В своей работы я познакомился с историей происхождения скрипки, познакомить с интересными фактами. Доказал, что скрипка является маленькой королевой большого мира. Маленькая, потому что среди струнных инструментов альт, виолончель, контрабас, скрипка самая маленькая, королева - самая главная, профессиональная и необыкновенная, а большой мир – это симфонический оркестр, в котором много инструментов. Значит, моя гипотеза подтвердилась.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_pechat_.docx | 1.01 МБ |
proekt_skripkai.docx | 42.98 КБ |
МБОУ «СОШ №3 с углублённым изучением математики»
Маленькая королева большого мира
Автор: Семихин Максим
ученик 3 « Б » класса
Руководитель: Семихина Юлия Сергеевна
Консультант: Козырева Елена Владимировна
город Костомукша
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..…...........3
1.Методика исследования ………………………………………………………………………3
2.Основная часть. Маленькая королева большого мира
2.1. Что такое скрипка … ………………………………………………………………… ………4
2.2. История скрипки …………………………........…….……………………………………...4-5
2.3. Формы скрипки………………………………………………………………………………5-6
2.4. Строение скрипки……………..……………………………………………………………..6-8
2.5.Интересные факты ……………………………………………………………………………8-9
2.6. Произведения ………………………………………………………........................................9
Выводы ……………………………………………….……………................................................10
Литература……………………………………………....................................................................11
Приложение 1 …………………………………………..........................................................12
Приложение 2……………………………………………………………..……………………..13
Приложение 3………………………………………………………………………………………14
Введение
Я уже третий год занимаюсь игрой на скрипке. Приносил её в класс и играл. Одноклассники с удовольствием слушали мою игру. И я захотел рассказать ребятам об этом инструменте. Мой интерес к скрипке возник спонтанно в 6 лет. Я попросил маму, отправить меня учится играть на этом инструменте. Мама долго не соглашалась, но в итоге сдалась. В музыкальной школе проходил дополнительный набор и меня взяли, чему я очень обрадовался.
Тема проекта «Маленькая королева большого мира»
Цель: Познакомить с музыкальным инструментом скрипкой.
Задачи:
Гипотеза: Является ли скрипка маленькой королевой большого мира
Объект исследования: скрипка
1. Методика исследования
Методы исследования:
- изучение специальной литературы по теме проекта;
- систематизация полученного материала;
Результаты предоставления исследований:
2. Основная часть. Маленькая королева большого мира
2.1. Что такое скрипка
Скрипка – это четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. По Ожегову.
Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с 16 века. Также скрипка выделяется своими необыкновенными звуками. Скрипка в музыке является столь же необходимым инструментом, как для человека хлеб, так говорили о ней музыканты в древности.
2.2. История скрипки
История скрипки началась в Индии, где были изобретены струнные смычковые инструменты. Скрипка пережила много веков в своем развитии.
Прародителями скрипки и виолы являются инструменты арабский ребаб (Приложение.1 рис 1), германская кротта (рис. .2) и испанская фидель (Рис.3 )
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно можно судить о времени ее возникновения — это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Раньше первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера.
Немецкие исследователи не признают инструмента Керлино за скрипку. Они полагают, что это лишь видоизменение простой ребеки, не имеющей основных качеств скрипки. По их мнению, первая скрипка вышла из рук немца Гаспара Диффопругара.
Таким образом французские исследователи утверждают, что честь изобретения скрипки принадлежит Франции в лице Иоанна Керлино, а немецкие исследователи приписывают ее Германии, в лице Гаспара Диффопругара .
Самая древняя скрипка, имеющая форму и все особенности скрипки - эта скрипка принадлежит Гаспару Диффопругару. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Таким образом, во всяком случае есть основание считать Гаспара Диффопругара первым скрипичным мастером, хотя он собственно был хорошим мастером лютней.
Нико́ло Амати (Рис. 4) , сын Джирола́мо Амати, довёл до возможного совершенства форму и звук кремонских скрипок и, кроме того, составил себе почётное имя в истории искусства
Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом.
В 16 веке за изготовление скрипок берутся другие итальянские мастера, занимавшиеся производством виол (Рис. 5) и лютней (Рис. 6). Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами.
Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Антонио Страдивари и Иосиф Гварнери в настоящее время они ценятся чрезвычайно высоко. Бытует мнение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари. Долгое время математики, физики, искусствоведы, мастера-настройщики подробно изучали звучание скрипки этого мастера, но так и не смогли теоретически обосновать ее уникальную акустику и дать рекомендации по изготовлению такого инструмента. Гений Антонио Страдивари выдержал конкуренцию с современной наукой! Поначалу скрипку считали инструментом простонародным. И только в XVIII веке, когда музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену, скрипка окончательно стала главным инструментом.
Подсчитано, что Антонио Страдивари (рис. 7) создал 1116 инструментов. Но до наших дней сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, скрипки эти очень дорогие и считаются произведением исскуства. Есть скрипка, которая оценивается в 10 миллионов долларов. Она носит имя «Леди Блант». (Рис. 8) Это самая дорогая на сегодняшний день скрипка Страдивари.
Первым мастером, изготовившим первую скрипку современного типа, считается Гаспаро Бертолотти. (Рис. 9)
Скрипку называют «королевой оркестра». Из толкового словаря Ефремовой, королева это та, что выделяется среди других высоким профессионализмом или необыкновенными способностями в каком-либо деле. Это описание подходит к скрипке.
В оркестре много инструментов и больших и маленьких, нот самый маленький из струнных и уникальный незаменимый является скрипка.(Рис. 10) В оркестре скрипки - главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Скрипка в оркестре это: мелодическое «пение», основная музыкальная мысль, и руководитель оркестра. Как дирижёр.
В 17 веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава, звук скрипки получает преобладающее, главное значение. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов.
2.3. Формы скрипки
Форма скрипки была разной: круглые , четырехугольные, продолговатые, широкие, высокие, низкие, выпуклые, плоские.
Первая скрипка не имела той формы, какая ей придана теперь. Деки ее были гораздо выпуклее, а обечайки (бока) очень высоки. Верхняя и нижняя оконечности были неправильно закруглены и усечены прямой плоскостью. Вместо подгрифка была привязь из слоновой кости с четырьмя отверстиями для струн. Первый найденный такой инструмент, судя по надписи на нем, принадлежал мастеру лютней Иоанну Керлино и сделан был в 1449 году.
Форму скрипки установили итальянское семейство Амати к XVI веку. Основатель фабрики к скрипок Андре́а Ама́ти происходил из древнего рода, жившего в Кремоне в XVI веке; сыновья его Анто́нио и Джирола́мо продолжали дело отца.
2.4. Строение скрипки
Тот, кто уже видел скрипку, наверное, любовался её прекрасной, стройной «фигурой».
Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Верхняя сторона корпуса изготовлена из ели, а нижняя – из клёна. И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь всё влияет на звук капризного инструмента.
Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты струны.(Рис. 11)
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь корпуса вставляется душка, сообщающая вибрации крышки днищу. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту.
Нижняя дека или «днище» корпуса делается из клёна, из двух симметричных половинок.
Верхняя дека или «крышка» делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифнике).
Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клёна.
Душка — круглая еловая распорка, передающая вибрации деки днищу. Идеальное её расположение находится экспериментально, на что мастером иногда тратятся многие часы работы
Подгрифник, или струнодержатель, служит для крепления струн. Изготавливается из твёрдой породы чёрного или красного дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия со шлицами для крепления струн[источник не указан 527 дней]. Принцип крепления прост: конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления петли подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — более пронзителен). Подставка приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубления для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в составе которой используется масло для размягчения дерева.
Гриф скрипки — длинный брусок из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Со временем поверхность грифа или стирается или становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.
Верхний порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубления в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.
Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в колковой коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой — резной головой льва.
Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.
В скрипке четыре струны:
* первая («квинта») — верхняя, настроена на ми второй октавы. Металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.
* вторая — настроена на ля первой октавы. Жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.
* третья — настроена на ре первой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.
* четвёртая («басок») — нижняя, настроена на соль малой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, суровый и густой тембр.
Смычок – тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно.
Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 граммов. Смычок должен быть лёгким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться.
Если мы зацепим струну пальцем, а потом отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, на «одном дыхании», то есть не прерывая их паузами или цезурами.
Говорят, что скрипка поёт. И правда, звучание её похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь.
2.5. Интересные факты
- До 1750 года лучшим материалом для изготовления скрипичных струн являлись овечьи кишки. А первыми, кто придумал их использовать для этих целей, были итальянцы.
- В балканских странах и Молдове скрипка по-прежнему считается народным инструментом.
- Скрипач из города Гуанчжоу, расположенном в южном Китае, установил новый рекорд создав мини-скрипку длиной 2 см (Рис.12), которую он сделал после семи лет тяжелой работы.
- В симфоническом оркестре скрипок больше, чем любых других инструментов.
-Никколо Паганини был самым знаменитым виртуозом скрипки своего времени. Паганини по происхождению был итальянец, и поэтому был еще и гитаристом.
- Антонио Страдивари начал учиться у знаменитого мастера Николо Амати в двенадцать лет, а уже в тринадцать изготовил свою первую скрипку. Последнюю скрипку мастер сделал незадолго до смерти – в девяносто три года. Всего Страдивари изготовил 1116 инструментов.
- До сих пор не существует аппаратуры, которая могла бы синтезировать звучание скрипки.
-Лучшим для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. В связи с этим повышается его относительная упругость, то есть звукопроводимость.
- Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» (рис.13) из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Скрипки из мрамора делает чех - Ян Рериха (Рис. 14)
2.6. Произведения
Я учусь в музыкальной школе на струнном отделениии научился играть несколько произведений. Вот некоторые из них:
- Шаинский В.Я. Песне о кузнечике, Улыбка и Песенка крокодила
Гены;
- Концерт. Violini;
- Шведская песенка;
- Марш октябрят;
- В лесу родилась ёлочка;
- Моцарт. Майская песня.
Выводы
В заключении я хочу сказать, что в ходе своей работы я у знал о происхождении скрипки, об интересный фактах. Доказал, что скрипка является маленькой королевой большого мира. Маленькая, потому что среди струнных инструментов скрипка самая маленькая, королева самая главная, профессиональная и необыкновенная, а большой мир – это симфонический оркестр. Значит, моя гипотеза подтвердилась. А теперь хочу показать, как звучит скрипка.
И сказать, что это мой самый любимый инструмент. Если Вы, так же как я хотите научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, приходите в детскую музыкальную школу имени Г.А. Вавилова. Здесь Вас научат играть на разных музыкальных инструментах, расскажут о композиторах и даже научат танцевать на хореографическом отделении.
Мою учительницу зовут Чистякова Алла Николаевна. Именно она привила мне любовь к скрипке. Алла Николаевна очень интересный человек и преподаватель. Она работает в Музыкальной школе более тридцати лет. Её способы обучения всегда привлекают много учеников в класс. Мы часто выступаем в детских садах - для малышей, чтобы они с детства проявляли интерес к музыке. А так же даем концерты в Музыкальной школе, куда приглашаем всех желающих, послушать чему мы научились.
Литература
Прекрасная арфа
Новый снимок Юпитера
Карандаши в пакете
Снежная сказка
Солдатская шинель