Актуальность представленной работы заключается в процессе приобщения учащихся к музыке не только как к искусству, но и науке. Ведь история зарождения музыки насчитывает многие тысячи лет. Музыку можно назвать одной из главных предпосылок в развитии культуры человеческого общества. Перед современным подростком стоит сверхзадача – стать полноценной, всестороннее развитой, духовно образованной личностью. И музыка незаменимый помощник на этом трудном, но таком интересном пути! Моя цель - духовное развитие учащихся, пробуждение нравственно-эстетических чувств, творческого осмысления музыкальных явлений
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina.doc | 83 КБ |
Название работы:
«Музыка – наука или искусство. Зачем современному школьнику музыка?»
Автор работы:
Данилина Елена Викторовна,
учитель музыки высшей категории, МБУ «Школа № 79»
Тольятти 2015
I. Аннотация
Актуальность представленной работы заключается в процессе приобщения учащихся к музыке не только как к искусству, но и науке. Ведь история зарождения музыки насчитывает многие тысячи лет. Музыку можно назвать одной из главных предпосылок в развитии культуры человеческого общества. Перед современным подростком стоит сверхзадача – стать полноценной, всестороннее развитой, духовно образованной личностью. И музыка незаменимый помощник на этом трудном, но таком интересном пути! Моя цель - духовное развитие учащихся, пробуждение нравственно-эстетических чувств, творческого осмысления музыкальных явлений.
Проблема:
Состоит в том, что современные учащиеся не воспринимают музыку «серьезно». А в мире существует огромное количество научных институтов занимающихся изучением музыкального искусства и его влияния на жизнь современного общества, есть множество причин заниматься музыкой.
Целью данного проекта является:
- Формирование устойчивого интереса к музыке.
- доказать значимость предмета «Музыка» для развития и формирования нравственно-образованной личности.
Задачи:
Участники проекта:
Сорокина Елена Александровна – учащаяся 8 «В» класса
Данилина Елена Викторовна - учитель музыки
Научная новизна проекта:
1. Обосновано значение предмета эстетического цикла: музыки.
2. Разработан комплекс учебно-творческих задач, направленных на развитие интереса к музыке, как неотъемлемой части жизни современного подростка.
Теоретическое значение проекта состоит в следующем:
- выявлена ценность музыкальной деятельности в повышении эффективности процесса формирования духовно – нравственной личности..
Практическая значимость проекта заключается:
- в формировании устойчивого интереса к занятиям музыкой (вокал, игра на различных инструментах)
Описание проекта
Мной были изучены интернет - ресурсы, энциклопедии, рассказывающие об исторических этапах и характерных особенностях музыки как науки и искусства. Еще древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу. В жизни древних греков музыка играла очень важную роль. Она звучала на праздниках и в дни траура, на театральных представлениях. Многие греки умели петь и играть на музыкальных инструментах - лире и кифаре. Это известно из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изображения музыкантов можно встретить также на знаменитых греческих вазах.
Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются терминами греческого происхождения: «музыка» , «мелодия» , «гармония» , «гамма» .
О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном говорил: "Смешивая различные мелодии, как лекарства,- свидетельствует его современник, - он легко приводил к противоположному состоянию страсть, неуемную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели".
Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали "целебные составы" мелодий танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.
Здесь перенесёмся на минутку в наше время и заметим, что свобода музыкального выражения на сегодняшней телевизионной эстраде, выражаясь языком пифагорейцев, далеко не всегда способствует правильному подбору этих мелодий и порой носит не "целебный", но "вредящий" характер. Особенно точно на мой взгляд о музыке как науке и искусстве и ее влиянии на человека сказал Аристотель "Не должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить своё воздействие на человеческую этику и психику? Что музыка влияет на моральные качества, доказывает, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом, который есть эффект этического порядка в нашей психике".
Музыка верный помощник и в медицине, как утверждал великий Демокрит. Он рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.
Большое значение правильному музыкальному воспитанию придавали и в Древнем Китае. В представлении древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Известно, например, что Конфуций играл на цине (китайский музыкальный инструмент того времени) в минуты опасности.
В теме моей научной работы звучит вопрос: «Зачем современному школьнику музыка?»
Мой ответ на этот вопрос прост – занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте или хорошо петь надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя отдельные упражнения, аккорды, фразы, пассажи. Все без исключения большие музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много часов в день. Чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Необходимо умение концентрировать внимание.
У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один - посредственный скрипач-оркестрант. В течении нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспечённого виртуоза спрашивали о методе Паганини, он был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".
Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодятся не только музыканту, но и человеку любой другой профессии. Хотя бы поэтому можно утверждать, что если ребёнок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни - сосредоточенно и много трудиться.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Кирнарская Д.К. российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век» очень точно их сформулировала.
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные подростки:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, ученики! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, будущие математики и инженеры! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые журналисты и переводчики! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыкальные крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Понимание музыкальной структуры облегчает понимание компьютера, тоже сплошь структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, будущие IT-инженеры, системные администраторы и программисты! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, будущие основатели бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, ученики! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? Смотрите пункты с 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом
Занятия музыкой развивают координацию
Исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах (особенно на струнных и клавишных), улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями. Развивает пространственное мышление.
Занятия музыкой развивают интеллектуально
Как мы уже отмечали, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры. Эмоциональная же культура, в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. И.П.Павлов писал, что "...главный импульс для полушарий коры головного мозга идёт из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы".
Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать самые инертные дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.
Значительного интеллектуального напряжения требует от юного музыканта и игра по нотам. Когда ребёнок должен не только "считать" нотную информацию, подчас достаточно сложную, но и, что называется, озвучить её.
Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.
Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "...слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности". Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющийся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обострённому восприятию других искусств".
Занятия музыкой сближают детей и родителей
Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах. Или, например, вариант, когда родители, умеющие играть, аккомпанируют маленькому скрипачу или певцу.
Сближают и совместные домашние концерты. Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой. Знаем семью, где за семь, десять дней до праздника (это может быть и семейная дата) девятилетний Дима, занимающийся в музыкальном кружке, начинает готовиться к концерту: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет петь старшая сестра, репетирует дуэт с папой, играющим на гитаре. Гостям рассылаются пригласительные билеты, которые также делаются всей семьёй.
Домашнее музицирование
Надо сказать, что семейное музицирование - это вовсе не какая-то новация. Напротив, оно имеет глубокие традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в 16-17 веках, музицирование всё более проникало в широкие круги интеллигенции. Центром такого музицирования стала Вена. Особенно здесь увлекались камерной музыкой, и потому в музицирующих семьях (эта традиция до сих пор сохранилась в южной Германии, особенно в Баварии) родители старались учить детей играть на разных музыкальных инструментах. Например, если один ребёнок играл на скрипке, то другого учили на альте или виолончели.
В России до самой революции музицирование также было в моде в образованной среде. В начале 20-годов выдающиеся музыканты-педагоги Б.Асафьев и Б.Яворский пытались сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали в те годы вводить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, звук из которых извлекался ударом специальной палочки. Играя в подобных оркестрах, дети, особенно не способные петь по какой-либо причине, получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.
Занятия музыкой делают человека сильнее
Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает и другие необходимые человеку качества: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".
В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной, и на человека, и даже на массы людей. 10 августа 1792 года. Париж. Во время штурма королевского дворца вспыхнул жестокий бой. Перевес был на стороне королевской охраны. Но вот зазвучала "Марсельеза" Руже де Лиля. Восставший народ бросился на штурм с новой энергией. Дворец взят. Монархия уничтожена. На следующий день по приказу революционного правительства песня издаётся неслыханным для того времени тиражом в 10000 экземпляров и расходится по всей стране. Один из революционных генералов писал в донесении: "Пришлите подкрепление в тысячу человек или тысячу экземпляров "Марсельезы".
В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И тут, конечно, вспоминается знаменитая песня А.Александрова "Вставай, страна огромная". Она была исполнена 25 июня 1941 г. для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале. Через три дня после начала войны. Или Седьмая Ленинградская симфония Д.Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года. В осаждённом Ленинграде. Многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой...
Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на "Титанике" возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже нее было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было), остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.
Духовному развитию детей способствует пение в хоре
Думаем, вы не ошибётесь, если запишите ребенка в хор. Во время хорового пения дети ощущают ответственность за общее звучание песни, радость коллективного творчества, облагораживающее влияние самой песни. Если, конечно, она таковой является. Таким образом, в хоровом пении воспитательные и музыкальные задачи тесно переплетаются и поддерживают друг друга. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Г.Струве, - вы, прежде всего, воспитываете человека, влюблённого в музыку, честного в своих мыслях и поступках".
Интересно, что между поющими в одном хоре, как детьми, так и взрослыми, обычно складываются тёплые, дружеские отношения. Эмоциональный настрой каждого хориста передаётся друг другу. Создаётся особая атмосфера увлечённости музыкой, радости, совместного творчества.
Вывод.
Я сделала для себя очень важное открытие. Музыка это не просто наука или вид искусства. Для меня она стала верным другом и помощником. Я сделала вывод, что занятия музыкой помогают современному подростку найти свое место в жизни. Она помогает в трудную минуту и заставляет задуматься, кем бы я хотела стать. С огромным интересом мной был изучен исторический путь этого великого искусства, «с головой» окунулась в мир музыки. Я очень рада, что этот проект подарил мне такую возможность.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Зимний дуб
Мост Леонардо
Осенняя паутина
Весенние чудеса