селе, его считали первым парнем на деревне, а его гармошку - душой любой компании. Ведь не было, и нет, наверное, более душевного, певучего и заливистого инструмента, без которого не обходилось ни одно гуляние.
Как только на Руси появилась гармонь, какими только эпитетами её не наделяли. Насчитывается более тридцати обращений к ней. Она и говорушечка, и подруженька, разлюбезная, размалиновая …
Гармонь – удивительный музыкальный народный инструмент. Под нее смеются и плачут, горюют и радуются.
Русланова Лидия Андреевна, исполнительница русских народных песен, рассказывала: «С какими музыкантами я ни пела, и с ансамблями, и с оркестрами, а голос летит только тогда, когда запевает саратовская гармошка с колокольцами. Тебе и делать ничего не надо, только пой, а гармошка сама всем расскажет про твои чувства и настроение».
Права была Русланова. Вдвойне права, особенно если гармошка оказывается в руках талантливого человека, не равнодушного к русской мелодии. Послушайте его, и вы с первой минуты попадете в плен радости и счастья. Видится и слышится: перед вами не просто гармонист – перед вами русское раздолье, удаль, печаль и радость.
С самых первых дней Великой Отечественной войны Лидия Андреевна была в составе фронтовых бригад, которые обслуживали передовые позиции. Она, как солдат, дошла до Берлина, до рейхстага. И там, на его ступеньках, русская артистка пела советским солдатам-победителям народные песни. “Звездой” всенародной военной эстрады была гармонь. Под гармонь пела великая Лидия Русланова, дав на фронте 1120 концертов. В 1942 году Руслановой Л. А. присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
В советские годы в нашей стране было 22 фабрики по изготовлению гармони. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн гармонисты шли на фронт вместе со своими инструментами. Любопытный факт: слепой Иван Маланин в Новосибирске вёл радиопередачи «Открываем огонь по врагу». Каждая радиопередача состояла из двух частей. Сначала Иван Маланин читал фронтовые сводки, а после этого исполнял на баяне любимые мелодии. Популярность у этой передачи была необычайная.
Огромное значение в годы войны для поддержания боевого духа русского воина играли русская песня, русский танец и русская гармонь. Их можно смело назвать символами Великой Победы. В самых экстремальных условиях они, словно генератор, включали в человеке потаенные резервы, будоражили кровь и помогали начисто погасить чувство страха.
Вот описание русской психической атаки «под гармонь» в годы Великой Отечественной войны: «Полк поднимался во весь рост. С одного фланга шёл гармонист, играя переборы "Под драку" – своеобразный боевой сигнал. С другого фланга шёл другой гармонист, играя уральскую "Мамочку". А по центру шли молоденькие красивые санитарки, помахивая платочками, и весь полк издавал при этом традиционное мычание, какое обычно издают плясуны, когда дело движется к драке, для устрашения противника. После такой психической атаки немцев можно было брать в окопах голыми руками, они были на грани умственного помешательства».
Представьте: жестокая война, фронт... И полковая атака под гармонь: «Мы, русские, идём хозяевами по своей земле!» Рядом с мужчинами-воинами идут бесстрашно и спокойно девушки-санитарки в полный рост. Вот так ломают противника! И враг бежит...
Всю Великую Отечественную войну, от Ленинграда до Берлина, прошагала вместе с русским солдатом гармошка. Солдат на войне был уверен в Победе, потому что думал о грядущей встрече со своей гармонью так же, как о встрече с матерью, женой, любимой.
Пусть этот поразительный эпизод Великой Отечественной вдохновит на подвиги русских воинов нашего времени! Сейчас жестокая битва происходит в сфере культуры, миропонимания, мироустройства... Сердце народа, его духовные ценности, душа, воля народа, история, вековые традиции, культура — вот что уничтожают сейчас в первую очередь наши враги! Нам сегодня, как никогда, нужны наша воля, наша правда на нашей земле!
К сожалению, сегодня уже редко встретишь людей с гармонью в руках, а на нечастые посиделки с русским инструментом давно не спешит молодежь. А так хочется, чтобы звуки любимого русским народом инструмента никогда не смолкали и продолжали волновать сердца слушателей. Ведь у нашего народа есть прошлое, настоящее и будущее, многовековая история и культура. Нам есть что сохранять, развивать, ради чего жить.
Осваивать народную культуру необходимо не только для того, чтобы как нечто экзотическое и устаревшее показывать на сценах и выставках, а прежде всего для возвращения её в наш быт, в повседневную жизнь. Народную культуру в наше трудное время может спасти только сам народ — гениальный её создатель и хранитель. В этом убеждает меня само народное искусство, его поистине неистребимый, оптимистический дух, самоотверженная преданность родной земле.
Чтобы каждому из нас почувствовать себя русским, надо петь песни, которые пели наши предки. Только так мы объединимся в единое целое. А русская гармонь всегда была верной нашей подругой и вечной спутницей. Если такая сила у русской гармони, сохраним ее нашим потомкам.
Глава 4. Баян и гармонь в современной жизни.
История развития народных инструментов в России насчитывает не одно столетие. Из поколения в поколение, постоянно видоизменяясь, совершенствуясь, искусство наших предков представляло собой важную часть их духовной жизни. И такой замечательный музыкальный инструмент как гармонь, давно стал символом русского народного искусства. Снова и снова обращают свои взоры на этот инструмент и исполнители, и собиратели фольклора.
В наше бурное время компьютеризации, расцвета электромузыкальных инструментов, рок-культуры, дискотек часто слышишь вопросы: а кому сейчас нужна гармоника, кто её слушает, кто и что на ней играют? Меня очень волнует вопрос: неужели она безвозвратно ушла в прошлое, осталась в памяти как инструмент, под который танцевали, пели, грустили, веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки?
Известно, что в России гармоника распространялась очень интенсивно. Этот, казалось бы, простой инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты и занял главенствующее место в русской музыкальной культуре. Вначале примитивная, имевшая ограниченные возможности в связи с диатоническим строем, несовершенством конструкции и небольшим диапазоном, гармоника «за короткий срок... прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения». И в этом нет ничего удивительного. Гармонь – портативный инструмент, его можно легко переносить и даже играть на нём при ходьбе. Основное преимущество гармони в том, что она заменяет целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент. И всё это может делать один музыкант. Впоследствии гармоника стала самостоятельной, очень яркой краской в многоцветной палитре народной музыки.
С 1986 года на «Первом» канале транслируется телепередача «Играй, гармонь любимая!», посвящённая русскому народному музыкальному творчеству России. Её основателем и ведущим был Геннадий Заволокин. С 2001 года ведущими являются Анастасия и Захар Заволокины (дети Геннадия Заволокина). Съёмки передачи проходят во всех регионах России. Передача знакомит телезрителей с музыкальным самобытным и профессиональным творчеством людей, исполняющих народную музыку на различных музыкальных инструментах (в основном — на гармонях), а также песни, частушки, танцы. В передаче регулярно участвует ансамбль Геннадия Заволокина «Частушка» (участники ансамбля также входят в состав съёмочной группы).
Особая заслуга Геннадия Заволокина состоит в сохранении русской традиции. Он организовал свою телепередачу как раз в тот период, когда стала актуальной фраза: «Умирает в России гармонь в молчаливом согласии власти». Патриарх всея Руси Алексий II благословил Г. Заволокина и гармонистов в тяжёлое время перестройки поднимать людей на подвиг, на труд, на любовь.
В результате – в эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Простого человека-самородка Г. Заволокин поднял на большую высоту. Сельские артисты после участия в телепередачах становились профессионалами.
Вновь пошли заказы на изготовление гармошек. Хотя следует признать, что из 22 фабрик по изготовлению гармони осталось только 2: Тульская и Шуйская.
На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х годов 20 века. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными и музыкальными традициями. Именно в Орловской области была сформирована трехступенная система обучения гармонистов: школа, училище, вуз. В 1993 г. впервые в России в Орловском музыкальном училище был открыт класс гармони. Энтузиастом, взявшимся за судьбу гармони, стал Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов Евгений Петрович Дербенко. Талантливый педагог, композитор широкого диапазона, добрый и вдумчивый человек, обладающий творческой энергией и высоким профессионализмом, бесконечной преданностью народным инструментам. В русской хроматической гармони композитор увидел яркий, полноправный инструмент, способный жить самостоятельной концертной жизнью. Занимаясь музыкально - общественной деятельностью Е. Дербенко помогал создавать классы гармони во многих регионах России. В настоящее время создается обширный репертуар для нее.
12 июня 2008 года в рамках Х открытого Всероссийского фестиваля «Играй, гармонь» на набережной реки Уводь города Иваново состоялось торжественное открытие первого памятника русскому народному музыкальному инструменту. В 2010 году на центральной площади Орехово-Зуево был открыт памятник Василию Тёркину с гармошкой в руках, а в его лице – всем гармонистам-фронтовикам.
Созданы музеи музыкальных инструментов по всему миру. И из них четыре музея гармоник - в Германии, Италии, США и в России. Музей русской гармоники расположен в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице.
Столь редким собранием инструментов Москва обязана заслуженному деятелю искусств РФ, доктору искусствоведения, писателю и пианисту Альфреду Миреку. Этот удивительный человек, который около 55 лет искал и собирал различные инструменты, близкие русской гармошке, создал поистине ценнейшую коллекцию и в 1997 году в честь 850-летия Москвы передал ее в дар городу.
В городе Волгограде в Кировском районе тоже есть уникальный музей музыкальных инструментов. Сначала это была частная коллекция Евгения Николаевича Пушкина в его собственном жилом доме. А затем в 1986 году коллекционер и реставратор подарил 261 редкий экспонат городу.
Коллекция музыкальных инструментов Евгения Пушкина уникальна не только для Волгограда, но и для всей России. Он начал собирать инструменты еще в 1926 году. Часть коллекции он купил в комиссионке, часть – просто с рук.
Перед смертью Евгений Пушкин подарил ее Волгограду. Но только с одним условием: в музее всегда будут работать только его потомки. Сегодня в музее хранят тайны музыкальных инструментов сын и правнук Евгения Пушкина. Все экспонаты находятся в рабочем состоянии. Их можно услышать, а некоторым посетителям разрешается даже поиграть на раритетных инструментах.
Сейчас коллекция насчитывает более 400 музыкальных инструментов самых разных времен и народов. Это и пневматические музыкальные инструменты: баяны, аккордеоны, гармоники, фисгармонии. Есть и струнные: гусли, цитры, цимбалы, домбры, гитары и многие другие инструменты.
Меня заинтересовало отношение моих сверстников к баяну и гармони, и я провел небольшой опрос. Результаты опроса …
В ходе работы меня заинтересовало отношение моих одноклассников к баяну и гармони, и я провел небольшой опрос в 4-б классе, результаты которого меня очень порадовали. Мною было опрошено 21 человек.
Результаты опроса …????
По полученным результатам можно судить, что мои одноклассники проявляют интерес к русским народным инструментам баяну и гармони. Это даёт большие надежды на то, что в 21 веке русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.
Заключение
Работая над темой своего исследования, я сделал вывод, что было время, когда происходило снижение интереса к народным инструментам у людей, но это явление было временным. В последние годы, гармонь очень медленно, но довольно уверенно возрождается из забытья. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов, как самоучек, так и выпускников различных учебных заведений. Исследуя интернет-пространство, можно заметить, что зарождается очень большой интерес к записям гармонистов, люди просят ноты, задают различные вопросы, касающиеся обучения игре на инструменте.
Я считаю, что исполнительство на гармонике будет расти и совершенствоваться. Пора перестать относиться к гармони как к какой-то «экзотике». Думаю, что будущее гармони и баяна в руках молодых, талантливых музыкантов и их педагогов, а также в слушателях, поклонниках их великого творчества. Хочется верить, что в 21 веке, русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.
Весёлые польки для детей
Военная хитрость
Сказка об одной Тайне
Колумбово яйцо
3 загадки Солнечной системы