В работе изучаются темы и жанровые особенности солдатского фольклора.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к исследовательской работе на тему "Солдатский фольклор в годы Великой Отечественной войны" | 1.05 МБ |
Защита работы | 28.1 КБ |
Слайд 1
«Солдатский фольклор в годы Великой Отечественной войны» Работу выполнила: учащаяся 8 класса Автореева Светлана Научный руководитель: учитель музыки МБОУ Туртапинской СОШ Лебедева Галина Александровн а Управление образования администрации городского округа г.Выкса Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Туртапинская средняя общеобразовательная школа Нижегородской области Галина г.о.г. Выкса 2015 г.Слайд 2
Тема исследовательской работы : « Солдатский фольклор в годы Великой Отечественной войны». Цель работы: изучить темы и жанровые особенности солдатского фольклора Великой Отечественной войны Объект исследования : тексты фольклорных произведений Предмет исследования : солдатский фольклор периода Великой Отечественной войны.
Слайд 3
Задачи исследования: 1. Познакомиться с истоками происхождения солдатского фольклора. 2.Изучить особенности фольклора периода Великой Отечественной войны. 3. Проследить роль фольклора в солдатских буднях. 4. Проанализировать школьный архив.
Слайд 4
Методы исследования : - теоретический; - изучение литературы; -поисковый; - анализ.
Слайд 5
План исследования: 1)Найти и изучить опубликованные материалы и исторические источники по данной теме 2)Проанализировать и сравнить материалы Ценность исследования : Напоминание о самоотверженном подвиге советских солдат и тружеников тыла, отстоявших нашу Отчизну.
Слайд 6
Прощай селение родное, И вы. Мне близкие места, Где всё. Как мать, мне дорогое Прощайте!..Может навсегда. Тебя сегодня покидаю Я, горячо любимый край. Служить Отчизне уезжаю. Родная сторона, прощай … /( 1943г. г. Пенза) Из «фронтового блокнота» Силаева Владимира Леонтьевича, родившегося в селе Досчатое , 24 июля 1925г. в семье потомственного рабочего, воевавшего в составе 331-й отдельной роты связи 45 авиационного полка на I Белорусском и I Украинских фронтах/.
Слайд 7
Солдатский фольклор периода Великой Отечественной войны. Истоки.
Слайд 8
Жанровое разнообразие солдатского фольклора
Слайд 9
Жанровое разнообразие. Стихи. «На наступающий Новый 1945-й год»: Пришёл он к нам в дыму сражений, Когда идет смертельный бой За жизнь грядущих поколений, Свободу Родины родной. К нему все взоры обращает Войной истерзанный народ И с нетерпеньем ожидает, Что он Победу принесёт! ( Силаев В.Л.1944г. д. Безмяны )
Слайд 10
Нет ты теперь не скроешься , убийца, Ничто тебя уж больше не спасет; И за убийства и разбой сторицей Отомстит тебе разгневанный народ! Он отомстит за муки, разрушенья, За города, сожженные тобой. Не жди тиран, не жди теперь прощенья- За это всё отплатишь головой! Ты не уйдёшь , нигде ты не спасёшься, Везде найдёт карателя рука! Теперь душонка у тебя трясется; О, трепещи, ведь месть уже близка! Тех, кто пришел с грабительской войною, Кто смерть и рабство за собой несёт Народ своей могучею рукою С лица земли безжалостно сметёт!.... (1943г. г. Горький, Силаев В.Л.)
Слайд 11
«Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль»
Слайд 12
Частушки Эх, частушка, ты частушка, Слово каждое – снаряд: Бьёт фашистов по макушкам, Помогает воевать. Запевай, земляк частушку, Я с тобою запою. Всех врагов возьмем на мушку И в частушках, и в бою.
Слайд 13
Частушка из коллекции Л.Н. Пушкарева Шла машина из Берлина, Да нарвалася на мину. А у нас богато мин, Хватит нам и на Берлин.
Слайд 14
Боевая инструкция «Ворвавшись в занятый противником дом, если дверь заперта, ломай ее и бросай гранату; увидал противника, строчи из автомата» Фронтовая мудрость «Век воюй – век учись»
Слайд 15
Поговорки и пословицы Пусть знает фашистская рожа, что нам Родина всего дороже. Любовь к Родине сильнее смерти. Думал Гитлер нашими землями управлять, а придется ему подыхать Хотел фашист отведать блинов, да пришлось драпать без штанов. Что боец фронтовой, что боец трудовой — все на линии передовой.
Слайд 16
Народная песня «На поле танки грохотали» «Катюша»
Слайд 18
Роль солдатского фольклора в буднях военных лет
Слайд 19
Как хочется, чтоб не уходили: ни люди, ни их истории …
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Защита исследовательской работы по теме «Солдатский фольклор
в годы Великой Отечественной войны» (Автореева Светлана 8 класс)
Содержание слайда | Текст |
1 слайд – титульный | Добрый день! Меня зовут Автореева Светлана, я ученица Туртапинской школы 8 класса. Сегодня я Вам представлю свою исследовательскую работу. |
2 слайд – тема, цель, объект исследования, методы | Тема моей исследовательской работы «Солдатский фольклор в годы Великой Отечественной войны» Цель: изучить темы и жанровые особенности солдатского фольклора Великой Отечественной войны |
3 слайд – задачи, гипотеза 4 слайд – методы исследования | В ходе своего исследования я ставила следующие задачи:
4. Проанализировать «Фронтовой блокнот» В.Л.Силаева |
5 слайд – план исследования, ценность исследования | Моя исследовательская работа — это напоминание о самоотверженном подвиге советских солдат и офицеров, отстоявших нашу Отчизну. |
6 слайд – Стихотворение Силаева В.Л. | Я учусь с Туртапинской сельской школе. В 2014 году на школе установили мемориальную доску Силаеву В.Л. , который более 30 лет был директором нашей школы, так же он основал школьный краеведческий музей. Я много слышала об этом замечательном человеке, и вот совсем недавно в школьном архиве я обнаружила «Фронтовой блокнот» Владимира Леонтьевича. В своих стихах он писал о том, как любит свой родной край, о тяжкой солдатской доле , о любви… Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для стихов, песен шуток и смеха. Но, песни и юмор всегда сопровождали солдата . Даже в бою они вдохновляли бойцов, а в решительные минуты помогали мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. |
7 слайд – Истоки солдатского фольклора | Из толкового словаря Ожегова С.И. я узнала, что «фолькло́р» — это народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы; создаваемая народом поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор делится на две группы — обрядовый и не обрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания) |
8 слайд – Солдатский фольклор имеет следующее жанровое деление | Солдатский фольклор имеет следующее жанровое деление, который вы видите на слайде. |
9 слайд Стихи | Неотъемлемой частью творчества были поэтические произведения - стихи, созданные в те «сороковые роковые», изучение и анализ которых помогли мне лучше понять солдатское мировоззрение. «На наступающий Новый 1945-й год» Стихотворение рассказывает нам о том, что тяжела была солдатская доля , но несмотря ни на что, народ верил в победу в канун Нового 1945г. |
10 слайд – | |
11 слайд – Василий Теркин | Многие стихи, песни, поэмы, созданные одним человеком, становились «всенародным» достоянием. Пример тому А.Т.Твардовский и его герой Василий Тёркин, побывавший на всех фронтах, образ которого просто «вошёл» в фольклор. Твардовский А.Т., сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь. Такое взаимопроникновение является наиболее характерным для воинского фольклора. Солдатские стихи и песни тех лет, хотя и имели в большинстве своем авторское происхождение, тем не менее, становились «общенародным» достоянием – «допевались», добавлялись имена, фамилии. |
12 слайд - Частушки | Особое место в народном творчестве занимают частушки. Они представляют собой особую сферу духовной жизни и специфическую форму отражения действительности. Частушечный жанр народного фольклора военных лет являет собой замечательный образец органического слияния глубокого патриотического долга с пониманием гуманистического характера победы над фашизмом. Исследовательская работа по сбору частушек была предпринята еще в ходе войны. Фольклористы считали своим патриотическим долгом зафиксировать всё, что пели в частушках, справедливо видя в этих коротких стишках выражение народных мыслей и чувств. В основном этой работой занимались Государственный литературный музей и Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской. Была организована сеть корреспондентов, проводились всесоюзные конкурсы собирателей. В 1944 г. Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР организовал фольклорную экспедицию в Сталинградскую (ныне Волгоградскую) область, в места героической борьбы советских войск. В том же году вышел первый научный сборник «Фронтовой фольклор».. В результате научной экспедициия сектора фольклора Института этнографии и кафедры фольклора Московского Государственного университета было собрано более 2500 частушек. Частушки отличались большим тематическим разнообразием. Это – были патриотические, сатирические, любовно-лирические, политические (потаенные) частушки. А также – фронтовые, партизанские, тыловые, созданные в неволе (в плену) частушки. Практически в каждом отряде была своя армейская самодеятельность, в репертуаре которой активно использовался этот жанр. Исполнение частушки, как правило, сопровождалось игрой на гармони или балалайке. |
13 слайд | Популярность частушек подтверждают и особые способы их передачи — бойцы записывали их на указателях при дорогах, боевых машинах (обычно на бортах грузовиков, на танках и бронетранспортерах). Их можно было обнаружить на листовках, разбрасываемых в прифронтовых населенных пунктах. А в демобилизационный период – на стенках товарных вагонов, в которых воины возвращались на Родину, на стенах вокзалов, на тепловозах, стоявших на путях. Писали чаще всего мелом (на железе эти надписи сохранялись хорошо) или карандашом (на бумаге). Значение частушек в годы войны трудно переоценить, она развивала творческое начало, носила воспитательный характер. |
14 слайд –Боевая инструкция , фронтовая мудрость | Кроме традиционных частушек, стихов, анекдотов были в ходу произведения народных острословов, порой имеющие практическое значение, как, например, боевая инструкция. Или фронтовая мудрость. Можно предположить, что данные рекомендации были созданы боевыми инструкторами для того, чтобы установленные правила легче запоминались молодыми солдатами. |
15 слайд – поговорки и пословицы | Военные пословицы появились на Руси очень давно: мы находим их уже в первых русских летописях. Военные пословицы и поговорки помогали обучению и воспитанию русских солдат. Не случайно А. В. Суворов так широко использовал их в своем трактате «Наука побеждать». Особенно много пословиц создано в годы Великой Отечественной войны как на фронте, так и партизанами в тылу врага. Многие военные пословицы создавались как меткие крылатые выражения и фразы, сказанные вскользь, мимоходом, применительно к содержанию той или иной беседы или разговора и, конечно, без претензии на самостоятельное существование и особую популярность. О чем только не думал русский воин – и о своей семье, и о павших в бою товарищах, и о живых еще друзьях. Он смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость. Кроме того, меткие выражения, ставшие в годы войны крылатыми, регулярно переносились на плакаты с такими же меткими изображениями и рисунками. |
16 слайд – народная песня | В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!» Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевала с врагом и «На поле танки грохотали». Из электронной энциклопедии «Википедия» я узнала, что эта песня переделана из старой шахтёрской песни «Коногон», прозвучавшей в фильме «Большая жизнь». Фильм был лидером кинопроката предвоенного 1940 года. Видимо, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны. У этой песни существует огромное количество вариантов не только для танкистов, но и для других военных профессий: лётчиков, десантников, матросов, партизан. |
17 слайд - выводы | Самой объёмной, как мне кажется, является тема, посвященная советской армии и солдату. Это поистине неисчерпаемый кладезь устного солдатского творчества. Анализируя тематику солдатского фольклора, следует обратить внимание на образ врага. «Фриц», «немец» – так называли советские солдаты немецких захватчиков. Кроме того, именовали еще его врагом и фашистом или же просто говорили: «он». Опираясь на солдатский фольклор, можно составить некий обобщенный «вражеский» образ. Жадность, пьянство, злость и трусость – вот его отличительные черты. |
18 слайд – роль солдатского фольклора | Фольклор отражал душу человека на войне. Он возникал под влиянием чувств и переживаний. Русский воин смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость. Воспевал доблесть своих сотоварищей. Так, первые бои, оборона Москвы и Ленинграда, великая Сталинградская битва дали сказателям богатейший материал для создания героических сказов. В книге Абдулина М. «160 страниц из солдатского дневника» я прочитала сказ «Кисеты» Великой радостью было получить из нашего глубокого тыла письмо, весточку, посылку. В каждом ящике со снарядами, минами, патронами мы находили приятные сюрпризы. Тут и записка с адресом для заочной дружбы с девушкой… Тут и кисеты с махоркой. На кисетах вышивка, и сразу видно чья: вышито взрослой девушкой или детской рученькой. Мужики — пожилые солдаты предпочитают с детскими вышивками, а парни наши — нарасхват те кисеты, которые вышиты невестами. И не ошибались! В кисете найдешь письмо и фото. Кому повезет — герой дня! Некоторые «герои» сразу пасуют и предлагают письмо и фото кому-нибудь из товарищей. А «пасует» парень потому, что у него дома невеста есть и он давал ей клятву в верности своей… На кисетах вышиты слова: «Смерть немецким оккупантам!» «Ждем с победой!» «Привет от девчат-комсомольцев колхоза „Заря коммунизма!“» «Отомсти за моего погибшего отца!» «Отомсти, солдат, за погибшего моего братика!» И мы, кому доставался такой кисет, обязательно выполняли наказ: следующего же уничтоженного тобой гитлеровца мысленно отнесешь на счет этой вышитой на кисете просьбы. А носили мы их, кисеты, на ремнях поверх одежды, чтоб видно было. Часто в зимний период под Сталинградом мы получали посылки из моей родной Сибири с теплыми вещами: носки шерстяные, шарфы, — рукавицы-«мохнашки» или связанные из шерсти свитеры… Получая посылки с подарками, мы ободрялись. Чувствовали, что здесь с нами, в окопах, наши. Люди, прошедшие войну, — кладезь замечательных историй, забавных и грустных, поучительных и невероятных. В основном эти байки, притчи живут лишь в памяти ветеранов, их близких и потом так и уходят вместе с ними. А как хочется, чтоб не уходили: ни люди, ни их истории… |
19 слайд | Гипотеза исследования о том, что фольклор военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать о жизни советской армии в годы Великой Отечественной войны, о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой, национальном самосознании народа подтвердилась. Мне удалось составить исторический комментарий. |
Есть ли лёд на других планетах?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Серебряное копытце
Загадка Бабы-Яги
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей