Данный материал представляет собой исследовательскую работу обучающихся 7 класса по музыке, где предметом исследования стали «Песни, опалённые войной». История нашей страны – рядом с нами, и в канун 70-летия Победы мы не должны забывать всё то музыкальное наследие, военные песни, которые поддерживали дух русского народа и вели к Великой Победе Цель проекта: развивать интерес к песням Великой Отечественной войны, воспитывать чувства патриотизма
Вложение | Размер |
---|---|
проект по музыке о военных песнях | 167.65 КБ |
песни опалённые войной | 2.65 МБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №12 г.Балашова Саратовской области»
Районный конкурс исследовательских проектов
по музыке
«Великий День Победы»
для обучающихся 7 классов
название проекта «Людская память вечно помнит… »
номинация: «Нам дороги эти позабыть нельзя!»
выполнили:
Галкина Мария,
Полетаева Виктория,
Токарева Яна
обучающиеся _7_ «Б»_ класса
МОУ СОШ №12
г.Балашова Саратовской области
руководитель:
Душина Лариса Дмитриевна
учитель музыки первой категории
Балашов
Март 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
– 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
– 3
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИ
– 4
ГИПОТЕЗА
– 5
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
– 6
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
– 6
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЛАН, ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ – ОПИСАНИЕ, ТЕСТИРОВАНИЕ, ОПРОС
– 7, 8, 9
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 9
ВЫВОДЫ, ДОСТИГНУТАЯЦЕЛЬ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ
– 9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ЛИТЕРАТУРА, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ
– 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В этом году мы - учащиеся 7 Б класса - решили попробовать свои силы и взялись за исследовательскую работу по музыке «Песни, опалённые войной».
Этот вид деятельности нам знаком. На уроках музыки мы уже занимались проектной деятельностью по различной тематике, также участвовали в конкурсах исследовательских интернет – проектах и мероприятиях.
В начале мы подбирали материалы, составляли анкеты, определялись с формой и названием исследовательской работы, искали информацию для написания и оформления.
Учитель музыки, Душина Лариса Дмитриевна, участвовала с 5 «А» классом нашей школы в муниципальном конкурсе электронных газет «Память Победы», который проводил Советский район. Газета, созданная учащимися 5А класса, заняла 1 место. В результате работы над исследовательским проектом выяснилось, что у одного из обучающихся прадед Мурадов Михаил Мурадович воевал с 1943 года на Ленинградском фронте и играл в духовом оркестре.
Мы поняли, что история нашей страны – рядом с нами, и в канун 70-летия Победы мы не должны забывать всё то музыкальное наследие, военные песни, которые поддерживали дух русского народа и вели к Великой Победе. После рассказа пятиклассника, Панченко Кирилла, о своём прадедушке, Лариса Дмитриевна предложила участвовать в районном конкурсе ученических проектов по предмету «Музыка» «Великий День Победы» для обучающихся 7 классов. И действительно, существует очень много музыкальных произведений о войне, а главное, песен, которые согревали душу солдат в военные годы. Эти песни популярны и любимы до сих пор. Они будут жить вечно!
Так возникла цель нашего проекта: развивать интерес к песням Великой Отечественной войны, воспитывать чувства патриотизма. Эта работа сплотила наш класс. Чтобы осуществить задуманное, нам было необходимо познакомиться с проектом и материалами электронной газеты, созданной пятиклассниками. Мы выражаем благодарность Панченко Кириллу за его материал о прадедушке и за идею, подтолкнувшую нас к созданию данного проекта.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА-ИССЛЕДОВАНИЯ:
развивать интерес к песням Великой Отечественной войны
дидактическая цель:
воспитывать чувства патриотизма
ЗАДАЧИ:
выявить знания о песнях Великой Отечественной войны у обучающихся и их родителей;
собрать материал о любимых песнях Великой Отечественной войне и истории их создания;
совершенствовать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности;
развивать чувство гордости за отечественную музыку и историю страны.
ГИПОТЕЗА
Мы предполагаем, что военные песни способны донести исторический дух военного времени. Песни о войне смогли сохранить историзм военных лет и передать силу патриотизма, воли и самоотверженности в борьбе с врагом.
И главным для нас будет предположение:
Хранят ли песни память о войне?
Мы хотим познакомиться с некоторыми из них, но надеемся, что песни военных лет останутся в вашей памяти. Для нас важно пробудить в себе интерес к песням Великой Отечественной войны, узнать историю их создания, собрать материал о композиторах, выяснить, какие из песен до сих пор являются самыми любимыми и часто исполняемыми, разучить наиболее популярные из них - цель нашего проекта.
Работа над проектом позволит расширить общий кругозор, поспособствует воспитанию нравственно-патриотических, художественно - эстетических качеств, творческих способностей. Вследствие работы над проектом, изучая исторические документы, слушая воспоминания фронтовиков, мы познакомимся с новыми страницами истории войны, открывая для себя уже знакомые песни с новой стороны
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
классный коллектив учащихся 7 «Б» класса и их родители.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
песни военных лет
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН
Первый этап: Подготовительный
1.Формулирование основополагающих вопросов.
1.1Можно ли воспитать в себе чувство патриотизма, гордости за свою страну с помощью музыки?
1.2 Знают ли песни военных лет современные дети и их родители?
2.3 Слушает ли песни военных лет современное поколение?
2.Создание рабочих групп:
2.1. «Музыканты».
2.2. «Историки».
2.3. «Библиографы».
2.4. «Оформители».
3.Знакомство учащихся с темой исследования: Хранят ли песни память о войне?
Второй этап:
1.Обсуждение плана проекта, проблемного вопроса: Зачем собирать и изучать материал о песнях Великой Отечественной войны?
2.Распределение обязанностей.
3.Рекомендация списка ресурсов по теме проекта: как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.
Третий этап:
1.Сбор материала и его анализ
1.1. Работа с энциклопедией.
1.2. Подбор песенного материала: медиатека школы, домашние пластинки, сборники песен.
2.Тестирование, опрос одноклассников и их родителей .
3.Исследования в виде диаграммы.
Заключительный этап:
1.Подведение итогов.
2.Работа над созданием презентации.
3.Подсчёт и оформление результатов.
Рефлексия работы над проектом: осуществляется путём обсуждения.
Ход исследования
(информационное сопровождение - описание)
В ходе исследования было выяснено, что самыми популярными песнями о войне являются: «В землянке», «Катюша», «Священная война», «Тёмная ночь», «Три танкиста», «Синий платочек», «Огонёк», «Смуглянка».
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны. Вот несколько из них.
Много написано песен о Великой Отечественно войне, но наверное, самой первой была «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача и музыку Александрова. «Песня-боец» - так можно сказать о песне «Священная война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача. Уже 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». На четвертый день войны композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, она зазвучала по радио. История создания военной песни «Священная война» такова: как-то за завтраком в Доме Красной Армии к Александру Васильевичу Александрову подошел политработник и протянул композитору утреннюю газету «Известие» со словами: «Александр Васильевич, прочтите, пожалуйста, стихотворение Лебедева- Кумача, может, вы песню напишете?» Александров прочитал стихи и, никому не сказав ни слова, ушел домой. Композитор был настолько поражен силой стихотворения, что уже к вечеру была написана музыка, такая же сильная: каждая нота звучала как зов, клич. Александр Васильевич написал ноты на доске и в ту же ночь, артисты из ансамбля Красноармейской песни выучили ее. Шел седьмой день войны. Утром следующего дня на Белорусском вокзале перед солдатами, отбывающими на фронт, была исполнена «Священная война».
На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка». Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была ожидаемой и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду. Так была создана песня «В землянке».
«Катюша». Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил первое четверостишие песни. А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Он показал это четверостишие композитору Матвею Блантеру. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г.исполнила «Катюшу» Валентина Батищева. Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.
«Тёмная ночь» Муз.Н. Богословского, сл. В. Агатова Для фильма "Два бойца" срочно понадобилась песня, которую герой Марка Бернеса боец-одессит Аркадий Дзюбин должен был петь товарищам в землянке. Музыка была написана экспромтом Никитой Богословским. Приехавший по телефонному звонку поэт Владимир Агатов тоже экспромтом создал текст. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят. Однако еще до выхода фильма на экран о песне узнал Леонид Утесов и включил в свой репертуар. Потому было решено срочно написать герою еще одну песню - и были написаны "Шаланды, полные кефали".
Песня «Три танкиста» была написана братьями Покрасс на слова Бориса Ласкина и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году.Братья Покрасс (Даниил и Дмитрий) — крупнейшие советские композиторы-песенники, основоположники революционной музыкальной эстетики. Тогда Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане. Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. С нашей стороны в бой вступили и танки. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие. Б. Ласкин, — и вышел от режиссера несколько растерянный. События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. И начали складываться строчки: С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Позвонили Пырьеву. Тот не заставил себя долго ждать. Прослушав песню в исполнении авторского «трио», Иван Александрович попросил повторить ее и задал только один вопрос: «А у танкистов есть слово «экипаж»?» Получив утвердительный ответ, режиссер сказал «годится», забрал листок со словами, клавир песни, попрощался и ушел. А на другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма» артисты Николай Крючков, Петр Савин и Арто Кефчиян — исполнители главных ролей в фильме.
ТЕСТИРОВАНИЕ И ОПРОС
УЧАЩИХСЯ 7 Б КЛАССА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: песни о войне – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги они нам, эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены были наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект.
ДОСТИГНУТАЯ ЦЕЛЬ
Считаем, что цель исследовательского проекта, которая заключалась в развитии интереса к песням Великой Отечественной войны и воспитании чувства патриотизма была достигнута. Главное - мы сдружились в совместных мероприятиях и лучше узнали друг друга, проявив своё творчество. В результате работы над проектом мы доказали, что песни являются основным из хранителей памяти о Великой Отечественной войне. Пока звучат военные песни, жива память о той войне.
Доказательством тому служат результаты работы:
1.Посмотрели видеосъемки выступления вокальной группы и хора школы;
2.Слушали и разучивали военные песни;
3.Устроили конкурс – смотр «Строя и песни»;
4.Устроили концерт для родителей.
5.Провели классные часы, посвящённые 70 – летию Великой Победы, где звучали песни военных лет
ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ
В ходе работы над проектом были поставлены следующие задачи:
Мы считаем, что все задачи, которые мы перед собой поставили - выполнили.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
(ЛИТЕРАТУРА, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ)
Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М.,2009;
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2010;
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2009; Ресурсы сети Интернет:
Слайд 1
«Людская память вечно помнит… » (ученический, исследовательский проект) Авторы проекта учащиеся 7 «Б» класса: МОУ СОШ №12 г.Балашова Саратовской области» Галкина Мария Полетаева Виктория Токарева Яна Руководитель проекта: Душина Лариса Дмитриевна, учитель музыки 2015 год Районный конкурс ученических проектов по предмету «Музыка» «Великий День Победы» для обучающихся 7 классовСлайд 2
Цель проекта: развивать интерес к песням Великой Отечественной войны дидактическая цель: воспитывать чувства патриотизма
Слайд 3
совершенствование творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей развитие чувства гордости за отечественную музыку и историю страны Задачи проекта: воспитание чувства патриотизма собрать материал о любимых песнях Великой Отечественной войне и истории их создания выявить знания о песнях Великой Отечественной войны у обучающихся и их родителей
Слайд 4
Гипотеза проекта: Хранят ли песни память о войне?
Слайд 5
Вопросы проекта: Возможно ли развитие патриотических качеств обучающихся посредством музыки? Интересны ли песни военных лет современным детям и их родителям? Зачем собирать и изучать материал о песнях Великой Отечественной войны?
Слайд 6
учащиеся разных возрастов учителя работники культуры педагоги дополнительного образования воспитатели Пользователи проекта:
Слайд 7
1 этап - Подготовительный Создание рабочей группы,выбор темы, определение цели, задач проекта 2 этап - Планирование обсуждение проблем, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом определение источников информации сбор информации анкетирование
Слайд 8
3 этап - Выполнение проекта создание презентаций для выступлений обработка анкет создание электронной газеты разучивание песен изучение собранной информации об истории создания песен выступление на концерте подготовка к уроку музыки
Слайд 9
Заключительный этап: 1.Подведение итогов. 2.Работа над созданием презентации. 3.Подсчёт и оформление результатов. Рефлексия работы над проектом: осуществляется путём обсуждения
Слайд 10
Результаты проведенных исследований
Слайд 11
Результаты проведенных исследований
Слайд 12
Результаты проведенных исследований
Слайд 13
Результаты проведенных исследований
Слайд 14
Результаты проведенных исследований
Слайд 15
Итоги проекта : урок «Музыка Великой Отечественной войны» рефераты на тему «История создания военных песен» электронная стенгазета «Памяти Победы» мультимедийные презентации исследования (анкеты, опросы) Концерт ко Дню Победы
Слайд 16
"Там, где переходы и завалы, Рваная колючка на столбах, Умирали наши запевалы С недопетой песней на губах." М. Дудин
Слайд 17
«Священная война» муз. А.В. Александрова сл. В.И. Лебедева-Кумача Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,— Идет война народная, Священная война!
Слайд 18
В землянке сл.А. Суркова муз. К. Листова Однажды поэт Алексей Сурков выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. После всех испытаний он написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народной песней «В землянке» Песня, будто сокращала расстояния, приближала родных и близких. В песне солдат выражал свое чувство к любимой, веру в ее любовь. «Мне в холодной землянке тепло,от твоей негасимой любви»
Слайд 19
КАТЮША (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера) Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом- Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом. «Все мы любим душеньку «Катюшу», любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придаёт». «Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне».
Слайд 20
«Тёмная ночь» Муз.Н. Богословского, сл. В. Агатова Тёмная ночь Только пули свистят по степи Только ветер гудит в проводах Тускло звёзды мерцают
Слайд 21
«Три танкиста» муз. братьев Покрасс на сл. Б Ласкина И добили — песня в том порука — Всех врагов в атаке огневой Три танкиста, три веселых друга — Экипаж машины боевой! ,
Слайд 22
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ (ЛИТЕРАТУРА, СЕТЬ ИНТЕРНЕТ) Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М.,2009; Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2010; Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2009; Ресурсы сети Интернет:
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Заповеди детства и юности
Девочка-Снегурочка
По морям вокруг Земли