Проект. тема "Современное композиторское творчество". Композитор Василий Богатырев, мульт. сериал "Маша и Медведь".
Вложение | Размер |
---|---|
Василий Богатырев, мульт.сериал "Маша и Медведь" | 39.9 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
города Красноармейска Саратовской области»
Школьная научно-исследовательская конференция
«Мир глазами детей»
Современное композиторское творчество
Работу выполнила:
Обучающаяся 7Б класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 г. Красноармейска Саратовской области»
Кулапина Анастасия
Научный руководитель:
Кулагина Анастасия Валерьевна
Учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 г. Красноармейска Саратовской области»
г. Красноармейск
2015г.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие «композитор», история и современность 4
1.1 Кто такой композитор 4
1.2 Понятие «композитор» сегодня 6
Глава 2 Современный композитор Василий Богатырев 8
2.1 Творческая деятельность 8
2.2 Проект «Маша и Медведь» в творчестве Василия
Богатырева 11
Заключение 13
Список используемых источников и литературы 15
Введение
Тема данного исследования, «Современное композиторское творчество», является актуальной, так как знания о современных композиторах - неотъемлемая часть разносторонне и гармонично развитой личности. Поэтому выполняя данную исследовательскую работу, были поставлены следующие цель и задачи:
Цель - познакомиться с творчеством композиторов современности.
Задачи: определить понятие «композитор» в классическом и современном варианте; познакомиться с творчеством композитора Василия Богатырева; определить роль композитора в мультипликационном проекте «Маша и Медведь».
В России много новых и талантливых композиторов, которые являются лицом нашей музыкальной культуры. Мы мало знаем о творчестве современных музыкантов, так как в школьную программу включены в основном великие классики. О новых именах в мире музыки мы можем узнавать в основном со страниц интернета. В работе над данным исследованием были использованы музыкальные словари, учебники музыки, виртуальные энциклопедии, записи интервью с Василием Богатыревым на радио, видео порталах.
Интерес именно к этому композитору возник при просмотре мультсериала «Маша и Медведь». Как известно, на наше восприятие влияет не только зрительный образ, но и важную роль играет музыкальное сопровождение. Звучащая яркая и зажигательная музыка настолько привлекает внимание, что забыть ее невозможно. Возникли вопросы: как выбрали именно этого композитора? Где он учился и что делал до этого мультипликационного проекта? На эти другие вопросы нашлись ответы в ходе работы над исследованием.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «КОМПОЗИТОР». ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Можно найти большое количество определений понятия «композитор», вот некоторые из них:
Компози́тор (от лат. compositor — составитель, сочинитель) — автор музыкальных произведений; человек, пишущий музыку и имеющий соответствующую квалификацию. Этот термин получил распространение в Италии к 16 в., и с тех пор является отражением профессиональной письменной традиции, возникшей в практике западноевропейской музыкальной культуры. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции а также и другим музыкально-теоретическим дисциплинам, если лицо пишущее музыку не имеет соответствующей квалификации, то данное лицо считается лишь автором музыки. [1]
Композитор. Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское composito означает – сочинение, составление. Термин compositor можно перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к составлению (композиции!) изящных букетов.
Однако, уже начиная с XVI века, этот термин все чаще стал употребляться в смысле «сочинитель музыки» (сначала говорили, как правило, «композитор музыки»). Сейчас у него имеется только одно это значение.
Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю свою жизнь музыке: с детства учиться играть на рояле , хорошо знать все музыкальные науки – теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое дарование. Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном училище и в консерватории на теоретико-композиторском факультете.[2]
Композитор (лат. compositor от componere слагать, сочинять) Сочинитель музыкальных произведений. [3]
Композитор сочинитель музыкального произведения.[4]
Композитор - автор музыкальных произведений; человек, создающий (сочиняющий) музыку.[5]
Несмотря на многообразие определений, становится понятно, что классическое понятие «композитор» – это человек, который не просто сочиняет музыку, но и имеет профессиональное музыкальное образование, специальные умения и навыки, позволяющие не только придумать, но и записать сочиненные произведения.
1.Понятие «композитор» сегодня
В наше время высоких технологий мир стремительно меняется. Меняется мировоззрение людей, способы достижения целей. Так и понятие «композитор» за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Вот одно из высказываний о современных композиторах:
«Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее определить его профессию. Может быть, композитор - это компилятор (компиляция - составление текста на основе чужих произведений)? Или человек, который просто собирает звуковой мусор в какие-то аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами ди-джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы их сеты охранялись авторскими правами, хотя они пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно апофатически (апофатический - отрицательный, неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем композитор не является. Он не является властителем дум и звездой» (Л. Десятников, композитор).[6]
Отсюда видно, что композитором сегодня, может называться человек, не получивший профессиональное композиторское образование, возможно даже не имеющий, совсем, музыкального образования. Инструменты для композиторской деятельности, так же могут быть абсолютно разные, и совсем не обязательно владеть классическим фортепиано.
Это, конечно, во многом зависит от заказа слушателя. За последние десятилетия возникло огромное количество музыкальных стилей и жанров, которые конкурируют друг с другом. И у слушателя появился большой выбор. Например, многие слушатели открыто заявляют о том, что проблемы обыденной жизни толкают их на поиск легкости и непринужденности получения впечатлений в современном искусстве. Поэтому «сложные» и «непонятные» произведения, требующие вдумчивого восприятия, все реже находят своего зрителя.
Но современное академическое искусство продолжает существовать. Современный композитор продолжает доносить до слушателя музыку – «наследницу великих традиций» [7] используя для этого все новые и новые средства.
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЙ КОМПОЗИТОР ВАСИЛИЙ БОГАТЫРЕВ
2.1 Творческая деятельность
Василий Богатырев - композитор, певец и звукорежиссер родился 31 мая 1966 года в Одессе, Украине. С детства имел большую тягу к рисованию, по его словам «даже засыпал с карандашом в руках», но родители- профессиональные музыканты отдали в музыкальную школу. Ребенок разрывался между музыкой и художественным творчеством. В 1986 году, окончил Одесскую школу искусств по специализации классическое фортепиано. Василий учился в Одесском Художественном училище им М.Б. Грекова , а так же закончил Одесский педагогический институт (музыкальный факультет) , где работал и его отец Вадим Дмитриевич Богатырев Поступая в художественное училище не прошел по конкурсу, но тяга к искусству была так велика, что он поступил на скульптурное отделение, где был недобор. В конце обучения он вновь увлекся музыкой настолько, что постоянно организовывал концерты, кружки самодеятельности на своем факультете. И даже дипломная работа отличалась оригинальностью. Василий Богатырев стал единственным скульптором, который написал музыку для своей дипломной скульптуры.
Василий Богатырев (сценический псевдоним Васся) , художник- скульптор по профессии на сегодняшний день является одним из лучших аранжировщиков страны. На его счету огромное количество альбомов звезд российской эстрады, где он выступал в качестве аранжировщика , и множество шлягеров, написанных им, уже как композитором. Когда Васся приехал в Москву из Одессы, Алла Пугачева, заметив его талант, предложила ему работать с Кристиной Орбакайте, с которой Василий достаточно долго проработал в качестве аранжировщика и композитора (например, написал ей песню "Позови меня") . Одновременно Василий работал с Александром Малининым, Аркадием Укупником, Владом Сташевским, Аленой Апиной и прочими весьма и весьма знаменитыми личностями. Через несколько лет такой работы Васся заработал себе имя, уважение и материальное благополучие , которые , однако, все-таки, не удовлетворяли его. Вполне естественно, что ему надоело оставаться за кадром, обладая незаурядными голосовыми данными, композиторским талантом и большим опытом работы в российском шоу- бизнесе.
В 1999 году Василий Богатырев открыл свою собственную студию "Studio 33 Records», где он работает как композитор и звукорежиссер для российских и европейских.
В 2002 году Василий Богатырев начал свою работу в США в качестве музыканта и композитора, написав музыку для шоу "Balagan" оно началось и получило широкое признание в казино Beau Rivage Hotel и в Миссисипи.
В 2003 году Василий Богатырев написал оригинальную музыку для нового шоу, "Taganai".
Как композитор и поэт написал песни для Ф. Киркорова, Д. Гурцкой, К. Орбакайте, Т. Булановой, Н. Ветлицкой, Кабаре-дуэта «Академия», А. Стоцкой, Лолиты Милявской, Е. Осина, Виктора и Ирины Салтыковых и других.
Как саунд-продюссер работал с такими артистами как: Albano, Ricchi e Poveri, Pupo, Rikardo Fogli, Matia Bazar, Toni Espozito, Bosson, Toto Cutugno, Dan McCafferty "Nazareth", София Ротару, Игорь Крутой, Игорь Николаев, Раймонд Паулс, Лариса Долина, Дима Билан, Витас, гр.«УМАТУРМАН», гр. «Сливки», Влад Топалов, Пресняковы, Наталья Подольская, гр.«PushKing», гр.«Лицей», гр.«Динамит», Маша Кац, Лада Денс, Тамара Гвердцители, Михаил Шафутинский, гр.«Комбинация», Лайма Вайкуле, Александр Маршал, Надежда Бабкина, Александр Малинин, Жанна Агузарова, Александр Буйнов, Слава, Юля Началова, Алексей Кортнев, Паскаль, Верка Сердючка, Анита Цой, Алексей Чумаков, муз. Фильмы «Фигаро» и «Снежная Королева», «Новогодняя ночь в стиле “АВВА” на НТВ» и многие другие артисты театра и кино. ... Шоу, музыку к которым написал Василий Богатырев 1-Balagan (2002) 2-Taganai (2003) 3-Aga-boom (2003) 4-Ezuru (2005) 5-Show “V” (Las Vegas) 6-“Magic show”(Las Vegas) 7-Popovish show 8-Aphelion (спектакли «Новогодние вертормашки», «Клоунконцерт») 9-Frimont show (Фримонт-шоу)- шло на ул. Фримонт в Лас- Вегасе.
Василий Богатырев выпустил 12 компакт-дисков со своей музыкой, в том числе 5 были выпущены в США. Эти диски включают музыку, написанную им для различных шоу, а также его оригинальная музыка и песни. В России, Василий Богатырев был награжден большой золотой медалью и официальным названием "Сокровище нации", которая демонстрирует свой уникальный статус в России. Василий Богатырев был удостоен многих национальных признаний, в том числе: "Сокровище нации" Диплом в 1998 году Серебряная медаль в IX Международном телевизионном фестивале молодых исполнителей эстрадной песни" "Ялта-Москва-Транзит 1994" Специальный диплом за вклад в подготовку празднования 800-летия Москвы Музыка, которую он написал для "Aga- Boom" была номинирована на премию “Овация» в номинации " Тhe Best Traveling Show Category», наряду с"“Producers ","42 Street "в 2003 году.
Как рок-музыкант и исполнитель Василий работал в таких группах "Каприс", "Бастион", "Найс", "Понтий Пилат"
Проекты: детское шоу "Новогодние вверхтормашки" и "Клоунцерт" в театре Терезы Дуровой; цирковые шоу ("Balagan", "Taganai", "Ezuru", "Aphelion", "Magik scou" (США)),; клоунские шоу ("Aga-boom" и "Popovich's Comedy Pat Theater"(США); анимационный сериал "Маша и Медведь", "Машины сказки", «Алиса знает что делать».[8]
2.2. Проект «Маша и Медведь» в творчестве Василия Богатырева
Все началось с того, что сценарист и один из продюсеров сериала Олег Кузовков 15 лет назад отдыхал в Крыму и заметил на пляже очень интересную маленькую девочку. Такую, что ее нельзя было не заметить: она была настолько непосредственной и активной, что вскоре все взрослые попросту прятались от нее. Вот так у Олега и зародилась идея мультфильма «Маша и Медведь», в основу которого легла всем известная одноименная детская сказка, а прототипом непоседливой главной героини стала та самая крымская девочка. Однако запустить проект в те годы по ряду причин не представилось возможным, и пришлось отложить его осуществление более чем на 10 лет. Только в 2007 году Кузовков вернулся к идее мультфильма и, собрав группу единомышленников, написал сценарий, и через некоторое время производственный процесс был запущен.
По признанию самого сценариста, эскизы дизайна персонажей заняли у него не более двух часов по приезде с отдыха. Эти рисунки и легли в основу трехмерных моделей сериала, разработка стилистики которого была осуществлена художником-постановщиком Ильей Трусовым. А непосредственно персонажами занималась художник-мультипликатор Марина Нефедова.
Как рассказывает Олег Кузовков на выпуск «Первой встречи» потребовалось около восьми месяцев, остальные серии выходят намного быстрее и даже с учетом все возрастающего уровня графики занимают не более 4-5 месяцев. Причем больше времени, по словам Кузовкова, занимает творческий процесс, написание сценария, а его реализация – уже дело техники. И, несмотря на самое тщательное и подробное прописывание сценария, многие интересные идеи возникают у режиссеров непосредственно в процессе анимации.
Наблюдая за приключениями героев мультфильма и вдоволь повеселившись над забавными ситуациями, в которые они попадают, дети усваивают для себя важные уроки, поскольку в каждой серии мультфильма показывают не просто смешные, но и поучительные истории.[9]
В этом проекте огромную роль играет музыка. Получив предложение написать лейтмотивы героев, еще только планируемого мультфильма, Василий Богатырев сразу принялся за дело. Первой мелодией возникла тема Медведя, которую Василий написал буквально за полчаса и сразу же отправил на оценку продюсеру. Олег Кузовков был настолько поражен скоростью и качеством написанной мелодии, что доверил Богатыреву написание всей музыки к проекту. А лейтмотив Медведя, впоследствии, стал любимой мелодией композитора.
Заключение
В данном исследовании была рассмотрена тема «Современное композиторское творчество». В ходе исследования удалось найти несколько определений понятия «композитор» и выявить общие черты, характерные для этой профессии не только в общепринятом варианте, но и в контексте сегодняшнего дня. Так, на сегодняшний день, композиторами можно считать людей, сочиняющих не только произведения с сюжетом и законченной музыкальной мыслью, но и сделавших рингтон для телефона.
Знакомство с композитором с Василием Богатыревым удивило его многогранностью. Трудно представить столько творческости в одном человеке. «Скульптор-музыкант», такое сочетание профессий встретишь не часто. Поразило количество инструментов, которыми владеет композитор. Трудно сказать, на чем он не смог бы изобразить мелодию. Талант Василия Богатырева безграничен. Имея огромный диапазон, он озвучивал и женские вокальные партии и перепел несколько произведений легендарной группы «Queen», не только партию солиста, но и весь бэк-вокал. На современной эстраде трудно найти звезду, с которой Василий не поработал: в качестве композитора, либо аранжировщика.
В ходе работы над проектом было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие ученики 5-7 классов. Им были заданы следующие задания:
музыкант»; 24% решили что это «певец»; 14% предположили что перед ними «артист»; 12% ответили «не знаю».
43% ответили- «композитор», 37% - «тот кого показывали на портрете», 15% сказали - «не знаю», 5% знают, что это «Богатырев»
С данным проектом состоялось выступление перед учениками 5-7-х классов, где ученики внимательно слушали и задавали дополнительные вопросы по биографии и творчеству композитора.
Тема «Современное композиторское творчество» настолько глобальна, что раскрыть ее в одном исследовании просто невозможно. Разрабатывая эту тему, в дальнейшем, хотелось бы открыть для себя новые имена, не менее интересные и талантливые. Хотелось бы подробнее остановиться на работе композитора с инструментами, в студии, с коллективами и солистами. Хотелось бы, конечно, лично задать интересующие вопросы, но, несмотря на, огромное количество блогов в соц. сетях, звезды продолжают быть недосягаемыми для слушателей и фанатов. Поэтому, не стоит забывать о людях, живущих рядом с нами. Наш город так же полон талантами, в том числе, и в композиторском искусстве.
Список используемых источников и литературы
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki
[2] Л. Михеева Музыкальный словарь в рассказах Москва всесоюзное издательство «Советский композитор» 1986
[3] Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
[4] Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. – Попов М., 1907
[5] http://www.profguide.ru/professions/composer.html
[6] Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Музыка» 9 класс
[7] Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Музыка» 9 класс
[8] https://ru.wikipedia.org/wiki
[9] http://multonline.su/stati/masha-i-medved/178-istoriya-sozdaniya-multseriala-masha-i-medved.html
Военная хитрость
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Простые новогодние шары из бумаги
Сказочные цветы за 15 минут
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью